ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 6
1.1. Здоровый образ жизни: понятие и структура 6
1.2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя «Основ
безопасности жизнедеятельности» по формированию здорового образа жизни в общеобразовательной организации 16
1.3. Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и распределение учебного времени, отведенного
формированию здорового образа жизни 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 31
2.1. Формы организации учебной деятельности, методы и средства
формирования здорового образа жизни в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 31
2.2. Применение метода проектов при формировании здорового образа жизни
при организации учебно-воспитательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
Уровень здоровья человека наряду с такими условиями как биологические (наследственные) факторы, экологические условия внешней среды и развитость системы здравоохранения зависит, прежде всего, от образа жизни самого человека.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% обучающихся средних общеобразовательных организаций в возрасте от 6,6 до 17 лет (включительно) можно назвать абсолютно здоровыми, более 50 % имеют различные патологии, а около 40 % входят в группу риска. Среди самых распространенных заболеваний школьников: кишечные инфекции, анемия, гастрит, увеличение щитовидной железы, нарушение остроты зрения и осанки, плоскостопие и заболевания полости рта (кариес).
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них установки на здоровый образ жизни, которое должно начинаться с самого раннего возраста под влиянием близкого окружения - семьи и друзей, и происходить непрерывно и целенаправленно.
В рамках общеобразовательной организации формированием основ здорового образа жизни у обучающихся занимается учитель в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ). В своей деятельности он опирается на Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС ООО и (или) ФГОС СОО).
Во ФГОСе основного общего образования, утвержденном 17 декабря 2010 года, среди предметных требований к освоению предмета ОБЖ включены следующие:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью [26].
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования выдвигает следующие требования к выпускнику общеобразовательной организации по формированию здорового образа жизни:
• сформированность представлений о здоровом образе жизни как средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
• знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек [27].
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - методика формирования здорового образа жизни у обучающихся в рамках предмета ОБЖ.
Проблема исследования заключается в недостаточном владении учителем ОБЖ методическими материалами, позволяющими не просто информировать обучающихся, а вести непрерывную практическую деятельность по формированию у них здорового образа жизни.
Цель исследования: внести предложения по совершенствованию методики формирования здорового образа жизни у обучающихся в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и проверить их эффективность.
Задачи исследования:
1) изучить нормативные правовые акты и литературу по теме исследования;
2) разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни у обучающихся в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
3) применить в образовательном процессе и проверить их эффективность.
Методологическая и теоретическая основа проведенного исследования: в ходе данного исследования были изучены и проанализированы работы таких авторов как: А.Т. Смирнов, В.Н. Латчук, Б.О. Хренников, Э.Н. Вайнер, Л.В. Капилевич, Е.Н. Назарова, А.А. Щанкин, П.А. Виноградов, В.И. Столяров, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, А.И. Мищенко, Е.В.Петровский, С.Т. Шаповаленко, И.Я. Лернер и И.А. Скаткин.
База исследования. В качестве базы исследования выбраны Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 г. Екатеринбурга (период исследования: октябрь- декабрь 2017г, руководитель - Беликов Кирилл Николаевич) и Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г. Верхняя Пышма (период исследования: январь-март 2018г, руководитель - Должукова Олеся Игоревна).
Актуальность нашего исследования обусловлена растущими статистическими показателями по снижению уровня здоровья среди детей школьного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает формирование у обучающихся убеждения в необходимости ведения безопасного и здорового образа жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в предметных требованиях по «Основам безопасности жизнедеятельности» предполагает знание системы факторов, разрушающих здоровье и степень их деструктивного влияния, а также понимание взаимосвязи физического, духовного и социального благополучия личности.
Используемые на уроках методы обучения, в первую очередь, направлены на теоретическую подготовку обучающихся в вопросах сохранения здоровья, однако формирование установки на здоровый образ жизни предполагает высокий уровень психологической готовности, основанный на коррекции системы ценностей, которая возможна только при полной включенности обучающихся в конкретную практическую деятельность по пропаганде формирования здорового образ жизни.
В ходе нашей работы изучены принципиально различные подходы к определению понятия «здоровый образ жизни», рассмотрены критерии образа жизни человека и факторы, оказывающие плодотворное и, наоборот, пагубное влияние на организм человека, проанализирована нормативная правовая база РФ по охране здоровья граждан, а также рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», согласно которым строится работа в общеобразовательных организациях по формированию здорового образа жизни. Мы пришли к выводу о том, что необходимо внести изменения в тематическое планирование по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывая предметные требования Федеральных государственных образовательных стандартов, что обеспечит полную преемственность изложения учебного материала.
Далее нами были описаны возможные формы проведения занятий по предмету ОБЖ, направленных на формирование у обучающихся здорового образа жизни, проанализированы классификации применяемых методов и средств обучения, представлен проектно-исследовательский метод в качестве оптимального варианта вовлечения обучающихся в практическую деятельность по формированию установки на здоровый образ жизни.
Итак, для оптимизации учебно-воспитательного процесса по предмету ОБЖ по формированию здорового образа жизни мы предлагаем следующие рекомендации:
• внести изменения в тематическое планирование (по авторской программе Смирнова А.Т и Хренникова Б.О), необходимость которых объясняется логикой изложения учебного материала;
• использовать в работе метод проектов, основанный на самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, что значительно повышает познавательный интерес к предмету и отдельным его аспектам, способствует включенности детей в творческую практикоориентированную деятельность, а также создает «ситуацию успеха» для обучающихся;
Высокий интерес к применению проектно-исследовательской работы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обозначен, основываясь на отзывах самих обучающихся в процессе совместной деятельности.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. Ароян, Н. Социально-психологические аспекты психического здоровья личности // Н. Ароян / Психология. - 2014. - № 4. - 3-6с.
2. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для ВУЗов // Э.Н Вайнер - М.: Флинта, 2011. - 510с.
3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка // В.И Даль. - М.: Эксмо, 2009.
• 736с.
4. Капилевич, Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие // Л.В Капилевич, В.И Андреев. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. - 102с.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г).
6. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2013. - 320с.
7. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений // В.Н Латчук [и д.р.] - М.: Дрофа, 2013. - 304с.
8. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности.
10 - 11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие, 2-е издание // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2014. - 93с.
9. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5
• 9 классы // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2016. - 106с.
10. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное пособие // И.Я. Лернер - М.: Педагогика, 2001. - 186с.
11. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь: издание 4-ое, расширенное // Б.Г Мещеряков, В.П Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 816с.
12. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие // Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
13. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов. - М.: Оникс- ЛИТ, 2012. - 1376с.
14. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (в редакции от 27 декабря 2011 г).
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»...