Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблематика формирования информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века: ключевые вопросы изучения в современной отечественной школе

Работа №99124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В СТРАНАХ ЗАПАДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 10
1.1. Концептуальные основы постиндустриализма 10
1.2. Футурологические концепции развития информационного общества 13
1.3. Концепции информационного общества конца ХХ века 19
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 24
2.1. Развитие образования в информационном обществе
второй половины ХХ века 24
2.2. Школьное образование в странах Запада в конце ХХ века 26
2.3. Характеристика школьного образования в некоторых
странах Запада в конце ХХ века 32
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ШКОЛОЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ ЗАПАДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
3.1. Российское образование в советский период 49
3.2. Информационное общество в России конца ХХ века и
образование 56
3.3. Образовательные стандарты российского образования начала XXI века
3.4. Рекомендации по преподаванию информационного общества в отечественной школе 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Вторая половина ХХ века заметно повысила интерес к вопросам общественного развития в странах Запада. Создаются теории, которые показывают растущую роль науки и техники в развитии общества. Основу таких теорий заложили Дэниел Белл, назвавший общество постиндустриальным, Элвин Тоффлер дал ему название сверхиндустриальное, Збигнев Бжезинский - технотронное общество. Теории имеют много общего, гораздо больше, чем различий. Различия проявляются в том, что теории создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая теория отражает особенность той или иной стадии. Новые качественные изменения в обществе исследовали Питер Дракер - посткапиталистическое общество и Маршалл Маклюэн, который назвал общество «электронным».
Мануэл Кастельс - крупнейший социолог современности - специализируется в области знаний об информационном обществе. Кастельс показывает, что связи на международном уровне бизнеса, культуры и прогресс микропроцессорных технологий - явления взаимозависящие и неразрывные. Все сферы жизни: от политической деятельности крупных государств и до повседневного быта обычных людей, изменяются, попадая в глобальные сети. Благодаря этим технологиям, значение знания и информационных потоков в современном обществе поднимается на невиданную высоту. Мануэл Кастельс первый доказал это, хотя теоретиками постиндустриализма данный факт отмечался. Основным источником продуктивности и власти в информационную эпоху являются знания.
Теория постиндустриального общества не имеет чётких хронологических рамок. Начало постиндустриальной эпохи связывается с периодом 1970-1980 годов: именно в данный период последствия научно-технической революции (НТР) привели к сращиванию науки с технологическими инновациями. Главная проблема в рамках мирового информационного пространства - непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Информационное общество утверждается в тех странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-70-х годах сформировалось постиндустриальное общество. Такая ситуация вызывает серьезные опасения, так как неравномерное развитие Сети оставляет за бортом международной коммуникационной системы значительную часть мирового сообщества, которая не имеет доступа к коммуникационным и компьютерным технологиям.
Реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу, ряд государств, международных организаций поставили перед собой в качестве первостепенной. В этих документах прослеживается одна цель - войти в число лидеров мирового сообщества, хотя по форме документы могут различаться. Проблемы создания информационного общества начали обсуждаться в середине 1990-х годов на совещаниях, организованных Советом Европы, Европейской Комиссией, ЮНЕСКО и другими многочисленными международными и межправительственными организациями. В 1999 году принято решение о проведении под эгидой ООН Всемирного Саммита по информационному обществу (WSIS). В 2002 году обсуждаются проекты двух основных документов Всемирного Саммита: «Декларации принципов» и «Плана действий» , принятых в 2003 г. на Женевском Саммите.
Параллельно лидеры государств, входящих в «Восьмёрку» (О8),заявили о своей готовности реализовать программы, направленные на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства. В 2000 году была подписана «Окинавская хартия глобального информационного общества» , подтвердившая намерения лидеров.
К разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия» приступили сразу после подписания В.В. Путиным Окинавской хартии. Цель программы - обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления» .
Ключевыми сферами вхождения в информационное общество являются наука и школа. Россия не сможет быть одним из лидеров глобального информационного общества без сохранения передовых позиций российской науки и будет «пользоваться» копированием иноземных образцов. Аналогично можно сказать и о системе образования: выдающиеся достижения научной мысли, передовые технологии будут бесполезны, если люди не научатся ими пользоваться.
«Человеческий капитал» будет являться главным ресурсом развития экономики ведущих мировых держав. Академик Н.Н. Моисеев ещё в 1990-е годы писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны ... и новые знания, и новая система ценностей» . Школьное образование в России, в том числе историческое, не в полной мере отвечает потребностям и запросам человека и общества. В условиях глобализации российскому образованию свойственны общемировые тенденции.
Разрушение целостности существовавшей в СССР системы образования стало болезненной проблемой для общества.
Новое понимание места и роли образования в российском обществе формулируется в ряде основополагающих государственных документов - Закона РФ «Об образовании»; Национальной доктрине образования в Российской Федерации; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, где устанавливается принцип приоритета образования в государственной политике, определяется стратегия развития образования; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года; Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2012 года.
В этих условиях изменяется роль и значение системы образования, основной задачей которой было сохранение преемственности поколений, для чего использовались устоявшиеся и традиционные формы, методы и способы передачи информации. Но в настоящее время происходит отход от этих традиционных форм, методов и способов в сторону увеличения разнообразия различных коммуникативных стилей, способствующих росту инноваций в сфере информационного обмена.
В конце 80-х годов в новый этап развития вступила отечественная историческая наука, признаками которого стали попытки заменить формационную парадигму академической истории и школьного исторического образования - цивилизационной, попытки отказаться от монодоктриального, детерминированного взгляда на историю. Проблема советского исторического и социально-гуманитарного образования в том, что оно не было ориентировано на реальные потребности общества, не достаточно полно и объективно изучало развитие ведущих стран Запада периода новейшей истории. Данная ситуация в меньшей степени, но проявляется и в современной отечественной школе.
Актуальность. Образовательная система, являясь приоритетной сферой интересов государства и социума, должна полностью отвечать потребностям и запросам информационного общества с учетом информационно-технологических возможностей, давать объективную оценку зарубежного опыта и его практическое использование. В ситуации перехода к информационному обществу особую актуальность приобретает изучение вопроса о том, в какой степени система образования должна реагировать на происходящие изменения, ведь она является одним из самых консервативных институтов и любые непродуманные меры по её модернизации чреваты непредсказуемыми последствиями.
Объектом исследования является образование в информационном обществе конца ХХ века.
Предметом исследования стали формы и способы преподавания в странах Запада, а так же формы и способы преподавания информационного общества в России.
Актуальность проблемы, важность её решения определили выбор темы диссертации, и послужила основанием для определения цели и задач данной работы.
Цель работы - дать целостное представление об образовании в информационном обществе второй половины ХХ века, выявить особенности и разработать рекомендации по преподаванию информационного общества в отечественной школе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проследить основные этапы формирования информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века.
2. Выявить тенденции и перспективы развития сферы образования в странах Запада второй половины ХХ века.
3. Выявить характерные черты и особенности изучения современной отечественной школой информационного общества в странах Запада второй половины ХХ века.
4. Разработать рекомендации по преподаванию информационного общества в современной отечественной школе.
Структурно работа состоит из введения, в котором обусловлена актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех глав, раскрывающих те или иные аспекты исследуемой темы; заключения, в котором представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию, библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


XX век, возможно, будет назван веком образования, так как это одна из главных сфер деятельности человека. Образование имеет определяющее значение в развитии любого государства. Вместе с тем, вторая половина XX века - это и кризис образования, и поиск путей его преодоления. Очевидно, что этот фактор есть главная составляющая общего кризиса индустриальной цивилизации. В этой работе - попытки проследить пути преодоления кризиса образования через ключевые вопросы изучения информационного общества на уроках истории и обществознания.
На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны следующие выводы:
Распространение микропроцессорных технологий привело к серьёзным изменениям в жизни людей. Неизбежность изменения цивилизации под этим влиянием, вызывает продолжение реформирования общества в России, её системы образования как важнейшей составной части. Изменения в системе образования - это поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития российского общества.
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде.
Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления фундаментальных особенностей человека (разум, технологичность деятельности, стремление к творчеству, свобода), для их применения в невиданных ранее масштабах. Каковы будут последствия её внедрения и применения - зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей.
Историческое образование сегодня — один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной государственной программы. В связи с этим учителю истории и обществознания приходится во многом переосмысливать и пересматривать инструментарий, применяемый им на практике. Под инструментарием понимаются педагогические технологии, методики, методы и отдельные методические приемы. Сегодня, проводя «ревизию» своего методического багажа, каждый педагог оценивает его составляющие, по крайней мере, с трех позиций: насколько те или иные способы деятельности учителя порождают самостоятельную деятельность учащихся; в какой степени технологии, методы и методические приемы влияют на формирование универсальных учебных действий учащихся; насколько эти цели соотносятся с требованиями ФГОС.



1. ВСЕМИРНЫЙ ДОКЛАД ЮНЕСКО. К обществам знания — ISBN 92-3-404000-7 — © ЮНЕСКО 2005 г
2. Декларация принципов. Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии // Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб. 2004. С. 11 - 24.
3. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ от 11 февраля 2002 года N 393 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
4. Окинавская хартия глобального информационного общества // Развитие информационного общества в России. Т. 2. Концепции и программы: Сб. документов и материалов. СПб. 2001. С. 63 - 71.
5. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (с изменениями и дополнениями)
6. План действий // Всемирный Саммит по информационному обществу. СПб. 2004. С. 35 - 37.
7. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования" .СПб., 2000 год
8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2004 года;
9. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты 2012 года;
Литература
I. Байнхауэр X. и Шмакке. Э. Мир в 2000-м году. Свод международных прогнозов.М.Прогресс .1973.
2 .Бжезинский. ЗАмерика и мир. Беседы о будущем американской внешней политики. АСТ. 2013.с.59-61
3БеллД. Грядущее постиндустриальное общество. М., Академия, 1999. с.254
4. Бэкон Ф. Сочинения. - М., 1977. - Т. 1.
5. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М.: Наука, 2007.
6. Высшее образование сегодня. - 2007. - № 8. - с. 12-17.
7. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. С.57
8. М.А.Данилов и Б.П.Есипов. Дидактика. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1957. с.318
9. Джуринский А. Н. Японские козыри // Педагогический факультет. — 1996.
— №1.Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Под общей ред. проф. С.Н.Бобылева. — М.: Весь Мир, 2004. — 160 с.
10. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная
волна на Западе: Антология. М.: Academia, 1999.
II. Есипов, Б. П. Поиски путей повышения эффективности уроков / Б. П. Есипов // Советская педагогика. - 1962. - № 8. - С.17-30.
12. Еркович С. Образование в Японии от первого сёгуната до наших дней //
Народное образование. — 1992. — №9-10.
13. Жуковская, З.Д. О концепции непрерывного образования / З.Д. Жуковская, Л.В. Квасова, В.Н. Фролов // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 8. - с. 12-17.
14. Зевин, Дж. Столкновение разных подходов к понятию гражданственности: трудности развития у учащихся критического мышления / Дж. Зевин // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. - М., 1997.с.129
15. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. М., 1995. С. 196-201.
16. Иноземцев В.Л. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе: Анология. М.: Academia, 1999.
17. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учебн. пособие для студентов вузов / В.Л. Иноземцев. М., 2000.
18. «История образования и педагогики» под редакцией А. Спивакова, Москва, 2005 г.
19. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004. С. 83 - 140.
20. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 157 - 313, 399 - 434, 455 - 464.
21. Кастельс М. Могущество самобытности //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 292 - 308.
22. Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волнана Западе: Антология. /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 492 - 505.
23. Кравчук А.А. «Проблемы соотношения науки и образования в информационном обществе».
24. Крупская Н.К. Собрание сочинений, М., 1959 г
25. Крысько В. Г. Психология и педагогика : учебное пособие /5-е изд., стер. — Москва : Омега-Л, 2007.
26. Кузнецов М.М. Философия Маршала Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc.
27. Ле Гофф Ж.. Другое средневековье // Университеты и государственная власть. - Екатеринбург, 2000.
28. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
29. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.
30. М.Маклюэн,К.Фиоре. Война и мир в глобальной деревне. АСТ, Астрель .2012.с.63
31. МоисеевН.Н. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ. 1996.с.13
32. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001
33. "Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования". СПб. 2000 год
34. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373
35. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.
36. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003.
37. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2003.
38. Урсул А. Д. На пути к опережающему образованию. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 4 (32)
39. «Учительская газета» от 18.10.1986 года. (главный редактор газеты - Владимир Матвеев).
40. Чугунов А. В. «Развитие информационного общества: теории, концепции и программы», учебн. пос., Санкт-Петербург 2007.
41. Чумакова В.П. Концепция Герберта Маршалла Маклюэна: Медиа в социокультурной динамике. М.2015 с. 215
42. Штрик А.А. Информационное общество и новая экономика / А.А. Штрик // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. М., 2002. С. 108 - 114.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ