ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Характеристика понятия «здоровье» в отечественной теории 7
1.2. Особенности сохранения и укрепления здоровья воспитанников
дошкольной образовательной организации 15
1.3. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей
дошкольного возраста 29
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ 32
2.1. Изучение опыта работы дошкольной образовательной
организации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 32
2.2. Взаимодействие дошкольной образовательной организацией с
семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 37
2.3. Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников для родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной образовательной организации 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Состояние здоровья подрастающего поколения не случайно сегодня привлекает пристальное внимание врачей, психологов, педагогов. Здоровье детей - важнейший показатель благополучия общества и государства в будущем.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольной образовательной организации. В этой ситуации возрастает роль дошкольной образовательной организации, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
В рамках государства ведется работа по сохранению здоровья детей. Большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. В период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольной образовательной организации, как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей. Для полноценного физического развития и оздоровления детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с родителями.
Новые образовательные стандарты также не обошли вниманием этот вопрос и просветительская работа с родителями включена в принципы образовательного стандарта [38, с.1]; «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [38, с.3]; «оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» [38, с.3].
В современных условиях детский сад призван не только обеспечить качество образовательного процесса, но и сохранить здоровье детей. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому, чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с родителями.
Анализ научных исследований и современной педагогической практики позволил выявить противоречие между возрастающей потребностью со стороны государства и общества в компетентном родителе, который способен успешно воспитывать ребенка, с одной стороны, и недостаточным уровнем сохранения и укрепления здоровья воспитанников в семье. Выявленное противоречие позволило сформировать проблему исследования: необходимо развивать компетентность родителей воспитанников через активное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей.
Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей.
Предмет исследования - взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Цель исследования - разработать рекомендации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить профилактические, оздоровительные мероприятия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
2. Ознакомить родителей с содержанием физкультурно-
оздоровительной работой в детском саду.
3. Обучить конкретным приемам и методам оздоровления.
4. Обучить отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
5. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной
организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
6. Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья воспитанников для родителей (законных представителей) и педагогов дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ, анкетирование, тестирование,
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Таборинский детский сад, село Таборы, Свердловская область.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Теоретическое обоснование задачи и проведенное исследование показало актуальность проблемы: «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников».
- Единство дошкольной организации и семьи в задачах сохранения здоровья воспитанников, которое достигается в случае, если функции и задачи воспитания самочувствия ребенка хорошо видны не только воспитателям, но и законным представителям, когда семья разбирается с основным содержанием, формами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском заведении, а педагоги используют хороший опыт семейного учения.
- Индивидуальный подход к единому ребенку и к каждому роду на основе учета их хобби и способностей.
- Взаимное верность и взаимопомощь педагогов и законных представителей на основе доброжелательных замечаний и самокритики. Укрепление престижа педагога в семье, а законных представителей в детском саду.
В правильности с этими основными условиями система работы с родителями должна включать:
- познание родителей с результатами мониторинга состояния
здоровья воспитанника и его психомоторной успеваемости;
- участие в составлении на каждого программ оздоровления воспитанников;
- целенаправленную санитарно-учебную работу, пропагандирующую санитарные требования, необходимость нормального режима и полноценного уравновешивающего питания, закаливания, нормального воздушного и температурного режима и т.д.;
- ознакомление родителей со смыслом физкультурно-оздоровительной методики в детском саду, нацеленное на физическое, психическое и моральное развитие ребенка; воспитание конкретным приемам и принципам оздоровления (дыхательной разминки самомассажу, разнообразным технологиям закаливания и т.д.).
А так же главную работу с семьей, что осуществляется комплексно и включает работу воспитателей с родителями: индивидуальные разговоры, консультации, памятки, уголки для законных представителей папки передвижки, газеты, буклеты, родительских собраний и недель открытых дверей, работа совместных дел, анкетирование, тесты, праздники и т.д.
Главное, родителям нужно стремиться как чаще больше времени уделять ребенку.
Здоровье - высшая ступень восхищения, радость бытия, вполне довольство, счастье. Среда здоровья служит не просто определенный (оптимистический) база характера или учебная воля, которая помогает человеку идти в нужном направлении, сопротивляясь дурному. Необходимо нравственное его обучение, а позднее - признание себе заслуг обществом.
Из перечисленного следует, что благополучие детей зависит не конкретно от их физических особенностей, но и от ресурсов жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической воспитанности родителей.
В ходе наблюдения, проведенного на базе Муниципального казенного дошкольного учреждения Таборинский детский сад, мы установили, что главными направлениями совместных упражнений с семьями воспитанников оказывается сотрудничество с родительской комиссии, оформление наглядной кампании, проведение работы с родителями группы риска, вовлечение членов семей к помощи в образовательном процессе сада. Реализация этих направлений деятельности с семьями осуществляется с помощью форм: родительские совещания, консультации, беседы, экскурсии, утренники.
По проверке анкетирования родителей стало выявлено, что немалую роль в обучении своих детей принадлежит детскому саду. Сперва всего, это относятся решения таких воспитательских задач, как улучшение мелкой моторики, спортивное развитие, развитие психического мышления, формирование общительных навыков, обеспечение готовности к обучению в гимназии.
Итак, в основе действия дошкольной организации и родителе лежит сотрудничество. Педагоги выступают вдохновителями установления этого взаимодействия поскольку они отлично подготовлены к образовательной методике, а стало быть, знают, что ее успешность влияет от согласованности, преемственности в работе с детьми. Педагоги знают, что сотрудничество нужно в интересах ребенка и в этом необходимо внушить и родителей. Инициатива в работе взаимодействия с семьей и профессиональная реализация задач взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного заведения по отношению к семейному обучению.
Следует убедить семью, что необходимо отыскать возможность для уроков физической культурой, подъем двигательной активности, сделать все необходимые правила для того, чтоб дети росли спортивными, здоровыми, крепкими. Участие семьи в спортивных праздниках имеет большую роль: в такой семье будет здоровый, любящий физкультуру человек.
Важно, чтоб родители непосредственно принимали в жизни детского заведения, помогали в осуществлении учебно - образовательного процесса.
Участие родителей в жизнь детсада принесет смысл и дошкольной организации, и законным представителям. Важно, чтобы законным представителям представилась возможность приходить к своему ребенку в любое время, чтобы они могли увидеть, как их дети живут в саду.
Успех взаимодействия семьи и дошкольного заведения во много зависит от того, насколько педагог понимает родителей, их отношение к воспитанникам нужды, стремления.
1. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования [Текст] / Р. И. Айзман. - Новосибирск, 1996. - 123 с.
2. Амосов, Н.М. Раздумье о здоровье / Н.М. Амосов. - М., 1987. - 64 с.
3. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 100 с.
4. Арсеньевская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения [Текст] / О.Н. Арсеньевская. - Волгоград : Учитель, 2011. - 238 с.
5. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 - 28.
6. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] / Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005. - 98 с.
7. Брехман, И.И. Человек и биологически активные вещества [Текст] / И.И. Брехман. - Л.: Наука, 1987. - 119 с.
8. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология. - 2004. - № 1. - 245 с.
9. Волошина, Л.Н. Организация здоровье сберегающего пространства [Текст] //Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С.114-117.
10. Данилина, Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: монография [Текст] - М.: Айрис-пресс, 2012. - 67 с.
11. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой [Текст] / Авт.-сост. Л. Орлова.- М., 2006. - 128 с.
12. Егоров, Б.Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста// дети России образованы и здоровы: материалы 7 всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16-17 апреля 2009г. [Текст] - М.:2009. С.233-235.
13. Каменская, В.Г., Котова, С.А. Концептуальные основы
здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Учебное пособие/ Под ред. Н.А Ноткиной. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 224с.
14. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка [Текст] /
Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М.,2002. - 98 с.
15. Конвенция ООН о правах ребенка // Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года
16. Конституция Российской Федерации // Принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
17. Кочеткова, И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой [Текст] / И.Н. Кочеткова. - Москва, 1990. - 140 с.
18. Критерии общественного здоровья ( Всемирная организация здоровья) http://www.studfiles.ru/preview/5868137/
19. Кузнецова, Е. В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелым нарушением речи [Текст] / Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 310 с.
20. Кузнецова, А.В. Использование нетрадиционных
здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе [Текст] // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 381-383.
21. Купальная, Е. В. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 61-63.
22. Лищук, В.А. Стратегия здоровья [Текст] / В.А. Лищук. - М. 1992. - 105 с.
23. Луговская, А., Кравцова, М.М., Шевнина, О.В. Ребенок без проблем! [Текст] / Решебник для родителей.- М.: Эксмо, 2008. - 87 с.
24. Лукина, Г.Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями [Текст] // сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». - СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. С.51-54.
25. Лядова, Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://forumpoipkro.forum24.ru/ (дата обращения 09.12.2013)
26. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] // Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.
27. Международный конгресс «Российская семья» по теме: «Семья и образование».- М. 14 -15 апреля 2005.
28. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе
жизни у дошкольников [Текст] / Пособие для педагогов дошкольных
учреждений. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. - 298 с.
29. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей [Текст] / С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - 2014. - №2. - С.171-187
30. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн - фитобар - сауна [Текст] / Методическое пособие // Под ред. Б.Б. Егорова. - М.,2004. - 231 с.
31. Определение понятия «здоровье». Признаки и показатели индивидуального здоровья НИрз://медпортал.сот/уа1ео1од1уа_739/оргейе1еше- ponyatiya-zdorove-priznaki.html
32. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет) [Текст] - М.: ВЛАДОС, 2002. - 110 с.
33. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] - М.: Мозаика - Синтез, 2002. - 97 с.
34. СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольныхобразовательных организаций (утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26)
35. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
36. Сластенин, В.А. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] /- Москва, 2АКАДЕМИЯ», 2000. - 205 с.
37. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике [Текст] / Технологии здоровьесберегающего образования. - Москва, 2008. - 156 с.
38. Стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
39. Терновская, С.А., Теплякова, Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении[ Текст] // Методист. -2005.-№4.-С.61-65
40. Тюмасева, З.И. На пути к здоровью [Текст] / З.И. Тюмасева, С.В. Гертнер, И.Л. Орехова. - Челябинск: 2004. - 120 с.
41. Умнякова, Н.Л. Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста [Текст] /-М.,2011. - 160 с.
42. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения принят Международной конфиренцией здравоохранения, проходившей в Нью -Йорке, подписан представителями 61 страны 22 июля 1946.
43. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет [Текст] / - М.,2006. - 100 с.
44. Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013)
45. Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015)
46. Филиппова, С.О. Некоторые проблемы организации оздоровления
детей в дошкольном учреждении [Текст] // Актуальные проблемы
физической культуры и спорта: сборник научно-методических трудов. - СПб.: Белл, 2009. С. 86-90.
47. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников [Текст] / Монография. СПб., 2002. С. 11.
48. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта [Текст] / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервис-школа, 2001. - 140 с.
49. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методол. аспекты [Текст] / А.Г. Щедрина. - Новосибирск Наука Сиб. отд-ние, 1989. - 135 с.
50. Щетинин, М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей [Текст] / М.: Айрис-пресс, 2007. - 89 с.