Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ЖУРНАЛОВ

Работа №72701

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СИСТЕМЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 7
1.1 Функционально-содержательная специфика научно-популярных изданий 7
1.2 Популяризация науки в истории отечественной журналистики (краткий
обзор 11
1.3 Типологическая характеристика подсистемы современных российских
научно-популярных журналов 17
1.4 Современные тенденции развития медиа и их влияние на научно-
популярную журналистику в России 23
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЖУРНАЛЫ «КОТ ШРЁДИНГЕРА» И РУССКОЯЗЫЧНАЯ ВЕРСИЯ ЖУРНАЛА “SCIENTIFIC AMERICAN” «В МИРЕ НАУКИ» КАК ПРИМЕР АКТУАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 28
2.1 Типологическая модель российских журналов 28
2.1.1 Типологическая характеристика журнала «Кот Шрёдингера» 28
2.1.2 Типологическая характеристика журнала «В мире науки» 33
2.2 Приёмы репрезентации научной информации в научно-популярных журналах 34
2.3 Жанрово-стилистическая характеристика в журналах «Кот Шрёдингера» и русскоязычной версии американского журнала “Scientific American” «В мире науки» 40
2.4 Особенности дизайна в журналах «Кот Шрёдингера» и русскоязычной
версии американского журнала “Scientific American” «В мире науки»... 46
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения

Средства массовой информации признаются основным каналом популяризации научного знания. Традиции отечественной научно-популярной журналистики восходят во второй половине XIX века, когда в 1861 году появился журнал «Вокруг света», а затем в 1890 «Наука и жизнь».
Объём научной информации в структуре общественного дискурса можно рассматривать как один из факторов развития гражданского общества, поскольку именно такая информация расширяет картину мира аудитории и формирует критическое, индивидуализированное мышление. В истории отечественной журналистики наиболее очевидно это проявлялось в Советском Союзе, где особое внимание уделялось пропаганде научного знания, поскольку именно научная информация обеспечивает главный фактор развития демократии в современно мире - критическое мышление. Помимо этого, социальная значимость научной информации, её доступность аудитории чрезвычайно значима для каждого нового поколения, поскольку расширяет горизонты выбора.
В XXI веке человеческая цивилизация вступила в новую, информационную, эпоху своего развития - в общество знания, где ключевым ресурсом является не материальный ресурс, а именно знание.
Популяризация науки нужна, во-первых, для самой науки. Её освещение в СМИ поднимает престиж науки в обществе, а также привлекает новые кадры. Во-вторых, научно-популярная журналистика выступает как один из инструментов просвещения, уровень которого в конечном счете сказывается и на экономических показателях. В-третьих, популяризация науки важна для общества: она удовлетворяет потребности людей в получении новых знаний об окружающем мире и обществе.
Сложная история научно-популярной журналистики, когда в 1990 - 2000-е гг. в России перестроечного и постперестроечного периода наблюдался ее очевидный упадок, обусловленный как переходом на рыночную экономику, так и сменой ценностей и наблюдаемый в последние 5-6 лет новый подъём научно-популярных медиа, обусловленный развитием научных технологий, требует своего осмысления, описания, складывающихся новых стандартов в этой отрасли журналистики. Этим и обусловлена актуальность нашей работы.
В рамках данной выпускной квалификационной работы основным аспектом изучения российской научно-популярной журналистики в России является её динамический актуальный аспект, предполагающий исследование того, как развиваются традиции, новые технологии и новые коммуникативные стратегии в научно-популярных журналах.
Объектом исследования являются современные научно-популярные журналы.
Предметом исследования является сравнение актуальных типологических моделей научно-популярных журналов - отечественного издания и русскоязычной версии американского издания.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить специфику репрезентации научного знания для массовой аудитории, определив при этом актуальные тенденции, способствующие реализации функций научно-популярного направления.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
• изучить теоретические работы, посвященные развитию научно - популярной прессы в отечественной журналистике, а также работы по типологии СМИ;
• осуществить типологический анализ журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки» и составить их типологические модели;
• выявить жанрово-стилистическую специфику изданий;
• охарактеризовать особенности дизайна научно-популярных изданий на примере рассматриваемых журналов.
Метод исследования. В данной дипломной работе ведущим методом является описательный метод, в качестве вспомогательных использовались элементы контент-анализа и количественный метод. Такой подход способствует многоаспектному анализу предмета. Помимо названных в работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения.
В настоящее время теоретическая база исследования не является достаточно обширной и разнообразной, эта тема ещё ждёт своих исследователей, тем не менее работы А. И. Акопова, Е. А. Ваганова, А. Вартанова, А. Ф. Коневец, М. В. Литке, В. А. Парафоновой, А. В. Панкова и др. позволили сформировать необходимые теоретические предпосылки для исследования данной темы.
Эмпирической базой исследования послужили научно-популярные печатные журналы и их электронные версии: «В мире науки» (выпуски с 2015 по 2018 гг.) и «Кот Шрёдингера» (все выпуски с 2016 по 2018 гг.). Выбор именно этих изданий обусловлен тем, что журнал «В мире науки», представляющий собой русскоязычную версию американского журнала “Scientific American” (выходит с 28 августа 1845 г.) опирается на мощную традицию, постоянно обновляющуюся и развивающуюся, а журнал «Кот Шрёдингера» - молодой, но готовый не только следовать актуальным тенденциям, но и задавать новые стандарты, приемы и форматы в области научно-популярной журналистики.
Структура работы обусловлена ее предметом, целями и задачами. Она состоит из Введения, Главы I-й (посвященной общим тенденциям развития научно-популярных изданий в России), Главы II (в которой дана развернутая характеристика журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки»), Заключения, Библиографического списка использованной литературы и Приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели функционально-содержательную специфику научно-популярных изданий, дали краткий исторический обзор популяризации науки в истории российской журналистики, а также определили типологическую характеристику современных российских научно-популярных журналов и выявили современные тенденции развития медиа и их влияние на научно-популярную журналистику.
Существенное влияние на развитие СМИ, а также на российские научно-популярные журналы оказала глобализация: в этом процессе самым значительным событием стало появление на отечественном рынке научно-популярных журналов западных франшиз.
Взаимодействие СМИ с аудиторией через интернет предоставило средствам массовой информации доступ к большой аудитории, что также повлияло на структурно-содержательные особенности научно-популярных журналов.
В целом сегодня отечественная научно-популярная журналистика в большей степени ориентируется как на собственную традицию, так и на стратегии инфотейнмента и эдьютейнмента, что связано с общей тенденцией медиатизации науки.
Рассмотрев на примере журналов «Кот Шрёдингера» и «В мире науки» тенденции развития научно-популярной журналистики в разных её аспектах, считаем необходимым отметить, что в современной научно-популярной журналистике формируются новые тренды, которые затрагивают контент научно-популярных журналов. Читательский интерес к данному сегменту журналистики увеличивается, а развитие интернет-технологий и глобализация делают научно-популярную журналистику доступнее и ярче.
Что касается типологических, жанрово-стилистических характеристик «Кота Шрёдингера» и «В мире науки», то следует констатировать, что жанрово-стилистическое ядро научно-популярных изданий осталось неизменным. Ведущим жанром является статья, но как тенденцию следует отметить распространение жанра научного интервью. Кроме того, мы пришли к выводу, что на данный момент заметно проявляется и тенденция дайджестирования, позволяющая концентрированно представлять наиболее значимые научные достижения.
Ещё одной жанрово-стилистической особенностью современных научно-популярных журналов является расширение способов репрезентации кон-тента: журналы, стремящиеся к массовизации, стараются сопровождать материалы визуальным контентом, используют инфографику, схемы, научные фотографии. По сравнению с советским периодом, такая подача научной информации находит широкое применение в научно-популярной журналистике и позволяет привлекать большую аудиторию, которая напрямую не взаимодействует с миром науки, но, благодаря стратегиям инфотейнмента и эдьютейнмента, которые используют редакции в журналах, проявляет интерес к научной информации.
Что касается особенностей дизайна научно-популярных изданий, то приёмы дизайнерского оформления журнала «Кот Шрёдингера» позволяет утверждать, что привлекательность научно-популярного контента повышается, если он имеет креативный, эстетически привлекательный и оригинальный дизайн, который способен также обеспечить и коммерчески приемлемую стоимость выпуска номера.
В журнале «В мире науки» мы наблюдаем строгий выдержанный стиль. На рынке научно-популярных изданий журнал не выделяется, а придерживается традиционного стандартизированного дизайна и не имеет своего ярко выраженного неповторимого стиля, как, например, совсем молодой «Кот Шрёдингера».
Очевидно, что журнал «Кот Шрёдингера» позиционирует себя как своеобразный трендсеттер в сегменте научно-популярной журналистики и демонстрирует обоснованность такого подхода, обозначая новые обоснованные тенденции развития научно-популярной журналистики.



1. А. Лесняк, Волк в человечьей шкуре. История учёного, которого приняли в семью дикие звери» // Кот Шрёдингера № 5 (Ноябрь 2016 г.), с. 95 -105
2. Впервые в истории // Кот Шрёдингера, Спецномер 2016, с. 42-43
3. Г. Тарасевич, Голубая точка для школьника. // Кот Шредингера № 6 (32), с. 73
4. Г. Тарасевич, Градусник для школьных мозгов. Как изменился уровень образования в России с начала века. // Кот Шрёдингера № 1-2 (27-28) Январь-Февраль 2017, с. 95-101
5. Г. Стикс, Наша изюминка // В мире науки № 11, ноябрь 2014, с. 52-59
6. ГОСТ 16447-78 «Издания. Термины и определения основных видов»
7. Е. Тесакова, Свидетели последнего моря Кот Шредингера № 6 (32), с. 82-83
8. Журнал «Кот Шрёдингера» №1 (20-21), июнь-июль 2016
9. Журнал «Кот Шредингера» №1 (27-28), январь-февраль 2017
10. Журнал «Кот Шредингера» №3, март 2017
11. Журнал «Кот Шрёдингера» №10, октябрь 2017
12. Журнал «Кот Шрёдингера» № 9-10 (35-36) (сентябрь-октябрь 2017)
13. Журнал «Кот Шрёдингера» № 9 (23) (сентябрь 2016 г.)
14. Журнал «Кот Шрёдингера» 6 (32) (июнь 2017 г.)
15. Журнал «Кот Шрёдингера» № 2 (декабрь 2014 г.)
16. Журнал «Кот Шрёдингера» № 1-2 (27-28) (январь-февраль 2017 г.)
17. Журнал «В мире науки» № 11, (ноябрь 2014 г.)
18. Журнал «В мире науки» № 12 (декабрь 2014 г.)
19. Журнал «В мире науки» № 12 (декабрь, 2017 г.)
20. История журнала «Кот Шрёдингера» на сайте «Википедия» [электронный ресурс], режим доступа: Википедия
21. История журнала «Вокруг света» на сайте «Википедия» [электронный ресурс], режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%EA% F0%F3 %E3%F 1 %E2%E5%F2%E0
22. История журнала «Наука и жизнь» Прессинформ СПб., - 1990-
2014[электронный ресурс], режим доступа:
http: //pinform.spb.ru/about/news/205/
23. Н. Лескова, Грозит ли нам вырождение? // В мире науки № 12 (декабрь 2017), с. 92-94
24. Официальный сайт журнала «В мире науки» [Электронный ресурс]. URL: http: //sciam.ru/
25. Проект «Красивая наука», размещающийся в журнале «Кот Шрёдингера»:https: //vk.com/scienceisbeauty
26. Р. Коннифф. Любимы до смерти // В мире науки № 12, декабрь 2017, с. 76-83
27. Сайт журнала «Кот Шрёдингера» [Электронный ресурс]:http://kot.sh/
28. С. Соколова, Восстание машин и свёкла. // Кот Шредингера № 6 (32), с.
29. Электронная версия журнала «Кот Шрёдингера» в формате PDF [Электронный ресурс]:https: //www.rg.ru/author-Zhurnal-Kot- Shryodingera/
30. Lenta.ru, Зачем нужна популяризация науки // Публикация на сайте от 4.06.2011
Библиографический список использованной литературы
1. Абрамов Р.Н. Профессионализация научной журналистики в России: сообщество, знание, медиа//Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №1. - с.5, - с. 22, - с.119
2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). -Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. -96 с.
3. Белых И.Г. Главная проблема российской науки сегодня// Актуальные проблемы современной науки. - 2008. - № 2. - С. 31-32.
4. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Журналистика. -1973. -No 3. -С. 25-36
5. Ваганов А.Г. Научно-популярная журналистика и престиж науки в общественном сознании // Российский химический журнал (ЖРХО им. Д.И. Менделеева). -2007. -Т. 51. -No 3. -С. 86-90.
6. Ваганов А. Нужна ли наука для популяризации науки?//«Наука и жизнь», 2007 г. - №7. - с.24-26
7. Ваганов А. Наука и научно-популярная литература: продолжаем разговор о популяризации науки // Экология и жизнь. - 2008. - № 11. - с. 8
8. Громова Л. П., Маевская М. И. Научно-популярная журналистика в России XVIII-XIX вв.: вехи становления: учебное пособие. - СПб., 2012. - С. 29 - 31
9. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России. - М.: Аспект Пресс. -2005. -С. 7-57
10. Засурский Я.Н. «Научно-техническая революция и журналистика»//Вестник МГУ, 1971. - №4. - с.22
11. Иваницкий В. Ю. Научно-популярная литература на современном этапе развития науки: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: Книговедение. - М., 1986.
12. Коновец А.Ф. Популяризация науки: исторические параллели, парадоксы современности, поиски альтернатив. -Киев: Ун-т им. Т.Г. Шевченко, 1991. -219 с. -Деп. в ИНИОН АН СССР 28.06.91, No 44861
13. Котина В.В. Зачем филологу вирусы // Известия Науки. -2002. -1 нояб.
14. Котина В. Новости на рынке научно-популярных изданий// Наука и жизнь. -2003. - №7, - с.28
15. Корзухина А.М. От просвещения к науке: физики в Московском и С.- Петербургском университетах во второй половине XIX в. -начале ХХ в. - Дубна: Феникс+, 2006. -264 с.
16. Кузьмина В. Д. Возникновение периодической печати в России и развитие русской журналистики в XVIII веке. М., 1948.
17. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. - Минск.: Амалфея, 2000. - с.544
18. Лазаревич Э. А. С веком наравне. Популяризация науки в России. Книга. Газета. Журнал. - М., 1984. -С. 165.
19. Литке М.В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации // Журналистский ежегодник. -No 3 - 2014. - С. 60.
20. Мамонтов Д. Как писать научно-популярные статьи, [электронный ресурс] сайт http://nauchnik.ru/; режим доступа: http://nauchnik.ru/01/22/kak- pisat-nauchno-populyarnyie-stati/
21. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль// М.; Вестник МГУ, 2014 г., -с. 3
22. Новикова А.А. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Том 3. Парадоксы глобализации.//М.: Ленанд, 2008. - 272 с.
23. Парафонова В.А. Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ: Типологические и профильные особенности» - М., 2009.
24. Парафонова В. А. Типология научно-популярных журналов. - М., 2008.
С. 19
25. Пекелис В. Наука и журналист// М.: Изд-во Московского университета. - 1970 г.
26. Свободная электронная энциклопедия Википедия, [электронный ресурс], режим доступа: иhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Инфотейнмент
27. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века// Изд-во СПбГУ, 2002 г., -с. 44
28. Стровский Д.Л. Глобализация информационного пространства и её влияние на журналистику; монография//[электронный ресурс], режим доступа: http://www. academia.edu/222639/Глобализация информационного пространства и ее влияние на журналистику
29. /Тихонова Е.М. Инфографика в арсенале журналиста современной российской региональной газеты//Вестник Томского Государственного Университета, 2011 г., - с. 22, - с. 24[электронный ресурс], режим доступа: http: //cvberleninka.ru/article/n/info grafika-v-arsenale-zhurnalista- sovremennoy-rossiyskov-regionalnov-gazety
30. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1991. - 560 с
31. Штепа В.И. Научная журналистика в России и за рубежом», РЕЛГА
Научно-культурологический журнал, [электронный ресурс], режим доступа: http: //www.rel ga.ru/Environ/WebObj ects/tgu-
www.woa/wa/Main?level 1 =main&level2=articles&textid= 1754
32. Яшин А.Л. статья «Феномен увлечённости наукой», Цифровая библиотека Украины, [электронный ресурс], режи доступа:
elib.org.ua/science/ua readme.php?archive=&id=1400957912&start from=&subaction=showfull&ucat


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ