ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Сущностная характеристика понятия «ценностного» отношения
к природе 19
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования ценностного отношения к природе у детей 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Уровень формирования ценностного отношения к природе у
детей на начальном этапе исследования 45
2.2. Внедрение педагогических условий по формированию
ценностного отношения к природе у детей старшего возраста в процессе экологического образования 52
2.3. Анализ уровня формирования ценностного отношения к
природе у старших дошкольников на заключительном этапе исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Сущностная характеристика понятия «ценностного» отношения
к природе 19
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования ценностного отношения к природе у детей 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 45
2.1. Уровень формирования ценностного отношения к природе у
детей на начальном этапе исследования 45
2.2. Внедрение педагогических условий по формированию
ценностного отношения к природе у детей старшего возраста в процессе экологического образования 52
2.3. Анализ уровня формирования ценностного отношения к
природе у старших дошкольников на заключительном этапе исследования 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность. Человек и природа это одна из актуальнейших проблем нашей современности. Сегодняшнее отношение человека к природе исключительно как к источнику обогащения — главнейший показатель его общей культуры [24]. Очень важно заложить в каждом человеке основы экологической культуры, так как глобальные экологические проблемы сказываются на качестве жизни, и отрицательно влияют на здоровье людей. Возникающие экологические проблемы во всех странах мира, в том числе и в России, непосредственно связаны с активным влиянием человека на природу. Это влияние приобрело опасный и агрессивный характер. В связи с возникшими проблемами, 5 января 2016 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным был подписан указ, в соответствии с которым 2017 год объявлен Годом Экологии в России. Цель этого решения - привлечь внимание общества к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности.
Детский дошкольный возраст это очень важный период развития ребенка, самый первый период постижения ребенком окружающего природного мира. Особенно природные объекты в силу своего постоянного окружения и места в обычной жизни, очень сильно начинают привлекать детское внимание [24]. И именно в этом возрасте дети учатся видеть прекрасное и безобразное, в процессе общения с природой ценить и противостоять злу. Поэтому на этом этапе их жизни начинается первоначальное формирование ценностного отношения к природе [36].
У дошкольников закладываются основы взаимодействия с природными объектами. Дети при помощи взрослого начинают осознавать, что природа, это общая ценность для всех людей. Воспитывая в детях любовь к живому миру взрослые должны дать почувствовать ребенку, что значит быть ответственным лицом и участвовать в тех или иных поступках [4].
У детей дошкольного возраста ценностное отношение к природному миру можно определить как ценностные установки, нормы правила взаимодействия ребенка с природой и переживаемые им при этом чувства. В силу специфики возраста, воспитание ценностного отношения к окружающей природе у дошкольников, является крайне сложной задачей. Для ее решения требуется создать такие условия, которые будут искренне заинтересовывать детей, будут воспитывать устойчивую потребность в общении и взаимодействии с окружающим природным миром. Систематическое и направленное общение с окружающей природой поможет решению проблемы экологического развития ребенка, поможет научиться наслаждаться красотой природы, поможет удовлетворять его естественный интерес к природе, что в целом и составит ценностное отношение к живому миру. Большое значение будет иметь та среда, которая будет создана в ДОУ для организации экологической работы с детьми, а также те методы, которые применит в своей практике педагог при осуществлении своей деятельности [36].
Степень разработанности проблемы. Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей к миру природы занимались и занимаются многие ученые в России и за ее пределами. Природа как ценность, взаимоотношения человека с природой и влияние природы на личность рассматривались с древнейших времен в философских работах Демокрита, Аристотеля, Декарта, Ф. Бэкона, JI. Фейербах и других ученых- философов. В педагогике в работах Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Я. А. Коменской, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других.
Вместе с этим, многие ученые рассматривали процесс формирования ценностного отношения к природе у дошкольников как составной элемент процесса обучения. В работах современных исследователей Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шеленюк, и др. отмечается важность идеи развития гуманно-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе обучения. Такие известные ученые, как Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова подчеркивают, что для детей необходимы знания о ценности природы. Основными проявлениями такого отношения служат доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, желание и умение заботиться о живом, создать для животных необходимые условия [8]. Возрастными особенностями детей дошкольного возраста, связанные с возможностью воспитания ценностного отношения к природе занимались такие ученые как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и другие ученые.
В их работах доказано, что в силу возрастной специфики дошкольников, положительное ценностное отношение к природному миру во многом обусловлено положительным эмоциональным состоянием ребенка. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили о значимости эмоциональной связи ребенка с природой. Исследование Н. Д. Белкиной и Д. В. Люсиной показало, что положительные эмоции детей, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним душевным равновесным состоянием.
По мнению В. А. Сухомлинского и С. Л. Рубинштейна ценностное отношение непосредственно связано с развитием эстетических чувств, к окружающему природному миру. Важно формировать эстетическое чувство природы в том возрасте, когда дети особенно чутки и восприимчивы к красоте, когда складывается их духовный мир [33].
Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина указывают, что для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природному окружению присутствует необходимость накопления у них конкретного практического опыта.
Можно отметить, что ценностное отношение к природному миру у дошкольников определяется как определенные правила взаимодействия ребенка с природным окружением, ценностные установки и нормы, переживаемые им при этом чувства. Процесс обучения должен иметь тесную связь воспитательного и образовательного начала при непосредственном ознакомлении с природой.
Проблема: какие педагогические условия будут способствовать эффективному формированию ценностного отношения к природе у дошкольников.
Цель работы: выявить педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников, а так же опытно-поисковым путем обосновать эффективность их реализации в ходе образовательного процесса.
Объект исследования: процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у детей старшего возраста.
Гипотеза исследования: эффективное формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет если:
1. экологизировать предметно - пространственную среду в дошкольном учреждении;
2. систематически повышать квалификацию педагогов;
3. регулярно взаимодействовать с родителями детей посещающих дошкольное учреждение.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. изучить состояние проблемы по формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, а также выявить особенности в психолога - педагогической литературе экологического образования детей дошкольного возраста;
2. теоретически обосновать внедрение экологически значимых педагогических условий в образовательный процесс;
3. подтвердить эффективность педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдения в условиях практической ситуации, вербальные ситуации, сравнения, беседы по вопросам и картинкам, а также теоретические, такие как синтез и анализ.
Теоретической основой данной работы послужили: работы таких авторов, как: В. А Кобылянский, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый описавших определение понятий ценностного отношения к природе. С. Н. Новикова, Н. А. Рыжова, С. А. Суркина, С. А. Серебрякова, Н. Н. Кондратьева, Л. В. Свирская описали воспитание ценностного отношения к природе у детей в процессе экологического образования в ДОУ.
1. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы.
2. Наблюдения за детьми.
3. Математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость.
Практические результаты исследования могут быть использованы в практической работе в условиях ДОУ.
База исследования.
Исследование проходило на базе МБДОУ № 42 «Дюймовочка» в г. Верхняя Пышма. В исследовании приняло участие 25 детей возраста 5-6 лет.
Структура работы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Детский дошкольный возраст это очень важный период развития ребенка, самый первый период постижения ребенком окружающего природного мира. Особенно природные объекты в силу своего постоянного окружения и места в обычной жизни, очень сильно начинают привлекать детское внимание [24]. И именно в этом возрасте дети учатся видеть прекрасное и безобразное, в процессе общения с природой ценить и противостоять злу. Поэтому на этом этапе их жизни начинается первоначальное формирование ценностного отношения к природе [36].
У дошкольников закладываются основы взаимодействия с природными объектами. Дети при помощи взрослого начинают осознавать, что природа, это общая ценность для всех людей. Воспитывая в детях любовь к живому миру взрослые должны дать почувствовать ребенку, что значит быть ответственным лицом и участвовать в тех или иных поступках [4].
У детей дошкольного возраста ценностное отношение к природному миру можно определить как ценностные установки, нормы правила взаимодействия ребенка с природой и переживаемые им при этом чувства. В силу специфики возраста, воспитание ценностного отношения к окружающей природе у дошкольников, является крайне сложной задачей. Для ее решения требуется создать такие условия, которые будут искренне заинтересовывать детей, будут воспитывать устойчивую потребность в общении и взаимодействии с окружающим природным миром. Систематическое и направленное общение с окружающей природой поможет решению проблемы экологического развития ребенка, поможет научиться наслаждаться красотой природы, поможет удовлетворять его естественный интерес к природе, что в целом и составит ценностное отношение к живому миру. Большое значение будет иметь та среда, которая будет создана в ДОУ для организации экологической работы с детьми, а также те методы, которые применит в своей практике педагог при осуществлении своей деятельности [36].
Степень разработанности проблемы. Изучением проблемы формирования ценностного отношения детей к миру природы занимались и занимаются многие ученые в России и за ее пределами. Природа как ценность, взаимоотношения человека с природой и влияние природы на личность рассматривались с древнейших времен в философских работах Демокрита, Аристотеля, Декарта, Ф. Бэкона, JI. Фейербах и других ученых- философов. В педагогике в работах Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Я. А. Коменской, И. Г. Песталоцци, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и других.
Вместе с этим, многие ученые рассматривали процесс формирования ценностного отношения к природе у дошкольников как составной элемент процесса обучения. В работах современных исследователей Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Шеленюк, и др. отмечается важность идеи развития гуманно-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе обучения. Такие известные ученые, как Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова подчеркивают, что для детей необходимы знания о ценности природы. Основными проявлениями такого отношения служат доброжелательность и эмоциональная отзывчивость к живым существам, стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, желание и умение заботиться о живом, создать для животных необходимые условия [8]. Возрастными особенностями детей дошкольного возраста, связанные с возможностью воспитания ценностного отношения к природе занимались такие ученые как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и другие ученые.
В их работах доказано, что в силу возрастной специфики дошкольников, положительное ценностное отношение к природному миру во многом обусловлено положительным эмоциональным состоянием ребенка. Еще К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский говорили о значимости эмоциональной связи ребенка с природой. Исследование Н. Д. Белкиной и Д. В. Люсиной показало, что положительные эмоции детей, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним душевным равновесным состоянием.
По мнению В. А. Сухомлинского и С. Л. Рубинштейна ценностное отношение непосредственно связано с развитием эстетических чувств, к окружающему природному миру. Важно формировать эстетическое чувство природы в том возрасте, когда дети особенно чутки и восприимчивы к красоте, когда складывается их духовный мир [33].
Исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина указывают, что для формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природному окружению присутствует необходимость накопления у них конкретного практического опыта.
Можно отметить, что ценностное отношение к природному миру у дошкольников определяется как определенные правила взаимодействия ребенка с природным окружением, ценностные установки и нормы, переживаемые им при этом чувства. Процесс обучения должен иметь тесную связь воспитательного и образовательного начала при непосредственном ознакомлении с природой.
Проблема: какие педагогические условия будут способствовать эффективному формированию ценностного отношения к природе у дошкольников.
Цель работы: выявить педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников, а так же опытно-поисковым путем обосновать эффективность их реализации в ходе образовательного процесса.
Объект исследования: процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия для формирования ценностного отношения к природе у детей старшего возраста.
Гипотеза исследования: эффективное формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста будет если:
1. экологизировать предметно - пространственную среду в дошкольном учреждении;
2. систематически повышать квалификацию педагогов;
3. регулярно взаимодействовать с родителями детей посещающих дошкольное учреждение.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. изучить состояние проблемы по формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, а также выявить особенности в психолога - педагогической литературе экологического образования детей дошкольного возраста;
2. теоретически обосновать внедрение экологически значимых педагогических условий в образовательный процесс;
3. подтвердить эффективность педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: наблюдения в условиях практической ситуации, вербальные ситуации, сравнения, беседы по вопросам и картинкам, а также теоретические, такие как синтез и анализ.
Теоретической основой данной работы послужили: работы таких авторов, как: В. А Кобылянский, А. Н. Леонтьев, П. И. Пидкасистый описавших определение понятий ценностного отношения к природе. С. Н. Новикова, Н. А. Рыжова, С. А. Суркина, С. А. Серебрякова, Н. Н. Кондратьева, Л. В. Свирская описали воспитание ценностного отношения к природе у детей в процессе экологического образования в ДОУ.
1. Изучение и анализ психолого - педагогической литературы.
2. Наблюдения за детьми.
3. Математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость.
Практические результаты исследования могут быть использованы в практической работе в условиях ДОУ.
База исследования.
Исследование проходило на базе МБДОУ № 42 «Дюймовочка» в г. Верхняя Пышма. В исследовании приняло участие 25 детей возраста 5-6 лет.
Структура работы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста возможно только при целостном подходе, при котором дети получают не только нужные теоретические знания, но и под руководством педагога непосредственно контактируют с окружающим природным миром. И результативность формирования ценностного отношения к природе дошкольников зависит, в том числе, от тех внешних условий, в которых находится ребенок. По мнению многих исследователей, эти условия способствуют формированию у подрастающего поколения созидательного, ценностного отношения к тому, что их окружает. Особое внимание следует обращать на организацию условий для экологической работы с детьми дошкольного возраста. Совместная работа администрации ДОУ и воспитателей, направленная на обогащение эколого-развивающей среды дошкольного учреждения, предоставляет ребенку узнать о разнообразии природного мира, а также дает возможности для саморазвития. При этом очень важна деятельность методиста ДОУ, направленная на систематический мониторинг деятельности педагогического коллектива. Своевременная организация повышения квалификации, стимулирование к творческому потенциалу педагогов со стороны методиста направляет педагогический коллектив в нужном направлении. Под руководством методиста воспитатель получает возможность грамотно выстроить и осуществлять работу с родителями на систематической основе, используя новые современные формы работы.
Таким образом, в работе по формированию ценностного отношения к природе у детей в дошкольном учреждении реализуется комплексный подход по всем направлениям, что позволит воспитать у детей:
- чувство ответственности за поведение в природе;
- инициативу при взаимодействии с природными объектами;
- устойчивую потребность в взаимодействии с природой;
- желание и готовность лично участвовать в охране природы.
Отношение к природным объектам будет осуществляться с позиции самоценности природы, а значит, у детей будет развиваться необходимое ценностное отношение к природе.
Положительные результаты в экологическом образовании детей возможны при условии максимального использования всех доступных педагогам ресурсов современной педагогической науки, доступного дидактического материала, материально-технической базы ДОУ и совместной работы с родителями. Важность совместной работы коллектива дошкольного учреждения и родителей неоценима. Именно только близкие дошкольникам взрослые, педагоги и родители, воспитывать у детей интерес и любовь к природе, дать навыки ценностного отношения к ней, заботу о живых существах.
В результате целенаправленной работы по ценностному отношению детей к природе в нашем ДОУ №42, можно отметить произошедшие изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали более внимательно относиться ко всему живому, стали трудолюбивее и наблюдательнее. Это отражается в их рисунках и рассказах, играх и самостоятельной деятельности.
Работа с дошкольниками в экологическом направлении - это перспективная и наиважнейшая задача педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения. В процессе решения этой задачи мы воспитываем экологически грамотных, способных любить, ценить и рационально использовать природные богатства детей.
В своей последующей педагогической деятельности я и дальше планирую продолжать работу с родителями по данному направлению. Проводить дальнейшие беседы, консультации, просмотры занятий, тематические вечера, праздники природы, акции и многие другие совместные с родителями мероприятия по формированию у детей основ ценностного отношения к природе и осознания своего единства с ней. Считаю, что именно совместная работа педагога с родителями будет наиболее плодотворной в этой деятельности
Таким образом, в работе по формированию ценностного отношения к природе у детей в дошкольном учреждении реализуется комплексный подход по всем направлениям, что позволит воспитать у детей:
- чувство ответственности за поведение в природе;
- инициативу при взаимодействии с природными объектами;
- устойчивую потребность в взаимодействии с природой;
- желание и готовность лично участвовать в охране природы.
Отношение к природным объектам будет осуществляться с позиции самоценности природы, а значит, у детей будет развиваться необходимое ценностное отношение к природе.
Положительные результаты в экологическом образовании детей возможны при условии максимального использования всех доступных педагогам ресурсов современной педагогической науки, доступного дидактического материала, материально-технической базы ДОУ и совместной работы с родителями. Важность совместной работы коллектива дошкольного учреждения и родителей неоценима. Именно только близкие дошкольникам взрослые, педагоги и родители, воспитывать у детей интерес и любовь к природе, дать навыки ценностного отношения к ней, заботу о живых существах.
В результате целенаправленной работы по ценностному отношению детей к природе в нашем ДОУ №42, можно отметить произошедшие изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали более внимательно относиться ко всему живому, стали трудолюбивее и наблюдательнее. Это отражается в их рисунках и рассказах, играх и самостоятельной деятельности.
Работа с дошкольниками в экологическом направлении - это перспективная и наиважнейшая задача педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения. В процессе решения этой задачи мы воспитываем экологически грамотных, способных любить, ценить и рационально использовать природные богатства детей.
В своей последующей педагогической деятельности я и дальше планирую продолжать работу с родителями по данному направлению. Проводить дальнейшие беседы, консультации, просмотры занятий, тематические вечера, праздники природы, акции и многие другие совместные с родителями мероприятия по формированию у детей основ ценностного отношения к природе и осознания своего единства с ней. Считаю, что именно совместная работа педагога с родителями будет наиболее плодотворной в этой деятельности
Подобные работы
- Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



