Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №107321

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
79
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития 9
1.1 Особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 9
1.2 Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития 14
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 19
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 19
2.2 Содержание и организация работы по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития 27
2.3 Определение эффективности коррекционной работы 35
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 50

Развитие мыслительной деятельности, овладение мыслительными операциями является одной из актуальных задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что основные мыслительные операции начинают формироваться в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет. Однако в психологии существуют различные подходы к вопросу становления структур мышления (в терминах С.Л. Рубинштейна - мыслительных операций). В работах А. Валлона, Б. Инельдера, Ж. Пиаже, В.В. Рубцова, Е.Г. Юдина определены возрастные границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития мышления, которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования мыслительных структур, т.е. развитие мышления рассматривается как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законам. Следовательно, обучение не является основным источником и движущей силой развития мышления.
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения. В исследованиях Л.А. Ливитова, Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Поддьякова доказана возможность формирования отдельных мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Таким образом, несмотря на некоторые разногласия, относительно механизмов развития мышления в работах как отечественных, так и зарубежных ученых установлено, что в дошкольном возрасте происходит освоение основных мыслительных операций. Дети дошкольного возраста овладевают умениями анализа, синтеза, классификации. Первоначально эти операции имеют чувственно-конкретные (образные) формы (Л.С. Выготский, A. А. Люблинская, Ж. Пиаже, Д.Н. Узнадзе и др.).
В познавательной деятельности детей дошкольного возраста отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.).
Исследование наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста имеет теоретическое и практическое значения относительно закономерностей его индивидуального развития. Умение создавать образы и пользоваться ими - это свойства интеллекта человека. Наглядно-образное мышление обеспечивает возможность продуцировать образы на основе наглядного материала, модифицировать их в разных условиях, свободно изменять и создавать новые образы.
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно хорошо исследованы и описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии (С.А. Домишкевич, З.М. Дунаева, Н.В. Елфимова, B. А. Пермякова, Т.А. Стрекалова). Исследователи отмечают конкретность мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития, недостаточное развитие мыслительных операций, их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Также мышление детей с задержкой психического развития характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью; недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение; трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий. Вместе с тем при задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, отмечаются гораздо большие потенциальные возможности в преодолении выделенных недостатков мышления. Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ведущим остается наглядно-образное мышление.
Следовательно, проблема коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития остается актуальной. Необходимо создавать благоприятные условия воспитания и обучения, соответствующие индивидуальным особенностям и возможностям ребенка с задержкой психического развития, а также совершенствовать технологии психокоррекционного воздействия. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных нарушений. Решение этого вопроса позволит рассмотреть потенциальные возможности и пути компенсаторного развития мышления у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства, что имеет важное значение при подготовке этих детей к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Существует противоречие между признанием дошкольного возраста как сензитивного периода в развитии наглядных форм мышления, с одной стороны, и недостаточностью научно-методических рекомендаций по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе коррекционно-педагогической работы, с другой стороны.
Проблема исследования состоит в определении содержания, методов и средств коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития .
Предмет исследования: коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития будет эффективной при:
• осуществлении дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом специфики нарушений операций наглядно-образного мышления;
• поэтапном формировании основных операций наглядно-образного мышления и взаимосвязи между ними;
• осуществлении коррекционной работы во взаимодействии с родителями.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы по проблеме исследования наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития и специфические нарушения наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Теоретическую основу исследования составили положения исследований:
• развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста (Н.Л. Бондаренко, Л.А. Венгер, Г.А. Глотова, О.М. Дьяченко, С.А. Лебедева, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, В.Н. Чекулаева);
• развития мышления детей с задержкой психического развития (С.А. Домишкевич, З.М. Дунаева, Н.В. Елфимова, В.А. Пермякова, Т.А. Стрекалова).
В исследовании используются следующие методы:
• теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
• количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
Новизна исследования: определены содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами- психологами, учителями-дефектологами для коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Экспериментальная база исследования: детский сад № 198 «Вишенка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В исследование принимали участия дети седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы, приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполнения бакалаврской работы была достигнута цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Так же результатом проведенной работы является доказательство гипотезы. Она заключается в следующем предположении: коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития будет эффективной при:
• осуществлении дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом специфики нарушений операций наглядно-образного мышления;
• поэтапном формировании основных операций наглядно-образного мышления и взаимосвязи между ними;
• осуществлении коррекционной работы во взаимодействии с родителями.
В результате проведения исследования были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по проблеме исследования наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития и специфические нарушения наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание, методы и средства коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
Бакалаврская работа имеет практическую значимость, так как полученные результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями ДОО, педагогами-психологами, учителями-дефектологами для коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей седьмого года жизни с задержкой психического развития.
В теоретической части бакалаврской работы мы рассмотрели педагогов-психологов, кто изучал или был заинтересован данной темой. А также были представлены несколько определений мышления, одно из которых выдвинул В.В. Давыдов. Он понимает мышление, как процесс познавательной деятельности человека, обладающий обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.
В частности было дано определения наглядно-образного мышления. Р.С. Немов рассматривает наглядно-образное мышление, как метод определения, решения задач, в том числе наблюдения за обстановкой и оперированием образами без практических действий с ними. Помимо этого рассмотрели особенности мышления у детей с ЗПР и выявили их экспериментально.
У детей с ЗПР появляются затруднения при решении задач на классификацию и обобщение, установление причинно-следственных связей на наглядной основе, также страдает умение осуществлять анализ и синтез с помощью наглядного материала. Дальше мы описали коррекционно-развивающие занятия для детей седьмого года жизни с ЗПР, которые были проведены в рамках формирующего эксперимента. В результате большинство детей с задержкой психического развития после коррекционной работы показали хорошие результаты по показателям наглядно-образного мышления. У детей повысился уровень умений осуществлять анализ и синтез, обобщение и классификацию на наглядной основе. Также достигнута положительная динамика умения устанавливать причинно-следственные связи с помощью наглядного материала.


1. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития, 1999.
2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973.
3. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я.Гальперин - М.: Просвещение, 1989.
4. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий: Исследование мышления и советской психологии [Текст] / П.Я. Гальперин - М., 1966.
5. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов // Большая Российская энциклопедия. - М., 1998.
6. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г.И. Жаренкова // Дефектология - 1972. - № 5.
7. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6 - 7 лет [Текст] / А.Я. Зак - М.: Педагогика, 1998.
8. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский. - Смоленск, 1994.
9. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. - М., 1976.
10. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.
11. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
12. Певзнер, Л.Н. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. М.С. Певзнер. - М., 1966.
13. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже - М.: Академия, 1998.
14. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков - М.: Педагогика, 1977.
15. Проскура, Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника [Текст] / Е.Ф. Проскура. - Киев, 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ