Введение 3
Глава 1. Общая характеристика холдинга 8
Глава 2. Характеристика аэропортов холдинга 16
2.1. Аэропорт «Кольцово» 16
2.1.1 История аэропорта 17
2.1.2 Услуги (сервисы) аэропорта 20
2.1.3 Транспортная доступность 28
2.2 Аэропорт «Курумоч» 31
2.2.1 История аэропорта 33
2.2.2 Услуги (сервисы) аэропорта 35
2.2.3 Транспортная доступность 40
2.3 Аэропорт «Стригино» 43
2.3.1 История аэропорта 45
2.3.2 Услуги (сервисы) аэропорта 47
2.3.3 Транспортная доступность 52
2.4 Аэропорт «Платов» 54
2.4.1 История аэропорта 56
2.4.2 Услуги (сервисы) аэропорта 58
2.4.3 Транспортная доступность 61
Глава 3. Тенденции развития холдинга 64
3.1 Перспективы развития аэропортов холдинга «Аэропорты регионов» 64
3.2 Перспективы развития компании 64
3.2 Участие в развитии межрегиональной гражданской авиации в России 73
Заключение 79
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ 97
Приложение 1 97
Приложение 2 98
Приложение 3 99
Приложение 4 1
Гражданская авиация играет большую роль в развитии экономики страны, решении социально-экономических задач, имеет особое значение для Российской Федерации, как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений, в том числе международных, а также как средство сообщения между регионами.
В соответствии со Статьей 21 Воздушного кодекса Российской Федерации, «Гражданская авиация - авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики <...> Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения»1.
Многие районы страны практически не имеют альтернативы воздушному сообщению. Наибольшее количество пассажиров перевозится на авиалиниях, соединяющих Москву с восточными районами, Санкт- Петербургом, курортными районами, со столицами стран СНГ и крупных европейских стран. Однако стоит отметить, что не менее важными являются маршруты, осуществляемые по межрегиональным воздушным магистралям. Поддержание обеспечения региональных перелетов способствует полноценному функционированию пассажирской авиационной маршрутной сети Российской Федерации.
Использование авиационного транспорта дает большое преимущество во времени по сравнению с другими видами транспорта при перемещении на средних и дальних расстояниях. В последние годы опережающими темпами растет объем международных перевозок2. По данным федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации, рост объема международного пассажиропотока в 2017 году составил 132,3 % от объема 2016 года, в то время, как в области внутрироссийских перелетов эта цифра составила 117%.3 Это преимущество в росте количества международных перевозок над внутренними заключается в растущем благосостоянии граждан.
Если говорить о внутренних межрегиональных перелетах, то тут железнодорожный транспорт является прямым конкурентом авиасообщению. Стоимость ж/д билета зачастую ниже в несколько раз. Данный фактор является основным показателем при определении способа передвижения у большего числа населения, особенно в тех местах, где особенно не развита городская среда. Кроме того, железнодорожная сеть является более доступной.
Однако утверждение, что сфера межрегиональных авиаперелетов находится в периоде угасания, является ошибкой. Сегодня Российская Федерация претерпевает период активного развития авиационной инфраструктуры. Путем частно-государственного партнерства производится реконструкция существующих аэропортов и строительство новых.
Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности транспортной системы России и увеличение её инвестиционного климата, путём развития в том числе аэропортовой сети (развитие аэропортов-хабов, внутрероссийских узловых аэропортов и местных аэропортов), являются одними из целей Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»4.
Существует необходимость децентрализации воздушных транспортных потоков, с целью ослабления нагрузки на столичные аэропорты.
За 2017 год величина пассажиропотока в 10 крупнейших российских аэропортах составила порядка 131,2 млн. пассажиров, 104 млн. пришлось на аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга, а оставшиеся 27,2 - на Сочи, Екатеринбург, Симферополь, Новосибирск, Краснодар и Уфу5.
Одной из главных задач, в рамках формирования полноценно функционирующей межрегиональной маршрутной сети, является привлечение всё большего числа пассажиров.
Цена на авиаперелет зависит от нескольких факторов. Как гласит Статья 69 Воздушного кодекса Российской Федерации «Аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасение), а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации»6.
Помимо того, на цену билета оказывает влияние состояние пассажиропотока - при высокой регулярной загрузке рейса, цена за перелет является более низкой. Чтобы повысить, сохранять и преумножать спрос на пользование межрегиональным транспортом населением, в РФ реализуются специальные бюджетные программы для пассажирских авиаперевозок, а также ведется развитие региональной аэротранспортной инфраструктуры.
Наличие развитой и доступной авиационной инфраструктуры в регионе, повышает его туристский потенциал и инвестиционную привлекательность, а также служит инструментом повышения мобильности населения, являясь фактором повышения привлекательности жизни в регионе, что делает такие проекты социально значимыми.
В работе речь пойдет о крупнейшем аэропортовом холдинге «Аэропорты Регионов»...
Холдинг «Аэропорты регионов» осуществляет управление крупными региональными аэропортами Российской Федерации, с последующим принятием на себя инвестиционных обязательств по их модернизации и увеличению пассажиропотока.
В процессе изучения тенденций развития холдинга «Аэропорты регионов» были рассмотрены характеристики реализованных компанией проектов, их инфраструктура, история и перспективы дальнейшего развития. Получено представление о дальнейшей стратегии компании, в соответствии с которой она намерена продолжать управление имеющимися активами, с целью не только повышения доли компании на рынке аэропортовых услуг, но и увеличения авиационной мобильности населения и стимулирования развития межрегиональных воздушных перевозок в стране.
По результатам за 2017 год, пассажиропоток всех аэропортов холдинга «Аэропорты Регионов» составил 11 млн. 786 тыс. человек, что на 27% больше показателя за 2016 год.
Проекты холдинга являются ежегодными участниками различных всероссийских и международных премий и опросов.
Для достижения своей цели, компания реализует стратегию совершенствования и обновления аэропортового наследия Российской Федерации. Деятельность компании распространилась на региональные аэропорты, чья материально-техническая база постепенно устарела, однако пассажиропоток и уровень его потенциального роста были высокими и составляли минимум от 1 млн. человек в год, однако в отдельных случаях допускались исключения, как это случилась с аэропортами в г. Петропавловск- Камчатский и Новый Уренгой.
Несмотря на то, что компания выражала свои интересы на приобретение активов за границей, все её существующие объекты находятся на территории Российской Федерации.
В активах компании находится два уникальных проекта - аэропорт «Платов» и аэропорт «Центральный». Это первые аэропорты в истории современной России, которые были не восстановлены, а построены «с нуля». Таким образом, холдинг является единственной компанией в России, кто обладает компетенцией на строительство новых аэропортов.
Вероятность проведения крупного международного события в регионе также повышают вероятность роста пассажиропотока, что также учитывается при планировании инвестирования в тот или иной инфраструктурный объект. В конечном итоге, все четыре аэропорта, над которыми сегодня ведет управление холдинг «Аэропорты регионов», расположены в городах, где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу 2018. Поэтому развитие аэропортовой среды большинства объектов производилось и в рамках Федеральной целевой программы подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018.
Также все аэропорты строились в соответствии с программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».
В холдинге реализовывают стратегию комплексного подхода при обновлении инфраструктурной базы аэропортов. Таким образом, реконструкция включала себя ремонт или строительство нового пассажирского терминала, обновление инфраструктуры лётного поля, в том числе улучшение характеристик взлётно-посадочных полос, обновление командно-диспетчерского пункта, строительство грузового терминала и, в некоторых случаях, как, например, в Екатеринбурге - сортировочнораспределительного центра, организация инфраструктуры приаэропортовой территории - строительство парковок с различной ценовой политикой, гостиниц, бизнес-центров. В долгосрочной перспективе планируется строительство железнодорожных подъездов к аэропортам.
Все проекты холдинга унифицированы по характеру и качеству предоставляемых услуг. Во всех аэропортах холдинга предоставляется схожий спектр возможных услуг, по схожей ценовой политике.
К вопросам о развитии аэропортовой среды в России, компания подходит с высоким уровнем заинтересованности, поскольку считает, что ситуация, сложившаяся в России, не позволяет качественно развивать бизнес межрегиональных перевозок. Г енеральный директор холдинга был одним из инициаторов создания объединения «Международная Ассоциация Аэропортов», целью которой является взаимодействие членов организации между собой, для повышения качества обслуживания, конкурентоспособности и эффективности введения деятельности в сфере региональных аэропортов, а также разработка нормативно-правовой базы по регулированию отрасли на законодательном уровне и представление интересов аэропортов при взаимодействии с государственными органами.
Одним из результатов деятельности «Международной Ассоциации Аэропортов» является утверждение постановления Правительством Российской Федерации о перечне услуг в аэропортах России и воздушном пространстве Российской Федерации, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавочную стоимость.
Также холдинг ведет собственные проекты поддержки и развития межрегиональной авиации. В частности - программа компенсации рисков авиакомпаниям-партнерам, связанных с открытием новым межрегиональных маршрутов, путём предоставления скидок на обслуживание судов, летящих по новым направлениям.
По мнению компании, развитие прямых перелетов между региональными аэропортами несет максимум выгоды, поскольку таким образом повышается мобильность населения, что способствует повышению пассажиропотока.
Будущее авиационной среды страны холдинг видит в создании конкурентоспособной и высокоэффективной межрегиональной системы полетов в России.
12. «Платов» открыт: «казачий» аэропорт принял первый рейс
[Электронный ресурс] // Официальный сайит информационного агентства «BECTH.RU». - Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2963054
(дата обращения 23.05.2018)
13. «Региональный аэропорт - это инфраструктурная катастрофа» [Электронный ресурс] // Официальный сайт информационного агентства «Коммерсант». - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2088974 (1.06.2018)
14. «Ренова» расширяет «Кольцово» [Электронный ресурс] // Официальный сайт информационного агентства «Коммерсант». - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/908787 (дата обращения 20.04.2018)
15. Автобусы, маршрутное такси [Электронный ресурс] //
Официальный сайт аэропорта «Кольцово». - Режим доступа: http://www.svx.aero/ru/avtobusvi.marshrutnoetaksi (дата обращения
16.05.2018)
16. Автобусы, маршрутное такси [Электронный ресурс] // Официальный сайт аэропорта «Курумоч». - Режим доступа: http://kuf.aero/ru/avtobusvi.marshrutnoe taksi (дата обращения 18.05.2018)
17. Автобусы, маршрутное такси [Электронный ресурс] //
Официальный сайт аэропорта «Стригино». - Режим доступа:
http://goj.aero/ru/avtobusvi.marshrutnoe taksi (дата обращения 20.05.2018)
18. Автобусы, маршрутное такси [Электронный ресурс] //
Официальный сайт аэропорта «Платов». - Режим доступа:
http://platov.aero/ru/avtobusyi,marshrutnoe taksi (дата обращения 24.05.2018)
19. Автоматическая камера хранения [Электронный ресурс] //
Официальный сайт аэропорта «Стригино». - Режим доступа:
http://www.airportnn.ru/ru/avtomaticheskaya kamera hraneniya (дата обращения 19.05.2018)
20. Агентство по продаже пассажирских перевозок [Электронный ресурс] // Официальный сайт аэропорта «Стригино». - Режим доступа: http://www.goj.aero/7kassyi (дата обращения 19.05.2018)
21. Актуальные показатели. Курумоч [Электронный ресурс] // Официальный сайт УК «Аэропорты регионов». - Режим доступа: http://www.ar-management.ru/airports/2/13/ (дата обращения 18.05.2018)
22. Актуальные тенднеции. Ростов-на-Дону [Электронный ресурс] // Официальный сайт УК «Аэропорты регионов». - Режим доступа: http: //www.ar-management.ru/airports/3/5/ (дата обращения 24.05.2018)
23. Архив новостей аэропорта «Кольцово» [Электронный ресурс] // Официальный сайт аэропорта «Кольцово». - Режим доступа: http://www.svx.aero/ru/000002/page/2 (дата обращения 05.05.2018)
24. Аэропорт Нижний Новгород «Стригино»: как добраться,
справочная, ближайшие гостиницы, официальный сайт [Электронный ресурс] // Онлайн-путеводитель «Лоцман Путешествий». - Режим доступа:
https://tripguide.ru/ (дата обращения 20.05.2018)
25. Аэропорт сегодня [Электронный ресурс] // Официальный сайт аэропорта «Стригино». - Режим доступа: http: //goj .aero/ru/aeroport segodnya (дата обращения 19.05.2018)
26. Аэропорт сегодня [Электронный ресурс] // Официальный сайт
аэропорта «Елизово». - Режим доступа: http: //www.airport- pkc.ru/aeroport segodnya (26.05.2018)
27. Аэроэкспресс [Электронный ресурс] // Официальный сайт аэропорта «Курумоч». - Режим оступа: http://kuf.aero/ru/aeroekspress (дата обращения 18.05.2018)...