Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание правовой культуры старшеклассников во внеурочной деятельности в школе

Работа №97274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры старшеклассников во внеурочной деятельности в школе 7
1.1. Понятие и характеристика правовой культуры 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 15
1.3. Формы и методы воспитания правовой культуры
старшеклассников во внеурочной деятельности в школе 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры старшеклассников во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга 36
2.1. Анализ деятельности школы по воспитанию правовой культуры
старшеклассников в МАОУ СОШ №157 г.Екатеринбурга 36
2.2. Первичная диагностика уровня правовой культуры
старшеклассников 44
2.3. Комплекс мероприятий, направленных на воспитание правовой
культуры старшеклассников во внеурочной деятельности 55
Заключение 62
Список использованной литературы 67
Приложения

Актуальность исследования. На нынешнем этапе своего развития Российская Федерация находится в беспрерывном системном преобразовании различных сфер жизни государства, таких как социально-экономической, политической, правовой и др. Исход этих изменений предполагает становление правового государства, развитое гражданское и экономически стабильное общество. Одна из главных закономерностей стабильного общества - наличие совершенного механизма правового регулирования. Ядро такого механизма составляет высокий уровень правовой культуры общества. Именно поэтому для построения в Российской Федерации правового государства, для благополучного социально-экономического развития страны необходимо воспитать гражданина с развитой правовой культурой.
Задача воспитать правовую культуру старших подростков стоит на государственном уровне. Так, Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 Ыо996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» регламентируется как один из аспектов гражданского воспитания «развитие правовой ... культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в разных формах самоорганизации, самоуправления общественно значимой деятельности» [53].
Деятельность по воспитанию правовой культуры несомненно значима именно в старших классах, ввиду того, что в этот период у старшеклассников формируется интегрированная система знаний, преобразующаяся со временем в систему убеждений. Также для старшеклассников характерна нетривиальная ситуация развития, связанная с переходом от детства к взрослости, необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов, сопровождающаяся приобретением новых прав, обязанностей и наступлением ответственности за их несоблюдение.
Встречающиеся факты правовой безграмотности несовершеннолетних, правовой нигилизм и скептицизм старших подростков делают возможным утверждение, что правовая культура старших подростков не имеет должного уровня. Проявление этой проблемы встречается как в правовой сфере жизни общества, так и в обыденной жизни: обладая немногочисленными, либо лишь поверхностными правовыми знаниями, подросток оказывается в ситуации, когда он не способен защищать собственные законные права и интересы. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровня правовой культуры старшеклассников, что способствует формированию социально-активной личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Разработанность проблемы в науке: проблемами правовой культуры старших подростков занимались многие ученые. В отечественной психологии и педагогике накоплен немалый опыт в области теории по данной проблематике. В этом плане следует назвать труды Е. В. Аграновской [1], Н. Н. Вопленко [13] и др. Проблемные вопросы воспитания правовой культуры старших подростков частично освещены в работах таких авторов, как И. И. Балаклеец [7], О. А. Долгополов [22], К. В. Науменкова [43]. и др. Однако научных работ, раскрывающих воспитание правовой культуры и рассматривающих его в контексте создания единой стратегии, имеющей комплекс целей, опирающейся на взаимодействие соответствующих субъектов и систему принципов, недостаточно.
Противоречие: между необходимостью воспитания правовой культуры в школе и отсутствием целенаправленного комплекса мероприятий, направленного на воспитание правовой культуры у старших подростков.
Проблема исследования: как воспитывать правовую культуру
старшеклассников во внеурочной деятельности в школе?
Тема исследования: «Воспитание правовой культуры старшеклассников во внеурочной деятельности в школе».
Объект исследования: процесс воспитания правовой культуры старших подростков в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание процесса воспитания правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитать правовую культуру у старших подростков во внеурочной деятельности в школе возможно, если разработать и реализовать соответствующий комплекс мероприятий, отражающий структуру правовой культуры как результата этого процесса и предполагающий использование разных форм (экскурсии, кружки, секции, конференции, соревнования и др.) и методов (информирования, наглядно-иллюстративных, практической деятельности, стимулирования творческой деятельности, контроля и др.) работы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно проведенному теоретико-эмпирическому изучению процесса воспитания правовой культуры у старших подростков во внеурочной деятельности, можно сформулировать следующие выводы.
Под правовой культурой понимается общий уровень эмоционально­ценностного, поведенческого и когнитивного компонентов, которые отражают ценности и объективное отношение старших подростков к праву, совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок. Исходя из данного определения, различные ученые в своих работах выделяют три основных компонента правовой культуры: когнитивный (знание правовых понятий, терминов, документов и т.д.), эмоционально -ценностный (понимание человеком необходимости соблюдения норм и законов), деятельностный (умение оценивать и анализировать правовые ситуации и явления, принимать решения).
В работе был рассмотрен старший подростковый возраст - это по Д.Б. Эльконину период с 15-17 лет. Анализ литературы, посвященной характеристикам старшего подросткового возраста, позволил заключить, что к достижению данного возраста старший подросток достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. У него усиливаются сознательные мотивы поведения. Вступая в жизнь ему необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
В работе так же были выделены формы и методы воспитания правовой культуры во внеурочной деятельности в школе.
Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Под формой воспитания понимается способ организации учебно­воспитательного процесса, устойчивую, исторически сложившуюся и завершенную логически организацию педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава его участников, а также наличие определенного режима поведения. По требованиям ФГОС второго поколения внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики [52].
Если говорить о формах обучения невозможно их рассматривать без методов обучения. Метод обучения определяется как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. К основным методам во внеурочной деятельности относятся: методы информирования, методы наглядных иллюстраций и демонстраций, методы практической деятельности, методы стимулирования творческой деятельности, методы контроля за эффективностью воспитания детей [61].
При анализе опыта МАОУ СОШ № 157, где осуществляется
образовательная деятельность в качестве основного вида деятельности, мы видим, что воспитание правовой культуры старших подростков в МАОУ СОШ №157 г. Екатеринбурга реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность ориентирована на формирование когнитивного компонента, а внеурочная деятельность в большей степени ориентирована на формирование эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов, но влияет и на формирование когнитивного компонента
правовой культуры. В рамках общей внеурочной деятельности воспитание правовой культуры происходит с помощью различных мероприятий (проект «Правовые знания - в школы и семьи», фестиваль «В Урале Русь отражена» и др.), однако отдельных узконаправленных программ, комплексов или проектов, посвященных воспитанию правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе не выявлено.
Для полного анализа деятельности учреждения по воспитанию правовой культуры старших подростков нами была произведена первичная диагностика уровня правовой культуры старшеклассников. Для этого нами были определены уровни правовой культуры (низкий, средний, высокий) и подобраны методики соответствии с компонентами правовой культуры обозначенными выше...


1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 2014. 142 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 207 с.
3. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 2015. 320 с.
4. Антонов Е.А. Нравственно-этические беседы и игры. М.: Инфра-М, 2014. 342 с.
5. Баранов П.П., Русских В.В. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания: учеб. пособие. Ростов н/Д: СКАГС, 2014. 80 с.
6. Байниязов Р.С. Правосознание. Психологические аспекты //
Правоведение. 2008. № 3. С. 16-21.
7. Балаклеец И.И. Роль правовой культуры в обеспечении национальной безопасности России // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. № 1(17). С. 80-84.
8. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности. М.: Международная пед. акад., 1995. 209 с.
10. Большой энциклопедический словарь: [А — Я]/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2004. С. 1408.
11. Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 159 с.
12. Вахромов Е.Е. Психологические особенности развития человека: теория самоактуализации: учеб. пособие. М.: Международная педагогическая академия, 2001. 116 с.
13. Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: материалы Всероссийской научно­теоретической конференции (16 февраля 2012 г.). Волгоград, 2011. С. 11-14.
14. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос.газ, 1998. С. 4.
15. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Юрайт, 2014. 210 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ