Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационно-коммуникационные технологии как средство оптимизации управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации

Работа №98537

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии» в
научно-педагогической литературе 7
1.2. Современные подходы и проблемы в управлении дошкольной
образовательной организации 12
1.3. Оптимизация управленческой деятельности посредством
внедрения ИКТ в дошкольной образовательной организации 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Диагностика уровня владения ИКТ у педагогов МАДОУ ЦРР -
детский сад № 587 38
2.2. Разработка программы применения информационно¬
коммуникационных технологий педагогами дошкольной образовательной организации с целью оптимизации управленческой деятельности 47
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 4 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 5 83


Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим использование информационных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается с каждым годом, что дает возможность значительно расширить потенциал педагогов в сфере раннего обучения детей, качественно обновить воспитательно-образовательный и управленческий процесс в организациях дошкольного образования и повысить его результативность.
Новые задачи, которые решает система образования, требуют модернизации управления этой сферой, значительного усложнения управленческих функций, повышения уровня квалификации руководителей организации дошкольного образования (ДОО). Руководитель сегодня должен уметь анализировать деятельность образовательной организации, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения; строить организационную структуру управления, планировать и организовывать контроль, осуществлять информационно-аналитическую деятельность с использованием современных технологий. Одно из основополагающих условий оптимального управления - организация информационного обеспечения руководителя ДОО, внедрение ИКТ. Процесс информатизации является одним из перспективных направлений развития образования на современном этапе. Использование ИКТ в управлении ДОО дает качественно новые возможности для ее руководителей.
На необходимость оптимизации информационно-аналитической деятельности в управлении образовательной организации указывают многие исследователи (Ю.К. Бабанский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов и др.) Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А.Е. Капто, Ю.А. Конаржевского, B.C. Татьянченко, Л.И. Фишмана, Т.И. Шамовой.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в сфере современного дошкольного образования, были выявлены следующие противоречия:
- между необходимостью оптимизации управленческой деятельности ДОО в целом на основе новых ИКТ и существующими на сегодняшний день разработками отдельных аспектов этого процесса;
- между потребностью внедрения ИКТ в управление ДОО и неподготовленностью к этому субъектов образования.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе информационного обеспечения (в частности, ИКТ), способствующего оптимизации управленческой деятельности руководителя ДОО.
Вышеназванные противоречия, недостаточная разработанность проблемы использования ИКТ в управлении ДОО, определение факторов и условий, которые способствуют этому, а также практическая значимость всех этих вопросов для решения задач оптимизации управления образования обусловили актуальность темы нашего исследования: «Информационно¬коммуникационные технологии как средство оптимизации управленческой деятельности в ДОО».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность программы по оптимизации управленческой деятельности в ДОО посредством применения ИКТ.
Объект исследования - процесс управления дошкольной образовательной организацией.
Предмет исследования - ИКТ как средство оптимизации управленческой деятельности в дошкольном образовании.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить состояние разработанности проблемы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность ключевых понятий в контексте темы исследования, опираясь на анализ научной литературы.
2. Выявить особенности использования ИКТ как средства оптимизации управленческой деятельности в ДОО.
3. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление исходного уровня владения ИКТ педагогами ДОО.
4. Разработать программу по оптимизации управленческой деятельности в ДОО посредством применения ИКТ и проверить ее эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных педагогов, посвященные исследованию управления системой дошкольного образования (В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая,
O.Л. Князева, Р.М. Литвинова, И.А. Малашихина, М.Д. Маханёва, Е.М. Марич, А.И. Остроухова, Л.В. Поздняк, В.С. Собкин, Р.Б. Стеркина, П.И. Третьяков, P.М. Чумичева и др.); использованию средств ИКТ в дошкольном образовании (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др); проблемам ИКТ-компетентности (В.А. Адольф, С.А. Белов, С.А. Быков, Ю.В. Варданян, В.В. Воробьева, Т.Г. Головко, Н.Ю. Гончарова, О.Б. Зайцева, В.П. Короповская, Л.В. Кочегарова, Е.А. Крайнова и др.).
Практическая значимость исследования связана с возможностью учитывать полученные результаты в управленческой деятельности ДОО, в частности, для оптимизации управленческой деятельности ДОО посредством внедрения ИКТ. Разработана, апробирована и внедрена программа применения ИКТ педагогами ДОО с целью оптимизации управленческой деятельности.
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний
о информационно-коммуникационных технологиях; об их применении в управленческой деятельности образовательной организации;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование;
- методы обработки результатов исследования: статистические,
математические.
База исследования. Базой исследования является муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №587 (МАДОУ ЦРР - детский сад № 587), находящийся по адресу: г. Екатеринбург, ул. Крестинского, 53а.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (61 источник), пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование вопроса применения ИКТ педагогами и руководителями ДОО для оптимизации управленческой деятельности.
В отечественных и зарубежных теориях управления основное внимание уделялось рассмотрению возможных управленческих решений по достижению качества и результативности деятельности субъектов управляемой системы. Именно управленческая деятельность позволяет проектировать стратегические и тактические цели, определять систему управленческих решений, направлен¬ных на достижение качества образования.
Актуальность внедрения ИКТ в управленческую деятельность ДОО обусловлена сложившейся ситуацией в образовании, а именно введением инновационных методов и технологий в систему образования, в образовательный процесс, и неподготовленностью к этим нововведениям субъектов образования.
На основе анализа педагогической литературы мы раскрыли понятие ИКТ, как системы методов и приемов изменения информации с целью ее формирования, систематизации, переработки, распространения и использования. Поскольку работа с информацией играет важнейшую роль в управлении образовательной организацией, оптимизация этой деятельности предполагает введения ИКТ в образовательную и управленческую деятельность. В условиях информатизации образования становится актуальным повышение уровня владения ИКТ педагогами и руководителями ДОО.
На первоначальном этапе нашей опытно-поисковой работы по применению ИКТ в управлении ДОО был проведен констатирующий этап, который показал актуальный уровень владения ИКТ педагогами и руководителями ДОО. Большинство сотрудников показали базовый уровень владения ИКТ. Результаты проведенных исследований указывают на проблемы, связанные с обработкой информации, ее применением для выработки образовательных и управленческих решений и использовании при этом ИКТ. Также наша опытно-поисковая работа выявила недостаточность применения ИКТ педагогами и руководителями дошкольной организации в управленческой деятельности ДОО.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, нами разработана и апробирована программа применения ИКТ педагогами ДОО с целью оптимизации управленческой деятельности.
Программа направлена на повышение мотивации педагогов в применении ИКТ в управленческой деятельности ДОО; формирование и развитие умений и навыков педагогов и руководителей в работе с ИКТ; формирование умений и навыков педагогов в работе с компьютером и другими средствами коммуникации; овладение способами создания, корректировки и анализа электронных образовательных материалов; формирование умений и навыков педагогов в работе, поиске нужной информации в сети Интернет; участие в сетевых педагогических сообществах; освоение педагогами приемов разработки планов творческого обновления и преобразовании образовательного процесса с использованием ИКТ.
Программа формирования ИТК-компетентности состоит из 6 модулей.
Для выявления изменений, которые произошли в экспериментальной группе педагогов в результате формирующего этапа, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы. Анализ данных, полученных нами с помощью повторного анкетирования, свидетельствует об эффективности разработанной программы применения ИКТ педагогами ДОО с целью оптимизации управленческой деятельности. Анализируя результаты контрольного этапа, выявлена положительная динамика в уровнях владения ИКТ у педагогов и руководителей ДОО. Результаты анкетирования позволяют так же отметить качественные изменения, происшедшие в вопросах использования педагогами и руководителями ДОО ИКТ в управленческой деятельности.
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы применения ИКТ педагогами ДОО с целью оптимизации управленческой деятельности.



1. Бабанский, Ю. К. Как оптимизировать процесс обучения [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М. : Знание, 1987. - 456 с.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса [Текст] / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - Киев : Рад.шк., 1983. - 267 с.
3. Баранова, Т. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения [Текст] / Т. А. Баранова // Информатика и образование. - 2007. - № 1. - С. 83-86.
4. Белая, К. Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / К. Ю. Белая ; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 1998. - 18 с.
5. Березняк, Е. С. Важнейшее звено управления школой [Текст] / К. Ю. Березняк. - Киев : Радяньска школа, 1981. - 151 с.
6. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] /
А. Г. Бермус. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 23.03.2016).
7. Беспалько, В. П. Мониторинг качества обучения - средство управления образования [Текст] / В. П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - №2. - С. 23-26.
8. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Изд-во ин-та проф. мин-ва образования, 1995. - 336 с.
9. Борисова, О. А. Информационное обеспечение управленческой
деятельности руководителя школы: аспект оптимизации [Текст] : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / О. А. Борисова ; Челяб. гос. пед .ун-т. -
Челябинск, 2005. - 184 с.
10. Вазина, К. Я. Дистанционное обучение педагогических кадров (на примере авторского курса «Модель саморазвития человека») [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / К. Я. Вазина. - М. : Изд-во Моск. ун-та печати, 2002. - 267 с.
11. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория и практика [Текст] / Ю. В. Васильев. - М. : Педагогика, 1990. - 140 с.
12. Горбунова, Л. Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система [Текст] / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов // Педагогическая информатика. -
2004. - № 3. - С. 3-5
13. Горбунова, Л. Н. Сопутствующее обучение педагогов информационно¬коммуникационным технологиям как феномен изменяющегося образования [Электронный ресурс] / Л. Н. Горбунова, А. М. Семибратов. URL: http://tm.inno.ru/tm2005/db/doc/get thes.php?id=330 (дата обращения: 10.02.2016).
14. Горюнова, М. А. Распределённая модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. А. Горюнова ; Российск. академ. обр-я ин-т обр-я взрослых. - СПб., 2006. - 22 с.
15. Гусева, А. И. Основы методики педагогически осознанного применения ИКТ в учебном процессе [Текст] / А. И. Гусева. - М. : Академия Айти, 2006. - 85 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ