Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационные условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве

Работа №97191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В БЕСЕДАХ ОБ ИСКУССТВЕ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3. Беседы об искусстве нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В БЕСЕДАХ ОБ ИСКУССТВ..31
2.1. Диагностика формирования нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 31
2.2. Организация работы по формированию нравственных представлений у
детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 103

Нравственные представления и эталоны ориентируют ребёнка в общении с окружающими людьми и миром. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 03.08.2018)
«Об образовании в Российской Федерации» воспитанием выступает деятельность, которая основывается на «социокультурных, духовно­нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [40].
В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» говорится о необходимости усвоения детьми «норм и ценностей, принятых в обществе» [30]. Также, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны» [13]. Таким образом, дошкольный возраст является значимым этапом для формирования нравственных представлений и эталонов.
Особое внимание нравственному воспитанию дошкольников уделяли многие учёные: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Логинова,
А.В. Запорожец и др. Согласно их убеждению, именно с дошкольного возраста зарождаются и формируются в сознании ребёнка представления о нравственных нормах, смыслах и ценностях, которыми он будет руководствоваться в дальнейшей жизни.
К старшему дошкольному возрасту, дети начинают обдумывать нравственные идеалы, которые в последующем становятся ценностными ориентирами, поэтому педагогу необходимо помогать процессу формирования нравственных представлений. Беседы об искусстве это особые условия художественного общения педагога и воспитанников, предметом и целью которого является нравственно-ориентированное содержание 3
произведений искусства со своими определенными ценностями и смыслами. Беседы об искусстве это возможность организации процесса восприятия и понимания произведений живописи с нравственной проблематикой, построения особого диалога искусства с детьми.
Вечные ценности искусства, воплощая непреходящую истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда необходимы в дошкольном образовании. Беседы об искусстве способствуют процессу нравственного становления личности дошкольника, формированию нравственных представлений, так как соприкосновение и ознакомление с произведениями искусства помогает выработать критерии нравственных приоритетов.
Однако, беседы об искусстве как средство формирования нравственных представлений у старших дошкольников зачастую недооценивается педагогами, а также не в полной мере разработано содержание непосредственно образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), направленной на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве.
Таким образом, в педагогической существует противоречие между: необходимостью организации процесса по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве и недостаточной разработанностью организационных условий данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОО в беседах об искусстве.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Организационные условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий беседы об искусстве, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий беседы об искусстве, направленный на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования, на основе анализа раскрыть основные понятия «формирование нравственных представлений».
2. Определить особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить организационные условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на беседах об искусстве.
4. Провести диагностические исследования по определению исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать содержание по формированию нравственных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
работы авторов:
- изучающих сущность понятий «нравственные представления», «формирование нравственных представлений» (А.В. Бабаян, О.С. Богданова, И.С. Марьенко, Е.Н. Корнеева, В.А. Мазилов, В.Д. Шадриков, Б.Г. Ананьев, И.Ф. Харламов, Т.П. Авдулова, Л.Ю. Соломина, Н.В. Мельникова, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров и др.);
• работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (Б.С. Волков, И.В. Сушкова, Р.В. Овчарова, И.Ф. Свадковский и др.);
• беседы об искусстве как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлена в работах следующих авторов (Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский и др.);
• вопросы, связанные с организацией и методикой занятий на основе бесед об искусстве, направленных на формирование нравственных представлений представлены в работах ученых, педагогов, методистов (Р.К. Акчулпанова, Л.Х. Шаймухаметова, Н.А. Ротова, Е.Н. Бородина, И.А. Лыкова и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей, анализ результатов проектировочной работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов ДОО по формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Также следует отметить практическую значимость выявленных организационных условий и спроектированного комплекса занятий, которые также могут использоваться на практике в ДОО в направлении нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях беседы об искусстве.
Исследование по развитию творческих способностей осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого­педагогической и методической литературы по проблеме формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности бесед об искусстве в формировании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня формирования нравственных представлений у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровней формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий беседы об искусстве, направленного на формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Определялись организационные условия процесса формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: филиал Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство» детский сад № 495 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании теоретико-методологической базы исследования по проблеме нравственного воспитания, таких авторов как: А.В. Бабаян, О.С. Богданова, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Е.Н. Бородина, И.А. Лыкова и др. сделаем следующие выводы:
1. В рамках нашего исследования мы остановимся на определении понятия «нравственные представления» Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова - это прочувствованные и пережитые детьми образы поведенческих эталонов людей в отношении к окружающему миру и самим себе, регулирующие его собственное поведение.
Формирование нравственных представлений - это процесс целенаправленного и организованного взаимодействия педагога и воспитанников с целью овладения последними нравственных форм, правил, отношений, которое эффективнее осуществляется в различных видах деятельности. (И.А. Фархшатова, М.С. Давлетова).
Говоря о результатах процесса формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Н.В. Космачёвой:
• когнитивный критерий и его показатели - знание и понимание нравственных качеств личности, выступающих ценностями (доброта (добрый), злоба (злой), честность (честный), лживость (лживый), справедливость (справедливый), жадность (жадный), щедрость (щедрый), трудолюбие (трудолюбивый), лень (ленивый)); осознание и оценка нравственных норм (установление личной значимости); направленность на нравственные идеалы;
• эмотивный критерий и его показатели - распознавание эмоциональных состояний другого человека (веселье (радость), грусть, удивление, испуг, сердитость, спокойствие); адекватное эмоциональное отношение к нравственным нормам и их принятие; проявление соответствующих эмоциональных реакций (мимика, пантомимика) в ситуациях нравственных и безнравственных поступков;
• поведенческий критерий и его показатели - способность к действию и установлению межличностного взаимодействия в соответствии с нравственными представлениями о нормах и ценностях, стремление к оказанию действенной помощи, положительная направленность в поведении.
2. В старшем дошкольном возрасте формируется определённый объём знаний и навыков, усиленно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Ребёнок старшего дошкольного возраста может согласовывать свои действия с педагогом и сверстниками, участниками совместной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его действия характеризуются наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
При формировании нравственных представлений И.Ф. Свадковский предлагает учитывать следующие возрастные особенности старшего дошкольного возраста: повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм; недостаточная осознанность нравственных действий, относительная несамостоятельность нравственного поступка; ребёнок ориентирован в своих нравственных действиях на последствия поступка (наказание или поощрение); отсутствие собственных нравственных убеждений; эмоциональное восприятие мира у старшего дошкольника преобладает над рациональным.
Р.В. Овчарова определяет, что формирование нравственных представлений может происходить с помощью механизма «прояснение» (отражает конкретизацию, уточнение, обогащение нравственных представлений и осознание нравственных чувств и эмоций детей) и механизма «развертывание» (отражает раскрытие и наполнение нравственных представлений и обогащение нравственных чувств).
3. Педагогическими организационными условиями процесса формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста являются:
• учёт педагогических принципов: принцип целостности; принцип эмоциональной включенности; принцип культуросообразности; принцип проблемности; принцип событийной общности взрослых и детей;
• этапность в организации процесса, что позволяет добиться системности, последовательности, целеноправленности;
• воспитательный потенциал изобразительного искусства; знакомство с произведениями искусства с нравственной проблематикой, что способствует формированию личности ребёнка, в нравственном направлении, его духовном развитии;
• беседы об искусстве: данная форма предполагают введение в разговор нравственной тематики и позволяет дошкольникам подумать, предположить и обсудить. Данная форма предполагают введение в разговор нравственной тематики и позволяет дошкольникам подумать, предположить и обсудить. Педагог слушает мнения или предположения детей и корректирует высказывания, учитывая нравственные нормы и принципы. Дети в процессе бесед об искусстве накапливают первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе и о мотиве поступка;
• интеграция искусств: прочитывание литературных произведений (сказок, рассказов, стихов и т.д.), рассматривание картин, слушание музыки;
• предметно-развивающая среда: тематические центры (центр - дом, центр профессий, центр настольно-дидактических игр, центр искусств, литературный центр и т.д.) и в каждом центре предусмотрено содержание в направлении нравственной проблематики;
• взаимодействие с родителями в направлении формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста: информирование родителей о важности формирования нравственных представлений и потенциале бесед об искусстве в данном процессе через буклет, рекомендации и др.; привлечение родителей на занятия; беседы с родителями (например, «Как формировать у детей нравственные представления», «Беседы об искусстве в семье» и др.)...


1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе [Текст] / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
2. Авдулова, Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т. П. Авдулова // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2001. - 213 с.
3. Акчулпанова, Р. К., Шаймухаметова, Л. Х. Этическая беседа как
метод воспитания дошкольников [Текст] / Р. К. Акчулпанова,
Л. Х. Шаймухаметова // Современные научные исследования и разработки. - 2015. - С. 94-98.
4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.
6. Бабаян, А. В. Формирование нравственности в трудах отечественных педагогов второй половины XIX - начала ХХ века. Монография [Текст] / А. В. Бабаян. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - 164 с.
7. Богданова, О. С., Катаева, Л. И. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
8. Бородина, Е. Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография [Текст] / Е. Н. Бородина. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015. - 192 с.
9. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М.:
Перспектива. - 2009. - 298 с.
10. Ветлугина, Н. А. Детское творчество как фактор становления личности дошкольника [Текст] / Н. А. Ветлугина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 17-22.
11. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учеб. пособие [Текст] / Б. С. Волков. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 128 с.
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 352 с.
13. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я Данилюк, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
14. Ефименкова, С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры» [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Ефименкова, Курск, 2004. - 189 с.
15. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ МарТ, 2005. - 206 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ