Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание правовой культуры старших подростков на уроках информатики

Работа №96943

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
подросткового возраста 9
1.2. Понятие и характеристика правовой культуры 17
1.3. Формы и методы воспитания правовой культуры
старших подростков на уроках информатики 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры старших подростков на уроках информатики на примере МАОУ СОШ №23 г. Волчанска 49
2.1. Анализ воспитания правовой культуры старших
подростков МАОУ СОШ №23 на уроках информатики 49
2.2. Первичная диагностика уровня правовой культуры
старших подростков 58
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию правовой
культуры старших подростков на уроках информатики 79
Заключение 87
Список использованной литературы 91
Приложения

Актуальность исследования воспитания правовой культуры в современной российской школе на уроках информатики обусловлена следующими факторами.
С одной стороны, XXI век - век высоких компьютерных технологий, научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально-информационную. Это время стремительного общественно-экономического развития страны, активного темпа роста информационно-коммуникационных технологий в экономике и социальной сфере. Сегодня и Президент и Правительство РФ уделяют большое внимание вопросам отечественной информатизации. Так, для развития информационного общества РФ на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в целях обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний и создания в России цифровой экономики, президент РФ В. В. Путин издал Указ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [98].
Вместе с тем исследования показывают, что современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации сегодня уже прочно вошли не только в жизнь каждого человека, но и стали неотъемлемой частью образовательного процесса российской школы, тем самым перевели его на новое качество.
Сегодня информатика в школе - отдельный учебный предмет - один из центральных компонентов образования человека наряду с русским языком, с математикой и другими курсами. Это стержень современного образования во многих отношениях, прежде всего, с точки зрения формирования современного научного представления о мире, в котором уже невозможно жить без понимания роли и места информационных процессов [79].
Информатизация обучения, а также доступность различных, в том числе и мировых, информационных ресурсов, электронных библиотек, мультимедиа, систем оперативного поиска, обработки и передачи информации, систем автоматизации различных форм деятельности контроля, учета и управления, электронной почты и Интернета дают возможность учителям информатики всех российских школ, согласно требованиям ФГОС, готовить выпускников к успешной жизни в современном информационном обществе, в высокотехнологичном конкурентном мире, вкотором главными продуктами производства являются информация и знания.
С другой стороны, в России развивается правовое государство, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации [38]. Формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в стране требуют высокой правовой культуры всех граждан, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [59].
Однако пока не удалось преодолеть правовой нигилизм подрастающего поколения. Старшие подростки нередко произвольно понимают закон, неумело используют свое право, плохо оценивают свои и чужие поступки [42].Именно поэтому, в российском современном обществе воспитание правовой культуры становится общегосударственной задачей, так как показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны. А воспитание гражданина, законопослушного человека, с высоким уровнем правовой культуры, любящего свою Родину, трудолюбивого, нравственного, знающего свои права и обязанности, умеющего правильно оценивать свои поступки и поведение других людей, умеющего анализировать и оценивать современную экономическую, политическую, информационную и социальную ситуацию в обществе, быть способным сделать выбор, принимать решения и осуществлять их, ложится большой ответственностью на Российскую школу [97].
Именно школа может помочь в осуществлении этих задач, став идеальным местом обучения и воспитания подрастающего поколения в духе демократии, основанной на равенстве, уважении, терпимости, поиске мирных решений конфликтов разного уровня [42].
Таким образом, сегодня, в современном, технологичном, информационно развивающемся правовом обществе все школьники, а особенно старшеклассники, обязательно должны изучать информатику, владеть информационно-коммуникационными технологиями и иметь твердые основы знаний о российской правовой системе, о важнейших законах, регулирующих права и свободы граждан в РФ, обладать высоким уровнем правовой культуры.
Поэтому возникает необходимость рассматривать образовательную и воспитательную деятельность учителей на уроках информатики в призме информатизации российского общества, развития современного законодательства и становления правового государства.
На настоящий момент проведено достаточно исследований, которые являются методологическим обоснованием изучения проблемы воспитания правовой культуры старших подростков.
Так, особенности старшего школьного возраста исследованы психологами И. С. Коном [37].
Основные принципы воспитания сформулированы в трудах отечественных психологов В. М. Бехтерева [9], Л. С. Выготского [18], A. Н. Леонтьева [43], зарубежных психологов Ж. Пиаже [27], К. Роджерса [78], а также педагогов А. С. Макаренко [47], B. А. Сухомлинского [94].
Из современных исследований можно выделить работы А. И. Абрамова [1], посвященные теоретическим и практическим проблемам реализации функций права.
В отечественной научной литературе находят свое отражение современные концепции и различные понятия правовой культуры, эти вопросы освещены в работах В. И. Каминской и А. Р. Ратинова [31], C. А. Комарова [35],А. В. Малько [36],Т. В. Синюковой [87] и др.
Большой вклад в научное осмысление проблемы воспитания правовой культуры внес Г. П. Давыдов [21; 22], им разработаны социально-педагогические основы правового воспитания, определен отбор юридических знаний, усвоение которых необходимо для формирования правовой культуры.
Содержательные аспекты воспитания правовой культуры раскрываются, например, в работе Е. В. Клейменовой и К. А. Моралевой [33], где правовая культура представлена как правовая информация, которая накапливается, а также сохраняется и передается в обществе с помощью специальных знаковых систем. В работах Г. К. Селевко показана возможность оптимального использования современных информационных технологий в образовательном процессе [84], также, С. В. Панюкова [64] раскрыла дидактические, психолого-педагогические и методические основы применения информационных и коммуникационных технологий для решения образовательно-воспитательных задач. Но вот аспекты воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики в современных условиях информатизации образования рассмотрены не столь широко и объемно.
Таким образом, видно, что есть противоречие исследования между необходимостью воспитания правовой культуры у старших подростков на уроках информатики с одной стороны и отсутствием целенаправленного комплекса мероприятий по воспитанию правовой культуры старшеклассников на уроках информатики с другой.
Проблема исследования: как воспитывать правовую культуру старших подростков на уроках информатики?
Исходя из важности и актуальности рассматриваемой проблемы, ее недостаточной научно-теоретической и практической разработанности, была сформулирована тема исследования: «Воспитание правовой культуры старших подростков на уроках информатики».
Объектом исследования является правовая культура старших подростков на уроках информатики.
Предмет исследования: процесс воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры старших подростков на уроках информатики.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики будет успешным если:
- в процессе воспитания правовой культуры старшеклассников учитывается психолого-педагогическая характеристика старшего подросткового возраста;
- проведены диагностика и анализ уровня правовой культуры старших подростков;
- разработан и реализуется соответствующий комплекс мероприятий по воспитанию правовой культуры старших подростков на уроках информатики.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста;
2) дать характеристику понятия «правовая культура»;
3) определить формы и методы воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики;
4) проанализировать воспитание правовой культуры старших подростков на уроках информатики на примере МАОУ СОШ №23;
5) провести первичную, диагностику уровня правовой культуры старшеклассников.
Методы исследования: теоретические - анализ литературных источников, сравнение, систематизация и обобщение информации; эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, математическая и графическая обработка результатов.
База исследования: МАОУ СОШ №23 (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 город Волчанск).
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретико-эмпирическое исследование проблемы воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики позволило сделать следующие выводы:
1. Таким образом, старший подростковый возраст - это трудный и сложный период становления личности. Хронологические границы старшего подросткового возраста определяются условно, возраст от 14 до 17 лет.
Ведущая деятельность старших подростков - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы, идет активный процесс правового просвещения подростков. Это период формирования ценностных ориентаций личности, смены значимых лиц и перестройки взаимоотношений с взрослыми. Период, становления правового сознания и формирования законопослушного поведения, начала подлинно взрослой жизни гражданина РФ. Следовательно, при воспитании правовой культуры старших подростков необходимо учитывать психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста.
2. Анализируя различные источники педагогики и права, мы охарактеризовали понятие правовая культура. Это сложное, емкое явление, сочетание разных компонентов культуры и права, является неотъемлемым элементом социально-общественной жизни, при этом выполняет мировоззренческую, познавательную, интегрирующую, нормативную, коммуникативную и другие функции. Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности: юридические учреждения, право, правовые отношения, правосознание, правомерное поведение, состояние законности и правопорядка, правовые акты. Правовая культура - это своеобразная форма гармоничного развития человека, которая отражает определенный уровень правовых знаний и умений применять их на деле, характеризуется когнитивным, эмоционально-волевым, инструментально-деятельностным компонентами.
3. В процессе исследования мы выяснили, что урок информатики - это ограниченная временными рамками форма организации учебной и воспитательной работы, целенаправленного взаимодействия учителя и обучающихся определенного состава.
Под формой воспитания правовой культуры понимают различные способы организации воспитательного процесса. Их различают: по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по используемым средствам (игровые, трудовой деятельности, общения); по используемым методам (словесные, наглядные, практические). Важным элементом механизма воспитания правовой культуры старших подростков на уроке информатики выступают правовая пропаганда, правовое просвещение, правовое самовоспитание, правовая практика.
Методы воспитания правовой культуры - способы, приемы педагогического воздействия на личность. Выделяют: методы формирования сознания (дискуссия, анализ воспитывающих ситуаций, беседа, лекция, пример, рассказ); методы организации деятельности (поручения, упражнения, создание воспитывающей ситуации); методы контроля (опрос, создание контрольных ситуаций, анализ результатов деятельности обучающихся).
Результат воспитания правовой культуры старших подростков на уроке информатики зависит от педагога, его правильного выбора форм и методов воспитательного воздействия.
4. Анализ опыта воспитания правовой культуры старших подростков на уроках информатики в МАОУ СОШ №23 позволяет утверждать, что необходимость воспитания правовой культуры старшеклассников отражена в цели (воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности) и задачах(воспитание старшеклассников как граждан современного информационного общества) предмета «Информатики и ИКТ».
На уроках используются методы и формы обучения: лекции, беседы, упражнения, практические занятия, самостоятельные работы, творческие работы, проекты, обсуждение проблемно-ситуационных задач.
При этом мы установили, что, учитывая психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста, воспитательное воздействие направлено на правовую информационную культуру, поведенческие и личностные характеристики старших подростков.
Однако мы увидели проблему недостаточного количества учебных часов на воспитание правовой культуры старшеклассников и отсутствие готовых методик воспитания правовой культуры на уроках информатики.
5. Была проведена первичная диагностика уровня правовой культуры старших подростков МАОУ МОШ №23. Результаты исследования выявили преобладающий у большинства десятиклассников низкий уровень правовой культуры. Десятиклассники не достаточно осведомлены в правовых вопросах в информационной сфере; не верят в неотвратимость наказания; позволяют себе нарушать права других людей.
В ходе исследования мы увидели выраженное желание старшеклассников повысить свой уровень правовой культуры.
На основании анализа воспитания правовой культуры старших подростков МАОУ СОШ №23 на уроках информатики и результатов первичной диагностики уровня правовой культуры старшеклассников для устранения выявленных проблем и недостатков, возникла необходимость создания комплекса мероприятий по воспитанию правовой культуры старших подростков школы.
6. Разработанный комплекс мероприятий по правовому воспитанию старших подростков школы носит прикладной характер. Он включает в себя систему взаимосвязанных воспитательно-педагогических мероприятий теоретической и прикладной направленности, которые предоставят возможность повышения уровня правовой культуры десятиклассников.
Уникальность этих мероприятий по воспитанию правовой культуры в том, что они позволяют не только пополнить знания старшеклассников по правовому законодательству РФ в информационной сфере, но и способны изменить отношение старших подростков к правовому самообразованию, сформировать правовое сознание молодого гражданина РФ.
В дальнейшем планируется продолжение работы над содержанием мероприятий, расширением количества форм и методов воспитания правовой культуры старшеклассников на уроках информатики.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что цель исследования достигнута, все задачи выполнены, полученные результаты свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы.



1. Абрамов А. И. Функции правосознания и их роль в реализации функций права /А. И. Абрамов. //Правоведение . 2006. № 5. С. 23-34.
2. Абсалямов И. С. Многообразие подходов к характеристике правовой культуры // Правовое государство: теория и практика. 2013. №3(33). С. 140-145.
3. Агапов Д. А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. 2007. №1. С.10-14.
4. Аграновская Е. В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: Авторефер. канд. дис. М., 1982. С.6.
5. Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. С.164.
6. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях. М., 1998М.: Юрист, 2001. 250 с.
7. Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-на-Дону, 2003. 364 с.
8. Башкирова О. А. Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i- pedagogika/library/2014/05/19/pravovoe-vospitanie-kak-sostavnaya-chast-0(дата обращения 16.01.2019).
9. Бехтерев В. М. Проблемы развития человека / Под ред.
А. В. Брушлинского и В. А. Кольцовой. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1997. 416 с.
10. Бочарникова Т. А. Формы и методы воспитания правовой культуры школьников [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2017/07/11/statya-formy-i-metody- vospitaniya-pravovoy-kultury-shkolnikov(дата обращения: 20.01.2019).
11. Васильев А. М., Васильева Н. А. Правовая культура как социальное явление // Правовая культура. 2014. №6 С. 123-136.
12. Взаимосвязь правовой культуры и демократии в социалистическом обществе. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Балюк Г.И. Киев, 1986. 211 с.
13. Возрастная психология (Психология развития) электронный
учебник автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., 276 с. [Электронный ресурс] URL: й11р://ига1-ебиса1юп.ги/’№р-соп1еп1/ир1оабз/2016/12/Кагермазова-Л.Ц.-
Возрастная-психология.рбГ (дата обращения 05.06.2018).
14. Волченкова В. Г. «Оцени свой уровень правовой культуры» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/testirovanie-oceni-svoy-uroven- pravovoy-ku1turi-447012.html(дата обращения 15.12.2018).
15. Вопленко Н. Н. Правовая культура в России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. №10. С.106.
16. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. Учебное пособие. Волгоград: ВолГУ, 2000. 52 с.
17. Воронин Ю. А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. 2003. № 8. С. 53-59.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.
В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
19. Гуревич П. С. . Философский словарь. М, Олимп, 1997, С.132.
20. Гуцко Н. В., Савенок А. П. правовое воспитание учащихся на уроках информатики [Электронный ресурс] URL: http://dspace.mspu.by/bitstream/123456789/1738/1/Гуцко%2C%20Н.%20В.%20 Правовое%20воспитание.pdf (дата обращения 16.01.2019).
21. Давыдов Геннадий Павлович [Электронный ресурс] URL: http://www.rosnou.ru/1aw/prep/dav/(дата обращения 20.05.2018).
22. Давыдов Г. П., Василенко А. И. Теория Государства и права [Электронный ресурс] URL: http://cis.rosnou.ru/UniversysDWNL/Library/bac23282-fe70-4fba-b0e4-680be3a61d47Zbae23282-fe70-4fba-b0e4-680be3a61d47.pdf (дата обращения 20.05.2018).
23. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения ZZ Грани познания. 2014. №7. С.70-75.
24. Евсикова Е. И. Формирование правовой культуры школьников. Автореферат Диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Якутск 2007 [Электронный ресурс] URL: http:ZZnauka- pedagogika.eomZpedagogika-13-00-01Zdissertaeiya-formirovanie-pravovoy- kultury-shkolnikov (дата обращения 18.01.2019).
25. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: http:ZZsehool-eolleetion.edu.ru(дата обращения: 17.01.2019).
26. Емельянова И. Н. Теория воспитания : учебное пособие Z И.Н. Емельянова : Министерство образования и науки РФ, Тюменский государственный университет, Институт дистанционного образования, институт психологии и педагогики. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2016. 144 с.
27. Жан Пиаже Психология интеллекта. СПб.: «Питер», 2003. 192 с.
28. Жигулин А. А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики ZZ JSRP. 2013. №2. 27 с.
29. Иванов А. В. Теория и практика воспитания в России и за рубежом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Перспектива, 2015. 470 с.
30. Казакова Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое. Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 10-12.
31. Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры ZZ Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник научных трудов. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. С. 39-67.
32. Карташов В. Н. Правовая культура: понятие, структуры, функции : монография / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 200 с.
33. Клейменова Е. В., Моралева К. А. Правовая культура и ее стандарты в Конституциях Российской Федерации // Правоведение. 2003. №1. С. 50-56.
34. Колобова О. К. Сущность образовательного процесса, его закономерности и движущие силы. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/10/17/obrazovatelnyy- protsess(дата обращения 16.01.2019).
35. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. 4-е изд., переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 1998. 416 с.
36. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М, 1999. 448 с.
37. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989. 256 с.
38. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399//(дата обращения 02.06.2018).
39. Консультант Плюс электронная система правовой поддержки [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 17.01.2019).
40. Куликова Н. Ю. Опыт использования мобильных технологий для осуществления систематического и оперативного контроля знаний обучающихся // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 4 (106).
С. 29-37.
41. Куликова Н. Ю., Кобзева В. А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации, 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174(дата обращения: 01.01.2018).
42. Кускова М. В. Формирование правовой культуры
старшеклассников [Электронный ресурс] URL:
http ://www.dissercat.com/content/formirovanie-pravovoi-kultury- starsheklassnikov(дата обращения 02.06.2018).
43. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 509 с.
44. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. Пособие для студентов педагог, учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607с.
45. Ляхова О. С. Уровни сформированности правовой культуры
старшеклассника // Известия ВГПУ. 2015. №4 (99). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/urovni-sformirovannosti-pravovoy-kultury- starsheklassnika(дата обращения 15.01.2019).
46. Мазнюк Л. С. Методы и формы воспитательной работы на уроках. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-metodi-i-formi- vospitatelnoy-raboti-na-urokah-1049504.html(дата обращения 16.01.2019).
47. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 5 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1985. 336 с.
48. Малев В. В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. Воронеж: ВГПУ, 2005. 271 с.
49. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие, М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.
50. Метод анкетирования: плюсы, минусы и особенности [Электронный ресурс] URL: https://plusiminusi.ru/metod-anketirovaniya-plyusy- minusy-i-osobennosti/(дата обращения 15.12.2018).
51. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Правила применения методов. Характеристика методов
воспитания [Электронный ресурс] URL:
https://studfiles.net/preview/3217751/page:18/(дата обращения 16.01.2019).
52. Минькович Т. В. Воспитание средствами курса «Информатика и ИКТ» / Т.В. Минькович // Информатика и образование. 2007. № 11. С. 76¬88.
53. Морозова Л. А. Теория государства и права. М.,Юристъ, 2002. 414 с.
54. Никитина Т. Ю. Роль информатики в жизни ученика
[Электронный ресурс] URL:
http://news.scienceland.ru/2016/01/30/актуальные-проблемы-методики- обучен/ (дата обращения: 20.01.2019).
55. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология.Владивосток, 2003. 127 с.
56. Обухова. Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учеб. Пособие / Л. Ф. Обухова. М.: Рос. Педагогическое агентство, 1996. 374 с.
57. Ожегов С. Н. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой [Текст] / С.Н. Ожегов. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.
58. Орлова Э. А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2004. 480 с.
59. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/(дата обращения 16.01.2019).
60. Особенности современного урока информатики [Электронный ресурс] URL: http://bookbk.net/book/398-obshhaya-xarakteristika-uroka-v- sovremennoj-shkole-kursovaya-rabota/5-osobennosti-sovremennogo-uroka- informatiki.html(дата обращения: 20.01.2019).
61. Особенность и специфика современных проблем этической культуры информационной деятельности учащихся в условиях использования компьютера и сети Интернет //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». 2011. № 3. К.: УЦ «МАГИСТР», 2011. C. 49-53.
62. Официальные сетевые ресурсы Президента России
Стенографический отчёт о заседании Совета по межнациональным отношениям. [Электронный ресурс] URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/55109 (дата обращения
19.05.2018).
63. Официальный сайт МАОУ СОШ №23 [Электронный
ресурс]URL: http://school23.ucoz.ru. (дата обращения: 20.01.2019).
64. Панюкова С. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. М.: Изд. Центр «Академия», 2010. 224 с.
65. Петухов В. Б. Культурология : учебное пособие / В. Б. Петухов, Т. В. Петухова. Ульяновск :УлГТУ, 2013. 289 с.
66. Подмарев А. А. Правовая культура (общетеоретические аспекты, перспективы России) // Теория государства и права, философия права: материалы конференции. / науч. ред. А. М. Ломоносов. Йошкар-Ола : Изд-во МарГУ, 1999. 76 с.
67. Понятие и сущность воспитательного процесса [Электронный ресурс] URL: http://lib.zabspu.ru/students/diploms/2001/vospit/page1.htm(дата обращения 16.01.2019).
68. Понятие о формах воспитания и их классификация
[Электронный ресурс] URL:
http://www.tinlib.ru/psihologija/teorija_i_metodika_vospitanija_konspekt_lekcii /p7.php (дата обращения 16.01.2019).
69. Понятие, методы и формы правового воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://vospitanie.guru/pravovoe/ponyatie-formy-i-metody(дата обращения 16.01.2019).
70. Правила поведения учащихся МАОУ СОШ №23 [Электронный ресурс] URL: http://school23 .ucoz.ru/polozheniya/pravila_povedenija_uchashhi khsja.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
71. Правовая культура : учебное пособие / Л.М. Балакирева, В.Ю. Гулакова, А.М. Дроздова и др. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». Ставрополь : СКФУ, 2015. 374 с.
72. Правовая культура Российской Федерации в схемах. Учебное пособие. З.Н. Ибрагимова, кандидат педагогических наук, доцент. Орел: Изд-во «ПЕРЕПЛЕТЧИК», 2017. 64 с.
73. Правовая культура: метод, пособие / сост. А. Н. Халтурин. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. 50 с.
74. Принципы, функции, средства, формы и методы правового
воспитания. [Электронный ресурс] URL:
https://studbooks.net/56752/pravo/printsipy_funktsii_sredstva_formy_metody_pr avovogo_vospitaniya (дата обращения 16.01.2019).
75. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
76. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html(дата обращения 16.01.2019).
77. Рерих Н. К. Избранное /Составитель ивст. ст-я В. М. Сидорова. М.: Правда, 1990. 528 с.
78. Роджерс К. К науке о личности // История психологии XX век / Под. Редакцией П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Академический проект, 2003. (Серия «Gaudeamus»). С. 685-714.
79. Роль информатики в жизни ученика [Электронный ресурс] URL: http://hotimlshkola.ru/article1110(дата обращения 01.06.2018).
80. Роль ценностей в структуре функционирования личности
[Электронный ресурс] URL:
http:// studbooks.net/691319/psihologiya/rol_tsennostey_strukture_funktsionirovan iya_lichnosti (дата обращения 17.06.2018).
81. Ромашов Р. А., Тищенко А. Г. Правовая культура: ценностный аспект // Правовая культура, 2006. №1. С.7-10.
82. Русинов Р. К. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2002. С.341.
83. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/ (дата обращения: 20.01.2019).
84. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.
85. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. Москва: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
86. Сидоров С. В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе: учеб. Пособие по спецкурсу для студентов пед. Вуза. / С. В. Сидоров. Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2004. 122 с.
87. Синюкова Т. В. Правовая культура: понятие, структура, соотношение национального и общечеловеческого // Правовая культура. 2009. № 2 (7). С. 6-17.
88. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов;
Под ред. В.А. СластенинаМ.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
89. Современный урок информатики. [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/874/37874/files/mpi_4.pdf(дата обращения 16.01.2019).
90. Соколов С. В. Социальная философия: Учеб.пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. 440 с.
91. Сорокина И. Р. Теория и методика воспитания: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. 177 с.
92. Степаненко П. В. кандидат педагогических наук автореферат и
диссертация по педагогике ВАК 13.00.01, тема диссертации и автореферата: Информационно-коммуникационные технологии в
профориентационной работе со старшеклассниками [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/informatsionno-kommunikatsionnye-
tekhnologii-v-proforientatsionnoi-rabote-so-starsheklassni-0 (дата обращения 18.01.2019).
93. Степанова В. А. Формы и методы обучения информатике [Электронный ресурс] URL: http://открытыйурок.рф/статьи/597012/ (дата обращения: 20.01.2019).
94. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
95. Сущность образовательного процесса. [Электронный ресурс] URL: http s: // studme. org/13183 5/pedagogika/ suschno st_obrazovatelno go_protses sa (дата обращения 16.01.2019).
96. Тайлор Э. Б.Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
97. Тхакохов А. А. О проблеме правового воспитания подростков //
Молодой ученый. 2014. №3. С. 685-686.
URL https://moluch.ru/archive/62/9522/(дата обращения: 02.06.2018).
98. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 01.06.2018).
99. Урок - основная форма работы в школе. [Электронный ресурс]
URL: http s:// students-library. com/library/ read/56103 -urok-osnovnaa-forma-
ucebnoj-raboty-v-skole (дата обращения 16.01.2019).
100. Урок как основная форма работы в школе. Цели и задачи урока. [Электронный ресурс] URL: https://lektsii.org/4-2416.html(дата обращения 16.01.2019).
101. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 16.01.2019).
102. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 16.01.2019).
103. Фефелова Е. А. Использование ИКТ при изучении права как средства формирования информационной компетентности студентов «Перспективные направления современного образования» Сборник материалов IV общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов «Формула успеха» [Электронный ресурс] URL: http://www.kov- obr.ru/UserFiles/files/Angarskii%20Files/100/X1.pdf(дата обращения: 18.01.2019).
104. Черепанова Л. Г. Личностное становление в юношеском возрасте через участие в волонтерской деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 25-28. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/379/(дата обращения: 17.06.2018).
105. Шаблова Е. Г. Правоведение : учеб.пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина ; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Е.Г. Шабловой. Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2016. 192 с.
106. Шаповаленко И. В. Возрастная психология: психология развития и возрастная психология: учебник / И. В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2004. 349 с.
107. Юртаева Т. Б. Развитие нравственно-правовой культуры студента в культурно-образовательном пространстве [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. Пермь: Меркурий, 2011. С. 158-161. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/332/(дата обращения: 17.06.2018).
108. Яцюк Т. В. Роль задач-ловушек в развитии этико-правовой
культуры информационной деятельности учащихся в процессе обучения информатике в школе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. [Электронный ресурс] URL: https://science-
education.ru/ru/issue/view?Id=106(дата обращения: 20.01.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ