Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой культуры старшеклассников на уроках обществознания

Работа №96890

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Правовая культура: понятие, структура, типы 7
1.2 Факторы, оказывающие воздействие на формирование правовой культуры
современных старшеклассников 22
1.3 Формирование правовой культуры в старших классах: средства, формы и
методы 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 44
2.1 Методология исследования 44
2.2 Общие рекомендации для учителей обществознания по преподаванию
вопросов права 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Приложение 1 89
Приложение 2 96


Актуальность исследования. В настоящее время происходят изменения во многих сферах жизни общества, которые касаются базовых социальных ценностей. С одной стороны, в рамках правового государства в стране происходит формирование гражданского общества, с другой стороны, Правосознание граждан и система их правовых ценностей подвергаются искажению, что, как следствие, приводит к росту девиантных проявлений.
Негативному влиянию особенно подвержено подрастающее поколение, у которого система ценностей не сформирована в полной мере. Отсутствие достаточных знаний правовых и моральных норм, на которых основано социальное поведения индивида, может стать причиной противоправных поступков подростка.
Подростки нуждаются в системном и целенаправленном воздействии всех социальных институтов на формирование правосознания и приобщения к системе правовых ценностей. Ведущая роль в формировании правовой грамотности принадлежит семье и школе. Именно там подросток проводит большую часть времени и приобретает жизненный опыт.
Формирование правовой культуры старшеклассников в общеобразовательных учреждениях включает в себя изучение не только теории права, но также решение практических задач (правовых ситуаций), с которыми подросток может столкнуться в реальной жизни.
Выявление пробелов в правовой грамотности, правовой морали и правосознании старшеклассников позволит скорректировать их правовое воспитание и поведение в дальнейшем. Это является приоритетной задачей школьного образования, так как в будущем подрастающее поколение будет отвечать за формирование правового государства.
Проблема исследования: разрешение противоречия между
традиционными способами и методами преподавания права в общеобразовательных учреждениях и задачами формирования правовой личности как «предпосылки» формирования правового государства.
Формирование правовой культуры старшеклассников в общеобразовательных учреждениях обусловлено следующими
противоречиями:
- между требованием общества к высокому уровню правовой культуры учащихся общеобразовательных учреждений и отсутствием эффективной системы формирования правовых знаний на уроках обществознания;
- между потребностью общества в индивидах, которые быстро и эффективно принимают решения в постоянно меняющихся жизненных ситуациях и умеют грамотно применять полученные правовые знания на практике и уровнем готовности старшеклассников к самовоспитанию и самообразованию;
- между потребностью российского образования в совершенствовании преподавания правовых знаний и повышении уровня правовой культуры старшеклассников и способами достижения данной цели в процессе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Объект исследования: правовое образование старшеклассников в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс формирования правовой культуры старшеклассников на уроках обществознания.
Цель: определить педагогические условия эффективного преподавания права на уроках обществознания.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) определить сущность правовой культуры, ее структуру и специфику;
2) определить факторы, влияющие на формирование правовой культуры старшеклассников;
3) определить средства, формы и методы формирования правовой культуры старшеклассников на уроках обществознания;
4) разработать методические рекомендации для преподавателей обществознания, которые позволят им наиболее эффективно формировать правовую культуру старшеклассников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования правовой культуры старшеклассников на уроках обществознания будет успешным, если:
- обеспечить эффективную и наиболее оптимальную модель учебной деятельности в сочетании с использованием справочных правовых систем, законодательной базы РФ, решением правовых задач;
- процесс воспитания правовой культуры будет сопряжен с правовой
грамотностью и формированием правосознания в курсе обществознания;
- правовые темы на уроках обществознания будут содержать в себе научность и доступность правовых знаний с использованием современных компьютерных технологий.
Методы исследования подобраны в соответствии с целью и задачами диссертационного исследования, среди них: теоретический анализ правовой, педагогической, социологической и психологической литературы по заявленной теме. Изучение опыта преподавания вопросов права в курсе обществознания; анализ содержания занятий и организации процесса обучения; анкетирование со статистической обработкой его результатов; интервьюирование учителей.
Теоретико-информационную базу исследования составили труды таких ученых, как Нерсесянц В.С., Цыбулевская О.И., Каминская В.И., Ратинов А.Р., Грачев В.С., Бабаев В.К., Баранов В.М. Толстик В.А., Морозова Л.А., Агапов Д.А., Алексеев С.С., Ромашов Р.А., Тищенко А.Г., Сальников В.П., Аграновская Е.В., Балюк Г.И., Подмарев А.А.
Психолого-педагогические аспекты формирования правовой культуры подростков были изучены следующими авторами: Шапарь В.Б., Семенов В.Д., Бабенко Н.М., Зинченко В.П., Шадриков В.Д., Горшков М.К., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Панова О.Б., Долгова А.И., Дружиненко Д.А., Эриксон Э., Коджаспирова Г.М., Кайгородов Б.В., Лабунская О.В., Лейченков Т.Д., Янкина Л. В., Истратова О.Н., Женило М.Ю., Дик Н.Ф., Александрова С.Н.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- обоснована целесообразность и возможность систематического включения разнообразных приёмов формирования правовой культуры в различные элементы уроков обществознания для целенаправленного и эффективного ее формирования у старшеклассников.
- разработаны методические рекомендации для учителей по эффективному использованию правовых знаний в курсе преподавания обществознания в старших классах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев проблему формирования правовой культуры старшеклассников на уроках обществознания в общеобразовательных учреждениях, мы установили, что:
1) анализ литературы в правовой и педагогической областях позволяет нам утверждать, что правовая культура представляет собой многогранное явление, включающее в себя правовую идеологию, правовую психологию и юридически значимое поведение индивида в обществе.
В ходе учебной деятельности старшеклассников формируется определенное отношение к системе права в целом. Через призму психологических и поведенческих установок индивида формируются правовые знания;
2) результаты социологического исследования показывают, что старшеклассники испытывают нехватку знаний в различных отраслях права, в связи с чем, возникают различные проблемы в жизненных ситуациях. Большинство опрошенных старшеклассников и преподавателей считают, что необходимо вводить в общеобразовательных учреждениях отдельным предметом право, так как на уроках обществознания ощущается нехватка времени для более глубоко изучения данного блока.
Особое внимание преподаватели уделили проблеме отсутствия компетенций в области права. В связи с этим возникают проблемы с объяснением более сложного материала, содержащего юридические тонкости;
3) уровень правовой культуры старшеклассников неразрывно связан с уровнем их знаний в области права, правосознания и правопонимания.
Для того чтобы уровень правовой культуры старшеклассников был высоким необходимо не только качественно и углубленно преподавать право, но также формировать определенное отношение к праву (то есть старшеклассник должен понимать, для чего необходимо его соблюдать; в данном случае речь идет об осознанном волеизъявлении индивида соблюдать нормы права);
4) преподавание правовых знаний в общеобразовательных учреждениях не должен сводиться к изучению старшеклассниками только теоретической базы. Необходимо объяснить учащимся, как применить полученные знания в реальных жизненных обстоятельствах. Юридические знания могут быть применены в различных сферах жизнедеятельности (поступление в университет, трудоустройство на работу, права потребителей и т.д.).
Таким образом, в ходе исследования по теме диссертационного исследования были получены результаты, подтвердившие наше предположение о том, что формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности.
Процесс будет успешным, если обеспечить на уроках обществознания оптимальную координацию учебной деятельности, а также научность, доступность и эмоциональную наполненность изложения материала.
Проблема формирования правовой культуры старшеклассников сложна и многогранна. Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что старшеклассники ощущают нехватку правовых знаний и испытывают необходимость в получении качественных знаний в различных отраслях права.


1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 03.08.2018).
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018).
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2018).
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей».
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
7. Агапов Д.А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. 2007. № 1 (2). - 14 с.
8. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. - 144 с.
9. Александрова С. Н. Формирование правовой культуры у учащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Чебоксары, 2008. -287 с.
10. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М. 1999. - 712 с.
11. Бабаев В.К., Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М. 1998. - 256 с. 

Б.Т. Лихачева : 70-90-е годы ХХ века. - Пятигорск, 2003 г. - 210 с.
13. Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. Киев, 1984. - 211 с.
14. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-на-Дону, 2003. - 364 с.
15. Барихновская Е. Г., Мась Л. В., Элиасберг Н. И. Концепция правового образования школьников // Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. СПб.: 1995. - 126 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ