Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «ценностное отношение»
к природе 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Уровень сформированности ценностного отношения к природе
у дошкольников на начальном этапе исследования 30
2.2. Реализация педагогических условий по формированию ценностного отношения к природе у дошкольников 39
2.3. Анализ сформированности ценностного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 6
1.2. Сущностная характеристика понятия «ценностное отношение»
к природе 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Уровень сформированности ценностного отношения к природе
у дошкольников на начальном этапе исследования 30
2.2. Реализация педагогических условий по формированию ценностного отношения к природе у дошкольников 39
2.3. Анализ сформированности ценностного отношения к природе у
детей дошкольного возраста на заключительном этапе исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 72
В настоящее время государство прилагает огромные усилия для улучшения и сохранения экологической среды.
Экологическое образование должно охватывать все сферы развития ребенка. Для формирования ценностного отношения к природе не достаточно прочтения познавательных книг и просмотра фильмов. Ценностное отношения к природе формируется в процессе деятельности. Если ребенок подкармливает птиц зимой, помогает выращивать цветы на участке, ухаживать за грядками с овощами, он как бы принимает участие в работе самой природы. При этом идет процесс формирования ценностного отношения.
Экологическое образование должно охватывать все сферы развития ребенка. Для формирования активного экологического сознания не достаточно прочтения познавательных книг и просмотра фильмов. Сознание формируется в процессе деятельности. Если ребенок подкармливает птиц зимой, помогает выращивать цветы на участке, ухаживать за грядками с овощами, он как бы принимает участие в работе самой природы. При этом идет процесс формирования экологического сознания.
В новых нормативных документах, регламентирующих ДОУ, введены дополнительные ограничения в организацию взаимодействия с природой. В СанПиНах раскрываются новые стандарты к организации комнат и уголков природы, фито бара, фито огорода, согласно которым, для их организации должно быть выделено отдельное помещение или отдельное место. «Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается» [51, стр. 11]. Дети могут только поливать растения в присутствии воспитателей. При проектировании старых детских садов не были предусмотрены помещения организации комнат природы. Таким образом, поиск педагогических условий для формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования становится актуальным.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность условий в учебно-воспитательном процессе.
Теоретические основы
С данных времен и по сей день внимание исследователей привлекает проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами окружающей природы. Первопроходцами можно назвать Я.А. Коменского, М. Монтесори, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, а в отечественной педагогической литературе у Е.Н. Водовозовой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского и др.
Проблемы теории экологического образования и методологии исследовались в работах С. Н. Глазачева[12], С. Д. Дерябо и В. А. Левина [15], А. Н. Захлебного [19], И. Д. Зверева [20], Л. В. Моисеевой [29], Г.А. Ягодина [58]и др.
Оказали заметное влияние на исследование проблемы определения со-держания и методов экологического образования дошкольников труды В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой [3], Ж. Л. Васякиной [6], Н. Николаевой [34], С. Н. А. Рыжовой [49] и др.
В работах Л. И Божович [5], А. Н. Леонтьева [8], С. Л. Рубинштейна], Д. Б. Эльконина [57] и др. раскрыты возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия природных объектов детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
Для решения выше поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы об-работки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования: внедрение комплекса педагогических условий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Базой исследования является структурное подразделение МКОУ «Верхнеключевская СОШ» детский сад «Рябинка» Катайского района Кур-ганской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Желательно также указать точное количество таблиц, схем и рисунков.
Экологическое образование должно охватывать все сферы развития ребенка. Для формирования ценностного отношения к природе не достаточно прочтения познавательных книг и просмотра фильмов. Ценностное отношения к природе формируется в процессе деятельности. Если ребенок подкармливает птиц зимой, помогает выращивать цветы на участке, ухаживать за грядками с овощами, он как бы принимает участие в работе самой природы. При этом идет процесс формирования ценностного отношения.
Экологическое образование должно охватывать все сферы развития ребенка. Для формирования активного экологического сознания не достаточно прочтения познавательных книг и просмотра фильмов. Сознание формируется в процессе деятельности. Если ребенок подкармливает птиц зимой, помогает выращивать цветы на участке, ухаживать за грядками с овощами, он как бы принимает участие в работе самой природы. При этом идет процесс формирования экологического сознания.
В новых нормативных документах, регламентирующих ДОУ, введены дополнительные ограничения в организацию взаимодействия с природой. В СанПиНах раскрываются новые стандарты к организации комнат и уголков природы, фито бара, фито огорода, согласно которым, для их организации должно быть выделено отдельное помещение или отдельное место. «Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается» [51, стр. 11]. Дети могут только поливать растения в присутствии воспитателей. При проектировании старых детских садов не были предусмотрены помещения организации комнат природы. Таким образом, поиск педагогических условий для формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования становится актуальным.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект: процесс экологического образования детей дошкольного возраста.
Предмет: педагогические условия формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить особенности экологического образования детей дошкольного возраста.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем подтвердить эффективность условий в учебно-воспитательном процессе.
Теоретические основы
С данных времен и по сей день внимание исследователей привлекает проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами окружающей природы. Первопроходцами можно назвать Я.А. Коменского, М. Монтесори, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, а в отечественной педагогической литературе у Е.Н. Водовозовой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, К.Д. Ушинского и др.
Проблемы теории экологического образования и методологии исследовались в работах С. Н. Глазачева[12], С. Д. Дерябо и В. А. Левина [15], А. Н. Захлебного [19], И. Д. Зверева [20], Л. В. Моисеевой [29], Г.А. Ягодина [58]и др.
Оказали заметное влияние на исследование проблемы определения со-держания и методов экологического образования дошкольников труды В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой [3], Ж. Л. Васякиной [6], Н. Николаевой [34], С. Н. А. Рыжовой [49] и др.
В работах Л. И Божович [5], А. Н. Леонтьева [8], С. Л. Рубинштейна], Д. Б. Эльконина [57] и др. раскрыты возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфика их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия природных объектов детьми дошкольного возраста.
Методы исследования:
Для решения выше поставленных задач, были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы об-работки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость исследования: внедрение комплекса педагогических условий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Базой исследования является структурное подразделение МКОУ «Верхнеключевская СОШ» детский сад «Рябинка» Катайского района Кур-ганской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Желательно также указать точное количество таблиц, схем и рисунков.
Таким образом, формирование ценностного отношения к природе у дошкольников возможно только при целостном подходе, при котором дети получают не только нужные теоретические знания, но и под руководством педагога непосредственно контактируют с окружающим природным миром.
Результативность работы по формированию ценностного отношения к природе у дошкольников зависит, от той среды, которая окружает ребенка. В работе многих авторов высказано мнение, что внешняя среда способствует формированию у детей ценностного отношения к окружающему. При формировании ценностного отношения к природе нужно уделять организации условий для экологической работы с детьми в детском дошкольном учреждении. Совместная работа администрации ДОУ и воспитателей, направленная на экологизацию развивающей среды в дошкольном учреждении, предоставляет ребенку возможность узнать о разнообразии природного мира, и создает условия для саморазвития.
Таким образом, в работе по формированию ценностного отношения к природе у детей в дошкольном учреждении реализуется комплексный подход по всем направлениям, что позволит воспитать у детей:
- интерес к природе;
- знания о живой и не живой природе;
- эмоциональное отношение к природе;
- природоохранную деятельность.
Отношение к природным объектам будет осуществляться с позиции самоценности природы, а значит, у детей будет развиваться необходимое ценностное отношение к природе.
Положительные результаты в экологическом образовании детей возможны при условии максимального использования всех доступных педагогам ресурсов современной педагогической науки, доступного дидактического материала, материально-технической базы ДОУ.
В результате целенаправленной работы по ценностному отношению детей к природе в нашем детском саду «Рябинка», произошли положительные изменения в поступках и поведениях детей: ребята стали более трудолюбивыми и наблюдательными, внимательнее стали относится к объектам природы. Это отразилось в их самостоятельной игровой и трудовой деятельности.
Перспективной и наиважнейшей задачей стоящей перед педагогическим коллективом ДОУ «Рябинка» является экологическая направленность работы с детьми дошкольного возраста. В процессе решения этой задачи мы воспитываем у детей экологическую грамотность, способность любить, ценить и рационально использовать природные богатства.
В своей последующей педагогической деятельности я планирую продолжить работу с воспитателями по экологическому просвещению родителей с целью повышения их экологической грамотности.
Думается, что именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей даст наилучшие результаты при работе по формировании ценностного отношения к природе.
Результативность работы по формированию ценностного отношения к природе у дошкольников зависит, от той среды, которая окружает ребенка. В работе многих авторов высказано мнение, что внешняя среда способствует формированию у детей ценностного отношения к окружающему. При формировании ценностного отношения к природе нужно уделять организации условий для экологической работы с детьми в детском дошкольном учреждении. Совместная работа администрации ДОУ и воспитателей, направленная на экологизацию развивающей среды в дошкольном учреждении, предоставляет ребенку возможность узнать о разнообразии природного мира, и создает условия для саморазвития.
Таким образом, в работе по формированию ценностного отношения к природе у детей в дошкольном учреждении реализуется комплексный подход по всем направлениям, что позволит воспитать у детей:
- интерес к природе;
- знания о живой и не живой природе;
- эмоциональное отношение к природе;
- природоохранную деятельность.
Отношение к природным объектам будет осуществляться с позиции самоценности природы, а значит, у детей будет развиваться необходимое ценностное отношение к природе.
Положительные результаты в экологическом образовании детей возможны при условии максимального использования всех доступных педагогам ресурсов современной педагогической науки, доступного дидактического материала, материально-технической базы ДОУ.
В результате целенаправленной работы по ценностному отношению детей к природе в нашем детском саду «Рябинка», произошли положительные изменения в поступках и поведениях детей: ребята стали более трудолюбивыми и наблюдательными, внимательнее стали относится к объектам природы. Это отразилось в их самостоятельной игровой и трудовой деятельности.
Перспективной и наиважнейшей задачей стоящей перед педагогическим коллективом ДОУ «Рябинка» является экологическая направленность работы с детьми дошкольного возраста. В процессе решения этой задачи мы воспитываем у детей экологическую грамотность, способность любить, ценить и рационально использовать природные богатства.
В своей последующей педагогической деятельности я планирую продолжить работу с воспитателями по экологическому просвещению родителей с целью повышения их экологической грамотности.
Думается, что именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей даст наилучшие результаты при работе по формировании ценностного отношения к природе.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Субъективное отношение ребенка дошкольного возраста к природе как основа его эксцентрического мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование ценностного отношения к природе у детей 5-6 лет в процессе
слушания музыкальных произведений
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023



