Формирование геометрических понятий у младших школьников на уроках математики
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Основные характеристики понятия «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур 7
1.2 Особенности формирования геометрических понятий у детей 18 младшего школьного возраста
1.3. Анализ программ и учебников по математике по проблеме
исследования 24
1.4. Условия формирования геометрический понятий у детей младшего
школьного возраста 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
понятий у младших школьников 40
2.2. Реализация условий формирования геометрических понятий у детей
младшего школьного возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Основные характеристики понятия «геометрическая фигура». Виды геометрических фигур 7
1.2 Особенности формирования геометрических понятий у детей 18 младшего школьного возраста
1.3. Анализ программ и учебников по математике по проблеме
исследования 24
1.4. Условия формирования геометрический понятий у детей младшего
школьного возраста 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1. Изучение начального уровня сформированности геометрических
понятий у младших школьников 40
2.2. Реализация условий формирования геометрических понятий у детей
младшего школьного возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Актуальность проблемы исследования. «Изучение такого предмета как математика тесно связано с усвоением определённой системы понятий. Для того чтобы владеть этой системой и вслед за тем уже благополучно использовать приобретённые знания и умения, нужно в начале понять, как устроены их определения, каковы особенности математических понятий и из чего формируется их объём. Эти познания необходимы учителю младших классов так как, он самым первым вводит ребят в интересный мир математических познаний. И от того, как правильно и благополучно он это делает, зависит и отношение ребёнка в дальнейшем» [21].
«Понятия считаются одним из самых ключевых элементов в содержании всякого учебного предмета в младших классах, а так же и в самой математике. На протяжении всей жизни, понятийное мышление складывается в младших классах, открывается, совершенствуется. [21, с.3]. Разрабатывают методы формирования понятия, описывают его виды и действия с ними следующие авторы: Н.Я. Виленкин, Р.В. Канбекова, Н.Н. Лаврова, Л.П. Стойлова.
«Необходимость и вероятность введения в младших классах пропедевтического курса геометрии дискутируется общественностью педагогов нашего государства уже больше века. И в данный момент на нынешний день данный курс не нашёл достойное место в наших школах. Причины, побуждавшие к созданию всевозможных вариантов данного курса не достаточно весомые:
1) работа с геометрическими объектами разрешает активно применить наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близкие младшим школьникам;
2) постоянное наращивание объема, при изучении геометрического материала в младших классах, содействует большей подготовки учащихся к изучению курса геометрии. Следовательно, развивая пространственное мышление и систему геометрических понятий. Это разрешает понизить у подростков старших классов немаловажные проблемы, которые образуются при изучении геометрии» [55, с. 10].
Задачами развития таких представлений как пространственных, занимались многие известные психологи: Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов и другие исследователи механизма восприятия пространства. Вопросы методического характера, которые связанные с формированием и развитием пространственных представлений в процессе учения геометрическим элементам в младшей школе рассматривали И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и др.
«Необходимость исследования геометрического материала в преподавании математики младшей школы не видется спорной, но структурный анализ учебных пособий демонстрирует, что в них имеется мало геометрического материала для того, чтобы сформировать у школьников систему геометрических понятий» [34, с. 15].
Таким образом, появляется острое возражение между необходимостью практики и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы, что собственно и определяет актуальность исследования. «В связи с этим, геометрическое понятие не всегда сформировано на наиболее высоком уровне. Выпускники младших классов испытывают затруднения в обучении. Следовательно, такая проблема как формирования геометрических понятий у учеников младших классов является актуальным во все времена» [21, с.11].
Исходя из этого, нами была определена тема исследования: «Методика формирования геометрических понятий у младших школьников».
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по такой проблеме как формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить условия, способствующие формированию
геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
3. Провести анализ программ и учебников по математике.
4. Выявить начальный уровень сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
5. Реализовать выделенные условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
6. Проверить эффективность реализации выделенных условий при повторном обследовании младших школьников.
Теоретическую основу исследования составляют: основы формирования геометрических представлений младших школьников (Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Е.В. Знаменская, В.А. Панчищина, Н.С. Подходова, Т.А. Покровская, А.М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); совершенствование методики обучения элементам геометрии учащихся начальной школы (И.И. Аргинская, И.Ф. Шарыгин, А.В. Белошистая, В.А. Гусев, М.И. Моро, В.А. Панчищина, И.В. Шадрина); методические исследованиям процесса обучения математике (В.В. Афанасьев, Н.Я. Виленкин, Е.И. Смирнов, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, В.В. Давыдов, В.А. Далингер, А.Л. Жохов, Л.В. Занков, Н.Х. Розов, Н.Ф. Талызина, В.А. Тестов, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость работы: Содержащиеся в исследовании теоретический анализ и синтез, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, обследование, изучение и обобщение опыта педагога и сделанные на их базе выводы могут быть основанием для методической работы для учителей младших классов. Разработанная нами и проведенная система упражнений, которая направленная на формирование геометрических понятий может быть предложена учителям для использования на уроках математики в начальной школе.
База исследования: МБОУ СОШ с. Аятское. В исследовании участвовали 18 детей.
Структура работы. Работа состоит из теоретической и методической основы формирования геометрических понятий младших школьников
«Понятия считаются одним из самых ключевых элементов в содержании всякого учебного предмета в младших классах, а так же и в самой математике. На протяжении всей жизни, понятийное мышление складывается в младших классах, открывается, совершенствуется. [21, с.3]. Разрабатывают методы формирования понятия, описывают его виды и действия с ними следующие авторы: Н.Я. Виленкин, Р.В. Канбекова, Н.Н. Лаврова, Л.П. Стойлова.
«Необходимость и вероятность введения в младших классах пропедевтического курса геометрии дискутируется общественностью педагогов нашего государства уже больше века. И в данный момент на нынешний день данный курс не нашёл достойное место в наших школах. Причины, побуждавшие к созданию всевозможных вариантов данного курса не достаточно весомые:
1) работа с геометрическими объектами разрешает активно применить наглядно-действенный, наглядно-образный и наглядно-логический уровни мышления, которые наиболее близкие младшим школьникам;
2) постоянное наращивание объема, при изучении геометрического материала в младших классах, содействует большей подготовки учащихся к изучению курса геометрии. Следовательно, развивая пространственное мышление и систему геометрических понятий. Это разрешает понизить у подростков старших классов немаловажные проблемы, которые образуются при изучении геометрии» [55, с. 10].
Задачами развития таких представлений как пространственных, занимались многие известные психологи: Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов и другие исследователи механизма восприятия пространства. Вопросы методического характера, которые связанные с формированием и развитием пространственных представлений в процессе учения геометрическим элементам в младшей школе рассматривали И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и др.
«Необходимость исследования геометрического материала в преподавании математики младшей школы не видется спорной, но структурный анализ учебных пособий демонстрирует, что в них имеется мало геометрического материала для того, чтобы сформировать у школьников систему геометрических понятий» [34, с. 15].
Таким образом, появляется острое возражение между необходимостью практики и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы, что собственно и определяет актуальность исследования. «В связи с этим, геометрическое понятие не всегда сформировано на наиболее высоком уровне. Выпускники младших классов испытывают затруднения в обучении. Следовательно, такая проблема как формирования геометрических понятий у учеников младших классов является актуальным во все времена» [21, с.11].
Исходя из этого, нами была определена тема исследования: «Методика формирования геометрических понятий у младших школьников».
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения математике в начальных классах.
Предмет исследования: условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по такой проблеме как формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить условия, способствующие формированию
геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
3. Провести анализ программ и учебников по математике.
4. Выявить начальный уровень сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
5. Реализовать выделенные условия формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
6. Проверить эффективность реализации выделенных условий при повторном обследовании младших школьников.
Теоретическую основу исследования составляют: основы формирования геометрических представлений младших школьников (Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, Е.В. Знаменская, В.А. Панчищина, Н.С. Подходова, Т.А. Покровская, А.М. Пышкало, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.); совершенствование методики обучения элементам геометрии учащихся начальной школы (И.И. Аргинская, И.Ф. Шарыгин, А.В. Белошистая, В.А. Гусев, М.И. Моро, В.А. Панчищина, И.В. Шадрина); методические исследованиям процесса обучения математике (В.В. Афанасьев, Н.Я. Виленкин, Е.И. Смирнов, Г.Д. Глейзер, В.А. Гусев, В.В. Давыдов, В.А. Далингер, А.Л. Жохов, Л.В. Занков, Н.Х. Розов, Н.Ф. Талызина, В.А. Тестов, Д.Б. Эльконин).
Практическая значимость работы: Содержащиеся в исследовании теоретический анализ и синтез, изучение результатов деятельности обучающихся, наблюдение, обследование, изучение и обобщение опыта педагога и сделанные на их базе выводы могут быть основанием для методической работы для учителей младших классов. Разработанная нами и проведенная система упражнений, которая направленная на формирование геометрических понятий может быть предложена учителям для использования на уроках математики в начальной школе.
База исследования: МБОУ СОШ с. Аятское. В исследовании участвовали 18 детей.
Структура работы. Работа состоит из теоретической и методической основы формирования геометрических понятий младших школьников
В данной исследовательской работе нами была изучена проблема формирования геометрических понятий в начальной школе. На основе изученной литературы, учебников, программ, анализа и обобщения, мы сделали следующие выводы:
1. При введении математических понятий учащиеся должны понимать, что существуют различные определения эти понятий.
2. Необходимо вести систематическую работу по выработке необходимых навыков подведения понятий под определение.
3. Необходимо на уроках математики применять метод наглядности, что позволяет наглядно показать учащимся практическое применение полученных ими знаний и умений.
4. Геометрический материал является важнейшим средством способности мыслить творчески, не стандартно, формирования образного мышления.
5. При обучении элементам геометрии в школе, необходимо опираться на имеющийся опыт детей, обогащать и уточнять их представления.
Для формирования наивысшей мотивации учебного процесса, а еще в развитии всех форм мышления младшего учащегося, особую роль важно отводить геометрии, потому что данный возраст считается одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребёнка. Необходимость формирования понятий стоит на одном из первых мест в результатах обучения по ФГОС, поэтому обучающийся на выходе из начальной школы должен владеть ими. Вследствие этого в курсе математики младшей школы нужно увеличить роль геометрических методов, геометрического материала. Придать изначальному курсу геометрии большей самостоятельности, как по методам изучения, так и содержанию и объёму, сконцентрировав внимание на изучении стереометрического материала, и формировании элементарных пространственных представлений у школьников.
Исследование проблемы формирования геометрических понятий обогатило и расширило знания об их образовательных возможностях. Выбранная проблема для исследовательской работы действительно является актуальной и востребованной в наше время. Ведь, изучение геометрических понятий в начальной школе закладывает огромный базис для дальнейшего углубленного изучения геометрии в средней школе.
Нами была проведена диагностическая работа по исследованию уровня сформированности геометрических понятий по следующими показателям:
1) умение распознавать плоские геометрические фигуры;
2) умение пользоваться чертежными принадлежностями;
3) умение выделять существенные признаки плоских геометрических фигур;
4) умение вычислять периметр прямоугольника;
5) умение записывать единицы измерения длины.
Были разработаны уроки, содержащие этапы формирования геометрических понятий, предложенных Н. Ф. Талызиной. В контрольном этапе исследовательской работы была проведена вторая диагностика, которая показывала эффективность выбранной нами методики формирования понятий. В итоге, мы получили улучшенные результаты по уровню сформированности геометрических понятий.
Опытно - исследовательская работа была интересна тем, что в ней рассмотрены: процесс создания средств их формирования, а так же функции геометрического материала. Усвоение понятий это очень сложный, но в тоже время важный процесс, формирующий фундамент дальнейшего овладения учебных дисциплин.
Таким образом, после проведенной опытно - поисковой работы уровень развития геометрических представлений значительно повысился. Это говорит о том, что: правильно выделенные условия и составленный комплекс уроков эффективен для формирования геометрических понятий у учащихся и может быть рекомендован для учителей начальных классов.
Поставленная нами в работе цель достигнута, задачи решены.
1. При введении математических понятий учащиеся должны понимать, что существуют различные определения эти понятий.
2. Необходимо вести систематическую работу по выработке необходимых навыков подведения понятий под определение.
3. Необходимо на уроках математики применять метод наглядности, что позволяет наглядно показать учащимся практическое применение полученных ими знаний и умений.
4. Геометрический материал является важнейшим средством способности мыслить творчески, не стандартно, формирования образного мышления.
5. При обучении элементам геометрии в школе, необходимо опираться на имеющийся опыт детей, обогащать и уточнять их представления.
Для формирования наивысшей мотивации учебного процесса, а еще в развитии всех форм мышления младшего учащегося, особую роль важно отводить геометрии, потому что данный возраст считается одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребёнка. Необходимость формирования понятий стоит на одном из первых мест в результатах обучения по ФГОС, поэтому обучающийся на выходе из начальной школы должен владеть ими. Вследствие этого в курсе математики младшей школы нужно увеличить роль геометрических методов, геометрического материала. Придать изначальному курсу геометрии большей самостоятельности, как по методам изучения, так и содержанию и объёму, сконцентрировав внимание на изучении стереометрического материала, и формировании элементарных пространственных представлений у школьников.
Исследование проблемы формирования геометрических понятий обогатило и расширило знания об их образовательных возможностях. Выбранная проблема для исследовательской работы действительно является актуальной и востребованной в наше время. Ведь, изучение геометрических понятий в начальной школе закладывает огромный базис для дальнейшего углубленного изучения геометрии в средней школе.
Нами была проведена диагностическая работа по исследованию уровня сформированности геометрических понятий по следующими показателям:
1) умение распознавать плоские геометрические фигуры;
2) умение пользоваться чертежными принадлежностями;
3) умение выделять существенные признаки плоских геометрических фигур;
4) умение вычислять периметр прямоугольника;
5) умение записывать единицы измерения длины.
Были разработаны уроки, содержащие этапы формирования геометрических понятий, предложенных Н. Ф. Талызиной. В контрольном этапе исследовательской работы была проведена вторая диагностика, которая показывала эффективность выбранной нами методики формирования понятий. В итоге, мы получили улучшенные результаты по уровню сформированности геометрических понятий.
Опытно - исследовательская работа была интересна тем, что в ней рассмотрены: процесс создания средств их формирования, а так же функции геометрического материала. Усвоение понятий это очень сложный, но в тоже время важный процесс, формирующий фундамент дальнейшего овладения учебных дисциплин.
Таким образом, после проведенной опытно - поисковой работы уровень развития геометрических представлений значительно повысился. Это говорит о том, что: правильно выделенные условия и составленный комплекс уроков эффективен для формирования геометрических понятий у учащихся и может быть рекомендован для учителей начальных классов.
Поставленная нами в работе цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие пространственного мышления младшего школьника на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Организация развития логических универсальных учебных действий у
младших школьников на уроках математики при использовании комплекса заданий развивающего характера
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Условия формирования у младших школьников геометрических понятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Методы формирования геометрических понятий
у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Метод проекта как средство формирования математических понятий у учащихся начальных классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ
ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



