Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №115635

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы формирования географических понятий у
младших школьников 6
1.1. Проблема формирования научных понятий у младших школьников
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Современные подходы в формировании географических понятий у
младших школьников 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по формированию
географических понятий у младших школьников 27
2.1. Диагностика уровня сформированности географических понятий у
младших школьников 27
2.2. Разработка и внедрение комплекса игровых заданий по
формированию географических понятий у младших школьников 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 64


Современные условия жизни общества обязывают переоценить и пересмотреть цели образования. Главная цель должна заключаться в развитии личности на начальном этапе обучения.
Начальное образование обеспечивает получение предметных знаний и формирование понятийного мышления. В осуществлении этих задач главным является формирование научных понятий, которые помогают учащимся приспосабливаться к социальной среде. Начинать знакомить с первоначальными географическими понятиями нужно в младшем школьном возрасте. Так как в этот период развития формируется представление о мире и планете в целом.
В учебной деятельности эту задачу выполняют уроки по окружающему миру. Работа на уроке включает знакомство с геосферой, географической картой, глобусом и планом местности. В будущем полученные знания помогут усвоить курс «География» на средней ступени обучения.
Понятия, изучаемые в начальной школе, являются главным звеном дальнейшего обучения. Известно, что понятия включают четкие определения и лишены эмоциональной окраски. Ученики стараются заучить наизусть, но при этом не имеют представление о самом понятии. Поэтому перед учителем возникает проблема: как заинтересовать учащихся, и какие следует создать условия по формированию географических понятий.
Тема нашей исследовательской работы наиболее актуальна на данный момент. Доказательство этому представлено в ФГОС начального общего образования. В нем описаны требования к результатам освоения программы начального образования. Личностные результаты заключаются в: 1) формировании целостного взгляда на мир; 2) овладении умениями адаптации в развивающемся мире.
Метапредметные результаты, должны обеспечить овладение начальными знаниями о природных объектах, процессах и явлениях. Предметные результаты в курсе по «Окружающему миру» должны заключаться в формировании у учащихся представлений о планете и мире, знаний о природных объектах. Также ученики должны усвоить элементарные нравственные правила в мире природы и людей [42, с.6].
Среди ученых сложились разные мнения по формированию географических понятий. Н.Ф.Виноградова утверждает, что учащиеся должны изучать не только масштабы нашей страны, но и знакомится с первооткрывателями континентов Земли, природных зон [10, с.26]. Л.В. Занков же считал, что без знаний в области географии невозможно получить представление о явлениях, происходящих во времени и пространстве [30, с.6]. А В.В. Давыдов утверждает, что усвоение понятий должно происходить с первого раза, без первоначального повторения. Но всех ученых объединяет общее представление о понятии в целом. Понятие, по их мнению, главный компонент получения знаний, помогающий добиться результатов в практической деятельности.
Цель исследования: спроектировать и проверить на практике эффективность комплекса игровых заданий по формированию географических понятий у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: процесс формирования географических понятий на уроках окружающего мира.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что формирование географических понятий у младших школьников будет проходить более эффективно, если:
1. Раскрыть теоретическую базу вопроса формирования географических
понятий; создать условия, способствующие лучшему усвоению понятий.
2. Разработать и внедрить в содержание уроков окружающего мира комплекс игровых заданий.
3. Использовать различные виды игровой деятельности:
интеллектуальные, дидактические и подвижные.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, мы обосновали ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования географических понятий.
2. Выявить специфику формирования географических понятий у младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс игровых заданий по формированию географических понятий.
4. Провести контрольную диагностику, чтобы выявить изменения в уровнях сформированности географических понятий у младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение школьной документации, эксперимент, количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Воротнее.
Практическая значимость: комплекс игровых заданий может быть использован учителями начальных классов на уроках «Окружающего мира», а также в среднем звене обучения курса «География».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений. Всего в работе представлено 84 стр., 14 таблиц и 8 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные условия жизни обязывают нас иметь представление о мире и планете в целом. Отправляясь в отпуск, путешествуя по стране и попросту идя на работу, везде человеку нужны знания о географии. Начинать знакомить с первоначальными географическими понятиями нужно в младшем школьном возрасте.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы спроектировать и проверить на практике комплекс игровых заданий по формированию географических понятий у младших школьников.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования нами было реализовано осуществление следующих задач. Первая задача нами была выполнена в ходе анализа психолого-педагогической литературы. Были рассмотрены термины «понятие» и «научные понятия». Изучены мнения различных ученых по проблеме формирования научных понятий. Далее был выделен термин «географические понятия», его виды, и этапы формирования. В результате чего нами были созданы условия. Для выявления специфики значимости географических понятий, в следующем параграфе мы выделили современные подходы по формированию понятий. Провели анализ учебных программ и их подходы по формированию географических понятий. Далее выделили критерии и уровни сформированности географических понятий.
Во второй главе нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Сначала был выявлен исходный уровень сформированности географических понятий у учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов. Результаты методики показали уровень в 3 «А» классе ниже, что позволило нам обозначить класс как экспериментальная группа. С ней и был проведен формирующий этап эксперимента.
Мы предположили, что формирование географических понятий будет проходить более эффективно, если: раскрыть теоретическую базу вопроса формирования понятий, создать условия, способствующие лучшему усвоению понятий; разработать и внедрить в содержание уроков окружающего мира комплекс игровых заданий; использовать различные виды игровой деятельности: интеллектуальные, дидактические и подвижные.
Исходя из этого, мы разработали комплекс игровых заданий по окружающему миру. В комплекс были включены десять игровых заданий. Заключительная задача была реализована в результате проведения контрольной диагностики по выявлению изменений в уровнях сформированности географических понятий у младших школьников. Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень сформированности географических понятий у экспериментальной группы значительно повысился.
Следовательно, мы доказали, что формирование географических понятий будет проходить более эффективно, если создать условия, внедрить комплекс игровых заданий и использовать различные виды игровой деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза успешно доказана, цель достигнута. Комплекс игровых заданий показал свою эффективность и в дальнейшем может быть использован учителями начальных классов на уроках «Окружающего мира» и в среднем звене обучения в курсе «География».



1. Арасланова А.А. Методика обучения предмету «Окружающий мир» в кроссвордах: учебно-методическое пособие. М.: Берлин: Директ-медиа, 2016. 85с.
2. Аквилева Г.Н., Клепинина 3.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. М.: ВЛАДОС, 2001. 240с.
3. Баранов С.Н. Физиологические основы мыслительной деятельности.
М.: Интерактивная наука . № 7 (17). 2017. с. 33-35.
4. Баранов,С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников : учеб. для студентов вузов, обуч. по направлениям подготовки «Пед. Образование», «Психолого-пед. Образование». М.: Академия, 2015. 464 с.
5. Барашкина С.Б. Учет уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // Начальная школа. 2016. №6. С.9-12.
6. Богоявленский Д.Н. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. М.: 1962. 69 с.
7. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001. 1456с.
8. Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. Методические
рекомендации. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций.2-е изд. М.: Баллас, 2016
9. Виноградова Н. И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы // Проблемы и перспективы развития образования: М.: Пермь: Меркурий, 2014. С. 115-116.
10. Виноградова Н.Ф Окружающий мир. Методические рекомендации. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.2-е изд: М.: Вентана-Граф, 2014г. 192 с.
11. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З. Особенности формирования естественно-научных знаний в современной школе школе. 2017.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс,
1996. 556 с.
13. Галушко И.Г. Уроки географии в современной школе. М.: Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С.80-81.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: 1985
15. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения действий. М.: АПН РСФСР, 1968. 86 с.
16. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб.пособие для студентов. М.: Владос, 2015.
17. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта. М.: Вестник,
1997. 107-113с.
18. Дрелиховская В.Е. Формирование основных географических понятий у детей младшего школьного возраста. М.: Вологда: ООО «Маркер»,2016. 200 с.
19. Емельянова И.Н., Сергеева Б.В. Формирование обществоведческих понятий на уроках окружающего мира в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3.
20. Ефимов В.Ф. Личностно-ориентированный подход к изучению
географии // География в школе. 2009
21. Жуйкова О.А. Роль дидактических игр в развитие познавательных интересов и способностей младших школьников // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века. 2016. С.34-36.
22. Залесова Н.В. Формирование научных понятий //Известия Уральского государственного университета. 2009, № 4(68). С. 126-134.
23. Кабанова-Меллер. Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. М.: АН РСФСР, 1962. 376 с.
24. Кириллина А.Д. Научно-методическая разработка «Сущность деятельностного подхода в образовательном процессе». 2015
25. Коваль Т.В., Крючкова Е.А. Метапредметный подход к изучению понятий: требования Федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе. М.: Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. №3(39) с.75-84.
26. Кузнецова Э.А. Практикум по методике обучения географии:
учеб.пособие для студентов. М.: Идз-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 95 с.
27. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: 1989.
28. Михайловская Л.В. Методика обучения предмету «Человек и мир»: учеб.метод.пособие. М.: БГПУ, 2014. 126с.
29. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Закон273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2017] [Глава VII] [Статья 66]
30. Нечаева Н.В., Бухалова С.В. Программа начального общего образования. Система Занкова Л.В. М.: «Федоров», 2011. 224 с.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений М.: Оникс, 2009. 1359 c.
32. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания спутник+, 2006. 191 с.
33. Омельянович И.Г. Географические понятия и их формирование // В помощь педагогу. 2017. №6 С.10-13.
34. Плешаков А.А., Ионова М.А. Окружающий мир. Методические
рекомендации. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват.
организаций.2-е изд. М.: Просвещение, 2014. 143 с.
35. Смирнова М.С. Изучение природных зон на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2016.№11. С.57-60.
36. Смирнова М.С. Интегрированный подход в ознакомлении младших школьников с окружающим миром // Научные исследования: от теории к практике. 2016.
37. Степанова Н.А. Современные подходы к развитию понятий у дошкольников и младших школьников. М.: Фундаментальные исследования, 2015. 2243-2247с.
38. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 173 с.
39. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999
40. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 174 с.
41. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800с.
42. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября2011 г. № 2357
43. Федотова О.Н. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. 3-е изд.: В 2 ч. М.: Академкнига, 2014
44. Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе: учеб.пособие для студентов педвузов. М.: Уфа: БГПУ, 2016. 70 с.
45. Хужаназарова С.Н., Рахматова С. Условия формирования географических представлений у младших школьников на уроках окружающего мира//2016
46. Чемоданова Г.И. Формирование у младшего школьника природоведческих представлений и понятий
47. Черемушкина О.Ф. Формирование у учащихся научных понятий в процессе обучения // Вестник. 2012
48. Чувакова Л.И. Интеллектуальные игры как средство развития одаренности младших школьников // Создание интегративного образовательного пространства для развития детской одаренности. 2014. С.137-143
49. Шарапов В. П. Наглядность и процесс формирования понятий в начальной школе // Начальная школа. 2013. № 7. С. 16-17.
50. Шведова Д.Д., Натарова Д.В. Развитие коммуникативных способностей у младших школьников средствами подвижных игр // Экологическая безопасность, здоровье и образование. 2017. С.381-383
51. Эльмурзаев Р.С. Особенности формирования понятийного аппарата у учащихся при проведении уроков географии // Современный взгляд на будущее. 2016. С.187-190.
52. Ярычев Н.У. Компетентностный подход как фактор повышения качества образования // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. 156 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ