Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации

Работа №97291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего
подросткового возраста 6
1.2. Правовые знания: понятия, виды, характеристика 14
1.3. Формы и методы формирования правовых знаний у младших
подростков в общеобразовательной организации 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовых знаний у подростков на примере МАОУ СОШ №66 г.
Екатеринбурга 31
2.1. Анализ деятельности школы по формированию правовых
знаний у младших подростков 31
2.2. Комплекс мероприятий по формированию правовых знаний у
младших подростков в общеобразовательном учреждении 44
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложения

Актуальность темы исследования связанна с трансформационными процессами, происходящими в современной России и социальной модернизацией российского общества, направляющие политико-правовое ориентирование российского государства на идеалы, ценности и институты правового государства, демократии и гражданского общества.
На этапе формирования мощного правового государства, развитие демократизма в стране, укрепление дисциплины и организованности, напрямую зависит от уровня правового сознания и правовой культуры населения. Каждому гражданину необходимо не только знать и уметь использовать свои права и свободы, но и быть готовыми исполнить свои обязанности, поступать всегда в соответствии с законом. Для того, чтобы происходило дальнейшее упрочнение правовой основы государственной и общественной жизни необходимо формирование правовых знаний населения всей страны, в особенности подростков.
Каждое новое поколение, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания подростков, а следовательно и на формирование правовых знаний, которые требуют тщательной разработки.
Представляется, что в этих условиях, наибольшую актуальность в процессе осуществления российским государством своих функций приобретает деятельность, направленная на формирование новых ценностно­правовых ориентаций, правовых знаний, дающих возможность осознанного, то есть свободного их включения в социальную и политико-правовую жизнь российского общества. Объективно складывающиеся реалии поднимают проблему формирования правовых знаний у подростков как одного из важнейших способов развития правосознания и правовой культуры нового типа, на более высокий уровень, придавая ей статус одной из главных задач и, приоритетного направления правовой политики российского государства.
Теоретическая основа исследования представлена работами следующих ученых:
• социально-педагогическая проблема формирования правовых знаний проанализирована в работе Г.П.Давыдова [12], А.Ф. Никитина [35], В.М. Обухова [36];
• реализация правового образования и воспитания в учебно-воспитательной практике рассматривается в исследованиях Д.М. Маллаева [32], Т.В. Синюковой [49], Н.Г. Суворовой [54];
• формирование правовых знаний в целостном педагогическом процессе отражено в работах В.А. Сластенина [52], В.М. Обухова [36];
• для выявления основных факторов правового воспитания как педагогического процесса, большое значение имеют теоретические положения и выводы Ю.К. Бабанского [3], А.М. Кухта [26], Б.Т. Лихачева [29], Е.И. Замылина [19], Д.Ш. Ситдикова [50].
Противоречие: между необходимостью формирования правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации и недостаточной разработанностью содержания данного вопроса.
Проблема исследования: каково содержание формирования правовых знаний у подростков в школе?
Тема исследования: «Формирование правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации».
В своей работе мы вводим ограничение - мы будем рассматривать младших подростков.
Объект исследования: процесс формирования правовых знаний у младших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание формирования правовых знаний у младших подростков в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по формированию правовых знаний у младших подростков в общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование правовых знаний у младших подростков в образовательной организации будет успешно, если будет представлен комплекс мероприятий по формированию правовых знаний у младших подростков с учетом выделенных форм (правовое обучение; правовая пропаганда; самовоспитание и др.) и методов (убеждение и принуждение; личный пример; метод поощрения и др.).
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
2. Проанализировать понятие «правовые знания», виды и их характеристику.
3. Рассмотреть формы и методы правового воспитания младших подростков в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность школы по формированию правовых знаний у младших подростков.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, анализ документов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший подростковый возраст - это период перехода детства к взрослости. Границы младшего подросткового возраста в настоящее время обозначаются с 6-7 до 9-10 лет. Ведущей деятельностью этого возраста является общение со сверстниками, где формируется самосознание - как основное новообразование возраста.
Основными психологическими потребностями младшего подростка является стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Помимо этого, младший подростковый возраст характеризуется интенсивным половым созреванием. Физические, физиологические, психологические изменения делают этот период исключительно сложным для подростка и окружающих.
Необходимо отметить также значимые сферы общения младших школьников, а именно общение с родителями и общение со сверстниками, что является достаточно важным в данном периоде.
Правовые знания - общий уровень компетенций и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых компетенций в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности.
Формирование правовых знаний происходит под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.
Этапы формирования правовых знаний: диагностико-мотивационный, практико-ориентированный и самопроектный.
Правовые знания являются основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовых знаний личности.
Виды правовых знаний: налоговое право, административное, уголовное, семейное, гражданское и трудовое право.
Роль правовых знаний применительно к различным ситуациям неодинакова. В одних случаях без правовых знаний человек не сможет проявить правовой активности, в других — правовые знания столь существенного значения не имеют.
Формирование правовых знаний у младших подростков, как сложный процесс, включает следующие составные части: субъекты правовых знаний, объекты правовых знаний, содержание формирования правовых знаний, формы правовых знаний.
К формам формирования правовых знаний у младших подростков относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами, юридическая практика, непосредственная реализация права, самовоспитание.
Методы формирования правовых знаний у младших подростков: убеждение и принуждение, личный пример, метод поощрения, метод принуждения, метод наказания.
Опытно поисковую работу мы провели на базе Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66, в городе Екатеринбурге.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 реализует основные и дополнительные общеобразовательные программы.
В МАОУ СОШ №66 реализуются дополнительные общеобразовательные программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, правовая. В общеобразовательном учреждении имеются специальные программы, которые направлены на правовое воспитание младших подростков: экскурсии по правовой тематике; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; обсуждение книг и статей; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи).
Для полного анализа, мы провели анкетирование среди младших подростков, для выявления уровня сформированности правовых знаний. По полученным результатам видно, что не все владеют информацией об основном Законе РФ; лишь 4 подростков владеют информацией о том, кто признается единственным источником власти; 8 из 30 подростков знают со скольки лет наступает полная уголовная ответственность; 5 из 30 (17%) указали верный возраст по наступлению полной административной ответственности; 10% подростков нарушали закон и лишь 26% (8 из 30) подростков ответили верно на вопрос о том, куда нужно обращаться, если нарушены права подростков, а также небольшая часть младших подростков знают свои правовые обязанности.
Исходя из полученных данных видно, что уровень правовых знаний у младших подростков находится на низком уровне, так как не все подростки ознакомлены с необходимыми правовыми законами и лишь малая часть их соблюдает.
Таким образом, по полученным данным видно, что уровень сформированности правовых знаний находится на низком уровне и поднятие его необходимо с помощью систематических мероприятий. В связи с полученными данными нами разработан комплекс мероприятий по формированию правовых знаний у младших подростков.
Цель комплекса мероприятий по формированию правовых знаний у младших подростков: формирование правового регулирования обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
Комплекс мероприятий включает в себя 13 мероприятий: классный час «Право каждого из нас», уголок правовых знаний «Знай и соблюдай!», деловую игру «Умники и умницы», круглый стол «От безответственности до преступления один шаг», лекцию «Знакомство с положениями школьного устава», дискуссию «Каждый имеет право на...», конкурс проектов «Ответственность несовершеннолетних», беседу «Правые документы мне известны...», деловую игру «Правовая культура как гарантия прав человека», викторину «Имею право, но обязан», правовую игру «Права и обязанности», «Мои права. Твои права», классный час «Мы в ответе за свои поступки».
Мы предполагаем, что данный комплекс мероприятий направлен на формирование правового регулирования обучающихся, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности.
Данный комплекс будет реализован в 2018-2019 учебном году в данной образовательной организации.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждане.


1. Абрамов В.И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в правовом воспитании старших подростков: автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1991. 147 с.
2. Антонов В.А. Изучаем права человека. М.: «Вита - пресс», 2007. 198 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика и психология. М.: Знание, 1981. 96 с.
4. Барашкова В.И., Попова П.П. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования. Великий Новгород, 2003, 60 с.
5. Бейлинсон В.Г. Азбука прав человека. М., 2004.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
7. Богатикова О.П. Формирование правовой культуры младших подростков в общеобразовательной школе: дисс. канд. пед. наук. Пенза, 2003. 178 с.
8. Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. 2007. № 3. С. 34.
9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. 1136 с.
10. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998. 208 с.
11. Гилинский Я. Девиантология: Социология преступности, наркотизма. Проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. 356 с.
12. Давыдова Г.П. Правовое воспитание в системе работы школы. М.: Педагогика, 1976. 48 с.
13. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2008. 112 с.
14. Данилина Т.А.. Проблема защита прав ребенка в семье // Управление ДОУ. 2005. № 6. С. 83-93.
15. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Изд-во «Генезис», 2009. 216 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ