Введение 3
1. Теоретические основы информационного
обеспечения дошкольной образовательной организации 11
1.1. Понятие информационного обеспечения и его виды 11
1.2. Информационное обеспечение сетевой
образовательной организации 18
1.3. Информационные системы управления в
дошкольных образовательных организациях 22
2. Совершенствование информационного обеспечения
сетевой дошкольной образовательной организации 30
2.1. Характеристика и правовые основы деятельности
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство» 30
2.2. Анализ информационного обеспечения МБДОУ -
детского сада «Детство» 39
2.3. Консультирование руководителя по
проектированию модели информационного обеспечения дошкольной образовательной организации 50
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 1 62
В период происходящих в системе образования России перемен, когда происходит переоценка системы отношений, изменение приоритетов, связанных с повышением качества образования, разработке и внедрения образовательных стандартов, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу утверждённый Советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, впервые разработанный в российской истории, в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [46].
Стандарт дошкольного образования - это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. ФГОС ДО обеспечивает государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. В современных условиях процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются условием выполнения государственного заказа на развитие дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, а так же эффективное использование её ресурсов. [48].
Информатизация - одно из важнейших направлений модернизации системы образования. Навыки в сфере использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), наличие информационной и 3
коммуникационной культуры, умение адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий являются непременным требованием, предъявляемым сегодня к каждому участнику образовательного процесса, и в первую очередь к руководителю, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с обработкой и передачей информации.
Одной из задач руководства образовательной организации становится создание единого информационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации, позволяющего оптимизировать информационные потоки, обеспечить реализацию инновационных технологий, интенсифицировать и оптимизировать воспитательный, образовательный процесс, методическую и управленческую деятельность детского сада.
Еще одним изменением современной системы дошкольного образования становится переход на сетевой характер взаимодействия между образовательными организациями, предполагающий наличие совокупности субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования друг друга [13]. Все больше дошкольных образовательных организаций объединяются в небольшие сети, включающие в себя детские сады - филиалы, находящиеся под руководством одного управленца.
Деятельность Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада «Детство»
Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, являющегося самой большой сетевой дошкольной образовательной организацией Российской Федерации, в полной мере реализует принципы, предъявляемые к организациям подобного типа, среди которых обеспечение оптимального функционирования информационного пространства становится актуальным [33].
Каждый руководитель детского сада - филиала должен обладать определенной профессиональной компетенцией, обеспечивающей реализацию принципов информатизации образовательного процесса. В настоящее время данные вопросы не решены, что обуславливает актуальность деятельности консультанта по организации информационного обеспечения детских садов, находящихся в условиях сетевого взаимодействия, а также решение проблемы обучения руководителей.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, потребностями практики управления дошкольными образовательными организациями, а с другой - отсутствием единой системы информационного обеспечения управления в рамках сетевого взаимодействия между дошкольными образовательными организациями.
В рамках проведения исследования возникла необходимость устранения следующих противоречий:
• между большой динамикой преобразований, осуществляемых в содержании и организации деятельности дошкольных образовательных организаций и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по созданию информационных банков данных, а также способов обработки информации;
• между необходимостью принятия многочисленных оперативных и стратегических управленческих решений в рамках деятельности детских садов - филиалов, участников сетевого взаимодействия и отсутствием единых путей сбора, обработки, анализа и хранения информации;
• между потребностью руководителей в определении содержания и технологии сбора, хранения и использования информации и недостаточной разработанностью этой проблемы на практике...
В заключение сформулируем основные выводы, полученные в результате диссертационного исследования.
Современная система образования предъявляет все больше требований к информатизации как образовательного процесса, так и процесса управления. Одной из задач руководства образовательной организации становится создание единого информационного
образовательного пространства дошкольной образовательной организации, позволяющего оптимизировать информационные потоки, обеспечить реализацию инновационных технологий, интенсифицировать и оптимизировать воспитательный, образовательный процесс, методическую и управленческую деятельность детского сада
В рамках решения поставленных задач было доказано, что для построения модели информационного обеспечения управления дошкольной образовательной организацией необходимо учитывать нормативные требованиям, предъявляемыми к деятельности - федеральные, региональные, муниципальные, а также нормативные документы самой организации.
Современные дошкольные образовательные организации, попадающие в условия оптимизации, все чаще проходят через процесс объединения и укрупнения. Это, в свою очередь, является шагом к переходу на сетевые формы взаимодействия. К сожалению, в педагогической науке и науке управления нет единого понимания сетевой организации, руководители используют понятия - сотрудничество, останавливаясь в своей работе лишь на проведении разовых мероприятий между организациями. Сетевая организация использует в своей деятельности потенциал всех элементов (кадровый, материально-технический, информационный и др.), тем самым получая положительный синергетический эффект в достижении целей. Дошкольная образовательная организация, функционирующая на основе принципов сетевого взаимодействия должна максимально 54
использовать информационные ресурсы для сокращения времени решения задач, снижения материальных затрат. Разнообразие имеющихся на рынке информационных продуктов часто не адаптированы под потребности дошкольного образования имеют высокую цену приобретения. Для сетевой дошкольной образовательной организации оптимальным становится синтез программных продуктов, рекомендованных муниципалитетом и внутренней модели информационного обеспечения.
Консультационная деятельность по проектированию модели информационного обеспечения дошкольной образовательной организации должна строиться с учетом основных научных принципов консультирования, а также возможностей конкретной организации, а также соблюдая этапы - проектирования, разработки, старта (внедрения) и эксплуатации.
Таким образом, поставленные цели и задачи диссертации достигнуты.
1. .Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение управления [Текст] / М.В. Кирсанова, Ю.М. Аксенов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 272с.
2. Castells, Manuel. The Internet Galaxy: reflection on the Internet, Business, and Society. Oxford University Press, 2001, p.292.
3. Goldhaber, Michael H.. The Attention Economy: The Natural Economy of the Net, http://www.well.com/user/mgoldh/natecnet.html
4. http://d-umu.udsu.ru/setevoe-vzaimodejstvie-v-obrazovanii.
5. Kathleen M. Carley. Smart Agents and Organizations of the Future.
Carnegie Mellon University, 2001,
http://www.hss.cmu.edu/departments/sds/faculty/carley/publications/Carley 2001.pdf
6. McGinn N. The impact of supranational organizations on public education/International journal of educational development. — № 4. — Vol 14, № 3, p. 289-298. С. 296
7. Moss, Scott; Edmonds, Bruce. Modelling Learning as Modelling, 1998, http: //www.cpm. mmu.ac. uk/cpmrep03. html
8. Адамский, А. Модель сетевого взаимодействия . [Текст]. Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/6517.doc.
9. Аис-образование. Режим доступа ограничен.
10. Аникина А. П. Развитие сетевого взаимодействия в дошкольном образовании [Текст] / А. П. Аникина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 207-210. — ISSN 2411-9679.
11. АСУ 1С Образование. Режим доступа: http://edu.1c.ru.
12. АСУ 1С: Дошкольное учреждение. Режим доступа: http://edu.1c.ru .
13. АСУ ХроноГраф 3.0. проф. Режим доступа: http://www.chronobus.ru.
14. Бурмистрова И. В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ [Текст] / И.В. Бурмистрова // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 17-22.
15. Вершинин О.Е. Компьютер для менеджера: учебное пособие. [Текст]/ О.Е. Вершинин. - М.: Знание, 2000. - 418с...