Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №98780

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы180
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА 8
1.1. Понятие «концепт» и его сущность 8
1.2. Особенности и свойства концепта 15
1.3. Классификации концептов 18
1.4. Структура концепта 23
1.5. Понятие концептосферы и ментальных пространств 27
1.6. Методики концептуального анализа 30
Выводы по главе I 39
ГЛАВА II. АНАЛИЗ КОНЦЕПТОСФЕРЫ РАССКАЗОВ РЭЯ БРЭДБЕРИ ..41
2.1. Анализ концептосферы рассказа “The Golden Kite, the Silver Wind”.... 41
2.2. Анализ концептосферы рассказа “The Nineteenth” 61
2.3. Анализ концептосферы рассказа “The Cricket on the Hearth” 70
Выводы по главе II 89
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ОСНОВ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ЫХ КЛАССОВ НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ Р. БРЭДБЕРИ 93
Выводы по главе III 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 155


Концепт как «квант знания» и ментальная единица является объектом изучения многих сфер научного знания. В лингвистике существуют различные направления изучения концепта: когнитивно-дискурсивное и лингвокультурологическое. Культурный аспект данного понятия рассматривается всеми учеными, так как история, традиции и само мировоззрение народа - основа национальной картины мира. Помимо включения в концепт национальной составляющей, не следует упускать индивидуальный компонент. Так, это многомерное ментальное образование, благодаря которому раскрываются особенности мышления группы людей и восприятия ими окружающего мира.
Сумма знаний о мире, зафиксированных в языке, может быть определена как языковая картина мира. Она имеет существенные отличия от научной, в силу своей субъективности, именно поэтому говорят о ее неточности и «ненаучности» и называют «наивная картина мира». Это можно объяснить тем, что в каждом языке свои выразительные средства, поэтому мир представляется разными носителями культуры по-разному.
Языковая картина мира - часть общей картины мира, т.е. является подсистемой концептуальной картины мира, включая те ее компоненты, с которыми соотнесены языковые знаки. Концепты образуют концептуальную картину мира, а также концептосферу народа. Значения языковых знаков формируют языковую картину мира, образуют совокупное семантическое пространство языка.
Концептуальный анализ художественных текстов позволяет охарактеризовать индивидуальную картину мира изучаемых автора (-ов), выявить особенности восприятия окружающего мира и основополагающие концепты в их сознании. Включение концептуального анализа в ход урока иностранного языка представляется рациональным и приемлемым не только с точки зрения формирования языковой компетенции и критического мышления, но и приобщения обучающихся к зарубежной литературе, формирования позитивно-ориентированной личности по отношению к культуре и устоям других стран, настроенной на коммуникацию в поликультурном социуме.
Актуальность исследования обосновывается необходимостью более обширного применения концептуального анализа на уроках английского языка, включая описание идиокартин мира авторов текстов. Подразумевается полноценное включение методики концептуального анализа в курс обучения иностранному языку и расширение спектра использования разноплановых методик для описания концептов на базе художественных текстов.
Объектом исследования является индивидуальная картина мира Р. Брэдбери. Предметом исследовательской работы выступает концепт как репрезентант идиокартины мира.
Цель работы заключается в описании индивидуальной картины мира Р.Брэдбери посредством концептуального анализа и во внедрении последнего в ход урока иностранного языка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть концепт как ментальное образование, его свойства и особенности;
2. исследовать структуру и классификации концептов;
3. изучить методики описания концептов;
4. произвести анализ художественных текстов;
5. представить методическую разработку по формированию умений концептуального анализа текстов у обучающихся 9-ых классов;
6. провести ассоциативный эксперимент для определения сформированности рассмотренных концептов у школьников.
Материалом исследования послужили рассказы американского писателя Рэя Брэдбери “The Golden Kite, the Silver Wind”, “The Nineteenth”, “The Cricket on the Hearth”, “The Fox and the Forest”.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. описательный метод, способствующий изучению и систематизации литературы по рассматриваемой проблематике;
2. метод компонентного анализа, применяемый для выделения компонентов значения используемой лексики;
3. метод сплошной выборки;
4. метод концептуального анализа выделенных ментальных единиц;
5. метод текстового анализа, применяемый для исследования категории индивидуальной картины мира на текстовом уровне;
6. метод лингвистического анализа, применяемый для изучения функциональных особенностей индивидуальных картин мира;
7. метод ассоциативного эксперимента;
8. метод метафорического моделирования;
Научная новизна работы заключается в адаптации приемов концептуального анализа к уровню средней школы для использования их на уроках иностранного языка с целью расширения культурного потенциала учащихся и формирования навыков работы с текстом и критического мышления.
Теоретическая значимость работы определяется глубоким изучением идиокартины мира Р. Брэдбери, составлении полной её характеристики, а также построении концептосферы рассмотренных произведений.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования её материалов при подготовке лекций и семинаров по лексикологии, лингвостилистике, когнитивной лингвистике, психолингвистике, написании докладов и рефератов, составлении справочных материалов, ее результаты могут быть применены в образовательных учреждениях в программах урочной и внеурочной деятельности для формирования у обучающихся основ концептуального анализа и критического мышления, в области психологии для составления среза сформированности сознания у подростков с целью выявления делинквентности поведения.
Апробация работы: результаты исследования представлены в виде статей в научном журнале «Лингвокультурология» №10 от 2016г. (с. 387-392) (Концептуальная картина мира Рэя Брэдбери на примере рассказов “The Golden Kite, the Silver Wind”, “The Nineteenth”, ‘The Cricket on the Hearth” и “The Fox and the Forest”), научно-методическом электронном журнале «Концепт» - дважды победитель в номинации «Филологические науки, искусствоведение и культурология» в конкурсе «Лучшая молодежная научная статья - 2017» со статьями «Свободный ассоциативный эксперимент на базе концептуального анализа художественным текстов Р.Брэдбери» и «Анализ и классификация концептов в рассказах Р.Брэдбери», участие в работе международной конференции «Актуальные проблемы филологии» 28.04.2017 - публикация методической разработки концептуального анализа рассказа Р. Брэдбери «Золотой змей, Серебряный ветер» с обучающимися 9 класса непрофильной направленности.
Структура: работа состоит из следующих частей: введения, трех глав, заключения, трех приложений и списка используемой литературы.
Во введении раскрывается тема исследования, подчеркивается её актуальность, ставятся цели и задачи, раскрываются методы работы, определяется научная новизна исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе научного труда рассматриваются понятие «концепт», его особенности, свойства и структура, классификация ментальных единиц, вводится понятие концептосферы и ментальных пространств, репрезентируются методики концептуального анализа.
Во второй главе производится анализ концептосфер рассказов Р.Брэдбери “The Golden Kite, the Silver Wind”, “The Nineteenth”, “The Cricket on the Hearth” и “The Fox and the Forest”.
В третьей главе представлена методическая разработка для формирования метафорической компетенции и основ концептуального анализа художественного текста у обучающихся 9-ых классов на примере рассказов Р.Брэдбери.
В заключении излагаются выводы проведенного исследования, обобщаются теоретические и практические результаты исследовательской работы, а также намечаются дальнейшие перспективы.
Библиография состоит из 74 источников, из них 5 на английском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе был проведен концептуальных анализ художественных текстов на примере рассказов Рэя Брэдбери “The Golden Kite, The Silver Wind”, “The Nineteenth”, “The Cricket on the Hearth” и “The Fox and the Forest”, охарактеризована индивидуальная картина мира автора в рамках представленных произведений посредством построения концептуальных полей и изучения концептосферы. Разработана методика по формированию основ концептуального анализа и метафорической компетенции у обучающихся 9-ых классов с целью активизации критического мышления и развития умений работы с текстом. Также проведен ассоциативный эксперимент с целью демонстрации сформированности изученных концептов в сознании реципиентов возрастной группы 15-16 лет.
Картина мира не может существовать обособленно, вне времени и пространства, на нее влияют внутренние и внешние факторы так же, как и на идиокартину мира отдельного индивида. Индивидуальность картины мира писателей способствует более детальному пониманию их творчества, постижению их системы ценностей и психологических установок. Выделив основные концепты, представляется возможным изучение всей концептуальной структуры подсознания, системообразующих связей и подсистем. Так, идиокартина мира Р. Брэдбери может быть охарактеризована следующим образом (в рамках рассмотренных рассказов):
• наиболее частотные и широко раскрытые концепты - «Жизнь» (‘Life’), «Смерть» (‘Death’), «Зло» (‘Evil’) и «Страх» (‘Fright’);
• основополагающие концепты - «Жизнь» (‘Life’), «Любовь» (‘Love’), «Счастье» (‘Happiness’);
• менее частотные концепты, но отраженные в рассказах: «Супружеская жизнь» (‘Married life’), «Свобода и Безопасность» (‘Freedom and Safety’), «Одиночество» (‘Solitude’), «Неуверенность» (‘Uncertainty’) и «Грусть» (‘Sadness’).
Таким образом, самое главное в жизни любого индивида - его существование, смерть неразрывно связана с бытием, а зло и страх в данных рассказах рассматриваются автором как угроза существованию, преграда для счастья. Так, любовь и счастье - основы жизни, без которой последняя теряет свои краски и смысл. Супружеская жизнь - индивидуальный выбор каждого, несущий за собой свои последствия, в рассмотренных выше рассказах это диада понимания и отчуждения. Свобода и безопасность необходимы для счастливой жизни. Отчужденность человека рассматривается с позиции его самопознания и идентификации, противостояние «человек - общество». Неуверенность - сомнение в правильности действий, тогда как грусть - ретроспектива человеческой жизни, перспектив и содеянного.
Цель нашего исследования заключалась в описании индивидуальной картины мира Р. Брэдбери на основе художественных текстов посредством концептуального анализа и во внедрении последнего в ход урока иностранного языка. Цель достигнута, т.к. поставленные задачи были выполнены: рассмотрен концепт как ментальное образование, его свойства и особенности, исследована структура и представлены классификации ментальных единиц, изучены методики описания концептов, произведен анализ художественных текстов, а также представлена методическая разработка по формированию умений концептуального анализа текста у обучающихся 9-ых классов и проведен ассоциативный эксперимент для определения сформированности рассмотренных концептов у школьников.
Итак, намеченные цели и задачи были достигнуты в данной исследовательской работе. Также в ходе работы были намечены новые перспективы исследования художественных текстов в рамках концептуального анализа в программе элективных курсов в школе.
Теоретическая значимость работы представляется в углубленном изучении идиокартины мира Р. Брэдбери, составлении полной её характеристики, а также построении концептосферы рассмотренных произведений.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть применены в образовательных учреждениях в программах урочной и внеурочной деятельности для формирования у обучающихся основ концептуального анализа и критического мышления, в рамках курса когнитивной лингвистики в языковом вузе, а также при подготовке лекций и семинаров по лексикологии, лингвостилистике, психологингвистике и другим языковым дисциплинам, в области психологии для составления среза сформированности сознания у подростков с целью выявления делинквентности поведения.
Научная новизна работы заключается в адаптации приемов концептуального анализа к уровню средней школы для использования их на уроках иностранного языка с целью расширения культурного потенциала учащихся, формирования навыков работы с текстом и критического мышления.
Перспективность работы выражается в том, что она предоставляет возможности для дальнейших исследований в области когнитивной лингвистики и психолингвистики.



I. Печатные издания
1. Алефиренко Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое
исследование. - Волгоград: Перемена, 2003. - 96 с.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры,
1999. - 896 с.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории
словесности к структуре текста. Антология. - М.: Academia, 1997. - С. 267-280.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории,
принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.
5. Бабушкин А.П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и
методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание / под ред. И.А. Стернина. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 52-57.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической
семантике языка, их личностная и национальная специфика. - Воронеж: Издательство ВГУ, 1997. - 330 с.
7. Богомолова А.Ю., Бочкарева Т.С. Сложность определения понятия
«концепт» и история его развития в научной теории // Вестник ОГУ. - 2014. - № 11 (172). - С. 83-87.
8. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской
филологии. - Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001а. - 123 с.
9. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические
проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: ВорГУ, 2001б. - С. 25-35.
10. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле текста и слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2000а. - С. 9-22.
11. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 1994. - 210 с.
12. Болотнова Н.С. О трех направлениях коммуникативной стилистики художественного текста и изучение текстового слова // Коммуникативно-прагматические аспекты слова в художественном тексте. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 20006. - С. 4-8.
13. Бронник Л.В. Природа концепта: «ментализм - дуализм - физикализм» или новый взгляд на проблему? // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2009. - № 1. - С. 13-20.
14. Венедиктова Л.Н. К вопросу о содержании понятия «концепт» // Мир человека и мир языка: коллективная монография. - Кемерово: ИПК «Графика», 2003. - C. 24-32.
15. Витгенштейн Л. Философские работы. - М.: Гнозис, 1994. - Часть 1. - 520 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ