ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Сущностная характеристика понятия «ценностного» отношения
к природе 19
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования ценностного отношения к природе у детей 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Уровень формирования ценностного отношения к природе у
детей на начальном этапе исследования 45
2.2. Внедрение педагогических условий по формированию
ценностного отношения к природе у детей старшего возраста в процессе экологического образования 52
2.3. Анализ уровня формирования ценностного отношения к
природе у старших дошкольников на заключительном этапе исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность. Человек и природа это одна из актуальнейших проблем нашей современности. Сегодняшнее отношение человека к природе исключительно как к источнику обогащения — главнейший показатель его общей культуры [24]. Очень важно заложить в каждом человеке основы экологической культуры, так как глобальные экологические проблемы сказываются на качестве жизни, и отрицательно влияют на здоровье людей. Возникающие экологические проблемы во всех странах мира, в том числе и в России, непосредственно связаны с активным влиянием человека на природу. Это влияние приобрело опасный и агрессивный характер. В связи с возникшими проблемами, 5 января 2016 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан указ, в соответствии с которым 2017 год объявлен Годом Экологии в России. Цель этого решения - привлечь внимание общества к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности.
Детский дошкольный возраст это очень важный период развития ребенка, самый первый период постижения ребенком окружающего природного мира. Особенно природные объекты в силу своего постоянного окружения и места в обычной жизни, очень сильно начинают привлекать детское внимание [24]. И именно в этом возрасте дети учатся видеть прекрасное и безобразное, в процессе общения с природой ценить и противостоять злу. Поэтому на этом этапе их жизни начинается первоначальное формирование ценностного отношения к природе [36].
У дошкольников закладываются основы взаимодействия с природными объектами. Дети при помощи взрослого начинают осознавать, что природа, это общая ценность для всех людей. Воспитывая в детях любовь к живому миру взрослые должны дать почувствовать ребенку, что значит быть ответственным лицом и участвовать в тех или иных поступках [4].
У детей дошкольного возраста ценностное отношение к природному миру можно определить как ценностные установки, нормы правила взаимодействия ребенка с природой и переживаемые им при этом чувства. В силу специфики возраста, воспитание ценностного отношения к окружающей природе у дошкольников, является крайне сложной задачей. Для ее решения требуется создать такие условия, которые будут искренне заинтересовывать детей, будут воспитывать устойчивую потребность в общении и взаимодействии с окружающим природным миром. Систематическое и направленное общение с окружающей природой поможет решению проблемы экологического развития ребенка, поможет научиться наслаждаться красотой природы, поможет удовлетворять его естественный интерес к природе, что в целом и составит ценностное отношение к живому миру. Большое значение будет иметь та среда, которая будет создана в ДОУ для организации экологической работы с детьми, а также те методы, которые применит в своей практике педагог при осуществлении своей деятельности [36].
Степень разработанности проблемы. Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей к миру природы занимались и занимаются многие ученые в России и за ее пределами. Природа как ценность, взаимоотношения человека с природой и влияние природы на личность рассматривались с древнейших времен в философских работах Демокрита, Аристотеля, Декарта, Ф. Бэкона, JI. Фейербах и других ученых- философов. В педагогике в работах Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Я. А. Коменской, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других.
Вместе с этим, многие ученые рассматривали процесс формирования ценностного отношения к природе у дошкольников как составной элемент процесса обучения. В работах современных исследователей Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шеленюк, и др. отмечается важность идеи развития гуманно-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе обучения. Такие известные ученые, как Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова подчеркивают, что для детей необходимы знания о ценности природы. Основными проявлениями такого отношения служат доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, желание и умение заботиться о живом, создать для животных необходимые условия [8]. Возрастными особенностями детей дошкольного возраста, связанные с возможностью воспитания ценностного отношения к природе занимались такие ученые как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и другие ученые.
В их работах доказано, что в силу возрастной специфики дошкольников, положительное ценностное отношение к природному миру во многом обусловлено положительным эмоциональным состоянием ребенка. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили о значимости эмоциональной связи ребенка с природой. Исследование Н. Д. Белкиной и Д. В. Люсиной показало, что положительные эмоции детей, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним душевным равновесным состоянием.
По мнению В. А. Сухомлинского и С. Л. Рубинштейна ценностное отношение непосредственно связано с развитием эстетических чувств, к окружающему природному миру. Важно формировать эстетическое чувство природы в том возрасте, когда дети особенно чутки и восприимчивы к красоте, когда складывается их духовный мир [33].
Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина указывают, что для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природному окружению присутствует необходимость накопления у них конкретного практического опыта.
Можно отметить, что ценностное отношение к природному миру у дошкольников определяется как определенные правила взаимодействия ребенка с природным окружением, ценностные установки и нормы, переживаемые им при этом чувства. Процесс обучения должен иметь тесную связь воспитательного и образовательного начала при непосредственном ознакомлении с природой.
Проблема: какие педагогические условия будут способствовать эффективному формированию ценностного отношения к природе у дошкольников.
Цель работы: выявить педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников, а так же опытно-поисковым путем обосновать эффективность их реализации в ходе образовательного процесса.
Объект исследования: процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у детей старшего возраста.
Гипотеза исследования: эффективное формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет если:
1. экологизировать предметно - пространственную среду в дошкольном учреждении;
2. систематически повышать квалификацию педагогов;
3. регулярно взаимодействовать с родителями детей посещающих дошкольное учреждение.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. изучить состояние проблемы по формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, а также выявить особенности в психолога - педагогической литературе экологического образования детей дошкольного возраста;
2. теоретически обосновать внедрение экологически значимых педагогических условий в образовательный процесс;
3. подтвердить эффективность педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдения в условиях практической ситуации, вербальные ситуации, сравнения, беседы по вопросам и картинкам, а также теоретические, такие как синтез и анализ.
Теоретической основой данной работы послужили: работы таких авторов, как: В. А Кобылянский, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый описавших определение понятий ценностного отношения к природе. С. Н. Новикова, Н. А. Рыжова, С. А. Суркина, С. А. Серебрякова, Н. Н. Кондратьева, Л. В. Свирская описали воспитание ценностного отношения к природе у детей в процессе экологического образования в ДОУ.
1. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы.
2. Наблюдения за детьми.
3. Математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость.
Практические результаты исследования могут быть использованы в практической работе в условиях ДОУ.
База исследования.
Исследование проходило на базе МБДОУ № 42 «Дюймовочка» в г. Верхняя Пышма. В исследовании приняло участие 25 детей возраста 5-6 лет.
Структура работы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста возможно только при целостном подходе, при котором дети получают не только нужные теоретические знания, но и под руководством педагога непосредственно контактируют с окружающим природным миром. И результативность формирования ценностного отношения к природе дошкольников зависит, в том числе, от тех внешних условий, в которых находится ребенок. По мнению многих исследователей, эти условия способствуют формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать на организацию условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Совместная работа администрации ДОУ и воспитателей, направленная на обогащение эколого-развивающей среды дошкольного учреждения, предоставляет ребенку узнать о разнообразии природного мира, а также дает возможности для саморазвития. При этом очень важна деятельность методиста ДОУ, направленная на систематический мониторинг деятельности педагогического коллектива. Своевременная организация повышения квалификации, стимулирование к творческому потенциалу педагогов со стороны методиста направляет педагогический коллектив в нужном направлении. Под руководством методиста воспитатель получает возможность грамотно выстроить и осуществлять работу с родителями на систематической основе, используя новые современные формы работы.
Таким образом, в работе по формированию ценностного отношения к природе у детей в дошкольном учреждении реализуется комплексный подход по всем направлениям, что позволит воспитать у детей:
- чувство ответственности за поведение в природе;
- инициативу при взаимодействии с природными объектами;
- устойчивую потребность в взаимодействии с природой;
- желание и готовность лично участвовать в охране природы.
Отношение к природным объектам будет осуществляться с позиции самоценности природы, а значит, у детей будет развиваться необходимое ценностное отношение к природе.
Положительные результаты в экологическом образовании детей возможны при условии максимального использования всех доступных педагогам ресурсов современной педагогической науки, доступного дидактического материала, материально-технической базы ДОУ и совместной работы с родителями. Важность совместной работы коллектива дошкольного учреждения и родителей неоценима. Именно только близкие дошкольникам взрослые, педагоги и родители, воспитывать у детей интерес и любовь к природе, дать навыки ценностного отношения к ней, заботу о живых существах.
В результате целенаправленной работы по ценностному отношению детей к природе в нашем ДОУ №42, можно отметить произошедшие изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали более внимательно относиться ко всему живому, стали трудолюбивее и наблюдательнее. Это отражается в их рисунках и рассказах, играх и самостоятельной деятельности.
Работа с дошкольниками в экологическом направлении - это перспективная и наиважнейшая задача педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения. В процессе решения этой задачи мы воспитываем экологически грамотных, способных любить, ценить и рационально использовать природные богатства детей.
В своей последующей педагогической деятельности я и дальше планирую продолжать работу с родителями по данному направлению. Проводить дальнейшие беседы, консультации, просмотры занятий, тематические вечера, праздники природы, акции и многие другие совместные с родителями мероприятия по формированию у детей основ ценностного отношения к природе и осознания своего единства с ней. Считаю, что именно совместная работа педагога с родителями будет наиболее плодотворной в этой деятельности
1. Арсенова, М. А. Технология формирования ценностного отношения к социальному миру детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности [Текст] / М. А. Арсенова. - Череповец : Череповеций гос. ун-т, 2010. - 111 с.
2. Градобоева, Т. И. Экологическое воспитание детей [Текст] / И. Т. Градобоева // Дошкольное воспитание. -1988.- №7. - С. 6-8.
3. Зенина, Т. Ф. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Т. Ф Зенина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 7.- С. 58-63.
4. Давыдов, В. В. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / В. В Давыдов // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 10-23.
5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М Коджаспирова,
A. Ю Коджаспиров. — М. : Академия, 2000.- 176 с.
6. Кобылянский, В. А. Философия социоэкологии: проблемы общей теории взаимодействия природы и общества [Текст] /
B. А. Кобылянский. - Н: РИФ, 2004.- 318 с.
7. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учеб. для вузов / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова ; под ред. Л. М. Маневцовой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
8. Кондратьева, Н. Н. Мы. [Текст] : программа Экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003.¬240 с.
9. Копылова, И. А. Самообразование педагога как условие профессионального роста [Текст] / И. А. Копылова // Теория и практика образования в современном мире: сб. ст.: в3 ч./ гл ред. Г. Д. Ахметовой.— 2015 - С. 51-54.
10. Кларин, В. М. Педагогическое наследие [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1988. - 416 с.
11. Лихачев, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Дет. Лит., 1989. - 238 с.
12. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников [Текст] / О. Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007.- №10. - С.102-105.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
14. Лазаренко, Е. Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Лазаренко ; Волгоград. гос. ун-т. - Волгоград, 2009. -199 с.
15. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1989.- 165 с.
16. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
17. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. - 66 с.
18. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] /
С. Н. Николаева.- М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2011 - 256 с.
19. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева.— М.: Академия, 2001.— 184 с.
20. Новикова, Ж. Л. Воспитание ребенка-дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного в мире природы [Текст] / Ж. Л. Новикова. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 208 с.
21. Новоселова, С. А. Развивающая предметная среда [Текст] / С. А. Новоселова. - М. : Центр инновации в педагогике, 1995 - 64 с.
22. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст] / Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 2008. - 160 с.
23. Петровский, А. В. Краткий психологический словарь [Текст] : учеб. для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов н/Д : Феникс, 1999.- 512 с.
24. Потапова, Т. В. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Т. В. Потапова // Материалы регионального совещания. - 1997 - № 11. -136 с.
25. Пидкасистый, П. И. Педагогика [Текст] / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2006.- 608 с.
26. Пичугина, О. Н. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для вузов / О. Н. Пичугина, С. В Ассаулова, Г. А. Айдашева; по ред. О. Н. Пичугиной. - Ростов н/Д : Феникс, 2004.- 381 с.
27. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н. А. Рыжова.// Дошкольное воспитание.- 1999. № 3.- С.43.
28. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н. А. Рыжова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.- 192 с.
29. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова.- М. : Первое сентября, 2006.- 72 с.
30. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях [Текст] / Н. А. Рыжова.- М. : Карапуз, 2000. - 276 с.
31. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова.- М. : Карапуз, 2001.- 432 с.
32. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа: Программа [Текст] / Н. А. Рыжова.- М. : Карапуз, 2005.- 192 с.
33. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2008. - 208 с.
34. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 348 с.
35. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] / Л. П. Симонова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
36. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников [Текст] / С. А. Суркина. - Саратов: Саратовский источник, 2011. - 103 с.
37. Свирская, Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции [Текст] / Л.В. Свирская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
38. Смирнова, С.А Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] : учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б.Котова, Е. Н.Шиянов ; под ред. С. Л.Смирнова. — М.: Академия, 2001. - 512 с.
39. Тихеева, Е. И. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой [Текст] / Е. И. Тихеева. - Л.: Госиздат, 1930.- 64 с.
40. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам [Текст] / П. И. Третьяков.- М.: Новая школа, 1997.-288 с.
41. Тугаринов, В. П. Марксистская философия и проблемы ценностей [Текст] / В. П.Тугаринов. - Л: Наука, 1966. - 244 с.
42. Ушинский, К. Д. Материалы по «Педагогической антропологии» [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : Академии педагогических наук, 1950. - 668с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] сборник / сост.Д. Ливанов. - М. : УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
44. Шалин, М. И. Теория и практика образования в современном мире [Текст] / М. И. Шалин. - СПб.: Реноме, 2013. - 176 с.