Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Работа №98015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РФ И МЕРЫ
ЕЁ ПРОФИЛАКТИКИ 6
1.1 Причины развития подростковой наркомании 6
1.2 Изучение нормативных документов РФ в области профилактики
НАРКОМАНИИ 11
1.3 Современные представления об организации профилактики 13
ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ 13
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ОБЖ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ .. 20
2.1 Анализ существующей учебно-методической базы по
ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 20
2.2 Методы обучения и формы организации учебного процесса на
УРОКАХ ОБЖ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 23
2.3. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ 31
2.4 Разработка методики проведения занятий ОБЖ по профилактике
наркомании 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Наркомания является одной из наиболее остро стоящих проблем со­временного мирового сообщества. Среди многих проблем, стоящих перед российским обществом, проблема наркозависимости, как угроза националь­ной безопасности страны и здоровью её граждан, приобрела приоритетный характер.
Актуальность исследования определяется необходимостью профи­лактики наркозависимости обучающихся, вызванной ежегодным увеличени­ем процента подростков среди общего числа наркоманов в стране.
Современная социальная ситуация содержит в себе большое количест­во динамичных процессов, влияющих на формирование подростковой куль­туры. Являясь наименее защищенной социальной группой, подростки неред­ко оказываются подвержены влиянию различных деструктивных социальных процессов. Распространение наркомании как массового социального фено­мена несёт в себе угрозы криминализации молодых людей, разрушению их физического и духовного здоровья. В результате проблема подростковой наркомании становится одной из наиболее актуальных проблем современно­сти.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) одним из предметных результатов изуче­ния предмета основы безопасности жизнедеятельности определяет формиро­вание установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление ал­коголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью.
В школах на уроках ОБЖ предусмотрено изучение обучающимися тем, направленных на профилактику наркомании. Однако, учитывая ежегодное увеличение процента несовершеннолетних наркоманов в стране, можно предположить, что существующие методы преподавания являются недоста­точно эффективными.
Проведя анализ литературных источников, мы пришли к выводу, что на данный момент общедоступных, четко сформулированных, отражающих со­временные особенности проблемы методик по данной теме, которыми бы мог воспользоваться учитель безопасности жизнедеятельности, не имеется.
Именно поэтому возникает острая необходимость разработки методи­ческих рекомендаций по профилактике наркомании на уроках ОБЖ.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки ме­тодики проведения занятий по предмету «Основы безопасности жизнедея­тельности» по профилактике наркомании.
Объектом данного исследования является учебно-воспитательный процесс на уроках ОБЖ.
Предметом данного исследования является методика формирования у обучающих установок на образ жизни, исключающий употребление нарко­тических веществ.
Целью данного исследования является разработка и реализация мето­дических рекомендаций по проведению занятий по профилактике наркома­нии на уроках ОБЖ.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по проблеме профилактики подро­стковой наркомании;
2. Разработать рекомендации по формированию у обучающихся осоз­нанной антинаркотической позиции, исключающей употребление нар­котических веществ;
3. Разработать и реализовать методику проведения занятий по профи­лактике наркомании на уроках ОБЖ.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
• Анализ научно-методической литературы и документальных материа­лов;
• Теоретический анализ и синтез;
• Математико-статистические методы.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследо­вания. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разра­ботки проблемы, цели и задачи исследования.
В первой главе рассматривается понятие наркомании, определяются основные причины распространения наркомании среди подростков, изучают­ся нормативные документы, содержащие положения по профилактике нар­комании, рассматриваются современные представления о профилактике нар­комании в подростковой среде.
Во второй главе проводится анализ учебно-методической базы по те­мам профилактики наркомании на уроках ОБЖ, определяются методы обу­чения и формы организации учебной деятельности эффективные для прове­дения занятий ОБЖ по антинаркотической профилактике, даются общие ре­комендации по проведению занятий по профилактике наркомании, разраба­тывается методика проведения занятий ОБЖ по профилактике наркомании.
В заключении подводятся итоги работы, формируются выводы по изу­ченной теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении хотелось бы сделать несколько выводов
Среди многих социальных проблем, стоящих сегодня перед россий­ским обществом, на одно из первых мест выходит проблема наркомании.
В России ежегодно продолжает увеличиваться процент несовершенно­летних наркоманов, что несомненно является тревожным сигналом для рос­сийского общества.
Наиболее распространённая классификация причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, в работах различных авто­ров, включает в себя причины социально-экономического, конституциональ­но-биологического, социального, индивидуально-психологического характе­ра.
Одним из принципов государственной политики в области противодей­ствия распространению наркомании является приоритетность мер по профи­лактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, особенно среди детей и молодежи.
В соответствии со ст.48 ФЗ «Об образовании в РФ» все педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безо­пасного образа жизни.
Одним из главных документов, на основе которого организуется работа в области профилактики наркомании в образовательном учреждении являет­ся «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде» от 05.09.2011.
В соответствии со ФГОС обязанность по формированию установок на здоровый образ жизни, исключающий употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда здоровью возложена на учителя ОБЖ.
Современные подходы к профилактической деятельности, как правило, строятся на комплексной основе и обеспечиваются совместными усилиями родителей, педагогов, медицинских и социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
По статистике более 80% наркозависимых впервые приобщились к наркотикам ещё в подростковом возрасте, поэтому основные усилия, направ­ленные на профилактические мероприятия должны направляться на работу именно с данной возрастной группой.
В зависимости от целевого контингента выделяют первичную, вторич­ную и третичную виды профилактики наркомании.
Изначальное недопущение пробы подростками наркотических веществ признано самой надежной профилактической мерой, более того профилакти­ка экономически выгоднее, нежели реабилитация наркозависимых.
Одним из наиболее активных участников процесса первичной антинар­котической профилактики в Российской Федерации является система образо­вания.
Организованная педагогом первичная профилактическая деятельность, способствует развитию внутренних и внешних ресурсов личности, снижению интереса подростков к пробам психоактивных веществ как средству снятия напряжения или ухода от решения ряда проблем.
Наиболее важным и перспективным направлением первичной профи­лактики является организация досуговой деятельности подростков.
Работу по профилактике наркомании в образовательном учреждении эффективно строить на основе программ, основным принципом которых яв­ляется формирование личности подростка, исключающей приём психоактив­ных веществ на основе создания поля для самореализации и включения под­ростка в социально значимые формы деятельности, дающие возможность реализовать потребности личности.
Организация и проведение занятий на основе рабочих программ ОБЖ позволяет эффективно использовать образовательный и воспитательный по­тенциал образовательного учреждения, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития обучающихся, обеспечивает фор­мирование важнейших компетенций обучающихся.
В программе А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова тема профилактики вредных привычек, в частности наркомании, раскрывается гораздо более полно, чем в программе В.Н. Латчука. В связи с этим, при разработке мето­дики проведения занятий по профилактике наркомании на уроках ОБЖ нами было принято решение работать на основе рабочей программы А.Т. Смирно­ва и Б.О. Хренникова.
Выбор методов и форм проведения занятий является одним из цен­тральных вопросов организации учебного процесса, поскольку именно от грамотного подбора форм и методов урочной деятельности во многом будет зависеть его эффективность.
Традиционных методы обучения могут быть использованы для донесе­ния обучающимся информации по теме урока. Однако, учитывая современ­ные требования к организации педагогического процесса, одних традицион­ных методов определённо оказывается недостаточно.
Наиболее важным условием организации учебного процесса по темам профилактики наркомании является использование активных методов обуче­ния, так как они обеспечивают более глубокое вовлечение в тему урока, воз­действуют на эмоционально-чувственную сферу обучающихся, и способст­вуют развитию самостоятельного мышления, формированию осознанных ус­тановок и моделей трезвого поведения.
Проведения только лишь урочных занятий по профилактике наркома­нии будет недостаточно для достижения эффективных результатов работы по антинаркотической профилактике в образовательном учреждении. Необхо­димо организовывать дополнительные внеурочные мероприятия, проведение тематических собраний с родителями.
Работа по организации антинаркотической профилактики в образова­тельной организации является крайне важным условием воспитания в под­растающем поколении личностей здорового и безопасного типа, отвечает за­просам и потребностям современного общества и должна проводится при комплексном участии всех работников образовательного учреждения.
Центральную роль в процессе антинаркотической профилактики в об­разовательном учреждении играет учебный курс Основ безопасности жизне­деятельности.
Занятия по темам антинаркотической профилактики должны быть сис­темны: вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, от младших до выпускных классов.
К реализации методики проведения занятий по профилактике наркома­нии на уроках ОБЖ необходимо подходить с полной серьёзностью и ответст­венностью. Важно помнить, что от того, насколько методически правильно будет организована профилактическая работа, зависит её результат, цена ко­торого - жизнь и здоровье детей, будущее России.
В результате проведения данного исследования были изучены литера­турные источники по проблеме профилактики наркомании, проведён анализ учебно-методической базы по профилактике наркомании на уроках ОБЖ, рассмотрены основные причины распространения наркомании среди подро­стков, изучены нормативные документы, содержащие положения по профи­лактике наркомании, рассмотрены современные представления о профилак­тике наркомании в подростковой среде, определены методы и формы органи­зации учебной деятельности, разработана методика проведения занятий ОБЖ по профилактике наркомании.
Таким образом, считаем, что задачи дипломной работы решены и цель достигнута.


1. Аверина, Е. В. Антинаркотическое воспитание в школе / Е. В. Аверина // Педагогика. - 2002. - №1. - С.56-60.
2. Аменд, А.Ф. Проблемы профилактики наркомании в молодежной среде / А. Ф. Аменд, М. В. Жукова, Е. В. Фролова // Педагогика. - 2004. - № 4. - С.21-29.
3. Белогуров, С. Б. Наркотики и наркомании / С. Б. Белогуров. - СПб., 1997.
4. Березин, С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркома­нии / С. В. Березин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 256 с.
5. Блейхер, В. М. Толковый словарь психиатрических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
6. Болтовский, И. С. Наркомания. Токсикомания. / И. С. Болтовский. - Казань, Изд-во КГУ, 1989. - 91 с.
7. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс] URL: http://www.who.int/ru/ (дата обращения 22.03.2018).
8. Гаранский, А. Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / А. Н. Гаранский. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
9. Городнова, М. Ю. Методические рекомендации к проведению урока профилактики наркотических заболеваний среди учащихся общеобра­зовательных учреждений / М. Ю. Городнова, С. П. Евсеев. - СПб. 2007. - 44 с.
10. Долгова, Т. П. Молодежная субкультура и наркотики: социокуль­турные и социальные факты. Учебное пособие. / Т. П. Долгова, Ю. А. Клейнберг. - Тверь, 1997.
11. Жмуров, В. А. Наркомания и токсикомания у подростков и детей / В. А. Жмуров, Л. Г. Красовская. - Иркутск: ИГПИ, 1995. - 112 с.
12. Курьянов, М. А. Активные методы обучения: метод. пособие / М. А. Курьянов, В. С. Половцев. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.
13. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (ут­верждена Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685).
14. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федера­ции до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
15. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в об­разовательной среде (утверждена Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ