Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений наглядно - образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Работа №97835

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕКСИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Мышление как психический процесс. Понятие наглядно-образного
мышления 7
1.2. Психологическая характеристика наглядно-образного мышления в
дошкольном возрасте 16
1.3. Особенности наглядно-образного мышления детей старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи 22
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ЭКСПЕРИМЕНТНЫХ УСЛОВИЯХ 28
2.1. Организация исследования (база исследования, характеристика
контингента) 28
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария и
проведение психологических процедур 32
2.3. Результаты диагностической работы с испытуемыми 38
ГЛАЗА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И АНАЛИЗ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Составление программы коррекционных нарушений 51
3.2. Апробация программы в экспериментальных условиях 54
3.3. Анализ эффективности программы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сегодня особое внимание на этапе развития теории и практики педагогики уделяется переосмыслению концептуальных подходов к воспитанию и обучению детей, имеющих особые образовательные потребности, а также совершенствованию содержания обучения таких детей в целях повышения эффективности коррекционного воздействия. Среди детей, имеющих особые образовательные потребности большую группу составляют дети с нарушениями речи.
Актуальность исследования заключается в том, что изучение психологических особенностей у детей с нарушениями речи может существенно повлиять на выбор методов обучения на последующих этапах школьного обучения.
Наглядно-образное мышление детей с нарушениями речи изучали О. В. Алмазова, Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, Т. Н. Синякова, О. Н. Усанова, М. А. Фотекова, Ю. А. Элькин, и др.
Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. Ф. Гаркуша, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранов, Л. С. Цветкова и др.). Изучение особенностей познавательной деятельности детей, имеющих нарушения речи позволяет определить способы педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевые нарушения. Этот подход оказывает положительное воздействие на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к значительной роли коррекционно-развивающего обучения.
Ведущую роль наглядно-образного мышления в познавательной деятельности дошкольников выделяют Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков и др.
Уровень развития наглядно-образного мышления, который достигается в дошкольном возрасте, имеет большое значение для всей дальнейшей жизни человека. Наглядно-образное мышление является психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который вносит дошкольное детство в общий процесс психического развития.
Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего школьного обучения ребенка и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Сегодня, в программах воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи в условиях специализированного детского сада говорится о том, что, обладая предпосылками для овладения мыслительными операциями, согласно их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения тяжело овладевают основными мыслительными операциями: синтезом, анализом, сравнением (Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева).
Учет старшего дошкольного возраста как сензитивного периода в становлении наглядных форм мышления, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи и определяют актуальность темы исследования.
Актуальность этих вопросов позволяет обозначить проблему исследования - поиск путей формирования наглядно-образного мышления дошкольников с нарушением речи.
Цель работы - изучение психологической характеристики наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Объект исследования - наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - коррекция нарушений наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть мышление как психический процесс.
2. Изучить психологическую характеристику наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с нарушениями речи.
4. Провести исследование наглядно-образного мышления старших дошкольников с нарушениями речи.
5. Разработать рекомендации по формированию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза: существует взаимосвязь между нарушениями речи и наглядно-образным мышлением детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы, обобщение;
- эмпирические: психодиагностика;
- метод обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных педагогов и психологов по проблеме исследования, системный подход.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с нарушениями речи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была посвящена изучению психологической характеристики наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В теоретической части работы мы рассмотрели мышление как психический процесс, понятие наглядно-образного мышления. Была дана психологическая характеристика наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте и рассмотрены особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Таким образом, мышление является процессом, с помощью которого формируется новая мысленная репрезентация, это происходит с помощью преобразования информации, что достигается в сложном взаимодействии мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, воображения, рассуждения и решения задач.
Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что процесс мышления в нем непосредственно связан с восприятием окружающей действительности мыслящим человеком и не может быть осуществлен без него. Эта форма мышления наиболее полно представлена у детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте процесс освоения речи в основном завершен. Связь между нарушениями речи и другими аспектами психического развития определяет особенности мышления. Для детей, имеющих нарушения речи, с нестабильностью внимания, снижением вербальной памяти и продуктивности памяти характерно недостаточное развитие наглядно-образного мышления, и несформированность словесно-логического мышления.
В исследовании принимали участие 10 детей дошкольного возраста с нарушениями речи, посещающие детский образовательный центр «Логопед и Я».
После проведенного исследования особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи были получены следующие результаты.
Большинство детей испытывают трудности при выполнении заданий, которые направлены на определение уровня развития мышления. Трудности эти связаны с мыслительными операциями, такими, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, что говорит о том, что у данной группы детей мыслительные операции сформированы недостаточно. Большинству детей необходима помощь при проведении исследования.
Таким образом, гипотеза о том, что между показателями нарушениями речи и наглядно-образным мышлением детей старшего дошкольного возраста существует взаимосвязь, доказана.
Недостаточность сформированности разных аспектов познавательной деятельности у большинства детей с нарушениями речи указывает на необходимость направленной коррекционно-педагогической работы для преодоления недостатков в развитии не только речевой сферы, но и различных форм мышления, с учетом недостаточности вербальной памяти и слабости произвольного внимания.
Данные, полученные во время исследования могут быть учтены при разработке оптимального подхода в воспитании и обучении детей с нарушениями речи с одновременным проведение психолого-педагогической работы.



1. Абобакирова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Н. Абобакирова // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 734-736.
2. Авдулова, Т. П. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т. П. Авдулова. - М. : ИЦ «Академия», 2011. - 336 с.
3. Алиева, С. В. Социальная педагогика [Текст] / С. В. Алиева. - М. : Дашков и К, 2013. - 424 с.
4. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] / М. Б. Батюта. - М. : Логос, 2013. - 306 с.
5. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М., 2009. - 102 с.
6. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / А. К. Болотова. - М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
7. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика [Текст] /
Н. В. Бордовская. - СПб. : Питер, 2013. - 626 с.
8. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2011. - 182 с.
9. Бороздина, Г. В. Психология и педагогика [Текст] /
Г. В. Бороздина. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 477 с.
10. Кравченко, А. И. Психология и педагогика [Текст] /
А. И. Кравченко. - М. : Инфра-М, 2016. - 260 с.
11. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст] / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - СПб. : Речь, 2004. - 352 с.
12. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико- пато-психологическая диагностика) [Текст] / И. Ф. Марковская. - М. : Компенс-центр, 1993. - 143 с.
13. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
14. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
15. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] / А. В. Петровский.
-М. : Просвещение, 1986. - 479 с.
16. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2003 Кн. 1: Общие основы психологии. - 2003. - 688 с.
17. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] : пособие для психологов и педагогов [Текст] / В. Б. Никишина. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 128 с.
18. Носкова, Л. П. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников [Текст] / Л. П. Носкова. - М., 1989. - 208 с.
19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Юрайт, 2016. - 306 с.
20. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. - М. : Коррекционная педагогика,2001.- 192 с.
21. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] : учебное пособие / А. А. Осипова. - М. : Сфера, 2002. - 510 с.
22. Павелко, Н. Н. Психология и педагогика [Текст] / Н. Н. Павелко.
- М. : Кнорус, 2016. - 256 с.
23. Павлий, Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития [Текст] : канд. дис. / Т. Н. Павлий. - М., 1997. - 184 с.
24. Переслени, Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Л. И. Переслени. - М. : Просвещение, 1996. - 384 с.
25. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М., 1977. - 299 с.
26. Подласый, И. П. Педагогика: в 2 т. [Текст] : учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - М. : Юрайт, 2014. - 315 с.
27. Прохоров, А. М. Советский энциклопедический словарь [Текст] /
A. М. Прохоров ; гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.
28. Пузанов, Б. П. Коррекционная педагогика [Текст] / Б. П. Пузанов. - М. : Академия, 1998. - 144 с.
29. Реан, А. А. Психология личности [Текст] / А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2016. - 182 с.
30. Селиверстов, В. И. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для высших учебных заведений [Текст] /
B. И. Селиверстов ; под общ. ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1999. - 176 с.
31. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] : учебное пособие для студентов / Л. М. Семенюк ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
32. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А. В. Семенович. - М. : Академия,2002.- 232 с.
33. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : учебник для бакалавров / В. А. Сластенин. - М. : Юрайт, 2015.
34. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. С. Слепович. - М., 1990. - 466 с.
35. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст] /
Л. Д. Столяренко. - М. : Феникс, 2014.
36. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие [Текст] / Е. А Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
37. Сорокин, В. М. Специальная психология [Текст] / В. М. Сорокин. - СПб. : Речь, 2009.
38. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова и др.. - М. : Академия, 2007.
39. Тихомиров, О. К. Психология мышления [Текст] : учебное пособие / О. К. Тихомиров. - М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1984. - 272 с.
40. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 192 с.
41. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
42. Урунтаева, Г. А. Практикум о детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., 1995. - 290 с.
43. Усанова, О. Н. Специальная психология [Текст] / О. Н. Усанова. - СПб. : Питер, 2006.
44. Фокина, Э. Д. Планирование занятий по развитию познавательных способностей и речи детей в образовательном учреждении [Текст] / Э. Д. Фокина. - СПб., 1995. - 12 с.
45. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций [Текст] / М. Е. Хилько. - М. : Юрайт, 2013.
46. Шамарина, Е. М. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Е. М. Шамарина. - М. : Книголюб, 2007.
47. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко. - М. : Юрайт, 2013. - 567 с.
48. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2011.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1960. - 92 с.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1999. - 360 с.
51. Якиманская, И. С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Наука, 2011. - 696 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ