ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Проблема физического воспитания детей с ослабленным
здоровьем 6
1.2. Психолого-педагогические условия организации физического
воспитания дошкольников 13
1.3. Роль подвижной игры в физическом воспитании детей с
ослабленным здоровьем 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ 29
2.1. Диагностика уровня физического развития детей 29
2.2. Реализация психолого-педагогических условий при организации
физического воспитания детей с ослабленным здоровьем 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества все более актуальной становится педагогическая работа, направленная на физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем посредством формирования интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни. На сегодняшний день количество детей со II и III группой здоровья преобладает в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание является важнейшим элементом становления личности ребенка, его психофизиологического развития, оказывающего впоследствии значительное влияние на его жизненную активность, самореализацию. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом воспитания у детей культуры здоровья и ценностного отношения к здоровому образу жизни. Особенно важным вопрос физического воспитания является в случае ослабленного здоровья детей.
Согласно требованиям ФГОС, содержание образовательной области «Физическая культура» является интегрированным с образовательной областью «Здоровье», что определяет целостный подход к физическому, психологическому и социальному благополучию детей дошкольного возраста [42].
Физическая культура в этом отношении выступает не только средством развития физических качеств детей, но и важным компонентом духовно - нравственного воспитания дошкольников. Важную роль в физическом воспитании детей с ослабленным здоровьем играет позиция педагога, его видение процесса физического воспитания, стремление использовать вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности, развивать у детей живой интерес к занятиям физической культурой.
Теоретические основы исследования. Проблема физического воспитания, развития физических качеств у детей с ослабленным здоровьем в условиях ДОО находит свое отражение в работах Т. В. Вантеевой, Л. Н. Волошиной, И. В. Железновой, Л. П. Кудалановой, И. Г. Демьянюк, С. В. Кожевниковой, А. А. Модестова, Н. Н. Кожуховой, С. А. Косовой и др. Одним из эффективнейших средств физического воспитания дошкольников являются подвижные игры (О. В. Гударева, М. Н. Кирпичева, Н. М. Крылова).
Объект исследования - процесс физического воспитания.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
Цель исследования - теоретически обосновать и реализовать психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в условиях дошкольной образовательной организации.
2. Выявить психолого-педагогические условия организации
физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
3. Проанализировать полученные результаты и дать методические обоснования по организации физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем.
Методологическая основа исследования - положения культурно-исторической теории развития Л. С. Выготского, в частности, положение о роли среды в развитии ребенка; подходы к изучению организации физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО (Т. В. Вантеева, Л. Н. Волошина, И. В. Железнова, Л. П. Кудаланова, И. Г. Демьянюк, С. В. Кожевникова, А. А. Модестов, Н. Н. Кожухова, С. А. Косова и др.).
Практическая значимость исследования представлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с ослабленным здоровьем с целью повышения уровня физического развития, а также в консультировании родителей по вопросам оказания помощи ребенку в его физическом и психическом развитии.
База исследования - МБДОУ №5 «Светлячок» г. Арамиль.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы), обобщение педагогического опыта;
2) эмпирические (наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит три таблицы и один рисунок.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучались психолого-педагогические условия организации физического воспитания детей с ослабленным здоровьем в ДОУ.
Анализ литературы показал, что изучение путей и вариантов физического воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях ДОО представляет собой важную научную проблему, требуя дальнейшего исследования.
Под физическим воспитанием понимается создание эффективных психолого-педагогических условий по организации физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем, и их реализация.
Методы физического воспитания детей с ослабленным здоровьем должны основываться на творческом, личностно-ориентированном подходе, включая в себя различные вариативные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОО. По сравнению с традиционным воспитанием, вариативные методы ориентированы на развитие самостоятельности дошкольников, формирование у них культуры здорового образа жизни, способности к рефлексии, принятию ценности здоровья и занятий физической культурой, формирование основ саморегуляции. В русле современных методов воспитательной работы в качестве вариативных методов работы с детьми, имеющими ослабленное здоровье, могут быть использованы: телесно-ориентированная работа, принцип дифференциации, применение подвижных игр.
Учитывая, что ведущей системой восприятия ребенка-дошкольника является кинестетическая, формирование интегративных качеств у детей по ФГОС целесообразно с использованием телесно-ориентированного подхода путем экспериментирования с собственными телесными ощущениями и возникающими в ответ на это чувствами в безопасной обстановке.
Опыт, полученный в ситуации отсутствия оценки, повышает уверенность в себе. Научившись познавать себя и окружающий мир конструктивно в безопасной обстановке, дети переносят этот навык на все остальные ситуации, что является одним из главных ориентиров и критерием успешности педагогической работы с ребенком в современном обществе.
Занятия по физическому развитию дошкольников важно проводить в игровой форме, поскольку дети эмоционально включаются в ход выполнения заданий, обучаясь через игру.
В ходе игры у детей с ослабленным здоровьем формируются правильные представления о здоровом образе жизни, развивается выносливость, смелость, ловкость, координация движений, скорость реакции и гибкость.
Наиболее подходящими в плане физического воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем являются подвижные игры, которые решают оздоровительную, воспитательную и образовательную задачи, выступая эффективным средством физического развития детей. Основной их целью является укрепление здоровья дошкольников, овладение двигательными навыками, познание движения и новых возможностей человеческого организма.
Благодаря быстрой смене обстановки в процессе подвижных игр, дети учатся использовать движения в соответствии с конкретной ситуацией, постоянно совершенствуя свои умения. Увлекаясь сюжетом игры, дошкольники могут выполнять одни и те же действия с интересом, не чувствуя усталости, развивая тем самым выносливость.
Подвижные игры требуют от детей скорости реакции, мгновенного ответа на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, когда внезапные остановки, задержки сменяются возобновлением движений, быстрым переходом от одних движений к другим.
С целью физического развития детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем можно использовать игры, которые требуют умеренного по нагрузке, кратковременного скоростно-силового напряжения, что также формирует выносливость. Гибкость, в свою очередь, развивается в играх, которые связаны с частым изменением направления движений.
Подвижные игры возможно использовать в природных условиях (в лесу, на воде), что способствует укреплению здоровья детей. Педагогу в этом случае особенно важно соблюдать технику безопасности и учить этому детей.
Подвижные игры создают атмосферу положительных эмоций, делая эффективным комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания дошкольников с ослабленным здоровьем. С одной стороны, дети участвуют в практической деятельности, развиваются физически, формируют самостоятельность, ответственность, а с другой стороны - получают эмоциональное удовлетворение от физической деятельности, что в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
1. Авсаджанишвили, В. Н. Медико-социальное исследование детей дошкольного возраста с заболеваниями органов дыхания и пути их оздоровления в амбулаторных условиях [Текст] : автореф. дисс. ... канд. мед. наук: 14.02.03 / В. Н. Авсаджанишвили. - М., 2013. - 25 с.
2. Альбицкий, В. Ю., Баранов, А. А., Камаев, И. А. Часто болеющие дети [Текст] / В. Ю. Альбицкий, А. А. Баранов, И. А. Камаев, М. Л. Огнева - СПб. : Морской Петербург, 2013. - 180 с.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] /Л. И. Божович. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 612 с.
4. Вантеева, Т. В. Реализация технологий сохранения и стимулирования здоровья в работе с детьми дошкольного возраста посредством применения нестандартного оборудования [Текст] / Т. В. Вантеева // Амурский научный вестник, 2014. №1. С. 24-28.
5. Владимирова, Е. В. Часто болеющие дети: клинико¬
психологические особенности, механизмы адаптации, реабилитация [Текст] : автореф. дисс.. канд. мед. наук: 14.01.08 / Е. В. Владимирова. - Саратов, 2012. - 22 с.
6. Волкова, О. В. Социокультурный аспект развития личности ребенка с ослабленным здоровьем [Текст] / О. В. Волкова // Медицинская психология в России: электронный журнал. - 2012. - № 6 (17). - С. 1-7.
7. Волохина, Е. А. Дидактика [Текст] : конспект лекций / Волохова Е. А., Юкина И. В. - Ростов- н/Д. : Феникс, 2013. - 288 с.
8. Волошина, Л. Н. Представления современного ребенка- дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни [Текст] / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. - 2012. - №3. - С. 269¬272.
9. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2015. - 508 с.
10. Галанов, А. С. Игры, которые лечат : для детей от 1 до 3 лет [Текст] / А. С. Галанов. - М. : «ТЦ Сфера», 2006. - 96 с.
11. Галанов, А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет [Текст] / А. С. Галанов. - М. : АРКТИ, 2013. - 96 с.
12. Гударева, О. В. Игра и психическое развитие современных детей [Текст] / О. В. Гударева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2012. - №3. - С. 50-57.
13. Демьянюк, И. Г. Реализация здоровьесберегающей программы в дошкольной образовательной организации через формирование осознанного отношения детей к собственному здоровью [Текст] / И. Г. Демьянюк // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №43. - С. 7-11.
14. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. С. Ежкова. - М. : изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 127 с.
15. Железнова, И. В. Вариативные формы работы по развитию
физических качеств и творческих способностей с учетом возрастных возможностей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. В. Железнова, 2014. - URL : http://ds81biy.edu22.info/?catid=0&id=60(дата
обращения: 21.01.2019)
16. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова. - М. : Академия, 2013. - 288 с.
17. Карпова, С. В. Родительская семья как фактор, формирующий образ жизни [Текст] / С. В. Карпова // Материалы международной научно-практической конференции. - Петрозаводск : КГПУ, 2012. - С. 218-220.
18. Кирпичева, М. Н. Подвижные игры, как средство физического и
всестороннего развития дошкольников [Электронный ресурс] / М. Н. Кирпичева, 2015. - URL : http://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2014/06/03/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-fizicheskogo-i- vsestoronnego-razvitiya (дата обращения: 26.01.2019)
19. Кожевникова, С. В. Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты на современном этапе [Текст] / С. В. Кожевникова // Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности. Сб. Амурского гуманитарно-педагогического гос. ун-та. - 2014. - №1. - С. 441-459.
20. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Н. Н. Кожухова. - М. : Академия, 2013. - 352 с.
21. Козлова, О. С. Современная система гидрореабилитации детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем [Текст] : Дисс.... на соискание ученой степени канд. пед. наук / О. С. Козлова. - М., 2015. - 179 с.
22. Козырева, О. В. Если ребенок часто болеет [Текст] : пособие для педагогов и инструкторов физкультуры / О. В. Козырева. - М. : Просвещение, 2008. - 96 с.
23. Козырева, О. В. Оздоровительно - развивающие игры для дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образов. Учреждений / О. В. Козырева. - М. : Просвещение, 2007. - 94 с.
24. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] / Крылова Н. М. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
25. Латышева, Е. Н. Возможности медикаментозного лечения синдрома обструктивного апноэ сна у детей. Педиатрическая фармакология [Текст] / Ю. Ю. Русецкий, У. С. Малявина, П. А. Храмов. - 2016. - №13. - С. 373-376.
26. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб. : Питер, 2015. - 320 с.
27. Макарова, З. С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях [Текст] / под ред. 3.С. Макаровой, Л. Г. Голубевой. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 180 с.
28. Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №1. - С. 88-92.
29. Модестов, А. А., Косова, С. А. Центры здоровья как связующее звено в организации профилактической помощи детям в России [Текст] / А. А. Модестов, С. А. Косова // Тюменский медицинский журнал. - 2012. - №2.
- С. 7-8.
30. Монгуш, А. Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. / А. Монгуш, 2014.
- URL : http://www.maam.ru/detskijsad/tema-obrazovatelnaja-oblast-fizicheskoe- razvitie-fgos.html(дата обращения: 30.01.2019)
31. Никифоров, Г. С. Психология здоровья [Текст] / Г. С. Никифоров. - СПб. : Питер, 2015. - 607 с.
32. Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (№ 916 от 29.12.2001 г.) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12125274/. - (дата обращения: 09.01.2019)
33. Параничева, Т. М., Тюрина, Е. В. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина // Новые исследования. - 2012. - №1. - С. 68-78.
34. Садовникова, И. В., Айзенштадт, А. А., Мелкумова, М. А. Маркеры выраженности иммунного ответа аденотонзиллярного комплекса и состояния физического развития при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей у детей разного возраста [Текст] / И. В. Садовникова, А. А. Айзенштадт, М. А. Мелкумова // Медицинский альманах. - 2017. - №2. - С. 60-63.
35. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников [Текст] : Практическое пособие / А. Л. Сиротюк. - М. : АРКТИ, 2008. - 60 с.
36. Смирнова, Е. О. Ребенок - взрослый - сверстник [Текст] : методические рекомендации / А. Л. Сиротюк // - М. : МГШ1У, 2013. - 140 с.
37. Соколова, Н. А. Факторы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. А. Соколова // Проблемы теории и практики психологии развития : сб. ст. - 2017. - С. 21-22.
38. Спатаева, М. Х. Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / М. Х. Спатаева. - Омск, 2006. - 27 с.
39. Телегин, М. В. Воспитательный диалог как средство социализации детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Телегин // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 17-22.
40. Телегин, М. В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении [Текст] / М. В. Телегин. - М. : АЛВИАН, 2013. - 224 с.
41. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении [Текст] / Е. И. Удальцова. - Минск, 2013. - 128 с.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.) [Электронный ресурс] // URL :
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения:
09.01.2019).
43. Ходакова, Л. А., Вологдина, И. В. Игровые технологии как средство воспитания и развития дошкольника [Текст] / Л. А. Ходакова, И. В. Вологдина // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет, серия: гуманитарные науки. - 2013. - №2. - С. 31-34.
44. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М. : Просвещение, 2013. - 435 с.