Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра-драматизация как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №93723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие нравственного воспитания в теории педагогики 6
1.2. Современные подходы к исследованию нравственного воспитания
детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Возможности игры-драматизации в нравственном воспитании детей
старшего дошкольного возраста 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика нравственной воспитанности у детей старшего
дошкольного возраста 33
2.2. Результаты диагностики уровня нравственной воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 42
2.3. Содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего
дошкольного возраста посредством игры-драматизации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80


Актуальность исследования обусловлена социальным заказом государства на «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» [54]. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, начиная с периода их начальной социализации - с дошкольного возраста, остро стоит перед дошкольными образовательными организациями в связи с изменением аксиологических приоритетов общественного сознания, ценностной дезориентацией детей, разобщенностью между родителями и детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности детей, развитие их нравственных качеств [60]. Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных чувств, отношений, привычек. Это обусловлено большими изменениями в эмоционально-волевом, умственном развитии детей, в мотивационной сфере, в сфере общения со сверстниками и взрослыми. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Как показывает анализ научной литературы, проблема нравственного воспитания была предметом пристального внимания известных деятелей педагогики: Я.А. Коменского[24], В.В. Зеньковского [15], П.Ф. Каптерева [19], Н.К. Крупской[29, 30], А.С. Макаренко[32, 33], В.Ф. Одоевского[43], Н.И. Пирогова[48], К.Д. Ушинского [59], С.Т. Шацкого[66, 67]и др.
Многие современные исследователи подвергают осмыслению имеющийся материал по вопросам нравственного воспитания детей с точки зрения современных изменений, происходящих в обществе. Эти вопросы нашли отражение в трудах таких ученых, как Р.С. Буре, Г.Н. Година[10], Н.С. Карпинская[21], С.А. Козлова, Т.А. Куликова [23], В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская[40], Н.В. Мельникова[35, 36], С.В. Петерина[47], Л.П. Стрелкова [55]и др. Большинство исследователей считает, что основы таких нравственных качеств, как сострадание, сопереживание, доброжелательность, правдивость, трудолюбие, ответственность, закладываются именно в дошкольном возрасте.
В нравственном воспитании дошкольников большая роль отводится играм-драматизациям, которые позволяют расширять представления детей о нравственных нормах и качествах, развивать адекватное отношение к поступкам людей, формировать опыт нравственного поведения (Л.В. Артемова [2, 3], Л.Б. Баряева [5], И.Г. Вечканова [5], А.И. Буренина [9], М.Д. Маханева [34], Е.В. Мигунова [37, 38], Э.Г. Чурилова [64], А.В.Щеткин [68]).
Однако практика показывает, что уровень нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Воспитатели дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в организации игр-драматизаций и не используют в полной мере их возможности для нравственного воспитания детей.
Возникает противоречие между необходимостью использования игр- драматизаций в процессе нравственного воспитания дошкольников и недостаточным методическим обеспечением этого процесса в ДОУ.
Появляется проблема: каков должен быть комплекс игр-драматизаций, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс игр-драматизаций, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: процесс переживания нравственных
отношений старшими дошкольниками в процессе игр-драматизаций.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «нравственное воспитание дошкольников».
2. Рассмотреть современные подходы к исследованию нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать возможности игры-драматизации в нравственном воспитании старших дошкольников в ДОУ.
4. Провести диагностику уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого¬
педагогической литературы, обобщение; эмпирические: беседа, опрос, педагогическое наблюдение, качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования:МБДОУ - детский сад № 396 «Семицветик»
г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были рассмотрены вопросы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации. В результате исследования были сделаны следующие выводы.
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста в педагогике менялось и зависело от социально-политического строя и ситуации в обществе. Являясь основой формирования личности, нравственное воспитание рассматривается исследователями в единстве трех аспектов: формирование знаний и нравственных представлений детей, воспитание нравственных чувств, получение детьми практического опыта и формирование привычек нравственного поведения.
Результатом нравственного воспитания становится нравственная воспитанность - система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, нравственных качеств, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах. Нравственная воспитанность старшего дошкольника представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного,
эмоционального и поведенческого.
Игры-драматизации - это разыгрывание в лицах литературных произведений, основанное на собственных действиях исполнителя с возможным использованием кукол бибабо или пальчиковых кукол. Такие игры являются эффективным средством нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Игры-драматизации обогащают жизненный опыт ребенка, позволяют встать на позицию персонажа, проникнуться его печалями и радостями, присвоить на время черты его характера.
Практическая часть исследования проводилась в МБДОУ - детский сад № 396 «Семицветик» г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет.
Для диагностики уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были определены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий) и показатели, даны уровневые характеристики нравственной воспитанности старших дошкольников. Также подобраны диагностические методики.
По результатам диагностики был сделан вывод о недостаточно высоком уровне нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. При этом наиболее высокий уровень нравственной воспитанности у детей старшей группы наблюдается по когнитивному критерию, т.е. более всего развиты знания о нравственных нормах, представления о нравственных качествах личности. Более низкий уровень наблюдается в развитии нравственной воспитанности по эмоционально-мотивационному критерию, т.е. нравственные чувства и переживания, нравственные отношения и мотивы нравственного поведения развиты хуже, чем нравственныепредставления. Самый низкий уровень наблюдается в развитии нравственной воспитанности по поведенческому критерию, т.е. нравственные привычки, поступки, действия детей сформированы хуже, чем знания и чувства.
Для организации работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста был составлен комплекс игр-драматизаций.При описании игр-драматизаций определены задачи игры, содержание занятий и виды детской деятельности. В работе даны методические рекомендации по организации игр-драматизаций, описаны этапы работы воспитателя с детьми , некоторые приемы дифференцированной работы с дошкольниками разного уровня нравственной воспитанности.
Таким образом, задачи исследования решены.



1. Алешина, И.Н. Диссонанс когнитивного и поведенческого компонентов нравственного развития ребенка [Текст]/ И. Н. Алешина // Вестник КРСУ. - 2009. - Том 9. - № 12. - С. 58-61.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольника [Текст]/Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Артемова, Л. В.Театрализованные игры дошкольников[Текст]: кн. для воспитателя дет.сада / Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Барик, М. Кукольный театр [Текст]/ М. Барик. - М. : Мелик-Пашаев, 2014. - 88 с.
5. Баряева, Л. Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст]/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ф. И. Алибаева. - М. : КАРО, 2009. - 256 с.
6. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога [Текст]/ В. С. Безрукова. - Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с.
7. Божович, Л.И.О нравственном развитии и воспитании детей [Текст]/ Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. - 1975. - №1. - С. 80-90.
8. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. Н. Бородина ; Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - 241 с.
9. Буренина, А. И. Театр всевозможного: от игры до спектакля [Текст]: уч.-мет. пособие / А. И. Буренина. - СПб. : Музыкальная палитра, 2002. - 114 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет.сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова : под ред. А. М. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
11. Выготский, Л.С. Проблема возраста[Текст] / Л.С. Выготский // Собрание сочинений:в 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
12. Вялкова, Е.В. Формирование нравственных представлений и умений старших дошкольников [Электронный ресурс]/ Е. В. Вялкова. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/503/2322 (дата обращения: 01.10.2021).
13. Гаврилова, Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста [Текст]/Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. -1967. - №5. - С. 107-114.
14. Детство. Примерная образовательная программа
дошкольногообразования [Текст]/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.]. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
15. Зеньковский, В. В. Проблемы воспитания в свете христианской
антропологии [Электронный ресурс]/ В. В. Зеньковский.
URL:http://www.odinblago.ru/problemi_vospitania/ (дата обращения
29.09.2021).
16. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб.пособие [Текст]/ Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина ; под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
17. Калабина, И. А. Педагогические условия организации
нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 /
И. А. Калабина ; Карел.гос. пед. ун-т. - Петрозаводск, 2007. - 155 с.
18. Калинина, Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте и социальное окружение [Текст]:дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Р. Р. Калинина ; Санкт-П. гос. ун-т. - СПб., 2008. - 193 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ