Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №132582

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы40
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №75» компенсирующего вида г. Барнаул, МБДОУ «Детский сад №219» г. Барнаул.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 7
1.1 Понятие и сущность наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме 7
1.2 Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом 12
1.3 Методы формирования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 22
2.1 Организация и методы исследования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 22
2.2 Результаты диагностики наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с отклонениями в развитии, а также, наблюдается рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе и детей с детским церебральным параличом (далее – ДЦП). Поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых и эффективных направлений по оказанию коррекционной психолого-педагогической помощи детям данной категории. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира, следовательно, это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития у таких детей. Сам процесс обучения детей с ДЦП значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием, поэтому для детей с ДЦП разрабатываются образовательные программы, проходящие апробацию в разных видах детской деятельности.
У дошкольника познание действительности происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме, усвоение которой подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствующей развитию у него мышления. Под наглядно-образным мышлением понимают такой вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и являющимся доминирующим у детей дошкольного и младшего школьного возраста – А. Р. Лурия [18] и др.
Однако у детей дошкольного возраста с ДЦП в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно много исследований по этой проблеме, где описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии. Исследователи отмечают конкретность мышления у детей с ДЦП и недостаточное развитие у них мыслительных операций, а также их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Мышление детей с ДЦП характеризуется: недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение, трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий, замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
Следовательно, у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП ведущим остается наглядно-образное мышление. Необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения, соответствующие их индивидуальным особенностям и возможностям, а также совершенствовать технологии коррекционного психолого-педагогического воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений.
Степень изученности проблемы. Вопросам формирования различных видов мышления у детей дошкольного возраста, в частности наглядно-образного, были посвящены труды многих ученых – Л. С. Выготского, Д. Дьюи, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др. Изучением проблемы формирования наглядно-образного мышления детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались отечественные психологи и педагоги: Н. В. Верещагина, Ю. В. Соколова, В. С. Соколова и др. Методы и приемы формирования наглядно-образного мышления дошкольников с ДЦП охарактеризованы Л. Н. Кербель, Ю. В. Кротовой, А. В. Москвиной и др.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом».
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ДЦП и недостаточностью разработанных практических комплексов дидактических игр в работе воспитателей ДОУ для развития наглядно-образного мышления у детей указанной категории, что составляет проблему исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с детским церебральным параличом.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста в норме, а также раскрыть особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с детским церебральным параличом.
2. Составить комплекс диагностических методик, направленный на изучение наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
3. Определить в экспериментальном исследовании особенности формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с детским церебральным параличом.
Объект исследования: наглядно-образное мышление дошкольников.
Предмет исследования: формирование наглядно-образного мышления дошкольников с детским церебральным параличом.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что уровень сформированности наглядно-образного мышления дошкольников с ДЦП ниже, чем у сверстников, поэтому необходима целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию наглядно-образного мышления у данной категории детей;
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений, использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические – наблюдение; беседа; методы обработки данных эксперимента; методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к мышлению как сферы познавательного развития детей дошкольного возраста – Л. С. Выготский, Л. М. Веккер, М. Вертгеймер и др.;
- подходы к формированию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с развитием в норме – Д. Дьюи, Ж. Пиаже и др.;
- подходы к формированию наглядно-образной формы мышления у дошкольников с детским церебральным параличом – С. Ш. Джапарова, К. А. Есина, М. А. Кириюк и др.
Этапы исследования:
1. Теоретико-аналитический этап (первая неделя сентября 2023 г.): проведен анализ литературных источников по проблеме, а так же изучено современное состояние проблемы в практике специальной педагогике и психологии.
2. Экспериментальный этап (декабрь 2023 г.): рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по изучению особенностей формирования наглядно-образной формы мышления у дошкольников с детским церебральным параличом и у дошкольников с развитием в норме.
3. Описательно-итоговый этап (февраль 2024 г.): проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление работы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты экспериментального исследования могут быть использованы в практике специалистов, работающих с детьми данной категории.
База исследования и выборка: МБДОУ «Детский сад №75» компенсирующего вида г. Барнаул, МБДОУ «Детский сад №219» г. Барнаул. В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в ДЦП составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме составили контрольную группу.
Структура работы: исследование состоит из содержания, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наглядно-образное мышление это основа творческого мышления. Оно позволяет находить нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи. По сравнению с логическим мышлением, здесь больше гибкости и вариативности подходов. Наглядно-образное мышление, в отличие от логического, опирается на конкретные, чувственно воспринимаемые образы, а не на абстрактные понятия и категории. Это обуславливает его гибкость и неординарность. Наглядно-образное мышление – один из видов мышления, который связан с представлением ситуаций и изменений в них. Благодаря нему, наиболее полно воссоздается все многообразие характеристик предмета.
В ходе анализа научных источников были рассмотрены теоретические основы для изучения и развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Мышление возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух, зрение и т.д.).
В процессе исследования отмечено, что детский церебральным паралич сильно тормозит формирование наглядно-образного мышления старших дошкольников. При анализе психолого-педагогической литературы были выявлены следующие трудности в формировании наглядно-образного мышления у детей данной категории:
1) трудности, связанные с недоразвитием понятий;
2) трудности, связанные с произведение аналитико-синтетической деятельности;
3) трудности в переносе прошлого опыта на решение новых задач;
4) трудности, связанные с недостатком мотивационной сферы и слабыми интеллектуальными интересами;
5) трудности, связанные с обобщением словесных и наглядных элементов.
Анализ литературных данных по исследуемой проблеме, позволил нам сделать вывод о том, что в процессе игровой и учебной деятельности ребенка с задержкой психического развития происходит формирование наглядно-образного мышления, которое по своей структуре, видам, формам имеет ту же основу, что и у нормально развивающихся детей. Для формирования наглядно-образного мышления детей с ДЦП необходимо использовать возможности всех анализаторных систем организма.
Результаты экспериментального исследования позволили заключить, что у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП наглядно-образное мышление развито в основном на среднем и низком уровнях, у старших дошкольников с развитием в норме – на высоком и среднем уровнях.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аглиева, Ф. Х. Развитие наглядно-образного мышления у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры / Ф. Х. Аглиева / Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : Сборник статей международной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. – Уфа : Омега Сайнс, 2015. – С. 3-6.
2. Баранова, Г. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с ОДА / Г. А. Баранова, И. В. Анисимова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2017. – № 3. – С. 34-39.
3. Барсукова, И. М. Развитие мышление у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС / И. М. Барсукова // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 69-71.
4. Вахрушева, Л. Н. Развитие механизмов мышления у детей дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7–11.
5. Веккер, Л. М. Психика – речь – сознание / Л. М. Веккер. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 365 с.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – Москва : АСТ, 2015. – 352 с.
7. Верещагина, Н. В. Если ребенок отстает в развитии / Н. В. Верещагина. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2012. – 64 с.
8. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1973. – 176 с.
9. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 432 с.
10. Гусева, И. Т. Словесно-логические игры на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР при детском церебральном параличе / И. Т. Гусева // Дефектология. – 2018. – №2. – С. 41-44.
11. Джапарова, С. Ш. Нарушения наглядно-образного мышления детей с ОДА / С. Ш. Джапарова // Профессиональная подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования : научно-практическая конференция : Сборник статей. – Симферополь : АРИАЛ, 2017. – С. 81-83.
12. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи / Пер. с англ. Н. М. Никольской. – Москва : Лабиринт, 2017. – 471 с.
13. Есина, К. А. Особенности психологического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / К. А. Есина // В сборнике : Перспективные этапы развития научных исследований: теория и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. –2018. – С. 129-131.
14. Калашникова, К. А. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом с помощью тканевого оригами / К. А. Калашникова // В сборнике : Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы С. Н. Исаева, В. М. Мелехова. – Тамбов, 2022. – С. 331-334.
15. Кербель Л. Н. Основные теоретические подходы к изучению психических функций у детей дошкольного возраста с НОДА / Л. Н. Кербель // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2022. – № 5. – С. 42-48.
16. Кирилюк, М. А. Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом / М. А. Кирилюк // В сборнике : Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья : опыт, проблемы, инновации. материалы XIII всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. – 2019. – С. 46-48.
17. Кротова, Ю. В. Основные направления коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с ОДА / Ю. В. Кротова // В сборнике : Специальное образование XXI века : от ранней помощи до профессиональной подготовки. Сборник научных трудов. Отв. редактор Л. М. Кобрина. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 131-135.
18. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – [2. изд.]. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 335 с.
19. Мельник, Ю. Ю. Особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ОДА / Ю. Ю. Мельник, Т. В. Коротовских // Современные проблемы общей и специальной педагогики : материалы Международной заочной научно-практической конференции. – Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2019. – С. 449-454.
20. Москвина, А. В. Кондуктивная педагогика как метод развития творческих способностей дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата / А. В. Москвина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 4 (36). – С. 108-120.
21. Назарова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза / О. Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 551-555.
22. Панкова, Е. Н. Развитие наглядно-образного мышления посредством интерактивной игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. Н. Панкова // Тенденции развития науки и образования. – 2018. – № 43-3. – С. 12-14.
23. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже. – [пер. с фр.] / [предисл. В. А. Лекторского и др., с. 9-53]. – Москва : [Просвещение], 1969. – 659 с
24. Повернова, С. А. Игра как средство развития мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. А. Повернова // В сборнике : Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья : Опыт, проблемы, инновации. материалы XIII всероссийской научно-практической конференции : в 3-х частях. – 2019. – С. 264-267.
25. Семенова, Ю. Н. Особенности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Ю. Н. Семенова // The Scientific Heritage. – 2020. – № 54-4 (54). – С. 49-51.
26. Соколова, Е. В. Психология детей с задержкой психологического развития / Е. В. Соколова. – Москва : Издательство: Сфера, 2009. – 320 с.
27. Соколова, В. С. Адаптивное воспитание детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом : монография / В. С. Соколова, А. А. Анастасиадис. – Москва : МПГУ, 2018. – 162 с.
28. Смирнова, И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП : учебно-методическое пособие / И. А. Смирнова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
30. Феоктистова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОДА / С. В. Феоктистова // В сборнике : Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии». Сборник научных статей. Отв. ред. Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 25-31.
31. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на детский церебральный паралич / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 10. – С. 256-262.
32. Яшкина, Р. И. Развитое наглядно-образное мышление как условие готовности старшего дошкольника с ОДА к обучению в школе / Р. И. Яшкина // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 41-45.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ