Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ

Работа №109534

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретическое основы развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет
с функциональными расстройствами зрения 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 15
Глава 2 Экспериментальная апробация психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 22
2.1 Выявление уровня личностной готовности к школе детей
6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 49
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов констатирующего эксперимента 61
Приложение В Игры, направленные на развитие у детей 6-7 лет с ФРЗ навыков пространственной ориентировки и самооценки . 63
Приложение Г Конспекты форм взаимодействия с родителями 65
Приложение Д Сводные таблицы результатов контрольного эксперимента

Проблема готовности детей к школе является в настоящее время чрезвычайно актуальной в педагогической теории и практике. Готовность к школе - понятие многоаспектное. Сама по себе готовность предусматривает не просто отдельные знания или умения, а систему определенных основных элементов готовности, таких как: физическая, интеллектуальная, а также личностная готовность. В исследованиях таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, подчеркивается важность и значимость готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, а также определяется понятие «личностная готовность».
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Общеизвестно, что поступление в школу - серьезный шаг в жизни ребенка, который требует основательной подготовки как детей, так и их родителей. Эффективность развития личностной готовности к школе детей с функциональными расстройствами зрения зависит от профессионального взаимодействия между воспитателями, специалистами (тифлопедагогами, педагогами-психологами) и родителями.
Развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет является одной из задач адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с функциональными расстройствами зрения.
Дефект зрения, затрудняя процесс зрительного восприятия, вызывает особенности развития всех видов деятельности, социальных ролей, личностной сферы детей, что, в конечном итоге, сказывается на состоянии личностной готовности к обучению в школе. В тифлопедагогике достаточно внимания уделяется вопросам готовности к обучению в школе детей с функциональными расстройствами зрения, но проблема личностной готовности изучена недостаточно, что говорит о актуальности темы исследования.
Проблему личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения рассматривали такие исследователи в области тифлопедагоги, как З.А. Грачева, М.И. Земцова, Н.Г. Морозова, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева.
Актуальность темы исследования позволила выявить противоречие между важностью целенаправленной работы по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Объект исследования - процесс развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Гипотезой исследования является предположение, что развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности тифлопедагога и педагога- психолога по развитию у детей навыков пространственной ориентировки и самооценки;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам, связанным с развитием познавательных мотивов и внутренней позиции школьника у детей;
- предоставление рекомендаций воспитателям ДОО по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у детей личностной готовности к школе.
Задачи исследования.
1. Проанализировать отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования по проблеме развития личностной готовности к школе детей с функциональными расстройствами зрения.
2. Выявить уровни развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и педагогической практики);
- эмпирические (тестирование, беседа, проективные методики, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
- теория социального взаимодействия А.В. Запорожца;
- подход Д.Б. Эльконина к выделению предпосылок учебной деятельности;
- концепция личностной готовности к школе Л.И. Божович.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования апробированных материалов исследования педагогами- психологами, учителями-дефектологами при построении работы по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» детского сада № 173 «Василёк» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (24 источника), 5 приложениями. В тексте представлены 4 рисунка, 12 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе данного исследования были изучены и проанализированы теоретические основы формирования личностной готовности к школе, в том числе детей 6-7 лет с ФРЗ, представленные в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Е.П. Ильина. Благодаря этим исследованиям мы можем сказать о важности формирования личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ, поскольку непосредственно в этом возрасте встает вопрос обеспечения предпосылок успешного и полноценного обучения ребенка в школе.
Личностная готовность к школе выступает одним из основных факторов, обеспечивающих успех учебной деятельности. Поэтому оценка показателей развития личностной готовности к школе дошкольников с ФРЗ является важной задачей учителя-дефектолога и педагога-психолога. Еще более важной задачей является выявление особенностей формирования личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ. Поэтому данное исследование было посвящено проверке гипотезы о том, что развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности тифлопедагога (учителя- дефектолога) и педагога-психолога по развитию у детей навыков пространственной ориентировки и самооценки;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам, связанным с развитием познавательных мотивов и внутренней позиции школьника у детей;
- предоставление рекомендаций воспитателям ДОО по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у детей личностной готовности к школе.
Указанные психолого-педагогические условия были сформулированы и описаны. Для реализации первого педагогического условия были подобраны игры, которые проводились в совместной деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога с детьми 6-7 лет с ФРЗ. Для второго педагогического условия был разработан план проведения встреч с родителями детей 6-7 лет с ФРЗ. Для реализации третьего педагогического условия были предложены рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы школьной атрибутикой и элементами школьной жизни.
На базе детского сада № 173 «Василёк» АНО ДО «Планета детства» г.о. Тольятти, который посещают дети с нарушениями зрения, была проведена экспериментальная работа по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ. Мы выделили показатели личностной готовности к школе и подобрали диагностические методики, с помощью которых были проведены констатирующий и контрольный этапы эксперимента.
Реализация выделенных нами психолого-педагогических условий на этапе формирующего эксперимента показала положительную динамику показателей личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 8%, детей со средним уровнем стало на 33% больше, а количество детей с низким уровнем развития личностной готовности сократилось на 41%. Что касается самооценки детей 6-7 лет с ФРЗ: количество детей с завышенной самооценкой снизилось на 8%; количество детей с заниженной самооценкой уменьшилось на 8; количество детей с адекватной самооценкой на 16% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, получены экспериментальные данные подтверждают положения гипотезы.



1. Акшонина А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложным сенсорными и множественными нарушениями развития. М. : «Логос», 2008. 312 с.
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //
Изучение мотивации поведения детей и подростков : сборник
экспериментальных исследований / ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. М. : Педагогика, 1972. 234 с.
3. Венгер A. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М. : Педагогика, 1988. 135 с.
4. Вертугина В. Н. Состояние подготовки детей дошкольного возраста с отклонением зрения к обучению в общеобразовательной школе // Наука вчера, сегодня, завтра : материалы II международной заочной научно¬практической конференции. Новосибирск : Изд. «СибАК», 2013. С. 84-90.
5. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 2013. 320 с.
6. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. № 2. С. 16-22.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : ЭКСМО, 1996. 214 с.
8. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1128-1139.
9. Гусева М. Р. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М. : Просвещение, 2016. 290 с.
10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Компенс- Центр, 2000. 184 с.
11. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М. : Экзамен, 2008. 159 с.
12. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Электронный ресурс] : учеб. пособие. СПб. : ПИТЕР, 2000. URL: http://irbis.kkdb.ru/367565.shtml (дата обращения: 30.11.2019).
13. Командирова В. М. Диагностика готовности ребенка 6-7 лет к
обучению в школе [Электронный ресурс] // Справочник педагога-психолога. 2013. № 2. URL: http://irbis.kkdb.ru/412321.shtml (дата обращения:
11.11.2019).
14. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений М. : СПб. 336 с.
15. Никулина Г. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения : учебное пособие / под ред. Г. В. Никулиной; Г. В. Никулина, И. П. Волкова, Е. К. Фещенко. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. 84 с.
16. Осипова Л. Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушением зрения Методическое пособие. М. : Челябинск, 2005. 233 с.
17. Плаксина Л. И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения / под ред. Л. И. Плаксиной. М. : Калуга, 1998. 112 с.
18. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : Учебное пособие / под ред. Л. И. Плаксиной. М. : РАОИКП, 2015. 210 с.
19. Плаксина Л. И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего вида : Учебно-методическое пособие / под ред. Л. И. Плаксиной. М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2013. 112 с.
20. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов : научное издание / АПН РСФСР, Ин-т психологии; Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : Просвещение, 1964. 352 с.
21. Солнцева Л. И. Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики. М. : ООО ИПТК «Логос» ВОС, 2014. 446 с.
22. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 103 с.
23. Юдина Т. А. Проблема психологической готовности к школе в работах Л. И. Божович [Электронный ресурс] // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. М. : Психологический институт РАО. 2008. URL: http://psyjournals.ru/30164_full.shtml (дата обращения: 25.11.2020).
24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды : учебное пособие. М. : Педагогика, 1989. 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ