Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ценностного отношения к искусству у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №104721

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика ценностного отношения
к искусству у младших школьников 7
1.2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 26
2.1. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у младших школьников 26
2.2. Реализация экспериментальной программы по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников во внеурочной деятельности 37
2.3 Динамика уровня сформированности ценностного отношения к
искусству у младших школьников 53
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Процессу модернизации системы образования сопутствует переосмысление теоретических и практических положений, присвоением образование приобретает гуманистический характер, уточняются механизмы, позволяющие всесторонне и гармонично развивать личность. Художественно-эстетическое воспитание, как актуальное направление модернизации системы образования, является одним из основных средств по духовно-нравственному и культурному развитию личности. Призвание школьного образования как социального института состоит в сохранении и умножении культурных ценностей, формирование культурной среды и культурных эталонов, переводе ценностей общечеловеческой культуры в сферу формирующегося сознания младшего школьника.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве приоритетного направления определяет процесс духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в ходе которого они принимают моральные нормы, нравственные установки, национальные культурные ценности. Искусство обладает огромным потенциалом, способствующим развитию и воспитанию личности младшего школьника, т. к. отличается огромным духовным зарядом, эстетическим и нравственным идеалом, верой в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Посредством правильного осмысления произведения искусства создается благоприятная основа, позволяющая овладеть духовным богатством прошлого , развивать художественный вкус учащихся, ориентировать их в современном искусстве и способствовать осознанию его художественной ценности. Внеурочная деятельность представляет собой один из важных источников , позволяющих обогатить эстетический опыт школьников, удовлетворить ряд насущных потребностей ребенка в общении и способствовать творческому развитию личности.
Понятию «ценностное отношение к искусству» посвятили свои научные исследования авторы художественной и музыкальной педагогики, такие как Г.В. Агадилова, Р.А. Ахмадеева, П.И. Козодаев, Е.И. Толокнеева и др. Педагоги М.А. Верб, В.А. Кан-Калик, А.А. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов и другие ученые в области педагогики искусства затрагивают в своих исследованиях проблему формирования ценностного отношения личности к художественной культуре и искусству раскрывается. Исследователи доказывают наличие пропедевтической эффективности воспитания ценностного отношения к искусству у школьников. Современные ученые выделили ряд концептуальных оснований, определяющих характер формирования этого личностного образования: в соответствии с теорией ценностей М.С. Кагана его возникновение определяет процесс постижения произведений искусства, духовное общение с ними. И.А. Коников и А.Н. Малюков установили, что формирование художественной культуры личности, ее эстетическое отношение, эстетическое развитие зависит от процесса воспитания ценностных отношений.
В ходе анализа педагогической теории и практики по проблеме исследования позволил выделить объективные противоречия между:
- потребностью общества формировать ценностное отношение к искусству у младших школьников и недостаточной ориентацией современного начального школьного образования на осознание и присвоение личностью данной ценности;
- между необходимостью реализации программы духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ФГОС НОО) и отсутствием апробированных практических разработок формирования ценностного отношения к искусству во внеурочной деятельности.
Учитывая данные противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников во внеурочной деятельности.
Актуальность изучаемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников во внеурочной деятельности
Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность педагогических условий по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы.
2. Раскрыть условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников.
3. Изучить уровень сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников.
4. Разработать и реализовать экспериментальную программу по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников;
5. Проанализировать динамику уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к искусству у младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- разработать и апробировать занятия по формированию ценностного отношения к искусству у младших школьников, которые позволят педагогу обеспечить развитие всех компонентов ценностного отношения к искусству (когнитивного, эмоционального, деятельностного) у младших школьников во внеурочной деятельности;
- обеспечить включение младших школьников в разнообразную художественную деятельность, что позволит им расширить личный художественный опыт, получить целостное представление о различных видах искусства и средствах их выразительности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала, беседа, тестирование, опытно - экспериментальная работа, статистическая обработка данных исследования.
Исследование проходило на базе ГБОУ ООШ базе ГБОУ СОШ «Центр образования» с. Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области. В работе принимали участие учащиеся 3 «А» класса (20 человек - экспериментальная группа) и учащиеся «Б» класса (2 0 человека - контрольная группа).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ценностное отношение к искусству - это внутренняя позиция личности, отражающая переживаемую связь человека с искусством, отличающаяся эстетической значимостью для него искусства, практическим интересом к нему, в основе которой лежит его художественный опыт, формируемой в ходе художественной деятельности и художественного общения.
Дети младшего школьного возраста имеют богатые возможности художественно-творческого развития, превосходя в этом отношении детей более старшего возраста. Это проявляется в целостности восприятия, эмоциональности переживаний, способности осмыслять и обобщать свои чувства. Этот возраст наиболее сензитивен для формирования ценностного отношения к искусству у детей.
В работе раскрыты педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у младших школьников, которые состоят из:
1. Освоения языка искусства ребенком как языка, характеризующегося выразительностью, а процесса художественного восприятия как процесса одухотворения формы.
2. Опоры в процессе обучения на использование опыта эмоционально-непосредственного восприятия ребенка.
3. Активного использования игры как метода обучения.
4. Взаимодействии в обучении двух видов деятельности: восприятия и созидания.
5. Ступенчатости художественного развития ребенка.
6. Диалогичности формы обучения.
Внеурочная деятельность учащихся начальных классов охватывает несколько направлений и одним из них является направление, призванное воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в рамках эстетического воспитания, формирование ряда базовых ценностей, включая красоту, гармонию, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Проведенное исследование уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента выявило недостаточный уровень.
В ходе внеурочной деятельности была реализована программа «Юный художник», направленная на развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, освоение первоначальных знаний о пластических искусствах и о том, какую роль они играют в жизни современного человека и общества. Дети совершенствовали эмоционально-образное восприятие произведений искусства, включая окружающий мир, развивали способности к видению проявлений художественной культуры в настоящей жизни. Они освоили элементарную художественную грамоту, у них был сформирован художественный кругозор и приобретен опыт по работе различными видами художественно-творческой деятельности с использованием художественных материалов.
Результаты повторного исследования уровня сформированности ценностного отношения к искусству у младших школьников показали положительную динамику количественных и качественных проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников, высокий уровень проявлений ценностного отношения к искусству у младших школьников у учащихся экспериментальной группы вырос с 10 до 35 %, средний уровень остался приблизительно на том же уровне, а проявления низкого уровня после завершения эксперимента сократились с 30% до 5%.
Это свидетельствует об эффективности разработанной программы, обоснованности основных методических идей, обозначенных нами в гипотезе исследования, а также о высоком потенциале внеурочной деятельности в формировании ценностного отношения к искусству у младших школьников



1. Агадилова, Г. В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом воспитании современных школьников (Текст) / Г. В. Агадилова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 6. - С. 202-205.
2. Анисимов, С. Ф. Ценности реальные и мнимые (Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры) (Текст) / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 2010. - 183 с
3. Аристотель. Метафизика / пер. и прим. А. В. Кубицкого (Текст) / Аристотель. - М. : Просвещение, 2014. - 352 с.
4. Библер В.С. Школа диалога культур (Текст) / В.С. Библер. - Кемерово, 2012. - 154 с.
5. Бабурова, И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе (Текст) : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. В. Бабурова. - Смоленск, 2016. - 434 с.
6. Бахтин, В. В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к музыкальной деятельности в процессе художественного анализа музыкальных произведений на внеурочных комплексных занятиях (Электронный ресурс) / В. В. Бахтин // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1.
7. Бодалев, А. А. Личность и общение (Текст) / А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия, 2015. - 328 с.
8. Бранский, В. П. Искусство и философия (Текст) / В. П. Бранский. - Калининград : Янтарный сказ, 2009. - 451 с.
9. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства (Текст) / А. И. Буров. - М. : Искусство, 2016. - 292 с.
10. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения (Текст) / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. - М. : Наука, 2016. - С.41-50.
11. Винокурова, О. Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутских народных традиций (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / О. Е. Винокурова. - Якутск, 2016. - 165 с.
12. Выготский, Л. С. Психология искусства (Текст) / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 2016. - 573 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения (Текст) / В. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 2016. - 544 с.
14. Жуковский, В.И. Зримая сущность. Визуальное мышление в
изобразительном искусстве (Текст) / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров. - Свердловск: Изд-во Уральского университета. 2011. - 284с.
15. Журова, Е. Б. Воспитание ценностного отношения к музыкальному искусству у обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей: аксиологический подход (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Б. Журова. - М., 2015. - 229 с.
16.Загвязинский, В. И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования (Текст) / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2015. - 208 с.
17.78. Заплатина, Е. А. Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Е. А. Заплатина. - Екатеринбург, 2009. - 193 с.
18. Каган, М. С. Философская теория ценности (Текст) / М. С. Каган. - СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2017. - 205 с.
19. Кабкова, Е. П. Развитие способности школьников к художественному обобщению на уроках искусства (Текст) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Е. П. Кабкова. - М., 2015. - 306 с.
20. Караковский, В. А. Стать человеком : общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса (Текст) / В. А. Караковский. - М. : Творческая педагогика, 2013. - 80 с.
21. Кашина, Н. И., Тагильцева Н. Г. Психологические предпосылки освоения личностью традиционных культурных и художественных ценностей (Электронный ресурс) / Н. И. Кашина, Н. Г. Тагильцева // МНКО. - 2014. - № 5 (48). URL: http://cyberle№i№ka.ru/article/№/psihologicheskie predposylki- osvoe№iya-lich№ostyu-traditsio№№yh-kultur№yh-i- hudozhestve№№yhtse№№ostey
22. Кейв, М. А. Формирование ценностного отношения к математическим знаниям у студентов - будущих учителей математики - в процессе обучения дискретной математике (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / М. А. Кейв. - Красноярск, 2016. - 188 с.
23. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография (Текст) / А. В. Кирьякова. - Оренбург, 2016. - 188 с.
24. Коротков, Н. З. Эстетическое восприятие и проблема оценки (Текст) / Н. З. Коротков // Проблема ценности в философии. - М. : Наука, 2016. С.113-128.
25. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах (Текст) / Я. Л. Коломинский. - М. : Изд-во АСТ, 2010. - 448 с.
26. Командышко, Е. Ф. Методологические аспекты развития ценностного отношения подростков к музыкальному искусству (Текст) / Е. Ф. Командышко // Педагогика искусства. - 2014. - № 1. - С. 1-6.
27. Коростелева, Н. И. Воспитание ценностного отношения младших
школьников к произведениям музыкального искусства (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. И. Коростелева. - Екатеринбург, 2014. - 186 с.
28. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем: Введение в методику литературного образования (Текст) / В.А. Левин. - М. : Лайда, 2014.- 192с.
29. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт
многомерной реконструкции (Текст) / Д. А. Леонтьев // Современный социоанализ : сборник работ авторов, получивших гранты Московского отделения Российского научного фонда и Фонда Форда. - М., 2016. - С. 5¬23.
30. Лотце, Р. Г. Микрокосм: Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии: Тело. (Текст) / Р. Г. Лотце. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ». - 2012. - 208 с.
31. Малюков, А. Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству (Текст) : дис. ... д- ра пед. наук : 13.00.02 / А. Н. Малюков. - Москва, 2016. - 506 с.
32. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС (Текст). - Липецк: ЛИРО, 2012. - 94 с.
33. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству (Текст) / А.А. Мелик- Пашаев, З.Н.Новлянская. - М.: Искусство в школе, 2015.- 132с.
34. Мелик-Пашаев, А. О состоянии и возможностях художественного
образования (Электронный ресурс) / А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2008. - № 1. URL: http://art-iKo-school.Koarod.ru/0108_article.htm
35. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития (Текст) / В. С. Мухина. - М. : 2016. - 608 с.
36. Мурзич, А. Н. Методическая типология средств распространения
культурных ценностей (Электронный ресурс) / А. Н. Мурзич // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. С. 34-41.
37. Никандров, Н. Д. Ценности как основа социализации и воспитания (Текст) /
Н. Д. Никандров // Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М., 2010. - С. 15-33.
38. Неменский, Б. М. Проблемы педагогики искусств. Содержание художественного образования (Электронный ресурс) / Б. М. Неменский. URL: http://c№ho.ru/?page_id=1092
39. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива : пути и методы изучения (Текст) / Б. Д. Парыгин. - СПб. : Наука, 2016. - 154 с.
40. Племенюк, М. Г. Художественная деятельность как фактор развития гуманистической культуры личности будущего учителя: На материале подготовки студентов по дополнительной специальности педагог- организатор, руководитель художественно-творческого сообщества детей (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Г. Племенюк. - Комсомольск- на-Амуре, 2016. - 226 с.
41. Попова, И. М. Ценности и ценностный аспект сознания. Ценностные представления и потребности (Текст) / И. М. Попова // Сознание и правовая деятельность. - Киев ; Одесса, 2015. - С. 20-54.
42. Потапова, И. А. Синтез искусств как метод формирования
мультикультурного поведения школьников (Электронный ресурс) / И. А. Потапова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, Психология. - 2016. - № 4 (11). С. 23-26.
43. Приставкина, Т. А. Формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Приставкина. - Белгород, 2015. - 184 с.
44. Равкин, З. И. Ценностные ориентации как одна из основ стратегии развития
образования и предмет историко -педагогических исследований (Текст) / З. И. Равкин // Аксиологические аспекты историко-педагогического
обоснования стратегии развития отечественного образования. - М. : 2014. - С. 3-10.
45. Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся (Текст) / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2016.- №3.- С.4-22.
46. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию (Текст) / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М. : Академия, 2013. - 192 с.
47. Сластенин, В. А. Педагогика (Текст) / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 576 с.
48. Солодкова, М.И. Модели организации внеурочной деятельности (Текст) / М.И. Солодкова, Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков // Управление начальной школой. - 2017. № 1. - С. 7 - 12.
49. Степанов, Е.Н.. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (Текст) / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2016. - № 6. - С. 36 - 64.
50. Столович, Л. Н. Философия, культура, общество. Об общечеловеческих ценностях (Электронный ресурс) / Л. Н. Столович. URL: http ://webcache. googleuserco№te№t.com/search?q=cache :UoxcbeBa_i0J :lib. №pu.ed u.ua/full_txt/V8970407086.doc+&cd=10&hl=ru&ct=cl№k&gl=ru
51. Савенкова, Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография (Текст) / Л. Г. Савенкова. - М. : МАГМУ-РАНХиГС, 2011. - 156 с.
52. Тагильцева, Н. Г. Искусство в развитии самосознания детей (Текст) / Н. Г. Тагильцева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 3. - С. 45-51.
53. Торшилова, Е. М. Эстетическое воспитание в семье (Текст) / Е. М. Торшилова. - М. : Искусство, 2009. - 144 с.
54. Толокнеева, Е. И. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальному искусству как условие профилактики музыкального фанатизма в подростковой среде (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. И. Толокнеева. - Ставрополь, 2017. - 205 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) // ЬИр://минобрнауки.рф/документы/922
56. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» //http://base.garaK2t.ru/70291362/
57. Харчев, А. Г. Искусство как ценность (Текст) / А. Г. Харчев // Проблема ценности в философии. - М. : Наука, 2016. - С. 81-98.
58. Христосенко, И.В. Психологические маргиналии на полях вероятностного эксперимента (Текст) / И.В. Христосенко / МОУ Гимназия № 94, - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2016. - 172с.
59. Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: в системе развивающего обучения (Текст) : дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Школяр. - Москва, 2016. - 348 с.
60. Шорохова, А. Н. Формирование ценностного отношения подростков к музыкальной деятельности в условиях дополнительного образования (Текст) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Н. Шорохова. - Волгоград, 2016. - 171 с.
61. Штильман, Н.В. Нетрадиционные формы внеурочной работы: визитка (Текст) / Н.В. Штильман // Педагогические науки. - 2016. - №4. - С.146-147.
62. Щуркова, Н. Е. Ценностные отношения (Текст) / Н. Е. Щуркова // Воспитание школьников. - 2015. - № 3. - С. 17-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ