Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Курсовая работа как средство формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза

Работа №8343

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы192стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
826
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методические основы формирования основ
1.1. Научно-исследовательская деятельность курсантов в процессе обучения в военном вузе: изученность проблемы в психолого-педагогической
1.2. Современные научно-педагогические подходы к организации и содержанию исследовательской деятельности курсантов в военном вузе .. .39
1.3. Проектирование формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе выполнения курсовой работы ... .65
Глава 2. Организационно-педагогические условия управления формированием основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе выполнения курсовой работы 84
2.1. Организационная модель формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе выполнения курсовой работы 84
2.2. Педагогические средства повышения эффективности формирования
основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе выполнения курсовой работы 112
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по . формированию основ исследовательской деятельности курсантов
военного вуза 142
Заключение 169
Литература 173
исследовательской деятельности курсантов военного вуза науке




Актуальность темы и постановка проблемы исследования. В условиях нестабильного социально-экономического состояния в России появилась острая необходимость и потребность в улучшении профессиональной подготовки специалиста. Обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные сравнивать, анализировать, исследовать, умеющие находить выход из нетипичных ситуаций. В полной мере это относится и к подготовке военных кадров.
В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития личности военного специалиста. Одним из путей такого развития является исследовательская деятельность. Офицер, владеющий профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способный активно и независимо мыслить, ориентироваться в потоке военно-научной и технической информации, умеющий творчески решать различные задачи, искать новые варианты решения ситуаций, сможет обеспечить обороноспособность страны на должном уровне, отвечающем требованиям современного общества.
Вместе со сменой образовательных парадигм в высшей школе изменяется и содержание понятия «хорошо подготовленный специалист». Если раньше во главу угла в образовательном процессе в вузе ставилась задача систематической углубленной профессиональной подготовки, то в настоящее время, не снижая требований к профессиональным знаниям, во главу угла ставится развитие творческого потенциала личности. Причины смены образовательных парадигм обусловлены изменяющимися условиями функционирования общества. Быстрое развитие новых технологий, стремительный рост объема новой научной информации, развитие междисциплинарных областей знаний и исследований делает уязвимой

систему образования, нацеленную лишь на углубленную узкую специализацию.
В связи с вышесказанным возникает необходимость перевода образования на новую методологическую основу. Такой основой может служить обучающе-исследовательский принцип. Суть принципа заключается в вовлечении студентов в активную познавательную деятельность, в «переориентацию учебного процесса на развитие творческого потенциала личности, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и, в конечном итоге, на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально-производственной и научной сфере» (А.И.Лесникович, Л.Н.Тихонов, В.И. Дынич и др., 1998).
Данные подходы актуальны и вполне применимы для системы подготовки офицеров в военном вузе. Сложный и динамичный характер современной служебно-боевой деятельности, использование в ней новейших информационных технологий, образцов вооружения и военной техники, зависимость хода и исхода военных действий от содержания и качества заблаговременно проведенной работы обусловливают объективную потребность в совершенствовании системы профессиональной подготовки военных специалистов. Включение курсантов в разнообразные формы исследовательской деятельности в значительной степени повышают эффективность образовательного процесса, способствует развитию профессиональной и общекультурной компетенции будущих офицеров и военных специалистов, обеспечивая в целом высокий уровень качества их подготовки.
Важное место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность формирования способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности. Большое значение имеет научная отработка программ действия по освоению

5
данного вида деятельности на основе использования творческих, исследовательских форм и методов обучения. Среди разнообразных средств формирования основ исследовательской деятельности студентов используются рефераты, научные доклады, исследовательские проекты, курсовые и дипломные работы и др.
Исследователи соотношения научного творчества и целостности личности (Б.Г.Ананьев, М.С.Каган, Л.Н.Коган), творчества и активности познания (К.А.Абульханова-Славская, Д.Б.Богоявленская), творчества и самореализации (А.В.Петровский), творчества и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) анализируют психологические проявления личности в творческом, научно¬исследовательском процессе, содержание, структуру и общие закономерности творческой, научно-исследовательской, поисковой деятельности.
Важное место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность формирования способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности. Большое значение имеет научная отработка программ действия по освоению данного вида деятельности. В отечественной науке исследование способностей нашло отражение в трудах А.В.Брушлинского, В.П.Озерова, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова и др.
Методология и методика исследовательской деятельности, место исследовательских компонентов в образовательном процессе получили отражение в трудах известных отечественных ученых Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Военно-профессиональная компетентность современного офицера позволяет ему успешно участвовать в воинском труде и выполнять различные виды военно-профессиональной деятельности, в каждой из которых синтезируются знания и подготовленность к выполнению практического действия.
Феномен профессиональной компетентности выпускника военного вуза обусловлен действием общих, особенных и единичных закономерностей военной службы, а его сущность выражается в сформированности комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда. Содержание профессиональной компетентности определяется целями, задачами и характером этого труда.
В ходе проведенного исследования нами определены педагогические средства формирования научно-творческих способностей курсантов в процессе исследовательской работы; разработаны критерии эффективности формирования основ исследовательской деятельности в системе научно¬исследовательской работы курсантов военного вуза; разработана и экспериментально проверена организационная модель формирования основ исследовательской деятельности курсантов в процессе выполнения курсовой работы.
Нами установлено, что проектирование формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе выполнения курсовой работы имеет вполне определенную цель - создание преподавателем специальной профессионально ориентированной обучающей среды, позволяющей ему в рамках руководства выполнением курсовой работы формировать у курсантов комплекс исследовательских знаний, умений, навыков (в более обобщенном виде - исследовательской компетенции), необходимых для полного и качественного выполнения образовательной программы по подготовке военного специалиста.

Кроме того, нами определена логика проектирования данного процесса и управления им, включающая следующие этапы:
1. Диагностическая постановка целей обучения основам исследовательской деятельности, т. е. описание в измеримых параметрах сформированности исследовательской компетентности как составного компонента профессиональной компетентности (степень владения понятиями, способами деятельности, характеристики интеллектуального развития и т. п.). На данном этапе преподавателем реализуется целеполагающая функция управления.
2. Обоснование содержания исследовательской деятельности, на основе которой могут быть актуализированы проектируемые психические новообразования, разработка тех ситуаций взаимодействия с обучающимися, которые могут привести последних к приобретению нужного учебно¬познавательного и профессионального опыта. Основными функциями управления на данном этапе проектирования выступают информационная, прогностическая и проектировочная.
3. Разработка процессуальной стороны обучения основам исследовательской деятельности - представление опыта, подлежащего усвоению в виде системы познавательных и практических задач; поиск специальных дидактических процедур его усвоения (выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности, имитационных моделей изучаемых процессов и т. п.). В рамках указанного этапа проектирования основной функцией управления является организационная.
4. Выявление логики организации педагогического взаимодействия с курсантами на уровне «субъект-субъектных» отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности (активизация познавательной деятельности обучающихся через непосредственное руководство и консультирование выполнения курсовой работы). Данный этап проектирования связан с реализацией преподавателем в учебном процессе коммуникативной функции управления.

5. Разработка процедур контроля, измерения качества усвоения, способов индивидуальной коррекции учебно-исследовательской деятельности. Основными функциями управления на данном этапе проектирования являются контролирующая, оценочная и корректировочная (подготовка курсовой работы к защите, собственно защита, определение уровня выполнения работы, т.е. оценка и самооценка).
Проведенная опытно-экспериментальная работа, в которой участвовали 123 курсанта Ставропольского военного института связи ракетных войск, подтвердила эффективность предложенных средств формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза и сделать следующие выводы обобщающего характера:
1. Научно-исследовательская деятельность курсантов военного вуза через их привлечение к научной, инновационной, проектной, конструкторской и другим видам деятельности является эффективным средством формирования и реализации исследовательских умений и навыков курсантов в учебной и внеучебной работе, что в целом способствует развитию военно-профессиональной компетентности современного военного специалиста.
2. Наиболее оптимальными научно-педагогическими подходами формирования основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза являются системный, субъектно-деятельностный, обучающе¬исследовательский и проблемный, выделение которых обусловлено объективными закономерностями, принципами, а также специфическими особенностями содержания и организации современного образовательного процесса в военном вузе.
3. Важнейшим средством повышения эффективности деятельности военного вуза по формированию основ исследовательской деятельности курсантов является разработанная нами организационная модель формирования основ исследовательской деятельности курсантов в процессе выполнения курсовой работы.

4. Педагогическими средствами эффективного использования курсовой работы как средства формирования основа исследовательской деятельности курсантов военного вуза являются:
- использование педагогических подходов в формировании основ исследовательской деятельности курсантов военного вуза в качестве основы и средства данной работы;
- полимотивированный характер процесса формирования основ исследовательской деятельности курсантов;
- педагогизация исследовательской задачи курсовой работы;
- совместная работа преподавателя (научного руководителя) и курсанта по созданию профессионально ориентированной обучающей среды в процессе выполнения последним курсовой работы.
5. Использование образовательного, социологического критериев и критерия индивидуально-личностного развития подтверждают эффективность организационной модели формирования основ исследовательской деятельности курсантов в процессе выполнения курсовой работы.
Программа исследования в пределах поставленных задач завершена полностью. Объем работы, ее цели и задачи обусловили необходимость сознательного ограничения автором круга анализируемых проблем. Вместе с тем оно ставит и ряд новых проблем подготовки самого преподавателя военного вуза к эффективному управлению формированием основ исследовательской деятельности у курсантов.




1. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. и др. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: научно- метод. сборник. - М.: ВУ, 1996. - 103 с.
2. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы. - М.: ВПА, 1990. - 48 с.
3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
4. Асхаков С.И. Методика и техника социологического исследования. - Карачаевск, 2000.
5. Афанасьев В.В., Пидкасистый П.И. Управленческая проблема как объект педагогических исследований // Педагогика. - 2001. - № 5. - С. 12-17.
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
7. Баженова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика. - 1996. - № 4.
8. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Конюхов А.И., Феденко Н.Ф. Методика исследования проблем военной педагогики. - М.: ВПА, 1987. - 135с. .
9. Баркер А. Как еще лучше ... управлять людьми / Пер. с англ. В. Кашникова. - М., 2002. - 272 с.
10. Басова Н.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.-416 с.
11. Безрукова B.C. Директору об исследовательской деятельности школы. - М., 2002. - 160 с.
12. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно¬исследовательской деятельности студентов. - М.: Академия, 2005. - 128 с.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
14. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 143 с.
15. Бетяев С.К. Научный прогноз: сущность и возможности //Вестник Московского ун-та. Сер.7. Философия. - 1999. - № 2.
16. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1993. - 40 с.
17. Благодаров А.И. Методологические основы организации системы образования офицерских кадров ВС РФ. Монография. - М., 1997. - 124 с.
18. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя: Пер. с англ. - М., 1995. - 202 с.
19. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. - Т. 1. - 863 с.; Т. 2. - 768 с.
20. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 112-122.
21. Бочкарев В. О концепции государственно-общественного управления школой // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 99-102.
22. Братенникова А.Н., Василевская Е.И., Лахвич Ф.Ф. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста / Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Матер, межд. конф. - Барановичи: БГВПК, 2001. - Ч. 2. - С. 29-33.
23. Ванцова Т. Менеджер образования: особенности управленческо- педагогической деятельности // Лучшие страницы педагогической прессы. -

24. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 28-44.
25. Введение в научное исследование по педагогике. - М., 1988.
26. Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. - М.: ВПА, 1971. -214 с.
27. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.
28. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 200 с.
29. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. - Дубна: Феникс, 1997.
30. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 275 с.
31. Внедрение достижений в практику школы /Под ред. Б.Е.Гурмана. -М., 1981.
32. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения //Вопросы философии. - 1994. - №12.
33. Военная психология и педагогика / Под ред. А.М. Герасимова, А.А. Деркача, П.П. Крамаренко, Л.Г. Лаптева и др. - М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. - 314 с.
34. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. П. А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998.-384 с.
35. Вознюк М.А. Теоретические основы квалиметрии высшей военной школы. - СПб.: ВАС, 1997. - 142 с.

36. Воротилкина И.М., Герасименко Д.И. Как вы руководите? // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2002. - № 2. - С.
7-12.
37. Выдра К.С. Научно-исследовательская деятельность студента в условиях университетского образования / Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному обучению. Матер. 2-й республиканской научно-практ. конф. / БГУ, ЦПРО. - Мн.: Пропилеи, 2002. - С. 157-161.
38. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - Изд. 2¬е, перераб. и доп. - М., 2002. - 512 с.
39. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998. -
432 с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 1995.
41. Гончаров С.С. и др. Введение в логику и методологию науки / С.С.Гончаров, Ю.Л.Ершов: Программа «Обновление гуманитарного образования в России». - М., 1994.
42. Грузков В.Н. Методологические и технологические основы научной деятельности в образовании. - Ставрополь: СКИПКРО, 1998. - 64 с.
43. Гусев В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования. Монография. - Орел: ВИПС,
1997. -238 с.
44. Гусев В.В., Маслова Н.Ф. Рабочая книга педагогического самообразования офицеров: основы педагогики высшей военной школы. - Орел: ВИПС, 1996.- 144 с.
45. Гусев В.В., Маслова Н.Ф., Образцов П.И., Петров В.А., Щекотихин В.М. и др. Научно-методические и организационно¬технологические основы управления качеством подготовки специалиста в Военном институте правительственной связи. - Орел: ВИПС, 1998. - 405 с.

46. Гусев В.В., Образцов П.И., Петров В.А., Щекотихин В. М. и др. Разработка комплексной системы оценки пригодности кандидатов на обучение в ВИПС и прогнозирования успешности их дальнейшей профессиональной деятельности по предназначению. - Орел: ВИПС, 1999. - 267 с.
47. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методика проведения психолого-педагогического эксперимента. - М.: Логос, 1998.- 198 с.
48. Давыдов В.П., Пустозеров А. И. Педагогическая психология в высшей военной школе: Учебно-метод. пособие. - М.: ВВИА, 1993. - 110 с.
49. Давыдов В.П., Рахимов О.Х.-А. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста // Инновации в образовании. - 2002. - № 2. - С. 62-83.
50. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе.- М., 1960.
51. Добуш М.Г. Педагогическая технология: сущность и содержание // Военная мысль. - 2003. - № 3. - С. 56-58.
52. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1990. - 278 с.
53. Дочкин С.А. Применение новых информационных технологий для активизации самостоятельной работы курсантов высшего военного учебного заведения. Монография. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИПКРО», 2004.-160 с.
54. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 1997.
55. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М., 1980.
56. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования //Педагогика. - 1997. - №2.
57. Зайцев В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 70-77.

58. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 207 с.
59. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 128 с. .
60. Иванников Б.Д. Технология интеллектуальной деятельности. - Ставрополь, 1995.
61. Иванов Ю.В. Деловая соционика. - М., 2001. - 184 с.
62. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М.: Наука, 1997.
63. Ильин Г.Л. Философия и история образования (психолого-педагогический аспект). - М., 1999. - 156 с.
64. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. - М., 1985. .
65. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1984. -230 с.
66. Калинина Н., Лукьянова М. Результативность образовательного процесса: психолого-педагогические показатели и диагностика // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 191-197.
67. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - М., 1997.
68. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. .


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ