Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологическая экспертиза мультфильмов, предпочитаемых детьми младшего школьного возраста

Работа №98906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 6
1.1 Влияние СМИ на личность ребенка 6
1.2 Особенности влияния мультфильмов на детей 8
1.3 Метод социально-психологической экспертизы средств массовой
информации 14
1.4 Рекомендации к параметрам мультфильмов 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ, НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА И ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 24
2.1 Описание выборки и обоснование методик 24
2.2 Результаты анкетирования и социально-психологической экспертизы.28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
8
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 75

В связи со стремительным развитием информационных технологий и появлением различных девайсов и устройств, передающих эту информацию, встает вопрос о психологической безопасности, окружающего нас и наших детей, информационного пространства. Некоторые ученые в области психологии обеспокоены, что следующее поколение людей по большей части будет состоять из личностей с деформированной психикой.
Поэтому в данной работе мы рассмотрим влияние мультипликационных произведений на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Для этого в теоретической части работы будут освещены такие вопросы, как влияние средств массовой информации на личность ребенка, а также восприятие ребенком происходящего на экране.
Для того, чтобы определить соответствие мультфильма, наиболее популярного у младших школьников, с их возрастными психическими особенностями, помимо особенностей восприятия, мы проанализируем наиболее эффективные методы социально-психологической экспертизы.
В эмпирической части данной работы нам предстоит выявить наиболее просматриваемый мультфильм у, соответствующей исследованию, категории детей - младший школьный возраст. Выявленный мультипликационный фильм, с помощью качественных методов социально-психологического исследования, будет оценен экспертами.
Актуальность данной работы обусловлена проблемой экспертизы мультфильмов для детей и подростков. Мультфильмы, как один из продуктов масс-медиа, являются эффективным способом воздействия на детское сознание и личность, поэтому они требуют тщательной оценки и экспертизы.
Цель исследования: выявить наиболее популярный мультфильм у детей младшего школьного возраста и провести его социально­психологическую экспертизу.
Задачи исследования:
1. С помощью анализа литературы изучить, выявить влияние СМИ на личность ребенка; особенности влияния мультфильмов на детей; метод социально-психологической экспертизы средств массовой информации; рекомендации к параметрам мультфильмов.
2. Выявить наиболее популярный мультфильм среди детей
младшего школьного возраста.
3. Апробировать и провести среди будущих и действующих психологов метод социально-психологической экспертизы.
Объект исследования: наиболее просматриваемый мультфильм у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: социально-психологическая экспертиза
мультфильмов, наиболее популярных у детей младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
1) Дети младшего школьного возраста смотрят мультфильмы, не соответствующие своему возрасту
2) При оценивании характеристик мультфильма экспертная оценка зависит от возраста эксперта - чем моложе эксперт, тем более мягкие оценки он склонен выставлять.
Методы и методики исследования. В теоретической части исследования будет использоваться метод анализа специализированной литературы. В эмпирической части исследования будут применены: модифицированная нами, анкета Муртазиной М.А. по предпочтению мультфильмов на тему: «Какие мультфильмы предпочитают современные дети» для детей от 7 до 10 лет; модифицированный нами бланк экспертной оценки для проведения социально-психологической экспертизы (И. Н. Тимошиной, А. В. Морозовой) популярного мультфильма у младших школьников; метод фокус-группы для выявления соответствия возрастной адресации мультфильма с возрастом детей, выбирающих данный мультфильм. В обработке данных будут применены математические и статистические методы обработки данных: одновыборочный 1-критерией Стьюдента, Хи-квадрат Пирсона, коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Также анализ и интерпретация данных фокус-группы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире средства массовой информации и мультипликация занимают значительное место в жизни детей, соответственно, это оказывает влияние на их психическое развитие. Индустрия масс медиа переполнена различными мультфильмами и мультсериалами. Данные продукты не всегда отвечают нормам психологической безопасности.
В связи с этим, возникает потребность в оценке и экспертизе контента, просматриваемого детьми, и в усовершенствовании методик для экспертизы информационных продуктов.
Целью данной работы было выявление с помощью социально­психологической экспертизы соответствия возрастной адресации мультфильма, наиболее часто просматриваемого детьми младшего школьного возраста.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
• дети в младшем школьном возрасте просматривают мультфильмы не соответствующие их возрасту;
• при оценивании характеристик мультфильма экспертная оценка зависит от возраста эксперта - чем моложе эксперт, тем более мягкие оценки он склонен выставлять.
Для проверки первой гипотезы исследование проводилось на выборке младших школьников в возрасте от 7 до 10 лет. В результате исследования с помощью анкетирования, гипотеза была подтверждена.
Для проверки второй гипотезы проведен качественный и количественный анализ полученных данных фокус-группы, а также статистический анализ данных, полученных с помощью бланка экспертных оценок. Вторая гипотеза не подтвердилась, но конкретизирована, так как, в целом, эксперты дают примерно одинаковые оценки, но при оценивании некоторых параметров, есть взаимосвязь с возрастными особенностями.
По результатам проведенного эмпирического исследования можно сформулировать следующие выводы:
1. Дети младшего школьного возраста, среди прочих вариантов, склонны выбирать мультфильмы в качестве информационно­развлекательного досуга (42%). При этом меньшее количество детей выбирает аудиокниги (2%).
2. 25% детей в достаточной степени контролируются родителями, в то время, как 36% признаются в том, что они нарушают эти запреты (недостаточный контроль), а 41% говорят о том, что таких запретов нет (отсутствие контроля)
3. 30% любимых мультфильмов у детей не соответствует их возрасту.
4. Наиболее популярным мультфильмом среди младших школьников стал «Гравити Фолз», 9% человек отметили его любимым. При этом, он также не соответствует возрасту младших школьников
5. В группах детей 7-8 и 9-10 лет нет существенных различий в понимании сюжета
6. В оценках экспертах между возрастными группами от 21 до 29 лет и от 30 до 43 лет прослеживаются некоторые различия.
Большинство экспертов при оценке наиболее популярного мультфильма указывают, что данный мультфильм рекомендуется к просмотру детям младшего школьного возраста в присутствии родителей.
Также значительное количество экспертов указали, что данный мультсериал не рекомендуется к просмотру детям младшего школьного возраста, даже в присутствии родителей.
Некоторые эксперты указали, что мультфильм больше ориентирован на взрослую аудиторию из-за специфичности юмора, лексики, поступков и изображения монстров.
Актуальной является проблема экспертизы мультфильмов для детей и подростков. Также необходима работа по сопровождению взрослыми детей во время просмотра мультфильмов и контролю контента, просматриваемого детьми.
Мультфильмы, как один из продуктов масс-медиа, являются эффективным способом воздействия на детское сознание и личность, поэтому они требуют тщательной оценки и экспертизы.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что предположительно дети в младшем школьном возрасте предпочитают мультфильмы не соответствующие их возрасту подтверждается: младшие школьники предпочитают мультфильмы для следующих аудиторий: 0+, 12+, 16+, 18+. Это подтверждено двумя методами социально-психологической экспертизы: методом экспертных оценок и фокус-групповым исследованием.
Исследуемая проблематика требует дальнейшего изучения и представляет собой основу для последующих исследований.


1. Абдулаева Е. А., Смирнова Е. О. Независимая экспертиза игр и игрушек в Германии: опыт организации «Играй с удовольствием» / Е. А. Абдулаева, Е. О.Смирнова // Психологическая наука и образование. -2011. - № 2.- С. 21-28
2. Алешкин Н. И., Щукина И. А. Влияние мультипликационных фильмов агрессивного содержания на поведение детей дошкольного возраста / Н. И. Алешкин, И. А. Щукина // Генетическая психология. - СПБ. - 2002. - №16-17. - С. 56-61
3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 84-86
4. Антонов Г. В., Лактюхина Е. Г. Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7-12 лет (по материалам контент-анализа) / Г. В.Антонов, Е. Г. Лактюхина // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2013. - №2. - С. 92-99
5. Асенин С. В. Мудрость вымысла: мастера мультипликации о себе и о своем искусстве / С. В. Асенин. - М.: Искусство, 2003. - 207 с.
6. Бергер А. Видеть — значит верить. Введение в зрительскую коммуникацию. / А.Бургер. - М.: Вильямс, 2005. - 141 с.
7. Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. / Н.Н. Богомолова. - М.:Просвещение, 2009. - 351 с.
8. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод
социально-психологического исследования / Н.Н. Богомолова. - М.:
Просвещение, 2007.
9. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. - 2008. - 308 с.
10. Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Л. Ф. Островская. — 2-е изд., испр. и доп.
• М.: Просвещение, 2005. - 143 с.
11. Васильев И. С. Положительное и отрицательное влияние отечественных и зарубежных мультфильмов на психику детей подросткового возраста / И. С. Васильев // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 761-764
12. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстративное руководство / А. Л. Венгер - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
13. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 2009. - 538 с.
14. Влияние мультфильмов на психическое развитие детей
[Электронный ресурс] ПЯЕ: https://whatisgood.ru/tv/cartoons/vliyanie-
multfilmov-na-psixicheskoe-razvitie-detej/ (дата обращения: 10.11.17)
15. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. С. Выготский // Психология развития - СПб: Питер, 2001. - 512 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ