Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Работа №97484

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «ценностное отношение»
к природе 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Уровень сформированности ценностного отношения к природе
у дошкольников на начальном этапе исследования 30
2.2. Реализация педагогических условий по формированию ценностного отношения к природе у дошкольников 39
2.3. Анализ сформированности ценностного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72


В настоящее время государство прилагает огромные усилия для улучшения и сохранения экологической среды.
Экологическое образование должно охватывать все сферы развития ребенка. Для формирования ценностного отношения к природе не достаточно прочтения познавательных книг и просмотра фильмов. Ценностное отношения к природе формируется в процессе деятельности. Если ребенок подкармливает птиц зимой, помогает выращивать цветы на участке, ухаживать за грядками с овощами, он как бы принимает участие в работе самой природы. При этом идет процесс формирования ценностного отношения.
Экологическое образование должно охватывать все сферы развития ребенка. Для формирования активного экологического сознания не достаточно прочтения познавательных книг и просмотра фильмов. Сознание формируется в процессе деятельности. Если ребенок подкармливает птиц зимой, помогает выращивать цветы на участке, ухаживать за грядками с овощами, он как бы принимает участие в работе самой природы. При этом идет процесс формирования экологического сознания.
В новых нормативных документах, регламентирующих ДОУ, введены дополнительные ограничения в организацию взаимодействия с природой. В СанПиНах раскрываются новые стандарты к организации комнат и уголков природы, фито бара, фито огорода, согласно которым, для их организации должно быть выделено отдельное помещение или отдельное место. «Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается» [51, стр. 11]. Дети могут только поливать растения в присутствии воспитателей. При проектировании старых детских садов не были предусмотрены помещения организации комнат природы. Таким образом, поиск педагогических условий для формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования становится актуальным.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность условий в учебно-воспитательном процессе.
Теоретические основы
С данных времен и по сей день внимание исследователей привлекает проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами окружающей природы. Первопроходцами можно назвать Я.А. Коменского, М. Монтесори, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, а в отечественной педагогической литературе у Е.Н. Водовозовой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского и др.
Проблемы теории экологического образования и методологии исследовались в работах С. Н. Глазачева[12], С. Д. Дерябо и В. А. Левина [15], А. Н. Захлебного [19], И. Д. Зверева [20], Л. В. Моисеевой [29], Г.А. Ягодина [58]и др.
Оказали заметное влияние на исследование проблемы определения со-держания и методов экологического образования дошкольников труды В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой [3], Ж. Л. Васякиной [6], Н. Николаевой [34], С. Н. А. Рыжовой [49] и др.
В работах Л. И Божович [5], А. Н. Леонтьева [8], С. Л. Рубинштейна], Д. Б. Эльконина [57] и др. раскрыты возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия природных объектов детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
Для решения выше поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы об-работки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования: внедрение комплекса педагогических условий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Базой исследования является структурное подразделение МКОУ «Верхнеключевская СОШ» детский сад «Рябинка» Катайского района Кур-ганской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Желательно также указать точное количество таблиц, схем и рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, формирование ценностного отношения к природе у дошкольников возможно только при целостном подходе, при котором дети получают не только нужные теоретические знания, но и под руководством педагога непосредственно контактируют с окружающим природным миром.
Результативность работы по формированию ценностного отношения к природе у дошкольников зависит, от той среды, которая окружает ребенка. В работе многих авторов высказано мнение, что внешняя среда способствует формированию у детей ценностного отношения к окружающему. При формировании ценностного отношения к природе нужно уделять организации условий для экологической работы с детьми в детском дошкольном учреждении. Совместная работа администрации ДОУ и воспитателей, направленная на экологизацию развивающей среды в дошкольном учреждении, предоставляет ребенку возможность узнать о разнообразии природного мира, и создает условия для саморазвития.
Таким образом, в работе по формированию ценностного отношения к природе у детей в дошкольном учреждении реализуется комплексный подход по всем направлениям, что позволит воспитать у детей:
- интерес к природе;
- знания о живой и не живой природе;
- эмоциональное отношение к природе;
- природоохранную деятельность.
Отношение к природным объектам будет осуществляться с позиции самоценности природы, а значит, у детей будет развиваться необходимое ценностное отношение к природе.
Положительные результаты в экологическом образовании детей возможны при условии максимального использования всех доступных педагогам ресурсов современной педагогической науки, доступного дидактического материала, материально-технической базы ДОУ.
В результате целенаправленной работы по ценностному отношению детей к природе в нашем детском саду «Рябинка», произошли положительные изменения в поступках и поведениях детей: ребята стали более трудолюбивыми и наблюдательными, внимательнее стали относится к объектам природы. Это отразилось в их самостоятельной игровой и трудовой деятельности.
Перспективной и наиважнейшей задачей стоящей перед педагогическим коллективом ДОУ «Рябинка» является экологическая направленность работы с детьми дошкольного возраста. В процессе решения этой задачи мы воспитываем у детей экологическую грамотность, способность любить, ценить и рационально использовать природные богатства.
В своей последующей педагогической деятельности я планирую продолжить работу с воспитателями по экологическому просвещению родителей с целью повышения их экологической грамотности.
Думается, что именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей даст наилучшие результаты при работе по формировании ценностного отношения к природе.



1. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 2008. - 253 с.
2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-121.
3. Ашиков, В. И. Семицветик [Текст] : программа и рук. по культур.- экол. воспитанию и развитию детей дошкол. возраста / В. И. Ашиков, С. Г Ашикова. - М. : Пед. о-во. Рос., 1998. - 172 с.
4. Бибикова, Н. Г. Сущность экологического образования обучающихся [Электронный ресурс] / Н. Г. Бибикова. - URL :https://moluch.ru/thZ3/archive/-32/1160/ (дата обращения: 17.06.2017).
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : психол. исслед. / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
6. Бондаренко,, Т. М. Экологическое воспитание [Текст] : практ. пособие для ст. воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров / Т. М. Бондаренко. - Воронеж : Изд-во Н. А. Лакоценина, 2012. - 190 с.
7. Винокурова, О. Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Е. Винокурова ; Якут. гос. ун-т. - Якутск, 1996. - 17 с.
8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева [и др.]. - М. : Междунар. Образоват. и Психол. Колледж, 1995. - 144 с.
9. Воронина, К. С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении [Текст] / К. С. Воронина // Дошкольное образование. - 2015. - № 5. - С. 36-39.
10. Ворошилова, В. М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / В. М. Ворошилова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 22 с.
11. Ворошилова, В. М. Эковалеологический подход к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. М. Ворошилова, Т. А. Новикова // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 4. - С. 153-158.
12. Глазачев, С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя [Текст] : дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук : 13.00.08./ С. Н. Глазачев ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М., 1998. - 68 с.
13. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2-7лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2010. - 160 с.
14. Давлетчина, С. Б. Словарь по конфликтологии [Текст] / С. Б. Давлет- чина. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2005, - 100 с.
15. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 480 с.
16. Детство [Текст] : пример. образоват. программа дошкол. образования / О. В. Акулова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 000 с.
17. Деятельность: теории, методология, проблемы [Текст] / сост. И. Т. Касавин. - М. : Политиздат, 1990. - 366 с.
18. Ежкова, Н. Образование с позиций возрастных ценностей [Текст] / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 6-9.
19. Захлебный, А. Н. На экологической тропе [Текст] : (опыт экол. воспитания) / А. Н. Захлебный. - М. : Знание, 1986. - 80 с.
20. Зверев, И. Д. Охрана природы и образование [Текст] / И. Д. Зверев // Образование в современном мире: состояние и тенденции развития / отв. ред. М. И. Кондаков. - М., 1986. - С. 228-244.
21. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. А. Зебзеева. - М. : Сфера, 2009. - 288 с.
22. Истоки [Текст] : пример. образоват. программа дошкол. образования / Т. И. Алиева [и др.] ; отв. ред. М. Н. Лазутова. - М. : Сфера, 2014. - 161 с.
23. Комарова, Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Педагогика, 1984. - 120 с.
24. Куликова, Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. А. Куликова ; Моск. гос. заоч. пед. ин-т - М. : Просвещение, 1985. - 189 с.
25. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для вузов / О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова, В. М. Ворошилова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 279 с.
26. Лазаренко, Е. Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Н. Лазаренко ; Волгоград. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2009. - 275 с.
27. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / М. М. Марковская. - М. : Просвещение, 1984. - 165 с.
28. Миронов, А. Как сделать экскурсию в природу действительно экологической? [Текст] / А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 38-40.
29. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1996. - 166 с.
30. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности [Текст] / В. Н. Мясищев // Психология личности : тексты / отв. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. - М., 1982. - С. 35-38.
31. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL :https://vocabulary.ru/termin/cennosti.html (дата обращения: 05.03.17).
32. Николаева, С. Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст] : метод, материал для работы с родителями в дошкол. учреждениях / С. Н. Николаева. - М. : Новая шк., 1993. - 64 с.
33. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом образовании [Текст] : пособие для специалистов по дошкол. воспитанию / С. Н. Николаева. - М. : Новая шк., 1996. - 70 с.
34. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников [Текст] : метод. пособие / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
35. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : программа и условия ее реализации в дет. саду / С. Н. Николаева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 119 с.
36. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» [Текст] / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4 - С. 79-82.
37. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. А. Арапова-Пискарева [и др.] ; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
38. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления. [Текст] / С. Н. Павлов. - Магнитогорск : [б. и.], 1999. - 23 с.
39. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. В. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2012. - 432 с.
40. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду [Текст] : принципы построения, советы, рекомендации / сост. В. Н. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 128 с.
41. Радуга [Текст] : пример. основ. образоват. программа дошкол. образования / С. Г. Якобсон [и др.]. - М. : Просвещение, 2014. - 232 с.
42. Развитие [Текст] : программа нового поколения для дошкол. образоват. учреждений / О. М. Дьяченко [и др.] ; под ред. О. М. Дьяченко. - М. : Гном и Д, 2000. - 80 с.
43. Реализация ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] : глоссарий к Федер. гос. образоват. стандарту дошкол. образования. - URL : http://www.iro.yar.ru/index.php?id=924 (дата обращения: 05.12.2018).
44. Российская Федерация. Закон. Об образовании в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. ; одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]- URL : http://www.consultant.ru/-
document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.07.2017).
45. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 г. - URL :
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения:
21.11.2017).
46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учебник / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2016. - 705 с.
47. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 256 с.
48. Рыжова, Н. А. «Наш дом - природа» [Текст] : программа экол. воспитания дошкольников / H. A. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 8-10.
49. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : (из опыта работы) / Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. - 192 с.
50. Рыжова, H. A. Я и природа [Текст] : учеб.-метод. комплект по экол. образованию дошкольников / H. A. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56 с.
51. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс].- URL :
http://docs.cntd.ru/document/499023522(дата обращения: 18.05.2018).
52. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. С. Серебрякова. - М. : Академия, 2008. - 208 с.
53. Ситаров, В. А. Социальная экология [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А., Ситаров, В. В. Пустовойтов. - М. : Академия, 2000. - 280 с.
54. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2003. - 192 с.
55. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, - Т. 5 : Методические статьи и материалы к «Детскому миру». - 591 с.
56. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 1020-1022. - URL :https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 05.12.2018).
57. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
58. Ягодин, Т. Воспитывать гражданина планеты [Текст] / Т. Ягодин // Обруч. - 1997. - № 2. - С. 5-7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ