Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Работа №97056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 8
1.2. Сущность понятия «ценностное отношение к природе» 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования ценностного отношения к природе старших дошкольников . 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОД СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Уровень сформированности ценностного отношения к природе у старших дошкольников на начальном этапе исследования 31
2.2. Внедрение педагогических условий по формированию ценностного
отношения к природе у старших дошкольников на заключительном этапе исследования 40
2.3. Анализ сформированности ценностного отношения к природе у
старших дошкольников на заключительном этапе исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93


Актуальность. На протяжении всей истории человек относится к природе противоречиво. Человечество зародилось в процессе эволюции Земли, и является неотъемлемой её частью. Но человек использует природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, устанавливая себя над окружающей средой и используя природу для собственной выгоды. Это привело к уничтожению не только видов, классов живых объектов, но целых ореолов, природных сообществ. Человеку необходимо найти компромисс между ним и природой. Необходимо переоценить и по-новому осознать все возможные формы сотрудничества людей между собой, взаимодействие с миром вещей, где живёт человечество, и по-новому взглянуть на всю систему взаимодействия с окружающей средой. Ведь именно природа по праву является неиссякаемой кладовой нашего развития - интеллектуального, физического, духовного.
Основной задачей является выработка у детей и подрастающего поколения навыков благоразумного отношения к себе самим и природе. Так же необходимо помнить, что выработка отношений - это результат воспитания и обучения, влияния природы и вместе с тем продукт самостоятельной активной работы ребенка по пониманию окружающего мира, в процессе которого формируются убеждения и отношения к природе.
Однако необходимо отметить, что проблема понимания и отношения подрастающего поколения на сегодняшний день является одной из актуальных, хоть и сложной [55]. Дошкольный возраст - важная ступень в развитии экологической культуры человека. На этой стадии закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающей среде. Дошкольник начинает отделять себя от окружающего мира, определяя свое место в природной среде, что позволяет ему обретать и развивать эмоциональное отношение к окружающему, одновременно расставляя личные и общественные приоритеты, образуются основы морально-экологических позиций личности, которые выражаются в понимании природных взаимосвязей и возможности воздействовать на них. Вследствие, чего происходит формирование у дошкольников ценностного отношения к природе, норм и правил взаимодействия с ней.
Степень разработанности. В работах современных исследователей - Николаевой С.Н., Кондратьевой Н.Н., и других, можно встретить идеи о важности процесса чувствительно четкого отзыва у детей дошкольного возраста на объекты природы. В своих работах Филиппова Т. И, Виноградова Н.Ф. выделяют, что нужен первый шаг эмоционального общения детей именно с окружающими их естественными предметами - «как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой» [10, с.24].
Н. Н. Кондратьева, ссылаясь на философско-педагогические исследования, свои разработки для детей дошкольного возраста посвятила содержанию и структуре программы системных знаний о живых организмах. Она определила компоненты системы представлений о живом мире. Это знания, отражающие: - целостность живого, которое является результатом взаимодействия функций и структуры, одним из значимых обстоятельств существования живых организмов; - способность к самосовершенствованию, представляющих в росте, развитии и размножении живого; приспособленность живого, как к изменяющимся, так и относительно постоянным условиям существования; - тесную взаимосвязь живого и неживого, взаимообусловленность; при этом живое можно рассматривать, как открытую систему, существующую и функционирующую только в постоянном взаимодействии с окружающей действительностью; - постоянную организованность всего живого: живое рассматривается как система или как элемент системы, в которую он включается в процессе жизнедеятельности [26].
По утверждению профессора Т.А.Серебряковой, базирующемуся на наблюдениях психолого-педагогических исследований «у дошкольников 4
можно сформировать систему представлений о мире, ценностных ориентаций, позитивного поведения и деятельности в природе» [46, c.4]
Проблему становления ценностного отношения к природе, как считают многие практики, работающие в вопросах педагогики, имеет смысл рассматривать со стороны воспитания у детей чувства ответственности в отношении к окружающему его живому миру. Учеными доказано, ценностное отношение к природе, особенно у детей дошкольного возраста, в силу их возраста, во многом определено эмоциональным состоянием ребенка. Некоторые исследователи показали, что проявление эмоций ребенком, в свою очередь, во многом определены не только давлением внешней ситуации, но и его внутренним психологическим состоянием, его готовностью к действию.
Отмечается, что понимание представлений, развитие личного поведения и примерного опыта помогает изучению нравственных представлений. У дошкольников со временем, в меру их возраста, развиваются терминологические правила поведения, что приводит к более высокой степени их осознания. Шаг за шагом эти правила выступают одним из основных регуляторов поведения. У дошкольников развиваются такие качества, как ответственность, активность, самоорганизация, самодисциплина, что имеет определенное значение для их ценностного развития.
Осуществив анализ философских, педагогических и психологических исследований проблемы формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста, можно прийти к выводу, что:
- у дошкольника ценности и чувства создают механизм, на основании которого ребёнок сотрудничает с природой;
- введенные в привычную жизнь ценностные ориентиры и чувства по отношению к природе понемногу служат регулятором поведения и жизнедеятельности уже у дошкольника, при этом эмоциональная, чувственная регуляция служит ведущей;
указателем воодушевленно - ценностного отношения является,
проявление ценностей и чувств непосредственно в реальных игровых, жизненных ситуациях и соответствующим им поведении;
- позитивные ценности и приоритеты в отношениях «человек-
природа» создаются на фундаменте положительно окрашенных чувств и эмоций, вникают в воодушевленно - ценностную сферу личности ребенка и в дальнейшем становятся привычными мотивами поведения и осуществления определенных действий по отношению к природному окружению. Мы определяем ценностное отношение к природе у дошкольников как ценностные нормы, характер, правила содействия ребенка с природой и переживаемые им при этом чувства. Как было отмечено выше, проблема воспитания ценностного отношения к природе у детей достаточно глубокая. Есть необходимость о решении данной проблемы для работы с детьми по их экологическому развитию. Очень важно, на наш взгляд, создать приемлемую обстановку для воспитания у детей интереса в общении, взаимосвязь с окружающей средой. Регулярное общение с природой даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественное участие, что в совокупности и получит ценностное к ней отношение.
Проблема: какие педагогические условия будут способствовать формированию ценностного отношения к природе у старших дошкольников.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе старших дошкольников и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность.
Объект: процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет: педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у старших дошкольников.
Гипотеза: формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников будет эффективным, если регулярно проводить экскурсии в ДОУ и применять метод моделирования.
Задачи:
1. Определить особенность экологического образования детей дошкольного возраста.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятия ценностного отношения к природе.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе старших дошкольников.
4. Опытно - поисковым путем провести работу по проблеме, подобрать диагностические методики и определить критерии, показатели уровня сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.
5. Реализовать педагогические условия по формированию ценностного отношения к природе старших дошкольников, выполнить подборку экскурсий и занятий с использованием метода моделирования.
6. Выявить динамику уровней сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме, формирование ценностного отношения к природе старших дошкольников, были проведены следующие работы:
- раскрыла сущность понятия ценностного отношения к природе, т. е. ценностное отношение определено в исследовании как связь ребенка с миром, при которой он активно проявляет себя в качестве субъекта, предпочтительно и осознанно определяет значение для себя различных объектов действительности, следуя благородным эмоциональным стремлением;
- опытно - поисковым путем провела работу по проблеме, подобрала диагностическую методику и определила критерии, показатели уровня сформированности ценностного отношения к природе старших дошкольников;
- выполнила подборку экскурсий и занятий с использованием метода моделирования.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- на занятиях дети стали более внимательными, у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира;
- произошли изменения в поступках и поведении детей по отношению к природе;
- дети по отношению к природе начали понимать, что они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее ценить и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую оценку;
- дети начали осознавать, что природа даёт живому существу всё, что необходимо для поддержания жизни (кислород, воду, еду) поэтому надо ценить природу;
- дети с большим интересом наблюдали за природой, задавали
множество вопросов; на поставленный вопрос воспитателя все старались правильно отвечать, слушать ответы своих друзей не перебивая друг друга, с удовольствием выполняли задания данные воспитателем.
Была прослежена динамика изменения уровня сформированности ценностного отношения к природе у старших дошкольников в процессе исследования. Конечно, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Необходимо разрабатывать и внедрять комплексы мероприятий, направленные на развитие ценностного отношения к природе, как самих дошкольников, так и воспитателей и родителей.
Исходя из анализа опытно-поисковой работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что формирование ценностного отношения к природе у старших дошкольников будет эффективной, если будут осуществляться регулярные экскурсии в ДОУ и применяться метод моделирования при определенных правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.



1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. М. : Сфера, 2011. - 128 с.
2. Анисимов, С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века [Текст] / С. Ф. Анисимов // Вестник МГУ. - 1994. - № 7. - С.34-42.
3. Арапова-Пискарева, Н. А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 130 с.
4. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин ; под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. - М. : Просвещение, 1968, 312 с.
5. Базик, И. Развитие способности к пространственному наглядному моделированию [Текст] / И. Базик // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 11.
- С.34.
6. Богат, В. Развивать творческое мышление: ТРИЗ в детском саду [Текст] / В. Богат, В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С.16-18.
7. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А. П. Букин. - М. : Просвещение, 1991. - 174 с.
8. Венгер, Л. А. О некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка. Проблема формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1986. - 26 с.
9. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / А. А. Вербицкий ; под ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. - 145 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 1981. - №5.
- С.24.
11. Волков, Г. Н. Этнопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика [Текст] / Г. Н. Волков // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 1998. - № 2. - С.23-26.
12. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе. Экология [Текст] / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж : Учитель, 2010. - 207 с.
13. Всемирная энциклопедия: Философия [Текст] / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М. : АСТ, 2001. - 1312 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 1136 с.
15. Головнева, Е. В. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Е. В. Головнева. - М. : Просвещение, 1991.
- 77 с.
16. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : курс лекция для студ. педвузов / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. ун-та, 2008. - 326 с.
17. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2 - 7 лет [Текст] : методическое пособие для воспитателей / Т. И, Гризик. - М. : Просвещение, 2010. - 256 с.
18. Гусейнов, А. А. Отношение к природе как нравственная проблема [Текст] / А. А. Гусейнов // Философские науки. - 1975. - №5. - С.27-32.
19. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы [Текст] / И. Д. Зверев// Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. С. Н.Глазачева. - Волгоград: Перемена, 1996. - С.72-81.
20. Здравомыслов, М. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / М. Г. Здравомыслов. - М. : Политиздат, 1986. - 128 с.
21. Иванов, В. Г. Этика [Текст] / В. Г. Иванов. - СПб. : Питер, 2006. - 176 с.
22. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган.
- СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.
23. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] : пособие для воспитателей дет. сада/ Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова и др. - М. : Просвещение, 1983. - 207 с.
24. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы) [Текст] / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2005. - 176 с.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А Куликова. - М. : Академия, 2000. - 416 с.
26. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высших учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. - М. : Академия, 2015. - 288 с.
27. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов-заочников / Т. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1985. - 47 с.
28. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова, В. М. Ворошилова. — Екатеринбург : [б.и.], 2004. - 120 с.
29. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Урал, 2009. - 166 с.
30. Немов, А. С. Психология образования [Текст] / А. С. Немов - М. : Владос, 1995. - 496 с.
31. Никандров, Н. Н. Малышам о природе. Мир физики и техники [Текст] : пособие для детского сада и школы / Н. Н. Никандров. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 127 с.
32. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебное пособие для студ. педвузов / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2002. - 336 с.
33. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учебное пособие для студ. педвузов / С. Н. Николаева. - М. : ACADEMA, 2005. -165 с.
34. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада [Текст] : кн. для воспитателей дет. сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2009. - 75 с.
35. Николаева, С. Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10. - С.88.
36. Новолодская, И. Г. Методика развития ценностного отношения к природе у младших школьников [Текст] / И. Г. Новолодская // Начальная школа. - 2002. - №3. - С.52-55.
37. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Просвещение, 1997. - 736 с.
38. Павлова Л. Игры как средство эколого-этетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С.40-49.
39. Подласый, И. П. Педагогика: Книга 1: Общие основы [Текст] : учебник для вузов / И. П. Подласый. - М. : Владос, 1999. - 576 с.
40. Римский, С. Альманах психологических тестов [Текст] / С. Римский, Р. Р. Римская. - М. : КСП, 1995. - 400 с.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 713 с.
42. Рыжова, Н. А О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н. А. Рыжова. — М. : Карапуз, 2001. - 426 с.
43. Рыжова, Н. А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С1-16.
44. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. — М. : Карапуз, 2001. - 97 с.
45. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] : учебное пособие / П. Г. Саморукова. — М. : Просвещение, 1991. — 240 с.
46. Серебрякова, Т. А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2013. - 224 с.
47. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
48. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2003. - 192 с.
49. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - К. : Радянська школа, 1973. - 288 с.
50. Ушинский, К. Д. Что нам делать со своими детьми [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 10 т. : Том 3 / гл. ред. А. М. Еголин. - М. : Академия, 1948. - С.320-334.
51. Ушинский, К. Д. Основы педагогической системы [Текст] / К. Д. Ушинский // Собр. соч. в 10 т. : Том 1 / гл. ред. А. М. Еголин. - М. : Академия, 1948. - С.24-41.
52. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования [Электронный ресурс] // Министерство обороны и науки Российской федерации. UPL: ййр://минобрнауки. рф/4осишеп1д/922 (дата обращения 01.07.2018).
53. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л. Ф. Ильичов, П. Н. Федосеев и др. - М. : Академия, 1983. -407 с.
54. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М. : Совершенство, 1998. - 432 с.
55. Щуркова, Н. Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М. : Новая школа, 1998. - 208 с.
56. Экопсихологические аспекты развития индивидуальности [Текст] / Под ред. В. И. Панова. - СПб. : Нестор-История, 2011. - 372 с.
57. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
58. Ягодин, Г. А. Воспитать гражданина планеты [Текст] / Г. А. Ягодин // Обруч. - 1997. - № 2. - С.15.
59. Якобсон, В. А. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П. М. Якобсон. - М. : Педагогика, 1986. - 137 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ