ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РФ И МЕРЫ
ЕЁ ПРОФИЛАКТИКИ 6
1.1 Причины развития подростковой наркомании 6
1.2 Изучение нормативных документов РФ в области профилактики
НАРКОМАНИИ 11
1.3 Современные представления об организации профилактики 13
ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЖ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ .. 20
2.1 Анализ существующей учебно-методической базы по
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 20
2.2 Методы обучения и формы организации учебного процесса на
УРОКАХ ОБЖ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 23
2.3. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 31
2.4 Разработка методики проведения занятий ОБЖ по профилактике
наркомании 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Наркомания является одной из наиболее остро стоящих проблем современного мирового сообщества. Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, проблема наркозависимости, как угроза национальной безопасности страны и здоровью её граждан, приобрела приоритетный характер.
Актуальность исследования определяется необходимостью профилактики наркозависимости обучающихся, вызванной ежегодным увеличением процента подростков среди общего числа наркоманов в стране.
Современная социальная ситуация содержит в себе большое количество динамичных процессов, влияющих на формирование подростковой культуры. Являясь наименее защищенной социальной группой, подростки нередко оказываются подвержены влиянию различных деструктивных социальных процессов. Распространение наркомании как массового социального феномена несёт в себе угрозы криминализации молодых людей, разрушению их физического и духовного здоровья. В результате проблема подростковой наркомании становится одной из наиболее актуальных проблем современности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) одним из предметных результатов изучения предмета основы безопасности жизнедеятельности определяет формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.
В школах на уроках ОБЖ предусмотрено изучение обучающимися тем, направленных на профилактику наркомании. Однако, учитывая ежегодное увеличение процента несовершеннолетних наркоманов в стране, можно предположить, что существующие методы преподавания являются недостаточно эффективными.
Проведя анализ литературных источников, мы пришли к выводу, что на данный момент общедоступных, четко сформулированных, отражающих современные особенности проблемы методик по данной теме, которыми бы мог воспользоваться учитель безопасности жизнедеятельности, не имеется.
Именно поэтому возникает острая необходимость разработки методических рекомендаций по профилактике наркомании на уроках ОБЖ.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки методики проведения занятий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по профилактике наркомании.
Объектом данного исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках ОБЖ.
Предметом данного исследования является методика формирования у обучающих установок на образ жизни, исключающий употребление наркотических веществ.
Целью данного исследования является разработка и реализация методических рекомендаций по проведению занятий по профилактике наркомании на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме профилактики подростковой наркомании;
2. Разработать рекомендации по формированию у обучающихся осознанной антинаркотической позиции, исключающей употребление наркотических веществ;
3. Разработать и реализовать методику проведения занятий по профилактике наркомании на уроках ОБЖ.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
• Анализ научно-методической литературы и документальных материалов;
• Теоретический анализ и синтез;
• Математико-статистические методы.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки проблемы, цели и задачи исследования.
В первой главе рассматривается понятие наркомании, определяются основные причины распространения наркомании среди подростков, изучаются нормативные документы, содержащие положения по профилактике наркомании, рассматриваются современные представления о профилактике наркомании в подростковой среде.
Во второй главе проводится анализ учебно-методической базы по темам профилактики наркомании на уроках ОБЖ, определяются методы обучения и формы организации учебной деятельности эффективные для проведения занятий ОБЖ по антинаркотической профилактике, даются общие рекомендации по проведению занятий по профилактике наркомании, разрабатывается методика проведения занятий ОБЖ по профилактике наркомании.
В заключении подводятся итоги работы, формируются выводы по изученной теме.
В заключении хотелось бы сделать несколько выводов
Среди многих социальных проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании.
В России ежегодно продолжает увеличиваться процент несовершеннолетних наркоманов, что несомненно является тревожным сигналом для российского общества.
Наиболее распространённая классификация причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, в работах различных авторов, включает в себя причины социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического характера.
Одним из принципов государственной политики в области противодействия распространению наркомании является приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, особенно среди детей и молодежи.
В соответствии со ст.48 ФЗ «Об образовании в РФ» все педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
Одним из главных документов, на основе которого организуется работа в области профилактики наркомании в образовательном учреждении является «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде» от 05.09.2011.
В соответствии со ФГОС обязанность по формированию установок на здоровый образ жизни, исключающий употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда здоровью возложена на учителя ОБЖ.
Современные подходы к профилактической деятельности, как правило, строятся на комплексной основе и обеспечиваются совместными усилиями родителей, педагогов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
По статистике более 80% наркозависимых впервые приобщились к наркотикам ещё в подростковом возрасте, поэтому основные усилия, направленные на профилактические мероприятия должны направляться на работу именно с данной возрастной группой.
В зависимости от целевого контингента выделяют первичную, вторичную и третичную виды профилактики наркомании.
Изначальное недопущение пробы подростками наркотических веществ признано самой надежной профилактической мерой, более того профилактика экономически выгоднее, нежели реабилитация наркозависимых.
Одним из наиболее активных участников процесса первичной антинаркотической профилактики в Российской Федерации является система образования.
Организованная педагогом первичная профилактическая деятельность, способствует развитию внутренних и внешних ресурсов личности, снижению интереса подростков к пробам психоактивных веществ как средству снятия напряжения или ухода от решения ряда проблем.
Наиболее важным и перспективным направлением первичной профилактики является организация досуговой деятельности подростков.
Работу по профилактике наркомании в образовательном учреждении эффективно строить на основе программ, основным принципом которых является формирование личности подростка, исключающей приём психоактивных веществ на основе создания поля для самореализации и включения подростка в социально значимые формы деятельности, дающие возможность реализовать потребности личности.
Организация и проведение занятий на основе рабочих программ ОБЖ позволяет эффективно использовать образовательный и воспитательный потенциал образовательного учреждения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития обучающихся, обеспечивает формирование важнейших компетенций обучающихся.
В программе А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова тема профилактики вредных привычек, в частности наркомании, раскрывается гораздо более полно, чем в программе В.Н. Латчука. В связи с этим, при разработке методики проведения занятий по профилактике наркомании на уроках ОБЖ нами было принято решение работать на основе рабочей программы А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова.
Выбор методов и форм проведения занятий является одним из центральных вопросов организации учебного процесса, поскольку именно от грамотного подбора форм и методов урочной деятельности во многом будет зависеть его эффективность.
Традиционных методы обучения могут быть использованы для донесения обучающимся информации по теме урока. Однако, учитывая современные требования к организации педагогического процесса, одних традиционных методов определённо оказывается недостаточно.
Наиболее важным условием организации учебного процесса по темам профилактики наркомании является использование активных методов обучения, так как они обеспечивают более глубокое вовлечение в тему урока, воздействуют на эмоционально-чувственную сферу обучающихся, и способствуют развитию самостоятельного мышления, формированию осознанных установок и моделей трезвого поведения.
Проведения только лишь урочных занятий по профилактике наркомании будет недостаточно для достижения эффективных результатов работы по антинаркотической профилактике в образовательном учреждении. Необходимо организовывать дополнительные внеурочные мероприятия, проведение тематических собраний с родителями.
Работа по организации антинаркотической профилактики в образовательной организации является крайне важным условием воспитания в подрастающем поколении личностей здорового и безопасного типа, отвечает запросам и потребностям современного общества и должна проводится при комплексном участии всех работников образовательного учреждения.
Центральную роль в процессе антинаркотической профилактики в образовательном учреждении играет учебный курс Основ безопасности жизнедеятельности.
Занятия по темам антинаркотической профилактики должны быть системны: вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, от младших до выпускных классов.
К реализации методики проведения занятий по профилактике наркомании на уроках ОБЖ необходимо подходить с полной серьёзностью и ответственностью. Важно помнить, что от того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа, зависит её результат, цена которого - жизнь и здоровье детей, будущее России.
В результате проведения данного исследования были изучены литературные источники по проблеме профилактики наркомании, проведён анализ учебно-методической базы по профилактике наркомании на уроках ОБЖ, рассмотрены основные причины распространения наркомании среди подростков, изучены нормативные документы, содержащие положения по профилактике наркомании, рассмотрены современные представления о профилактике наркомании в подростковой среде, определены методы и формы организации учебной деятельности, разработана методика проведения занятий ОБЖ по профилактике наркомании.
Таким образом, считаем, что задачи дипломной работы решены и цель достигнута.
1. Аверина, Е. В. Антинаркотическое воспитание в школе / Е. В. Аверина // Педагогика. - 2002. - №1. - С.56-60.
2. Аменд, А.Ф. Проблемы профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В. Фролова // Педагогика. - 2004. - № 4. - С.21-29.
3. Белогуров, С. Б. Наркотики и наркомании / С. Б. Белогуров. - СПб., 1997.
4. Березин, С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / С. В. Березин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 256 с.
5. Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
6. Болтовский, И. С. Наркомания. Токсикомания. / И. С. Болтовский. - Казань, Изд-во КГУ, 1989. - 91 с.
7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс] URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения 22.03.2018).
8. Гаранский, А. Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / А. Н. Гаранский. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
9. Городнова, М. Ю. Методические рекомендации к проведению урока профилактики наркотических заболеваний среди учащихся общеобразовательных учреждений / М. Ю. Городнова, С. П. Евсеев. - СПб. 2007. - 44 с.
10. Долгова, Т. П. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социальные факты. Учебное пособие. / Т. П. Долгова, Ю. А. Клейнберг. - Тверь, 1997.
11. Жмуров, В. А. Наркомания и токсикомания у подростков и детей / В. А. Жмуров, Л. Г. Красовская. - Иркутск: ИГПИ, 1995. - 112 с.
12. Курьянов, М. А. Активные методы обучения: метод. пособие / М. А. Курьянов, В. С. Половцев. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.
13. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685).
14. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
15. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утверждена Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.)...