Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации

Работа №97293

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования правовой компетенции старших подростков в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старших
подростков 7
1.2. Правовая компетенция: понятие, структура, специфика в
подростковом возрасте 17
1.3. Формы, этапы и методыформирования правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности
в образовательной организации 29
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой компетенции старших подростков на примере муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 г. Екатеринбурга 42
2.1. Анализ деятельности школы № 28 по формированию
правовой компетенции старших подростков 42
2.2. Первичная диагностика правовой компетенции старших
подростков в школе № 28 47
2.3. Разработка комплекса внеурочных мероприятий по
формированию правовой компетенции старших подростков в школе 58
Заключение 66
Список использованной литературы 71
Приложения 76

Актуальность темы исследования. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовой компетенции, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе. Конец двадцатого столетия, преобразованиями, в том числе крушением государственности и ростом числа совершенных противоправных деяний стал временем, когда правовой компетенции личности практически не уделялось внимание. Между тем, становление Российской Федерации как правового, демократического государства возможно только в случае повышения уровня знаний о правовой культуры у населения, формирования в общественном сознании идеалов законности, отношения к праву как к универсальной ценности общества. Очевидно, что добиться этих целей невозможно без продуманных и наиболее актуальных механизмов формирования правовой компетенции.
История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.
При формировании правовой компетенции очень важно, чтобы учащиеся почувствовали, что знание права имеет непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правонарушениями, научились уважать права других людей, решать конфликты в повседневной жизни в правовом поле.
Знания должно передаваться учащимся не в готовом виде, а только на основе самостоятельного осмысления, что повышает практическую значимость правового образования. Развитие умения мыслить, критически осмысливать полученную информацию, самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, вести диалог, обосновывать свою точку зрения возможно только как результат деятельностного подхода к преподаванию права в школе. Одной из приоритетных задач правого образования является создание реальных условий для применения школьниками правовой компетенции на уроках и во внеурочное время, т.е. при организации практической деятельности учащихся, способствующей накоплению позитивного опыта применения правовых знаний в моделируемых ситуациях и в реальной жизни, опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите прав и свобод человека и гражданина.
Наиболее разработаны подходы к формированию правовых знаний у
A. Ф. Никитина, Л. А. Петровской, Н. И. Элиасберга, правового сознания Л. М. Корниенко, В. Г. Подзолкова, социально-правового опыта
B. М. Обухова, достаточно широко освещены вопросы правовой компетенции в работах В. А. Балюка, А. Д. Бойкова, Г. П. Давыдова, Е. В. Татаринцевой.
Таким образом, основой формирования правовой компетенции является опыт учащихся, освоенный в житейских и учебных ситуациях и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; приобретенный в ходе проектной деятельности, ролевых игр, практикумов, тренингов, дискуссий, решении проблемных ситуаций.
Тема исследования: «Формирование правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации».
Противоречие: между необходимостью формирования правовой компетенции старших подростков и недостаточной разработанностью содержания работы педагогов по формированию правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каково содержание работы педагогов школы по формированию правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс формирования правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: правовая компетенция старших подростков в общеобразовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по формированию правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации.
Для достижения цели необходимо решить задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков;
2) проанализировать понятие «правовая компетенция», обозначить её структуру и специфику в подростковом возрасте;
3) изучить формы и методы формирования правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности;
4) проанализировать опыт работы школы №28 по формированию правовой компетенции старших подростков;
5) провести первичную диагностику правовой компетенции старших подростков в школе № 28.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, анализ документов, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28, г. Екатеринбург.
Структура работы: работа состоит из введение, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы из 61источников и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Старшие подростки это - подростки, границы возраста которого составляют от 14 до 17 лет и подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий.
Данный возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте особенно ярко встает проблема осознания себя и своего будущего. Стремление проявить свою самостоятельность, реализовать себя является часто одной из причин, толкающих этих лиц на совершение асоциальных поступков. Ввиду того что активность лиц указанной категории достаточно высокая, подростков легче в некоторых случаях склонить и к совершению противоправного поступка.
У старших подростков происходит: развитие когнитивных и эмоциональных функций ведет к тому, что молодые люди используют новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых, что часто ведет к конфликту с родителями и бунту; перенос центра социализации из семьи в группу сверстников.
Правовая компетенция - способность личности применять правовые знания и правовые умения на практике, в любых жизненных ситуациях, в т.ч. при решении правовых задач.
В структуре правовой компетенции выделяется три основных компонента: когнитивный, мотивационный и поведенческий.
Когнитивный компонент правовой компетенции представляет собой систему правовых знаний, юридической информации.
Мотивационный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения. Он включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение.
Поведенческий компонент - это готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения
Формирование правовой компетенции - это расширение уровня правовых знаний, правовых умений и повышение ценностных ориентаций.
Внеурочная деятельность - это одна из форм углубления знаний по предмету, своеобразная форма научной популяризации. Во время проведения внеурочной деятельности используются разнообразные методы обучения: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах
Формирование правовой компетенции во внеурочной деятельности включает следующие этапы: целенаправленное формирование правовых знаний и понятий; выработку правовых убеждений; формирование этико­-правовых установок; воспитание правовых чувств; формирование опыта законопослушного поведения; формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой компетенции во внеурочной деятельности осуществляется в формах: викторин по праву, внеклассных чтений по праву, олимпиад по праву, ученических научных обществах правовой направленности, диспуты, конференции, тренинги, круглые столы.
К методам формирования правовой компетенции во внеурочной деятельности можно отнести: метод просвещения, метод ролевой игры, метод наказания и метод поощрения
Результатом процесса формирования правовой компетенции является сформированность когнитивного, мотивационного и поведенческого компонента.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 г. Екатеринбурга.
После проведения анализа работы МАОУ СОШ № 28 г. Екатеринбурга по формированию правовой компетенции, можно сделать вывод о том, что данная школа ведет работу по формированию правовой компетенции в учебно-воспитательном процессе, а также во внеурочной деятельности.
В учебно-воспитательном процессе формируются знания о правах и обязанностях старших подростков, об основных отраслях права, о правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности
Во внеурочной деятельности большее внимание уделяется формированию когнитивного компонента правовой компетенции, меньше времени уделено мотивационному и деятельностному.
В курсе обществознания, а также во внеурочной работе недостаточно объема материала и часов для формирования правовой компетенции в целом. В основном в МАОУ СОШ № 28 г. Екатеринбурга ведется работа по формированию когнитивного компонента правовой компетенции, акцент делается на развитие правовых знаний. Проблема состоит в том, что обучающиеся школы не могут применить правовые знания на практике, так как деятельностному и мотивационному компоненту правовой компетенции не уделяется должного внимания.
Для старших подростков в школе № 28 во внеурочной деятельности применяются следующие формы работы по повышению уровня правовой компетенции: лектории правовых знаний; консультации правоохранительных органов; беседы по проблеме неправомерного поведения и декады правовых знаний.
Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня правовой компетенции у старших подростков в общеобразовательной организации, а также для выявления компонентов правовой компетенции, вызывающих наибольшие затруднения.
В работе были использованы три диагностических инструмента В ходе диагностического исследования были использованы следующие диагностические инструменты в соответствии с компонентами правовой компетенции:
Для диагностики когнитивного компонента, анкета «Знаешь ли ты закон». автора Нечипоренко Г. А. Для диагностики мотивационного компонента, анкета «Правовая культура подростков» автора:Мозжаковой Л. С. Для диагностики поведенческого компонента, методика «Интересная ситуация». автора: Рюминой К. С.
Проведенная диагностика показала, что уровень сформированности правовой компетенции старших подростков в МАОУ СОШ № 28 находится на низком уровне. Диагностика когнитивного компонента правовой компетенции показала, что компонент сформирован на среднем уровне. Эмоционально-оценочный компонент находится на низком уровне, наблюдается отсутствие положительной мотивации и стремления к правовому образованию, выражена мотивационная ограниченность в соблюдении и владении правовыми знаниями, умениями и навыками. Диагностика поведенческого компонента показала, что большинство старших подростков не готовы действовать в соответствии со своими правовыми знаниями.
Для того, чтобы все выявленные проблемы решить, был разработан комплекс внеурочных мероприятий по формированию правовой компетенции старших подростков.
После проведения диагностики было выявлено, что когнитивный и поведенческий компоненты находятся на низком уровне у старших подростков, в связи с этим был предложен комплекс внеурочных мероприятий по формированию правовой компетенции старших подростков в школе.
Для решения выявленной проблемы был разработан комплекс внеурочных мероприятий по формированию правовой компетенции старших подростков, который представлен в следующем параграфе.
Целью комплекса внеурочных мероприятий является формирование правовой компетенции у старших подростков в общеобразовательной организации.
Комплекс внеурочных мероприятий включает в себя: ролевую игру «Юридическая консультация»; правовую викторину «Подросток и закон»; Конкурс «Правовой вернисаж»; Беседа «Право наша ценность»; Конференция «Отрасли права в РФ»; Классный час «Права человека»; Беседа «Преступление и подросток».
Данный комплекс был рассмотрен заместителем директора по воспитательной работе МАОУ СОШ №28, и частично включен в общешкольный план воспитательной работы на 2018-2019.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.


1. Авдулова Т.П., Гребенникова О.В. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника: учебное пособие. М.: Владос, 2014. 552c.
2. Акулова О.В., Писарева С.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. М.: Каро, 2008. 362c.
3. Алексеева Т. Компетентность как основа развития потенциала менеджера образования. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 394c.
4. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. 2005. №2. С. 3-11.
5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
6. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991. 293 с.
7. Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся: учеб. пособие. Новосибирск: НГПИ, 1986. 100 с.
8. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. 2008. №7. С.75-78.
9. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (младшие школьники): пособие для воспитателей и учителей. М.: Школьная пресса, 2013. 115 с.
10. Белова E.H. Управленческая компетентность руководителя: монография. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. 264 с.
11. Блонский И.Д. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1994. 262 с.
12. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Молодой ученый, 2014. С.92-106.
13. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4. 34 с.
14. Бойков А.Д., Каминская В.И., Ратинов А.Р., Степанов В.В., Шляпочников А.С. Правовая культура и вопросы правового воспитания: сборник научных трудов. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. 202 с.
15. Болотный В.И. Юридическая энциклопедия. М.: Юрист, 2005. 137 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ