Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №96837

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 7
1.1. Правовая культура: понятие, структура, функции и виды .... 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Направления, методы, формы, средства воспитания правовой
культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 34» пос. Третий Северный, г. Североуральска 28
2.1. Анализ деятельности детского сада по воспитанию правовой
культуры у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Первичная диагностика уровня правовой культуры у детей
старшего дошкольного возраста 34
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры у
детей старшего дошкольного возраста в детском саду 45
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 65

Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Право во всех его ипостасях представляет собой социокультурный феномен. В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как неотъемлемую часть правовой культуры общества. Правовая культура инкорпорирует ценности, созданные людьми в области права. Правовая культура прогрессирует на основе принципа преемственности.
Самобытность правовой культуры как особой области общей культуры заключается в особой форме функционировании государства, государственных служащих и всех субъектов права. Правовая культура э □□ та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Сообразование повседневного поведения с действующим правом, признание накопленных правовых ценностей, знание и глубокое понимание роли государства и права в жизни всего общества, готовность следовать данным знаниям, являются характеристиками именно правовой культуры.
Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности [19, с. 122].
Закон РФ «Об образовании» воспитание правовой культуры провозгласил одним из принципов государственной политики в области образования.
По рекомендации ЮНЕСКО воспитание правовой культуры предлагается начинать в дошкольном возрасте [34].
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. От того, каковы условия развития малыша в окружающем социуме, зависит его дальнейшая гражданская позиция. Подготовка ребенка к овладению правовой культурой и реализации своих прав является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет правовое воспитание детей, а именно воспитание правовой культуры у детей.
Проблема воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста вызвала интерес у исследователей и практиков: Т.М. Дороновой [16], А.Е. Жичкиной [17], С.А. Козловой [32], В.М. Сапогова [49], Л.И. Смагиной [50], Е.В. Соловьевой [52]. В работах этих исследователей и практиков рассматривается специфика воспитания основ правовой культуры у дошкольников, содержание и методика работы.
Противоречие: между необходимостью воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью методических рекомендаций и пособий для педагогов детского сада по данному вопросу.
Проблема исследования: какие направления, методы, формы, средства должны входить в содержание воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО?
Тема исследования: «Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: содержание воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО с позиции форм, методов и средств.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО должно строиться с учетом комплекса мероприятия, который включает в себя выделенные направления (работа с педагогами, работа с родителями, работа с детьми), формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы (рассказ, объяснение, этическая беседа, одобрение, похвала и др.).
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «правовая культура»; рассмотреть структуру, функции и виды правовой культуры.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть направления, формы, методы, средства воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
4. Проанализировать деятельность детского сада по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику уровня правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в МАДОУ №34 г. Североуральска.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, обобщение, классификация, дедукция;
• эмпирические - анализ документов, наблюдение, беседа, опрос, обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» г. Североуральска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цивилизованность общества неотделима от правовой культуры граждан. Правовая культура является основным фактором социализации личности, а именно развития человека как гражданина.
Правовая культура - это система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной государственной, религиозной, этнической общности и используемых для регулирования их деятельности.
Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденный - моралью, нравственностью, общественным мнением. Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.
Структурными элементами правовой культуры являются: право, правоотношения, правосознание, правовые учреждения, правовое поведение. В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида: правовая культура общества, правовая культура личности и правовая культура группы.
По рекомендации ЮНЕСКО правовое воспитание, а именно воспитание правовой культуры у детей предлагается начинать в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Старший дошкольник овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, конструировании и др.); достаточно хорошо владеет устной речью; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других; обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания правовой культуры у детей. Задача ДОО и семьи - грамотно поддержать этот процесс развития личности и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.
Рассмотрев направления, формы, методы и средства воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО, следует, что данный педагогический процесс носит системный характер и находится в прямой зависимости от комплексных педагогических воздействий, осуществляемых в разных видах деятельности.
Анализируя деятельность МАДОУ № 34 пос. Третий Северный, г. Североуральска было выявлено, что работа по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста ведется с детьми, с родителями, с педагогами.
Работа с детьми по воспитанию правовой культуры осуществляется в трех направлениях: подача информационного материала, практическое участие детей в специально организованных ситуациях, наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.
Работа с родителями по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста строится по двум взаимосвязанным направлениям: правовое просвещение родителей и продуктивное общение.
Работа с педагогами предусматривает повышение квалификации педагогов по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Проведя первичную диагностику уровня воспитанности правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что уровень воспитанности правовой культуры у старших дошкольников не достаточно высок и нуждается в необходимости разработки комплекса мероприятий по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста направлен на совершенствование процесса воспитания правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
По нашему мнению, данный комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию у детей умений оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм права; повышению профессиональной правовой компетенции педагогов; объединению усилий семьи и детского сада по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Алексеев С.С. Энциклопедический словарь. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 656 с.
2. Алексеев С.С. Восхождение к праву: Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2002. 608 с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М.: Просвещение, 2007. 234 с.
4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С.65-86.
5. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.: Педагогика, 2003. 492 с.
6. Белякович Н.Н. Права и свободы человека: практ. пособие. М.: Молодежное научное общество, 2001. 174 с.
7. Бессарабов Р.А. Правовая социализация и правовое воспитание // Философия права. 2010. № 4. С.118-122.
8. Борисова О.Т. Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. 2017. №4. С.77-82.
9. Буре Р.С., Воробьева М.В. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 74 с.
10. Варич Л.А. Возрастная анатомия и физиология. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. 168 с.
11. Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная ООП дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
12. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
14. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 1160 с.
15. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2008. 78 с.
16. Доронова Т.М. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье // Дошкольное воспитание. 2001. №8. С.6-9.
17. Доронова Т.М., Жичкина А.Е. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006. 162 с.
18. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
19. Емельянов Б.М. Теория государства и права. М.: МИЭМП, 2004. 164 с.
20. Жукова Р.А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий. М.: ИТД «Корифей», 2015. 63 с.
21. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. 351 с.
22. Иванов Г.И. Права человека: история, теория, современность. М.: НИУП,
2002. 184 с.
23. Кадина Н.В. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в современном детском саду. Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всерос. заочного семинара. Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. 21 с.
24. Кадышева Т.Г. Правовое воспитание старших дошкольников в ДОУ, методы работы // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2013. №1. С.17-20.
25. Каландаришвили З.Н. Влияние правовой социализации на процесс конструирования правовой культуры личности в современном российском обществе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 13. С.116-123.
26. Калинина Л.В. Изучаем персонажей вместе с любимыми героями // Ребенок в детском саду. № 3. 2008. С.39-45.
27. Карелина И.О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учеб.-метод. пособие. Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. 68 с.
28. Квасовка В.Т. Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. М.: Белый Ветер, 2007. 95 с.
29. Клейменова Е.В., Моралева К.А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2015. № 1. С.50-56.
30. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практ. пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 46 с.
31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.
32. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. 188 с.
33. Колесниченко Т.И. Воспитание правовой культуры как фактор социализации подростков // Правоведение. 2015. №1. С.42-46.
34. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
35. Коннова О.В. Адахамова М.С. Современные подходы к организации образовательной деятельности дошкольников. Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всерос. заочного семинара. Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. 27 с.
36. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
37. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. №3. С.20-29.
38. Кудрявцев Б.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука,
2009. 64 с.
39. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 192 с.
40. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2016. №1. С.212-218.
41. Кутафин О.Е. Юридический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 559 с.
42. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 672 с.
43. Нурмиева М.В. Правовое воспитание дошкольников. Традиции и инновации дошкольного образования: материалы Всерос. заочного семинара. Иркутск: МЦПТИ «Микс», 2014. 357 с.
44. Певцова Е.Н. Основные концепции правового образования // Учитель.
2003. № 4. С.43-47.
45. Пешкова В.Е. Педагогика: теория и методика воспитания. М.: Майкоп,
2010. 98 с.
46. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2016. №5. С.22-26.
47. Подласый И.П. Педагогика: теория и технологии воспитания: учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463 с.
48. Резников Е.В. Особенности правовой социализации // Общество и право. 2014. №1. С.24-26.
49. Сапогов В.М. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. М.: ПОИПКРО, 2008. 159 с.
50. Смагина Л.И. Права ребенка: теория и методика. М.: Издательский центр БГУ, 2005. 196 с.
51. Соловей С.А., Львова Т.Н. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Педагогическое общество России, 2005. 121 с.
52. Соловьева Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. М.: АРКТИ, 2004. 88 с.
53. Стуканов В.Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 279 с.
54. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: книга для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 2013. 207 с.
55. Сухарев А.Я. Юридический энциклопедический словарь. 3-еизд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 858 с.
56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студентов пед. зав-ий. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 336 с.
57. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2005. 291 с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования науки РФ.
59. Харитончик Т.А. Правовое воспитание в ДОО. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. Семинары-практикумы, занятия и игры. М.: Учитель, 2018, 228 с.
60. Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников. Прикладная психология. М.: Педагогика, 2006. 256 с.
61. Шорыгина Т.М. Беседы о правах ребенка: метод. пособие для занятий с детьми 5-10 лет. М.: Сфера, 2018. 144 с.
62. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей ДОУ. М.: Просвещение, 2003. 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ