Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовых знаний у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психолого - педагогическая характеристика младшего
школьного возраста 6
1.2 Правовые знания: понятие, виды, требования Федерального государственного стандарта начального общего образования.. 14
1.3 Методы формирования правовых знаний у детей младшего школьного возраста в средней общеобразовательной школе.... 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа в Муниципальном автономном учреждении "средней общеобразовательной школы№17" г. Соликамска по формированию правовых знаний у детей младшего школьного возраста 32
2.1 Анализ деятельности МАОУ "СОШ№17" по формированию
правовых знаний у младших школьников 32
2.2 Диагностика уровня сформированности правовых знаний у
младших школьников МАОУ "СОШ№17" г. Соликамска 38
2.3. Комплекс занятий по формированию правовых знаний у детей младшего школьного возраста 47
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Приложения 67
Живяв обществе, представляющее собой государственную структуру, имеющие свои правила, законы и нормы, ученики просто обязаны иметь полноценный багаж правовых знаний, чтобы в этом обществе реализовать себя. Каждый родитель, желает, чтобы его ребенок реализовался в правовом отношении, вырос не только образованным, но и воспитанным человеком.
В нашем мире довольно часто встречаются не воспитанные, иногда даже жестокие дети, поэтому обязательно нужно вести с ними диалог, беседовать, учить объективно анализировать конфликтные ситуации, не только чужие, а еще и свои; научить самостоятельно делать объективные выводы, прогнозировать свое поведение, особенно в общественных местах (школа, магазин, транспорт и т.д.).
Уже с младшего школьного возраста у учеников важно формировать и развивать правовое сознание, так же развивать гражданские качества и правовую культуру, так как в дальнейшем им встретится немало ситуаций, когда личное правосознание станет показателем и гражданской позиции и нравственной зрелости[54].
Актуальность исследования. Современная ситуация развития российского общества и происходящее реформирование образования, повышение роли права в жизни людей поставили ряд социальнопедагогических задач по повышению уровня правового образования и воспитания учащихся.
Актуальность проблемы правовогообразования и воспитания в начальной школе не вызывает сомнений.
В школе ребёнок попадает в новый мир, развивающийся в соответствии со своими правилами и порядками. Именно в школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.
В начальной школе правовое образование имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников. Приобретение новой социальной роли «ученик школы» приводит к расширению круга людей, с которыми ребёнок общается[18]. Данная социальная роль предполагает овладение рядом конкретных правил для её выполнения. Правовые нормы определяют что “можно”, а что “нельзя”, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.
Ведь школа-модель жизни. И если в школе дети не научатся делать правильный выбор, принимать конструктивные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни. Поэтому необходимо изучать право с самого раннего школьного возраста.
Основополагающие подходы к формированию правовых знаний, а так же вопросы правового воспитания освещены в работах педагогов и ученых: Г.П. Давыдова, Б.М. Емельянова, С.А. Жинкина, В.Н. Баранова, Л.С. Выготского и А.В. Малько.
Анализ теории и практики показывает, что отсутствие научно опробированной системы формирования правовых знаний для младших школьников, привело к неорганизованности деятельности образовательных учреждений по обеспечению необходимых для данного процесса условий.
Основное противоречие заключается в отсутствие системы подготовки компетентных в области права учащихся и потребностью социума в повышении уровня правовой осведомленности и воспитанности младших школьников.
Проблема исследования - какие использовать активные методы обучения, для формирования правовых знаний у младших школьников.
Исходя из актуальности исследования тема нашего исследования: «Формирования правовых знаний у детей младшего школьного возраста».
Объект исследования: правовые знания у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования правовых знаний у младших школьников в общеобразовательной школе.
Цель исследования: изучить процесс формирования правовых знаний у младших школьников и разработать комплекс занятий по формированию правовых знаний у младших школьников на базе МАОУ «СОШ№17» г. Соликамска.
Гипотеза данного исследования: уровень правовых знаний у младших школьников будет выше, если в разработанном комплексе занятий использовать игровые методы обучения.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Раскрыть понятие «правовые знания».
3. Описать методы, которые можно использовать в процессе формированию правовых знаний у детей младшего школьного возраста.
4. Проанализировать деятельность МАОУ "СОШ№17" по формированию правовых знаний у детей младшего школьного возраста.
5. Провести диагностику уровня сформированности правовых знаний у детей младшего школьного возраста на базе МАОУ "СОШ№17".
6. Создать комплекс занятий по формированию правовых знаний у детей младшего школьного возраста.
В исследовательской работе были использованы такие методы исследования как, теоретические методы: анализ, синтез, обобщение; эмпирические методы: беседа, опрос, анализ документов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №17 г.Соликамска, Пермского края.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы из 60 источников, 4 приложений.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что возраст младшего школьника является наиболее важным этапом жизни ребенка.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
В начальной школе ребенок получает не только знания, умения и навыки, а намного больше. Младший школьник примеряет на себя роль ученика. Приобретает самостоятельность, учебную мотивацию и произвольность. Ведущая сфера жизни ребенка данный период - учебная. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает необходимый фундамент, для дальнейшего успешного обучения, социализации и становления себя как личности.
Фундамент многих психических качеств личности ребенка закладываются и развиваются именно в период младшего школьного возраста, поэтому важно именно в этом возрасте начинать развивать у ребят патриотизм, любовь к Родине, показывать им, что значит быть гражданином, знающим свои права и обязанности.
В контексте нашего исследования мы использовали такое понятие правовых знаний - система интегрированных знаний, включающие первоначальные знания о государстве, об экономике, о праве, об основ безопасности жизнедеятельности.
Ученые выделяет в своих трудах такие виды правовых знаний:
1) общетеоретические правовые знания, в их основе лежит закон, правовые нормы, как система правовых категорий;
2) историко-правовые знания, в их основе лежат знания об истории прав культуры народов, юридический быт, процесс возникновения и развития права[36].
Таким образом, можно сказать, что правовые знания это целая система знаний о различных сторонах права.
К окончанию начальной школы, младший школьник должен знать и понимать:
1) Что означает понятие «государство»;
2) Название страны, региона и города в котором проживает ребенок;
3) Государственную символику;
4) Государственные праздники;
5) Свои права и обязанности;
6) Устав школы;
7) Нормы поведения в обществе;
8) Правила дорожного движения.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной. Но игра - это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Мы считаем, что передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.
Именно поэтому, мы считаем что, игровые методы обучения должны занимать определенное место на данном школьном этапе.
Задачей игровых методов является сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игровые методы можно использовать на всех уроках в начальной школе. Это связано с тем, что начальная школа — новый этап в жизни детей: из детского сада — в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Задача учителя в это время — сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки — игры, уроки — путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Исследование проводилось на базе МАОУ «СОШ№17», г. Соликамска. На основе анализа таких документов, как план работы школы, отчетов деятельности школы мы пришли к выводу, что в школе проводится урочная и внеурочная работа по формированию правовых знаний у младших школьников, но не достаточная.
Наше исследование проходило в 3 этапа:
1) Подбор методик исследования;
2) Проведение исследования;
3) Анализ и интерпретация полученных результатов;
Для реализации цели нашего исследования мы использовали, такие методики, как анкетирование, метод незаконченного тезиса и метод тестирования.
В ходе проведения диагностики в МАОУ «СОШ №17», в 3 «А» классе, были выявлены пробелы в знаниях. Поэтому необходима разработка и реализация комплекса занятий, направленного на формирования правовых знаний.
Целью данного комплекса является повышение уровня сформированности правовых знаний у младших школьников с применением игровых методов.
Выбор метода выпал на игровые методы, на основании того, что младший школьный возраст - это разгар детства. Нельзя забывать, что в дошкольный период ведущим видом деятельности была игра, поэтому для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать именно игру.
В ходе первичного диагностического исследования уровня сформированности правовых знаний в «МАОУ СОШ №17», мы пришли к выводу, что в целом уровень правовых знаний у младших школьников, а именно у учеников 3 «А» класса, находится на среднем уровне. Данный вывод был сделан в результате анализа проведенных методик.(тестирования на темы «Правила дорожного движения» и «Правила школьной жизни», анкетирования на тему «Мои права и свободы» метода незаконченного тезиса на тему «Моя страна»).
Мы получили следующие результаты:
5) По теме: «правила дорожного движения» был выявлен низкий уровень знаний (102 балла из 160);
6) По теме: «моя страна» был выявлен низкий уровень знаний (71 баллов из 120);
7) По теме: «мои права и свободы» был выявлен низкий уровень знаний (89 баллов из 160)
8) По теме: «Правила школьной жизни» был выявлен высокий уровень знаний (118 баллов из 140).
На основании проведенной повторной диагностики, с использованием таких методик как, тестирование, анкетирование и метод незаконченного тезиса, мы можем сделать вывод о том, что проведенный комплекс занятий дал положительные результаты т.к. было выявлено:
1) По теме: «правила дорожного движения» был выявлен высокий уровень знаний (155 балла из 160);
2) По теме: «моя страна» был выявлен высокий уровень знаний (115 баллов из 120);
3) По теме: «мои права и свободы» был выявлен высокий уровень знаний (155баллов из 160)
Данный комплекс занятий по формированию правовых знаний может быть использован в начальных классах, средних общеобразовательных школ, для повышения уровня правовых знаний.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология[Текст] : учеб. для вузов для
2. студентов / Г. С. Абрамова. М. : Юрайт, 2010.812 с.
3. Андреева, Г. С. Социальная психология [Текст]: учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. М. : Аспект-Пресс, 2005.365 с.
4. Анцибор, М. М. Активные формы и методы обучения [Текст] : науч.- метод. пособие / М. М. Анцибор ; Тул. обл. ин-т повышения квалификации работников нар. Образования. Тула :Левша,1993.23 с.
5. Атаманова, Р. И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст] : метод. пособие / Р. И. Атаманова. М. : Высш. шк., 2008. 120 с.
6. Баранов, В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание [Текст] / В. Н. Баранов. М. : Лань. 2003. 347 с.
7. Бардиер, Г. Л. Что касается меня... [Текст] : сомнения и переживания самых мл. школьников / Г. Л. Бардиер, И. М. Никольская. М. : Речь, 2005. 294с.
8. Бахмтова, Л. С. Методика преподавания обществознания в школе. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. С. Бахмутова. М.:ВЛАДОС, 2003. 350с.
9. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] : практ. рук. / А. Л. Венгер. М. : Генезис, 2001.Ч. 1.160 с.
10. Вербицкий, А. А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности [Текст] / А. А. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры : тез. докл. на III межведомств. шк.-семинаре / Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. - Новосибирск, 1981. - С. 34-38.
11. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
12. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Габай. М. : Академия, 2006. 240 с.
13. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
14. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. М. : Пед. о-во России, 2003. 321 с.
15. Гин, С. И. Мир человека [Текст] : метод. пособие / С. И. Гин. М. : Вита, 2003. 144 с...