Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Работа №97994

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 6
1.1. Здоровый образ жизни: понятие и структура 6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя «Основ
безопасности жизнедеятельности» по формированию здорового образа жизни в общеобразовательной организации 16
1.3. Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и распределение учебного времени, отведенного
формированию здорового образа жизни 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 31
2.1. Формы организации учебной деятельности, методы и средства
формирования здорового образа жизни в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 31
2.2. Применение метода проектов при формировании здорового образа жизни
при организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61

Уровень здоровья человека наряду с такими условиями как биологиче­ские (наследственные) факторы, экологические условия внешней среды и развитость системы здравоохранения зависит, прежде всего, от образа жизни самого человека.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% обучающихся средних общеобразова­тельных организаций в возрасте от 6,6 до 17 лет (включительно) можно на­звать абсолютно здоровыми, более 50 % имеют различные патологии, а око­ло 40 % входят в группу риска. Среди самых распространенных заболеваний школьников: кишечные инфекции, анемия, гастрит, увеличение щитовидной железы, нарушение остроты зрения и осанки, плоскостопие и заболевания полости рта (кариес).
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школь­ников является формирование у них установки на здоровый образ жизни, ко­торое должно начинаться с самого раннего возраста под влиянием близкого окружения - семьи и друзей, и происходить непрерывно и целенаправленно.
В рамках общеобразовательной организации формированием основ здорового образа жизни у обучающихся занимается учитель в рамках пред­мета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ). В своей дея­тельности он опирается на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего обра­зования (далее - ФГОС ООО и (или) ФГОС СОО).
Во ФГОСе основного общего образования, утвержденном 17 декабря 2010 года, среди предметных требований к освоению предмета ОБЖ включе­ны следующие:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью [26].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования выдвигает следующие требования к выпуск­нику общеобразовательной организации по формированию здорового образа жизни:
• сформированность представлений о здоровом образе жизни как средст­ве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
• знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек [27].
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - методика формирования здорового образа жизни у обучающихся в рамках предмета ОБЖ.
Проблема исследования заключается в недостаточном владении учи­телем ОБЖ методическими материалами, позволяющими не просто инфор­мировать обучающихся, а вести непрерывную практическую деятельность по формированию у них здорового образа жизни.
Цель исследования: внести предложения по совершенствованию ме­тодики формирования здорового образа жизни у обучающихся в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и проверить их эффек­тивность.
Задачи исследования:
1) изучить нормативные правовые акты и литературу по теме исследова­ния;
2) разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у обучающихся в рамках предмета «Основы безопасно­сти жизнедеятельности»;
3) применить в образовательном процессе и проверить их эффективность.
Методологическая и теоретическая основа проведенного исследо­вания: в ходе данного исследования были изучены и проанализированы ра­боты таких авторов как: А.Т. Смирнов, В.Н. Латчук, Б.О. Хренников, Э.Н. Вайнер, Л.В. Капилевич, Е.Н. Назарова, А.А. Щанкин, П.А. Виноградов, В.И. Столяров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Мищенко, Е.В.Петровский, С.Т. Шаповаленко, И.Я. Лернер и И.А. Скаткин.
База исследования. В качестве базы исследования выбраны Муници­пальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразова­тельная школа № 68 г. Екатеринбурга (период исследования: октябрь- декабрь 2017г, руководитель - Беликов Кирилл Николаевич) и Муниципаль­ное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Верхняя Пышма (период исследования: январь-март 2018г, ру­ководитель - Должукова Олеся Игоревна).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность нашего исследования обусловлена растущими статисти­ческими показателями по снижению уровня здоровья среди детей школьного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает формирование у обучающихся убеж­дения в необходимости ведения безопасного и здорового образа жизни. Фе­деральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в предметных требованиях по «Основам безопасности жизнедеятельности» предполагает знание системы факторов, разрушающих здоровье и степень их деструктивного влияния, а также понимание взаимо­связи физического, духовного и социального благополучия личности.
Используемые на уроках методы обучения, в первую очередь, направ­лены на теоретическую подготовку обучающихся в вопросах сохранения здоровья, однако формирование установки на здоровый образ жизни предпо­лагает высокий уровень психологической готовности, основанный на кор­рекции системы ценностей, которая возможна только при полной включен­ности обучающихся в конкретную практическую деятельность по пропаганде формирования здорового образ жизни.
В ходе нашей работы изучены принципиально различные подходы к определению понятия «здоровый образ жизни», рассмотрены критерии об­раза жизни человека и факторы, оказывающие плодотворное и, наоборот, па­губное влияние на организм человека, проанализирована нормативная право­вая база РФ по охране здоровья граждан, а также рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», согласно которым строится работа в общеобразовательных организациях по формированию здорового образа жизни. Мы пришли к выводу о том, что необходимо внести изменения в тематическое планирование по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывая предметные требования Федеральных государственных образовательных стандартов, что обеспечит полную преемственность изложения учебного материала.
Далее нами были описаны возможные формы проведения занятий по предмету ОБЖ, направленных на формирование у обучающихся здорового образа жизни, проанализированы классификации применяемых методов и средств обучения, представлен проектно-исследовательский метод в качестве оптимального варианта вовлечения обучающихся в практическую деятель­ность по формированию установки на здоровый образ жизни.
Итак, для оптимизации учебно-воспитательного процесса по предмету ОБЖ по формированию здорового образа жизни мы предлагаем следующие рекомендации:
• внести изменения в тематическое планирование (по авторской про­грамме Смирнова А.Т и Хренникова Б.О), необходимость которых объясняется логикой изложения учебного материала;
• использовать в работе метод проектов, основанный на самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, что значительно по­вышает познавательный интерес к предмету и отдельным его аспектам, способствует включенности детей в творческую практикоориентиро­ванную деятельность, а также создает «ситуацию успеха» для обучаю­щихся;
Высокий интерес к применению проектно-исследовательской работы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обозначен, ос­новываясь на отзывах самих обучающихся в процессе совместной деятельно­сти.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены в пол­ном объеме.


1. Ароян, Н. Социально-психологические аспекты психического здоровья личности // Н. Ароян / Психология. - 2014. - № 4. - 3-6с.
2. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для ВУЗов // Э.Н Вайнер - М.: Флинта, 2011. - 510с.
3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка // В.И Даль. - М.: Эксмо, 2009.
• 736с.
4. Капилевич, Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие // Л.В Капилевич, В.И Андреев. - Томск: Изд-во Томского политехнического уни­верситета, 2008. - 102с.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г).
6. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2013. - 320с.
7. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений // В.Н Латчук [и д.р.] - М.: Дрофа, 2013. - 304с.
8. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности.
10 - 11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие, 2-е издание // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2014. - 93с.
9. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5
• 9 классы // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2016. - 106с.
10. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие // И.Я. Лернер - М.: Педагогика, 2001. - 186с.
11. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь: издание 4-ое, расши­ренное // Б.Г Мещеряков, В.П Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816с.
12. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие // Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов. - М.: Оникс- ЛИТ, 2012. - 1376с.
14. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О финансо­вом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у на­селения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции от 27 декабря 2011 г).
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ