Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94698

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Исторический анализ геометрического содержания в курсе
математики начальной школы 11
1.2. Подходы к формированию математических понятий у детей
младшего школьного возраста 20
1.3 Особенности формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 49
2.1. Выявление уровня сформированности геометрических поня­тий у детей младшего школьного возраста 49
2.2. Педагогические условия формирования геометрических поня­
тий у детей младшего школьного возраста посредством практиче­ских работ 60
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101

Актуальность. В последние десятилетия существенно изменился под­ход к задачам, стоящим перед школой. Основная задача начальной школы - сформировать учебную деятельность младших школьников. Специфика учеб­ной деятельности заключается во взаимодействии обучающегося с научными понятиями. Формирование у школьников научных понятий, системы этих по­нятий, является одной из основных задач школьного обучения на всех его эта­пах, поэтому вопросы поиска путей глубокого и прочного их усвоения всегда были и остаются актуальными вопросами педагогической теории и практики. Однако анализ практики показывает, что у обучающихся при формировании понятий часто возникают большие трудности. Обучающиеся с трудом разли­чают признаки понятий, с трудом соотносят их. У них затруднена такая форма мыслительной деятельности, как образование умозаключений. Наблюдается тенденция к механическому заучиванию материала [72].
Проблема формирования геометрических представлений у детей млад­шего школьного возраста постоянно находится в центре внимания государ­ственных структур, психолого-педагогической теории и практики обучения математике в начальной школе. Об этом свидетельствуют стратегические до­кументы, определяющие роль и место начального образования: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России и Концепция развития матема­тического образования в Российской Федерации, утверждённая приказом Ми­нобрнауки России от 24 декабря 2013 года [1].
Геометрический смысл начального курса математики способствует не только освоению обучающимися математической компетентности, но и фор­мированию элементов ключевых компетенций, например способности крити­чески мыслить, находить различные способы для решения учебной задачи, со­ставлять алгоритм выполнения действий, анализировать и отбирать необходи­мые для решения задач данные или информацию, строить связные высказыва­ния с использованием математической терминологии, работать и взаимодей­ствовать в группе или команде и тому подобное [30].
Именно потребность в обновлении образовательного процесса обусло­вила внесение изменений в Федеральный государственный стандарт началь­ного общего образования (ФГОС НОО). В отличие от предыдущей редакции в новом документе требования к результатам обучения сформулированы с уче­том компетентностного подхода к оценке знаний, включая требования к со­держательной линии «Пространственные отношения. Геометрические фи­гуры»: определять существенные признаки геометрических фигур; называть элементы многоугольников, квадрата и круга; изображать геометрические фи­гуры на листе в клеточку, строить прямоугольники; обозначать геометриче­ские фигуры буквами латинского алфавита; конструировать геометрические фигуры из других фигур; разбивать фигуру на части. Определенные умения являются необходимыми, но недостаточным условием овладения предметной компетентности по геометрии. Ученику нужна также способность мобилизо­вать эти умения в нужный момент. Именно на формирование этого качествен­ного образования личности также должен быть направлен современный обра­зовательный процесс [6].
Степень изученности проблемы. Теоретические основы обучения ма­тематике школьников разработаны в трудах следующих математиков и педа­гогов: Л.К. Артемова, Я.И. Груденова, В.А. Гусева, В.А. Далингера, Г.В. До­рофеева, М.И. Зайкина, Ю.М. Колягина, В.И. Крупича, Г.Л. Луканкина, Е.И. Лященко, В.И. Мишина, Г.И. Саранцева, А.А. Столяра, Н.А. Терешина, Р.А. Утеевой, П.М. Эрдниева. В работах А.К. Артемова, Я.И. Груденова, М.И. Зай­кина, Т.А. Ивановой, Ю.М. Колягина, Г.И. Саранцева, Н.А. Терешина и других особое внимание уделяется вопросам совершенствования способов введения новых понятий, содержания и методики работы с ними, а также определения способов выявления уровня их усвоения школьниками. Усвоение понятий, по мнению ученых, предполагает усвоение действий, соответствующих им, в частности, действий распознавания и выведения следствий. Соответствующие упражнения в аспекте содержания обучения выступают в качестве носителя этих действий. В исследованиях Я.И. Груденова, М.Р. Леонтьевой, Г.И. Саран­цева, C.B. Суворовой и др. отмечается, что упражнения на практических заня­тиях являются важным средством формирования у учащихся математических знаний, способов деятельности, одной из основных форм учебной работы школьников в процессе изучения математики.
Как средство формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста нами были выбраны практические работы.
Под практической работой обучающихся мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время [50].
Актуальность использования практических работ при формировании геометрических понятий у детей младшего школьного возраста раскрыта в ра­ботах М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, М.И. Моро, Я.И. Груденова, В.И. Ми­шиной и др.
В настоящее время имеет место ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне: современными требованиями об­щества к формированию геометрических понятий у детей младшего школь­ного возраста и недостаточным уровнем их сформированности;
на научно-педагогическом уровне: между необходимостью научно-тео­ретического обоснования процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и недостаточностью исследований по данному направлению в педагогической науке;
на научно-методическом уровне: теоретическим обоснованием процесса формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста и отсутствием системы практических заданий, которая способствовала бы их формированию у обучающихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности геометрических поня­тий у детей младшего школьного возраста. Сейчас нужны новые подходы к формированию геометрических понятий у детей младшего школьного воз­раста, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод практических работ.
Проблема - каковы возможности практических работ в процессе фор­мирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования - процесс формирования геометрических поня­тий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - условия формирования геометрических поня­тий у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза - формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста будет успешным при соблюдении и реализации следую­щих психолого-педагогических условий:
• Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии;
• Формирование геометрических понятий у детей младшего школь­ного возраста через использование конструкторского способа;
• Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еомет- рия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит опре­деленный вклад в разработку проблемы формирования геометрических поня­тий у детей младшего школьного возраста и позволяет сделать следующие вы­воды.
Нами уточнено понятие геометрические понятия, которые являются од­ним из важнейших элементов системы научных знаний, логической основой законов и теорий. Они играют ведущую роль в процессе усвоения системы начальных математических знаний. Определены особенности, структура и со­держание формирования геометрических понятий у детей младшего школь­ного возраста.
Выделены критерии и показатели геометрических понятий:
1. Способность к аналитико-синтетической деятельности, показателями которого являются сформированность навыков анализа и синтеза, умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, умения классифицировать ма­териал, знание формы простейших геометрических фигур.
2. Сформированность навыков визуального анализа, показателями кото­рого является умение визуально находить общие и отличительные признаки.
3. Знание геометрических фигур, показателями которого являются уме­ние выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
4. Умение ориентироваться в пространстве, показателями которого яв­ляются знания детьми частей тела, парных направлений, расположение пред­метов на плоскости стола, понимание словесных обозначений пространствен­ных отношений.
Формирование геометрических понятий у детей младшего школьного возраста является важным элементом образовательного процесса при обуче­нии предмету «Математика». Особое содержание геометрического материала, включенного в программу математики и реализованного в системе тщательно 82
отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами). На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по форми­рованию важных практических навыков.
В ходе исследования нами доказано, что эффективность формирования геометрических понятий у детей младшего школьного возраста обеспечива­ется реализацией комплекса условий: Активное использование наглядности, алгоритма при внедрении практических работ на уроках геометрии; Формиро­вание геометрических понятий у младших школьников через использование конструкторского способа; Систематичность работы, расширение содержания курса «Г еометрия» путем разработки и апробации курса практических работ «Занимательная геометрия», вызывающего интерес детей к геометрическому материалу.
Подобран диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности геометрических понятий у детей младшего школьного воз­раста. Проведенное исследование показало, что геометрические понятия детей сформированы недостаточно, ученики испытывают затруднения при узнава­нии и воспроизведении данных понятий, хотя известно, что понятия счита­ются одним из самых ключевых элементов в содержании любого учебного предмета в младших классах, в частности, при изучении математики.
Экспериментальная проверка основных положений гипотезы свидетель­ствует об успешности формирования геометрических понятий у детей млад­шего школьного возраста, что подтверждается переходом большинства детей на более высокий уровень сформированности геометрических понятий и пред­ставлений. Проведенное нами исследование показало значимость полученных результатов, что подтверждено результатами повторной диагностики.
Наше исследование, осуществленное в рамках обучения практического курса «Занимательная геометрия» является ступенью к решению общей про­блемы формирования геометрических понятий у обучающихся и повышения качества математического образования младших школьников в целом.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута.


1. Александрова, Е. Особенности учебной программы по математике / Е. Александрова, А. Кондратюк // Начальное образование. Методический со­ветчик. - 2012. - № 36 (660). - С. 20-24.
2. Ардобицкая, К. И. Использование учебных игр на уроках математики / К. И. Ардобицкая // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 29-35.
3. Артемов, А. К. Интегрированная методика обучения математике и раз­вивающее обучение школьников / А. К. Артемов // Развивающее обучение ма­тематике : межвуз. сб. науч. ст. / Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского ; под ред. А. К. Артемова. - Пенза : ПГПУ, 1999. - С. 4-14.
4. Артемьев, А. К. Состав и методика формирования геометрических уме­ний школьников / А. К. Артемов. - Саратов : Приволж. книж. изд-во, 2016. - 385 с.
5. Астряб, А. Н. Наглядная геометрия : (лаборатор. метод изложения) : пер­вая ступень : нач. курс геометрии / А. М. Астряб. - Москва : Гос. изд-во, 1923. - 159 с.
6. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - Санкт-Петербург : КАРО, 2007. - 142 с.
7. Бех, И. Д. Воспитание личности / И. Д. Бех. - Москва : Просвещение, 2008. - 838 с.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочине­ния : в 2 т. Т. 1 / П. П. Блонский : под ред. А. В. Петровского. - Москва : Педа­гогика, 1979. - 304 с.
9. Богданович, М. В. Методика преподавания математики в начальных классах : учеб. пособие / М. В. Богданович, М. В. Козак, Я. А. Король. - Тер­нополь : Учеб. кн., 2008. - 336 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.
11. Болотина, Е. А. Преемственность в системе непрерывного математиче­ского образования / Е. А. Болотина // Начальное образование. - 2010. - № 18.
• С. 2-4.
12. Бондур, Н. Г. Конструирование технологической карты урока в соответ­ствии с требованиями ФГОС : апробация технологич. карты урока / Н. Г. Бон­дур. - Сургут : [б. и.], 2012. - 118 с.
13. Бочек, Е. А. Игра-соревнование «Если вместе, если дружно» / Е.А. Бочек // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 25-30.
14. Бугаев, А. И. Дифференциация обучения учащихся в общеобразова­тельной школе : метод. рекомендации / А. И. Бугаев. - Москва : Сфера, 2015. - 31 с.
15. Бурда, М. И. Принципы отбора содержания школьного математиче­ского образования / М. И. Бурда // Педагогика и психология.- 2016. - № 6. - С. 40-45...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ