Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности

Работа №99107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Сущность понятия «нравственные представления» 9
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Диагностическое исследование уровня формирования
нравственных представлений у старших дошкольников на констатирующем
этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Содержание работы по формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в
полихудожественной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76


Актуальность выбранной темы связана с нравственным кризисом в современном обществе. В настоящее время, в связи с изменением нравственно-ценностных ориентиров и становлении новых социально-экономических отношений, повлекло за собой смену социокультурных и нравственных ориентиров. Новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Осознавая эту истину нельзя не согласиться с мнением С.А. Козловой: «В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять» [36].
Формирование нравственных представлений — это сложный процесс последовательных взаимодействий педагога и детей, направленных на развитие нравственных чувств ребенка; способность жить согласно принципам и нормам морали, выработка прочной системы привычного, повседневного нравственного поведения. Задача формирования нравственных представлений состоит в том, чтобы «социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка» [24, с. 109]. И.Ф. Харламов утверждает, что «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [76, с. 220].
На современном этапе педагогами широко обсуждается проблема формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, которые предъявляются образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что содержание образования должно «обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [30].
В Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представлена ценностно-нормативная основа взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Целью этого взаимодействия является «совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [28, с. 7].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждены основные принципы дошкольного образования, одним из которых является принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Так же, во ФГОС ДО, решается задача формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных качеств.
Сегодня человек обладающий нравственностью, это человек, который имеет такие нравственные представления как: сочувствие, отзывчивость, доброта, достоинство, любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, уважение и забота о старших и младших, трудолюбие. Наличие этих нравственных представлений имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в нашей стране. Они определяют самосознание российского народа, расставляют приоритеты общественного и личностного развития, определяют характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни. Д.С. Лихачев сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов» [43, с. 292].
Формирование нравственных представлений — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.
В.А. Сухомлинский говорил, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [68, с. 161].
Для формирования активной личности гражданина — патриота своего Отечества, его мировоззрения, духовного мира, нужны иные подходы, оптимизирующие этот процесс. Одним из средств, направленное на формирование нравственных представлений детей, занимает полихудожественная деятельность. Множество видов полихудожественной деятельности (коллективные аппликации различными материалами, театрализация, сочинение различных историй, танцы музицирование, рисование музыки и др., доступность материала для понимания, близость к духовным устремлениям детей позволяют нам говорить об эффективности использования в формирование нравственных представлений дошкольников этого вида деятельности. Приобщение детей к полихудожественной деятельности дает им возможность на практике познать культурно-исторический опыт, воспитывают в них нравственные чувства, переживания, развивают художественно-эмоциональное мировоззрение ребенка, формируют эстетический вкус, приобщают к традициям своего народа.
Вопросам формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста посвящено множество исследований в педагогике, философии и психологии. Философы прошлого такие как H.A. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, уделяли большое внимание вопросам переживаний, чувств, взаимопонимания ребенка. В.Г. Нечаева, П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Т.И. Пониманская, С.А. Козлова уделяли внимание развитию нравственной сферы личности ребенка.
О потенциале полихудожественной деятельности по формированию нравственных представлений у детей занимались и занимаются многие ученые и педагоги такие как М.Б. Глотова, Б.П. Юсовым, Л.Н. Столович, Л.В. Школяр, Л.Г. Савенкова, Б.М. Неменский, И.А. Лыкова и др.
Вопрос по формированию нравственных представлений является одной из основных проблем методики нравственного воспитания детей. Несмотря на то, что данная проблема теоретически хорошо проработана, в большинстве детских дошкольных учреждениях на практике отсутствует систематизированная работа по формированию нравственных представлений дошкольников.
Все выше сказанное объясняет актуальность выбранной нами проблемы, заключающейся в практической реализации комплекса занятий по формированию нравственных представлений старших дошкольников.
Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности».
Объектом исследования является процесс формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
Цель исследования: теоретические обосновать, разработать и провести комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
Для реализации, поставленной нами цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, нормативно-правовые документы, методической и диагностической литературы по теме исследования, подбор диагностических методик;
2. Уточнить понятие «нравственные представления»;
3. Выявить психолого-педагогические особенности нравственного воспитания старшего дошкольного возраста;
4. Выявить воспитательный потенциал полихудожественной деятельности в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. Проведение опытно-поисковой работы по выявлению у старших дошкольников уровней нравственных представлений на констатирующем этапе;
6. Разработать и провести комплекс занятий для старших дошкольников по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- работы и идеи философской и педагогической мысли о развитии нравственной личности (П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Лихачев, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Н.В Микляева, Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович, И.Б. Дерманова, Е.Н. Бородина;
- положения аксиологического подхода к развитию личности (В.А. Сластенин, А.Д. Леонтьев, Е.В. Бондаревская, Б.Г. Ананьев и др.;)
- работы о воспитательном потенциале полихудожественной деятельности (М.Б. Глотова, Б.П. Юсов, И.А. Лыкова, Б.М. Неменский, Л.Н. Столярович, Л.В. Школяр, Л.Г Савенков, Н.Г. Куприна и др.)
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ
нормативно-правовых документов, теоретико-методологический
и понятийно-терминологически анализ литературы по проблеме по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов полихудожественной деятельности, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные входе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость продуктов полихудожественной деятельности, которые также могут использоваться на практике или организации досуговой деятельности.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №10 «Теремок» города Новоуральска, в котором приняли участие 19 детей старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследовательская работа по формированию нравственных представлений осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературного проблеме формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал полихудожественной деятельности в формировании нравственных представлений, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, разрабатывался комплекс занятий. Мы определили методы и приемы, направленные на формирование обозначенных нами критериев нравственных представлений старших дошкольников, осуществлялось внедрение разработанного комплекса занятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, 84 источников, 3 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном мире остро стоит проблема размытости нравственных ориентиров подрастающего поколения, поэтому одним из центральных направлений работы является формирование нравственных представлений. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных представлений, в том числе доброта, умение прощать и извиняться, уважение старших и дошкольного образования в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.С. Мухина, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.В Микляева, Т.А. Пушкина, Б.П. Юсов, И.Я. Каплунович, И.Б. Дерманова, Е.Н. Бородина, В.А. Сластенин, А.Д. Леонтьев, Е.В. Бондаревская, Б.Г. Ананьев, М.Б. Глотова, И.А. Лыкова, Б.М. Неменский, Л.Н. Столярович, Л.Г Савенков, Н.Г. Куприна и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «нравственные представления» — это обобщенный образ, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного и истинного отношения к себе, к другим людям и миру и понятие «формирование нравственных представлений» — это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладение последними нравственных норм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности (А.О. Лучнина).
Опираясь на позиции ряда авторов (О.С. Богданова, Л.И. Катаева, Н.В Микляева, Т.И. Бабаева, Е.Н. Бородина; В.А. Сластенин, А.Д. Леонтьев, и др.), мы определили основу нравственных представлений старших
дошкольников — это уважение старших; умение прощать и извиняться; доброта. Так же мы определяем формирование нравственных представлений в триединстве критериев: когнитивный, эмоционально-чувственный, деятельностно-поведенческий. Когнитивный проявляется в представления о том, что хорошо и можно, а что нельзя и плохо; оценивании хороших и плохих поступков, их анализ. Знание, что нельзя обижать людей; с добротой относиться ко всем; умение прощать и извиняться за плохие поступки; в уважении старших. Эмоционально-чувственный проявляется в способности управлять своими чувствами в любой ситуации, в доброжелательном отношение к товарищам, умение откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживание ближнему. Деятельностно-поведенческий — в выполнение правил поведенияв детском саду. Умение договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками. Воплощение собственных нравственных представлений в продуктах творческой деятельности.
2. Мы выяснили, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в становлении личности дошкольника в целом. Учитывая психофизическое, психическое развитие детей старшего дошкольного возраста и соблюдая педагогические условия, мы можем сформировать представления о том, что хорошо и можно, а что нельзя и плохо; оценивание хороших и плохих поступков, их анализ. Знание, что нельзя обижать людей; с добротой относиться ко всем; умение прощать и извиняться за плохие поступки; в уважении старших (когнитивный критерий). Особенности восприимчивости и эмоциональности старшего дошкольного возраста следует использовать в развитии умения управлять своими чувствами в любой ситуации, в доброжелательном отношение к товарищам, умение откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживание ближнему (эмоционально-чувственный критерий).
Особенности отношений со сверстниками, желание быть «взрослым» и признание этого желания у старших, способность к осознанному мышлению и осознанию своих поступков. Умение договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками. Воплощение собственных нравственных представлений в продуктах творческой деятельности (деятельностно-поведенческий критерий) — эти условия необходимо учитывать при формировании нравственных представлений.
3. Рассмотрев сущность полихудожественной деятельности в системе ДОО, можно сделать вывод, что полихудожественная деятельность является эффективным средством формирования нравственных представлений. Она позволяет педагогам формировать у детей нравственные представления, общечеловеческие ценности, правила поведения в обществе и в семье. Полихудожественная деятельность дает возможность задействовать не только когнитивную сферу ребенка, но и чувства, эмоции, дает «погрузиться» в полихудожественный материал нравственной направленности. В процессе полихудожественной деятельности у старших дошкольников формируются нравственные представления, происходит становление нравственных чувств и поведения.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста, задач по формированию нравственных представлений и проведен комплекс занятий по полихудожественной деятельности. В содержание комплекса занятий по полихудожественной деятельности вошли различные художественные, литературные и музыкальные произведения по нравственной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации полихудожественной деятельности обеспечил положительный результат в формировании показателей нравственных представлений, что было выявлено в процессе опытно- поисковой работы и в результате анализа продуктов полихудожественной деятельности детей старшего дошкольного возраста.



1. Аксенов, Д. Ю. Библиотека художника. Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам [Электронный ресурс] // Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних, высших учебных заведений. 2000. URL: http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm (дата обращения 05.05.2015).
2. Аманбеккызы, Ж. // Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ж. Аманбеккызы, У.Б. Ибрагимова // Международный журнал экспериментального образования №1. — 2014. —№3. — С. 15-16.
3. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] /
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе — СП б.: «Детство - Пресс», 2011. — 528с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1998. — 479с.
5. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] /
А. В. Бакушинский. — М.: «Дрофа», 1925. — 180с.
6. Барышева, Т. А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 345c.
7. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург 2000. URL: http://www.psyoffice.ru/6-1010-kalendarnye-prazdniki.htm (дата обращения 05.05.2015).
8. Берсеньева, К. Г. Большой сборник пословиц [Электронный ресурс] // Пословицы. 2009. URL: http://posloviz.ru/category/otec/ (дата обращения 3.03.2017).
Берсеньева, К. Г. Пословицы [Электронный ресурс] // Пословицы и
поговорки. 2008. URL: http://deti-i-vnuki.ru/russkie-poslovitsyi-o-seme-dlya- detey/ (дата обращения 03.03.2017).
10. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. — М.: Просвещение, 2013. — 213c.
11. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: «Академия», 2002. — 320c.
12. Бондаревская, Е. В. Формирование нравственного сознания старшего школьника [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук: / Е.В. Бондаревская; М.: «Дрофа», 1980. — 218с.
13. Бородина, Е. Н. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в период детства в художественно-игровой деятельности / Е. Н. Бородина // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. мат. [Электронный ресурс] // Ежегодной международной научно-практической конференции. 2016. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i- patrioticheskoe-vospitanie-detey-v-period-detstva-v-hudozhestvenno-igrovoy- deyatelnosti (дата обращения: 26.12.2016).
14. Бородина, Е. Н. Наследие [Текст]: метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной- игровой деятельности / Е.Н. Бородина. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. — 140 с.
15. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Н. Бородина. — Челябинск, 2016. —196c.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ