Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством применения нетрадиционных игровых технологий

Работа №97797

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы140
Год сдачи2019
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО¬ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Определение основных понятий процесса формирования наглядно -
действенного мышления у детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления нормально
развивающихся детей в онтогенезе (от рождения до старшего дошкольного возраста включительно) 13
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 15
ГЛАВА 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 19
2.2. Описание диагностического инструментария, используемого при
проведении констатирующего этапа эксперимента, анализ его результатов 23
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ его
результатов 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ 40
3.1 Обзор нетрадиционных игровых технологий, направленных на коррекцию нарушений наглядно- образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 40
3.2. Составление и апробация коррекционной программы,
направленной на коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
3.3 Контрольный этап эксперимента, анализ его результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ

Период дошкольный детства - это важный этап в развитии и становления личности ребенка. Он условно подразделяется на тир периода: младший, средний и старший дошкольный возраст.
Особое внимание в психологии и педагогике уделяется детям старшего дошкольного возраста, так как в этом возрастной период дети готовятся к поступлению в школу. Они должны быть хорошо развиты не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и нравственно, что в дальнейшем будет способствовать их успешному обучению в школе. У детей же, с недостатками психического развития, все основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) формируются с запозданием, в дальнейшем такие дети будут с задержкой психического развития (ЗПР). Дальнейшее их развитие и успешность в обучении в школе будет во многом зависеть от уровня развития всех психических процессов, в том числе и наглядно-образного мышления.
Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие учёные - психологи и педагоги как: Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. Л. Рубиштейн, Ф. А. Сохина, Г. А. Урунтаева. Они отмечали, что у детей данной категории, в отличие от нормально развивающихся детей, снижен уровень развития наглядно-образного мышления. Поэтому проблема развития мышления у детей с ЗПР на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике и психологии.
Следует отметить, что при правильно организованной работе специального психолога по коррекции нарушений наглядно- образного мышления у детей данной категории можно добиться положительных результатов не только в учебной деятельности, но и в их личностном развитии.
дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через использование нетрадиционных игровых технологий.
Цель исследования: коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных игровых технологий.
Для реализации сформулированной цели были определены следующие задачи:
• подобрать, изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по выделенной проблеме;
• подобрать диагностический инструментарий по исследованию и изучению наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• экспериментальным путем определить уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей
• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
• определить эффективность составленной и частично апробированной программы;
• разработать рекомендации для воспитателей и родителей по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Этапы исследования:
• подготовительный этап: изучение, анализ психолого-педагогической литературы и других источников по выявленной проблеме;
• констатирующий этап: проведение психологической диагностики, направленной на выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• формирующий этап: составление и частичная апробация коррекционной программы по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• контрольный этап: определение эффективности составленной и апробированной программы.
В процессе исследования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики:
• методика «Составление целого из частей»;
• методика «Последовательные картинки»;
• методика «Определение по картинкам времени года»;
• методика «Исключение неподходящей картинки»;
• методика «Установление закономерностей».
База исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» городского округа Верхняя Пышма Свердловской области в период с 15 января по 4 марта 2018 года. В эксперименте приняло участие 10 нормально развивающихся детей и 10 детей с задержкой психического развития. Возраст испытуемых пять - семь лет, выборка испытуемых составила двадцать детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: теоретической и двух практических, заключения, списка источников и литературы (72 наименования), приложения (13 наименований

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что мышление - это психический процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. Особенно важным в этом возрасте представляется развитие наглядно-образного мышления.
Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи и педагоги как Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и многие другие.
Отставание в развитии мышления - одна из основных особенностей, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.
В отличие от нормально развивающихся детей, у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности. Это проявляется в неумении анализировать условия задачи, составлять планы находить способы её решения. Что касается мыслительных операций таких, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение то они также недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Для экспериментального исследования констатирующего этапа эксперимента был подобран психодиагностический инструментарий, включающий пять методик, которые были направлены на изучение умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. На этом этапе работа велась с контрольной группой (10 детей нормально развивающихся) и экспериментальной группой (10 детей с задержкой психического развития). В результате проведённого исследования были получены результаты, которые показали, что у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, в отличие от их нормально развивающихся сверстников.
Для детей экспериментальной группы была разработана и апробирована психокоррекционная программа с применением нетрадиционной игровой техники пластилинография - «Волшебный пластилин».
После апробации программы на контрольном этапе эксперимента была зафиксирована положительная динамика в уровне развития наглядно- образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Еженедельные занятия с применением художественно-эстетического развития способствовали расширению познавательного кругозора, решению задач, направленных на совершенствование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, затрагивающих разные стороны умственного развития и на их основе решение главной задачи - развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с задержкой психического развития смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно- образного мышления.
Положительная динамика была отмечена и родителями, и педагогическим коллективом при дальнейшей работе с этими детьми.
Таким образом, доказана эффективность разработанной программы, что позволяет говорить о решении задач и достижении поставленной цели экспериментального исследования.



1. Акулова, Е. Н. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е. Акулова. // Дошкольное воспитание. - 2008. — № 8. - С. 65-69.
2. Беккер, Л. М. Психические процессы: В 3 т. - Т. 2. Мышление и интеллект. - 1976. - 130 с. [Текст] / Л. М. Беккер. - М. : Просвещение Владос.
3. Бехтера, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической
деятельности человека. [Текст] / Н. П. Бехтера. - Л. , 1971. - 271 с.
4. Битянова, М. Т. Диагностика дошкольной зрелости / Школьный психолог // М. Т. Битянова, О. А. Барчук. - 2000. - № 30.
5. Богат, В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / В.Ф. Богат; В.П. Богат // Ребенок в детском саду. - 2007. — № 4. - С. 71-72.
6. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. [Текст] / Т. Г. Богдагова, Т.В. Корнилова. - Издательства: М. : Роспедагентство Москва. 1994. - 145 с.
7. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. [Текст] // Вопросы психологии / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1978. -143 с.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1988. -143 с.
9. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада. [Текст] / 2-е изд., дораб. / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 151 с.
10. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М. : Педагогика, 1999.
11. Брунер, Дж. С. Психология познания. Издательство [Текст] / Дж. С. Брунер. - М. : Прогресс, 1977. - 156 с.
12. Будницкая, И. И. Ребенок идет в школу. [Текст] / И. И. Будницкая, А. А. Катаева. - М. : Педагогика, 1989. - 132 с.
13. Венгер, Л.А. Овладение посредственным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка Л. А. Венгер. // Вопросы психологии / 1983. - № 2.
14. Венгер, Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М. 1978. - 67 с.
15. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. Просвещение, 1985. - 232с.
16. Власова, Т. А. Дети с ЗПР [Текст] / Т. А. Власова. - М. : Просвещение, 1984. - 47 с.
17. Власова, Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.
18. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: принята и
провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
19. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. , 1991. - 354 с.
20. Выготский, Л. С. Т.2. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
21. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1986. - 345 с.
22. Гаврилина, С. Е., Кутявина Н. Л. [Текст] Развиваем мышление - М., 2000
23. Глуховеря, Н. Познавательная деятельность детей ее особенности // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 11
24. Гурова, Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. - 1998. - № 5.
25. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. [Текст] - М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
26. Давыдова, Г. Н. Пластинография для малышей. [Текст] - ООО издательство «Скрипторий», 2003 г. - 77
27. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Дубровина, - М. : Академия, 1998. - 160 с.
28. Забрамная, С. Д. «От диагностики к развитию». Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях [Текст] / С. Д. Забрамная. - М. : Новая школа, 1998. - 144 с.
29. Запорожец, А. В. Воспитание и обучение в детском саду [Текст] / Под общ. ред. Т. А. Маркова. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
30. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-ух томах [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
31. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. [Текст] - М. ТЦ «Сфера», 2006.
32. Катаева, А. А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. / А. А. Катаева, Т. И. Обухова. - 1991. - № 3.
33. Кодекс РСРФСР об административных правонарушениях [Текст]: [с изм. и доп. на 19 июля 1997 г.] // Сборник кодексов Российской Федерации. - 4-е изд. - М., 1998. - С. 7-69.
34. Коломинский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
35. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст] / под общ. ред. В. М. Лебедева. - М. : Норма: Норма-Инфра-М, 2002. - 880 с.
36. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Норма: Норма-Инфра-М, 2002. - 128 с.
37. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 254 с.
38. Лизунова, Л. Р. Формирование словесно-логического мышления у детей с ОНР // Логопед. / Л. Р. Лизунова, М. И. Патырбаева, Н. Л. Лепихина.
- 2009. — № 4. - С. 22-27.
39. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. В. Власовой. [Текст] / В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина. - М. , 1984. - 210 с.
40. Малеева, З. П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. /З. П. Малеева. - 2009. - № 1. - С. 224.
41. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В. С. Мухина. - М. : 1999. - 187 с.
42. О едином государственном экзамене [Текст]: постановление
Правительства Москвы от 27.01.2004 г. № 35-1111 // Образование в
документах. - 2003. - № 28. - С. 16.
43. О проекте областного закона «Об областном бюджете на 2005 год» [Текст]: постановление Обл. Думы от 16 нояб. 2004 г. № 973-ПОД // Обл. газ.
- 2004. - 24 дек.
44. О федеральном казначействе [Текст]: постановление Правительства Российской Федерации от 1 дек. 2004 г. № 703 // Рос. газ. - 2004. - 8 дек. - С. 10.
45. Об Администрации Президента Российской Федерации [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 // Рос. газ.
- 2004. - 27 марта. - С. 2.
46. Об архивном деле в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 22 окт. 2004 г. № 125-ФЗ // Рос. газ. - 2004. - 27 окт. - С. 9-10.
47. Об образовании [Текст]: федер. закон. - М.: Инфрас - М, 2018. - 54 с.
48. Об образовании в Российской Федерации пункт 6 часть 1 статья [Текст] (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036), подпунктом 5.2.41
49. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. , 1999.- 178 с.
50. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / отв. Г.Н.Масич [Текст]- Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
51. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические рекомендации. [Текст] / О. Н. Первушина. - М. : 2003. - 204 с.
52. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб., 1997. - 304 с.
53. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст] : офиц. тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. - М.: Омега-Л, 2005. - 1064 с.
54. Пономарев, Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : 1967.- 198 с.
55. Права детей [Текст] // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост., авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - М. , 1998. - Разд. 9. - С. 268-323.
56. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ [Текст] Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1998. -160 с.
57. Путляева, Л.О развитии мышления // Дошкольное воспитание / Л. Путляева - 2006. — № 5. - С. 35-38.
58. Реан, А. А. Психология и педагогика: [Текст] Учебник для вузов. / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум.- СПб. : Питер, 2002. - 432 с.
59. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М. , 1958. -345 с.
60. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 345 с.
61. Рудик, П. А. Игры детей и их педагогическое значение. [Текст] / П. А. Рудик. - М., 1988. - 156 с.
62. Семейное законодательство Российской Федерации [Текст]: сб. нормат. док. - М. : Вершина, 2003. - 160 с.
63. Серова, Е. О. Это важно - развитие мышления у ребенка // Дошкольное воспитание. / Е. О. Серова. - 1999. - № 2.
64. Синицына, О. А. Диагностическое исследование наглядно¬образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). / О.А. Синицына, Е.А. Савина, Р.И. Безменова. - М. : Буки-Веди, 2014. - 209 с.
65. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екажнова. [Текст] - М. : Академия, 2001. - 352 с.
66. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. [Текст] - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
67. Теплов, Б. М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. / Б.М. Теплов. [Текст] - М. : МГУ, 1981. - 187 с.
68. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду [Текст] / Л.Л.Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
69. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. - М. : Инфра-М, 2006. - 203 с.
70. Урунтаева, Г. А. Как я расту: Советы психолога родителям. / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М. : Просвещение, АО «Учебная литература», 1996. - 185 с.
71. Федеральный закон об электронной цифровой подписи от 10 января 2002 года № 1-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 13 дек. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2001 г. // Делопроизводство. - 2002. - № 4. С. 91¬98.
72. Шарохина, В. Л. Психодиагностика. Коррекционно-развивающие занятия. / В. Л. Шарохина. [Текст] - М. ; ООО «Национальный книжный центр», 2015. - 144 с.
73. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Учебное пособие. [Текст] / В. Штерн. - Ярославль, 1998. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ