Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством применения нетрадиционных игровых технологий
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО¬ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Определение основных понятий процесса формирования наглядно -
действенного мышления у детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления нормально
развивающихся детей в онтогенезе (от рождения до старшего дошкольного возраста включительно) 13
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 15
ГЛАВА 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 19
2.2. Описание диагностического инструментария, используемого при
проведении констатирующего этапа эксперимента, анализ его результатов 23
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ его
результатов 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ 40
3.1 Обзор нетрадиционных игровых технологий, направленных на коррекцию нарушений наглядно- образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 40
3.2. Составление и апробация коррекционной программы,
направленной на коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
3.3 Контрольный этап эксперимента, анализ его результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО¬ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Определение основных понятий процесса формирования наглядно -
действенного мышления у детей дошкольного возраста 8
1.2. Особенности развития наглядно-образного мышления нормально
развивающихся детей в онтогенезе (от рождения до старшего дошкольного возраста включительно) 13
1.3. Особенности развития наглядно-образного мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 15
ГЛАВА 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 19
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 19
2.2. Описание диагностического инструментария, используемого при
проведении констатирующего этапа эксперимента, анализ его результатов 23
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента, анализ его
результатов 27
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ 40
3.1 Обзор нетрадиционных игровых технологий, направленных на коррекцию нарушений наглядно- образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 40
3.2. Составление и апробация коррекционной программы,
направленной на коррекцию нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 43
3.3 Контрольный этап эксперимента, анализ его результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Период дошкольный детства - это важный этап в развитии и становления личности ребенка. Он условно подразделяется на тир периода: младший, средний и старший дошкольный возраст.
Особое внимание в психологии и педагогике уделяется детям старшего дошкольного возраста, так как в этом возрастной период дети готовятся к поступлению в школу. Они должны быть хорошо развиты не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и нравственно, что в дальнейшем будет способствовать их успешному обучению в школе. У детей же, с недостатками психического развития, все основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) формируются с запозданием, в дальнейшем такие дети будут с задержкой психического развития (ЗПР). Дальнейшее их развитие и успешность в обучении в школе будет во многом зависеть от уровня развития всех психических процессов, в том числе и наглядно-образного мышления.
Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие учёные - психологи и педагоги как: Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. Л. Рубиштейн, Ф. А. Сохина, Г. А. Урунтаева. Они отмечали, что у детей данной категории, в отличие от нормально развивающихся детей, снижен уровень развития наглядно-образного мышления. Поэтому проблема развития мышления у детей с ЗПР на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике и психологии.
Следует отметить, что при правильно организованной работе специального психолога по коррекции нарушений наглядно- образного мышления у детей данной категории можно добиться положительных результатов не только в учебной деятельности, но и в их личностном развитии.
дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через использование нетрадиционных игровых технологий.
Цель исследования: коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных игровых технологий.
Для реализации сформулированной цели были определены следующие задачи:
• подобрать, изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по выделенной проблеме;
• подобрать диагностический инструментарий по исследованию и изучению наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• экспериментальным путем определить уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей
• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
• определить эффективность составленной и частично апробированной программы;
• разработать рекомендации для воспитателей и родителей по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Этапы исследования:
• подготовительный этап: изучение, анализ психолого-педагогической литературы и других источников по выявленной проблеме;
• констатирующий этап: проведение психологической диагностики, направленной на выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• формирующий этап: составление и частичная апробация коррекционной программы по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• контрольный этап: определение эффективности составленной и апробированной программы.
В процессе исследования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики:
• методика «Составление целого из частей»;
• методика «Последовательные картинки»;
• методика «Определение по картинкам времени года»;
• методика «Исключение неподходящей картинки»;
• методика «Установление закономерностей».
База исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» городского округа Верхняя Пышма Свердловской области в период с 15 января по 4 марта 2018 года. В эксперименте приняло участие 10 нормально развивающихся детей и 10 детей с задержкой психического развития. Возраст испытуемых пять - семь лет, выборка испытуемых составила двадцать детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: теоретической и двух практических, заключения, списка источников и литературы (72 наименования), приложения (13 наименований
Особое внимание в психологии и педагогике уделяется детям старшего дошкольного возраста, так как в этом возрастной период дети готовятся к поступлению в школу. Они должны быть хорошо развиты не только физически, но и эмоционально, интеллектуально и нравственно, что в дальнейшем будет способствовать их успешному обучению в школе. У детей же, с недостатками психического развития, все основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) формируются с запозданием, в дальнейшем такие дети будут с задержкой психического развития (ЗПР). Дальнейшее их развитие и успешность в обучении в школе будет во многом зависеть от уровня развития всех психических процессов, в том числе и наглядно-образного мышления.
Большой вклад в изучение данной проблемы внесли такие учёные - психологи и педагоги как: Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. Л. Рубиштейн, Ф. А. Сохина, Г. А. Урунтаева. Они отмечали, что у детей данной категории, в отличие от нормально развивающихся детей, снижен уровень развития наглядно-образного мышления. Поэтому проблема развития мышления у детей с ЗПР на сегодняшний день остаётся одной из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике и психологии.
Следует отметить, что при правильно организованной работе специального психолога по коррекции нарушений наглядно- образного мышления у детей данной категории можно добиться положительных результатов не только в учебной деятельности, но и в их личностном развитии.
дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через использование нетрадиционных игровых технологий.
Цель исследования: коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных игровых технологий.
Для реализации сформулированной цели были определены следующие задачи:
• подобрать, изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу и другие источники по выделенной проблеме;
• подобрать диагностический инструментарий по исследованию и изучению наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• экспериментальным путем определить уровень развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей
• провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
• определить эффективность составленной и частично апробированной программы;
• разработать рекомендации для воспитателей и родителей по развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Этапы исследования:
• подготовительный этап: изучение, анализ психолого-педагогической литературы и других источников по выявленной проблеме;
• констатирующий этап: проведение психологической диагностики, направленной на выявление уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста: нормально развивающихся и с задержкой психического развития;
• формирующий этап: составление и частичная апробация коррекционной программы по коррекции нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
• контрольный этап: определение эффективности составленной и апробированной программы.
В процессе исследования наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития были использованы следующие методики:
• методика «Составление целого из частей»;
• методика «Последовательные картинки»;
• методика «Определение по картинкам времени года»;
• методика «Исключение неподходящей картинки»;
• методика «Установление закономерностей».
База исследования. Экспериментальное исследование было проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» городского округа Верхняя Пышма Свердловской области в период с 15 января по 4 марта 2018 года. В эксперименте приняло участие 10 нормально развивающихся детей и 10 детей с задержкой психического развития. Возраст испытуемых пять - семь лет, выборка испытуемых составила двадцать детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав: теоретической и двух практических, заключения, списка источников и литературы (72 наименования), приложения (13 наименований
Проведённый анализ психолого-педагогической литературы показал, что мышление - это психический процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. Особенно важным в этом возрасте представляется развитие наглядно-образного мышления.
Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи и педагоги как Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и многие другие.
Отставание в развитии мышления - одна из основных особенностей, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.
В отличие от нормально развивающихся детей, у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности. Это проявляется в неумении анализировать условия задачи, составлять планы находить способы её решения. Что касается мыслительных операций таких, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение то они также недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Для экспериментального исследования констатирующего этапа эксперимента был подобран психодиагностический инструментарий, включающий пять методик, которые были направлены на изучение умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. На этом этапе работа велась с контрольной группой (10 детей нормально развивающихся) и экспериментальной группой (10 детей с задержкой психического развития). В результате проведённого исследования были получены результаты, которые показали, что у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, в отличие от их нормально развивающихся сверстников.
Для детей экспериментальной группы была разработана и апробирована психокоррекционная программа с применением нетрадиционной игровой техники пластилинография - «Волшебный пластилин».
После апробации программы на контрольном этапе эксперимента была зафиксирована положительная динамика в уровне развития наглядно- образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Еженедельные занятия с применением художественно-эстетического развития способствовали расширению познавательного кругозора, решению задач, направленных на совершенствование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, затрагивающих разные стороны умственного развития и на их основе решение главной задачи - развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с задержкой психического развития смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно- образного мышления.
Положительная динамика была отмечена и родителями, и педагогическим коллективом при дальнейшей работе с этими детьми.
Таким образом, доказана эффективность разработанной программы, что позволяет говорить о решении задач и достижении поставленной цели экспериментального исследования.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. Особенно важным в этом возрасте представляется развитие наглядно-образного мышления.
Огромный вклад в изучение данной проблемы внесли такие отечественные психологи и педагоги как Л. С. Выготский, Р. С. Немов, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и многие другие.
Отставание в развитии мышления - одна из основных особенностей, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников.
В отличие от нормально развивающихся детей, у детей с задержкой психического развития наблюдается недостаточный уровень сформированности мыслительной деятельности. Это проявляется в неумении анализировать условия задачи, составлять планы находить способы её решения. Что касается мыслительных операций таких, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и сравнение то они также недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Для экспериментального исследования констатирующего этапа эксперимента был подобран психодиагностический инструментарий, включающий пять методик, которые были направлены на изучение умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. На этом этапе работа велась с контрольной группой (10 детей нормально развивающихся) и экспериментальной группой (10 детей с задержкой психического развития). В результате проведённого исследования были получены результаты, которые показали, что у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте наблюдается отставание в развитии наглядно-образного мышления, в отличие от их нормально развивающихся сверстников.
Для детей экспериментальной группы была разработана и апробирована психокоррекционная программа с применением нетрадиционной игровой техники пластилинография - «Волшебный пластилин».
После апробации программы на контрольном этапе эксперимента была зафиксирована положительная динамика в уровне развития наглядно- образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Еженедельные занятия с применением художественно-эстетического развития способствовали расширению познавательного кругозора, решению задач, направленных на совершенствование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, затрагивающих разные стороны умственного развития и на их основе решение главной задачи - развитие наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
В результате психолого-педагогического эксперимента старшие дошкольники с задержкой психического развития смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития наглядно- образного мышления.
Положительная динамика была отмечена и родителями, и педагогическим коллективом при дальнейшей работе с этими детьми.
Таким образом, доказана эффективность разработанной программы, что позволяет говорить о решении задач и достижении поставленной цели экспериментального исследования.



