Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития (Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №48335

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ Детский сад компенсирующего вида №22 г. Барнаула. В обследовании приняли участие 10 детей с задержкой психического развития. Средний возраст детей составил 5-6 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления дошкольников 6
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 16
Выводы по первой главе: 24
Глава 2. Практическое исследование коррекции наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 25
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 25
2.2 Результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития 29
2.3 Методика организации коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе: 45
Заключение 46
Список использованной литературы 48

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с отклонениями в развитии, а также, наблюдается рост числа детей с нарушением интеллекта. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых и эффективных направлений по оказанию коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира, следовательно, это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития у таких детей. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием., поэтому для детей с различными нарушениями разрабатываются образовательные программы, проходящие апробацию в разных видах детской деятельности.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с задержкой психического развития и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с задержкой психического развития характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых (С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Г. А. Урунтаевой, Р. С. Немова и др.).
Изучением проблемы развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. И. Блинова, Е. А. Стребелева, А. В. Брушлинский, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Морозова, М. С. Певзнер и др.
Таким образом, актуальность исследования определила тему нашего исследования «Коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития».
Объект исследования: наглядно-образное мышление у дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекция наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность наглядно-образного мышления дошкольников.
2. Раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития
3. Представить результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Описать методики организация коррекционной работы по развития наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: уровень развития наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР ниже, чем у сверстников, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
База исследования: МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 22 г.Барнаула.
Структура работы: курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что мышление является высшим познавательным процессом и основной формой познания окружающего мира. Для всестороннего развития личности ребенка этот психический процесс имеет огромное значение на формирование и становление всех видов мышления, и должен носить целенаправленный и систематический характер. Несформированность мыслительной деятельности у ребенка может оказаться невосполнимой частью в более позднем возрасте.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить следующие основные затруднения у детей с задержкой психического развития в понимании наглядно-образных заданий:
 затруднения в понимании, непосредственно связанные с недоразвитием понятий;
 затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала;
 затруднения в понимании, связанные с ослаблением интеллектуальных интересов и недостатками мотивации;
 затруднения в понимании, связанные с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов.
Все это подтверждает целесообразность проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие наглядно-образного мышления.
С этой целью нами был подобран комплекс диагностических методик для исследования уровня развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной, однако большинство детей с задержкой психического развития решали задачи с использованием всех предусмотренных видов помощи, а иногда и вовсе отказывались решать их. Своеобразие мыслительной деятельности последней группы отчетливо выявилось уже при решении первой задачи. В большинстве случаев наводящие вопросы не помогали. Понимание скрытого смысла в нелепых картинках было затруднено. Всегда требовалась помощь в форме наводящих вопросов. Детям была характерна бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинки. Они не замечали и не признавали свою ошибку даже тогда, когда экспериментатор указывал им на нее. В целом у детей оказалось несформированным умение устанавливать последовательность между даже простыми явлениями, что связано с недостаточной сформированностью структуры познавательной деятельности.
В результате диагностического исследования, было установлено, что по успешности решения наглядно-образных задач группа детей с задержкой психического развития оказалась крайне неоднородной. Среди детей были такие, которые решали задания без особых затруднений, и такие, которые не смогли выполнить ни одного задания. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию наглядно-образного мышления у данной категории детей.
В процессе организации коррекционной работы нами были учтены методические разработки по развитию наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития, предложенные рядом авторов: Е. А. Стребелева, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко и др.
Результатом систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы будет повышение уровня развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.



1. Белошистая, А. В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет/ А.В. Белошистая. –
М.: Ювента, 2014. – 83 с.
2. Бондаренко, С. М. Учите детей сравнивать / С.М. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. – 286 с.
3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 176 с.
4. Верещагина, Н. В. Если ребенок отстает в развитии/ Н. В. Верещагина. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 64 с.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 671 c.
6. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: «Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 613 с.
9. Егорова, Т. В. Особенности памяти и внимания младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. – М., 2002. – 198 с.
10. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. – М., 2004. – 220 с.
11. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника/ А. В. Запорожец. – М., 2006. – 294 с.
12. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – 52 с.
13. Кондратьева, С. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР / С. Ю. Кондратьева, Г. Д. Никандрова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №1 – С. 43-46.
14. Курс лекций по дисциплине «Деятельностный подход в психологии» Составитель: М. Н. Волкова, к.п.н., доцент кафедры Психофизиологии ипсихологии труда ГИ МГУ им. адм. Г. И. Невельского. – 2015. – 178 с.
15. Левитес, В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника / В. В. Левитес// Начальная школа плюс до и после. – 2013. –№9. – С. 15-23.
16. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Н. А. Менчинская. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2014. – 512 с.
17. Маркова, А. К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте /А. К. Маркова, А.Г. Лидерс. – Петрозаводск, 2012. – 180 с.
18. Назарова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза / О. Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 551-555.
19. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с
20. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1: Общие основы психологии. –688 с.
21. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – М.: Речь, 2013. – 256 с.
22. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н. К. Прудникова// Молодой ученый. – 2017. – №13. – С. 590-592.
23. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения/ Ж. Пиаже. – М.: Наука, 1969. – 424 с.
24. Рябчунова, К. Н. Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова // Молодой ученый. – 2016. – №27.1. – С. 27-30.
25. Резникова, Е. В. Сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и речевыми нарушениями в условиях инклюзии Методичические рекомендации/ Е. В.Резникова, Н. В. Новоселова, В. В. Меренкова. – Челябинск: Изд-во Юж-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 107 с.
26. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психологического развития/ Е. В. Соколова. – М.: Издательство: Сфера, 2009. – 320 с.
27. Савина, Е. А. Введение в психологию. Курс лекций/ Е. А. Савина. – М: «Прометей» МПГУ, 2008. – 252 с.
28. Ситаров, В. А. Дидактика / В. А. Ситаров. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 294 с.
29. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. – М.: Аркти, 2008. – 72 с.
30. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. – 1998.– №2. – С. 38.
31. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 189 с.
32. Стребелева, Е. А., Венгер А. Л., Екажнова Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А.Стребелева. – М.: Академия, 2001.
33. Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – С. 551–554.
34. Шалаева, Г. Большая книга логических игр/ Г. Шалаева. – М.: АСТ, Слово, 2013. – 142 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ