Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр

Работа №97881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы153
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности развития наглядно-образного мышления у
детей дошкольного возраста
1.2. Факторы, влияющие на развитие когнитивной сферы при
задержке психического развития
1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Планирование констатирующего этапа эксперимента и
подбор диагностических методик оценки наглядно-образного
мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития
2.2. Характеристика проведения констатирующего этапа
эксперимента
2.3. Анализ результатов диагностического исследования
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
3.1. Сюжетно-ролевая игра как одно из направлений психокоррекции
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.2. Составление и проведение программы, направленной на
коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
3.3. Анализ динамики уровня развития наглядно образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста по
результатам коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Дошкольный возраст - период интенсивного развития когнитивной сферы. Формируются и систематизируются знания об окружающем мире, совершенствуются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, повышается эффективность самого мышления. И в этом процессе важную роль выполняет воспитание и обучение.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) прослеживается отставания в развитии мышления, а это приобретает особое значение в процессе познания реального мира. Проблемой развития мышления детей с ЗПР занимались: Н. Ю. Борякова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Стребелева, У. В. Ульянкова и многие другие. По данным исследования детей с ЗПР дошкольного возраста, мышление без коррекционного воздействия формируется очень медленно, они недостаточно обобщают общественный опыт. Проблемные задачи решают с трудом, испытывают сложности в понимании схематических изображений. Следует отметить, что мышление - основная форма познания окружающего мира. Оно протекает на базе чувственного познания. В условиях воспитания и образования обеспечивается целенаправленный и систематический характер развития наглядно-образного мышления, важно также учитывать тот факт, что неразвитость мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте, т. к. достижения каждого периода развития мышления не исчезают и не заменяются более поздними этапами, а играют свою роль на протяжении всей последующей жизни. Благодаря сюжетно-ролевым играм можно так организовать деятельность ребенка с ЗПР, что она будет способствовать формированию умения решать доступные практические, несложные, проблемные задачи. Полученный опыт через игру, даст возможность понимать и решать задачи не только в наглядно - образном плане, но и в словесно-логическом плане. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, по мнению авторов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина имеет высокий потенциал развития не только эмоционально-личностной сферы, но и познавательных процессов и может быть использована как основная форма активности детей дошкольного возраста с ЗПР на коррекционных мероприятиях.
Цель работы - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
1. На основе анализа литературных источников определить степень разработанности проблемы;
2. Осуществить подбор диагностического инструментария для оценки уровня наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Экспериментальным путём оценить уровень наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
4. Теоретически обосновать и составить программу коррекции наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре;
5. В процессе формирующего эксперимента апробировать коррекционную программу, направленную на коррекцию уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
6. Экспериментально проверить эффективность составленной коррекционной программы.
Объект исследования - наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - сюжетно-ролевая игра как метод повышения уровня наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если проводить психологическую работу с применением сюжетно-ролевых игр.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы (63), приложений (6).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают созревать все психические свойства, а также на этом этапе формируется личность ребенка. Через ознакомление с предметами и их свойствами, ребенок познает окружающий мир, у него развиваются познавательные процессы и различные виды деятельности. Нужно отметить, что на протяжении всего психического развития ребенка, взрослый должен всегда быть рядом, направлять и помогать ребенку, а также принимать непосредственное участие в его полноценном развитии. Изучением мышления занимались такие авторы как:
A. В. Брушлинский, А. Л. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, B. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин и др. Мышление - это психический процесс, включающий в себя ощущение и восприятие, однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности, в их существенных признаках, т. е. единичные предметы человек воспринимает как совокупность их случайных и основных признаков, а затем, выделяя в процессе мышления основное, познаёт разнообразие и зависимость между явлениями, и их закономерности
В ходе работы была реализована цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать программу психологической коррекции, направленную на повышение уровня наглядно-образного мышления у детей старшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью сюжетно-ролевой игры.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ по изучаемой проблеме исследования.
2. Изучены характеристики наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Проведено экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста по подобранным методикам.
4. Составлена и частично апробирована программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Проверена эффективность составленной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе исследования были изучены такие понятия, как: «наглядно-образное мышление», «наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста с ЗПР».
Для исследования развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие диагностические методики:
1. «Составление целого из частей»;
2. «Лабиринт» (Л. А. Венгер) ;
3. «Нелепицы»(Т. В. Чередникова);
4. «Нахождение недостающих деталей» (Т. В. Чередникова).
Анализ результатов констатирующего исследования позволяет сделать следующий вывод: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень развития наглядно-образного мышления, а также есть дети с низким уровнем развития наглядно- образного мышления.
Результаты эксперимента показали, что существует необходимость проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
Коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры
Данная программа составлена на основе с учетом разработок и рекомендаций следующих авторов: Н. А. Виноградова, А. О. Карабанова, Н. В. Краснощекова, Н. В. Позднякова.
Целью программы является повышение уровня развития наглядно - образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных операций, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого мышления;
- формирование познавательной мотивации к обучению;
- Развитие вербальных и невербальных средств общения;
- развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
Коррекционная программа, направленная на развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры, включает в себя 3 этапа:
1) Этап объективизации трудностей, данный этап направлен на установление позитивного отношения среди сверстников;
2) Основной коррекционный этап. Данный этап подразумевает развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3) Закрепительный этап.
На формирующем этапе эксперимента была частично апробирована коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры. Частичная апробация программы осуществлялась с середины октября по конец ноября 2018 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 26 «Лесовичок» г. Екатеринбурга. Детский сад расположен по адресу: 620146, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Академика Постовского, д.14.
Проведено 10 коррекционно-развивающих занятий, из первого этапа «Установление контакта с детьми, создание благоприятной атмосферы в микрогруппе» проведено 2 коррекционно-развивающих занятия («Знакомство», «Любимая еда»), из второго этапа «Развитие наглядно-образного мышления» проведено 6 коррекционно-развивающих занятий посредством сюжетно-ролевой игры («Семья», «Путешествие по городу», «Зоопарк», «Больница», «Магазин» «Варим, Варим мы компот»), из третьего этапа «направленное на закрепления развития наглядно-образного мышления» проведено 2 занятия («Близнецы», «Прощание»).
Во время реализации коррекционной программы, использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на развитие наглядно-образного мышления. Работа осуществлялась в групповых занятиях, что способствовало развитию познавательной мотивации у данной категории детей через включение их в совместную деятельность. Коррекционно-развивающие занятия были построены так, что в процессе занятий у группы детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, все это благодаря, включению детей старшего дошкольного возраста в совместную деятельность. Это является благоприятным условием для развития наглядно-образного мышления, так как ребёнок, который верит в свои силы и видит поддержку группы, более уверен в себе.
Задачи формирующего этапа эксперимента частично решены. Успешная реализация всех задач в полном объеме возможна только при полной апробации коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
Целью контрольного этапа эксперимента являлась эффективности проведения коррекционной программы, направленной на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры.
В ходе реализации контрольного этапа эксперимента были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Сравнительный результаты констатирующего и контрольного эксперимента, наблюдается незначительная динамика развития наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-образного мышления, долгосрочный процесс, который требует систематического и комплексного подхода Данная коррекционная программа, направленная на развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредствам сюжетно-ролевой игры рассчитана на 40 занятий, проведено из которых 10 занятий, это является следствием того, что программа не была реализована в полной мере. Коррекционно-развивающая программа предполагает длительное использование в течении всего учебного года. На основе полученных результатов прослеживается незначительная динамика, что позволяет сделать вывод о том, что при полной апробации данной коррекционной программы, будет присутствовать эффективность данной программы.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 121 с.
2. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Буршит, А. А. Зайцева // Символ науки. - 2016. - № 1 (2). - С. 75-82.
3. Венгер, А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] / А. Л. Венгер. - М., 1994. - 192 с.
4. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 210 с.
5. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 128 с.
6. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. - М. : Смоленск, 1990. - 182 с.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1985. - 186 с.
8. Власова, Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина. - М. : Просвещение, 1991. - 100 с.
9. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. [Текст] / Л. С. Выгодский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983
Т.3 : Проблемы развития психики. - 1983. - 368 с.
12. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1989. - 368 с.
13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М. : Академия, 2002. - 272 с.
14. Доминикевич, С. А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук / С. А. Доминикевич. - М., 1977. - 24 с.
15. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Е. А. Ежканова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 1. - С. 25-33.
16. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. - М. : Владос, 2003. - 32 с.
17. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик, В. Н. Секачев. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 154 с.
18. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986
Т.1 : Психическое развитие ребенка. - 1986. - 425 с.
19. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] : учебное пособие для студентов факультетов психологии / О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2003. - 384 с.
20. Зворыгина, Е. В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры [Текст] / Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5. - С. 31-40.
21. Зеленцова-Пешкова, Н. В. Игротерапия для дошкольников [Текст] / Н. В. Зеленцова-Пешкова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2014. - 156 с.
22. Зинченко, В. Большой психологический словарь [Текст] / В. Зинченко. - М. : АСТ, 2008. - 868 с.
23. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь, 2013. - 144 с.
24. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко. - М. : Айрис- пресс, 2004. - 112 с.
25. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З. И. Калмыкова. - М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
26. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - М., 1997. - 175 с.
27. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. - 208 с.
28. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
29. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст] / Н. Ф. Комарова. - М. : Скрипторий, 2003 ; 2012. - 160 с.
30. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2008. - 251 с.
31. Лаврова, Г. Н. Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре [Текст] / Г. Н. Лаврова. - Челябинск : Цицеро, 2010. - 195 с.
32. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / К. С. Лебединская. - М. : Издательский центр «Академия», 1982. - 340 с.
33. Левченко, Н. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Коррекционная педагогика, 2005. - 160 с.
34. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М. : Изд. МГУ, 1981. - 465 с.
35. Лубовский, В. И. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский. - Смоленск, 1994. - 276 с.
36. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М., 2002. - 384 с.
37. Лурия, А. Р. Язык и мышление [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Педагогика, 1989. - 262 с.
38. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб. : Речь, 2004. - 352 с.
39. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико-патопсихологическая диагностика) [Текст] / И. Ф. Марковская. - М. : Компенсцентр, 1993. - 143 с.
40. Мастюкова, Е. М. Клиническая характеристика задержки психического развития [Текст] / Е. М. Мастюкова // Дефектология. - 1982. - № 4. - С. 19-39.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
42. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп.
- М. : Просвещение, 1985. - 272 с.
43. Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А. М. Новиков. - М. : ИЦ ИЭТ, 2013. - 268 с.
44. Основы специальной психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 284 с.
45. Павлий, Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий. - М., 1997.
- 184 с.
46. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб., 1997. - 434 с.
47. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. : Педагогика, 1966. - 95 с.
48. Рогов, Е. И. Общая психология [Текст] / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 444 с.
49. Рудик, П. А. Игры детей и их педагогическое значение [Текст] / П. А. Рудик. - М., 1988. - 33 с.
50. Светланова, И. А. Психологические игры для детей [Текст] / И. А. Светланова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2015. - 188 с.
51. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович. - М., 1990. - 466 с.
52. Слепович, Е. С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович, С. С. Харин // Дефектология. - 1988. - № 6. - С. 102-109.
53. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
[Электронный ресурс]. - URL :
http://nsportal.rU/sites/default/files/2011/6/diagnostika.rar (дата обращения:
21.11.2018).
54. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие / Е. А Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
55. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. - 180 с.
56. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учебное пособие / О. К. Тихомиров. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 272 с.
57. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
58. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева.
- М., 2001. - 336 с.
59. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. - М. : Просвещение, 1976. - 128 с.
60. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов [Текст] / Т. В. Чередникова. - СПб. : Речь, 2004.-304 с.
61. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1960. - 92 с.
62. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1999. - 360 с.
63. Якиманская, С. И. Возрастные индивидуальные особенности образного мышления [Текст] / С. И. Якиманская, В. С. Столетнев. - М. : Педагогика, 1989. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ