Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические основы создания дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста

Работа №54221

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Психолого-педагогический потенциал класса творчества в развитии креативных способностей детей
1.1. Детское творчество как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Анализ формирования функциональной предметно-пространственной
среды дошкольных учреждений 47
Выводы по I главе 61
Глава II. Разработка дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста
2.1 Функциональное зонирование и цветовое решение современного
интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста 63
2.2 Организация и этапы работы над дизайн-проектом интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста 72
Выводы по II главе 75
Заключение 77
Литература 79
Приложения

В последние десятилетия увеличивается число детей, испытывающих в процессе школьного обучения различного рода трудности. В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системе образования, но и во всем обществе, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является развитие у детей способности к творчеству на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных способностей.[1]
Развивать личность художественно и эстетически, отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры, особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте - детстве. В этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко,Б.М.Неменский,В.А.Сухомлинский,Л.Н.Толстой,К.Д.Ушинск ий). [3]
Анализ психологической литературы показал, что способность к творчеству предполагает развитие творческого воображения. Под творческим воображением понимается это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проблемой развития творческого воображения занимались Брушлинский А.В., Выготский Л.С. Дьяченко О.М., Леонтьев А.Н., Натадзе Р.Г., Никифоров О.И., Страхов И.В., Якобсон П.М. и др. В результате, проведенных ими исследований, были выявлены факторы и условия, влияющие на развитие творческого воображения.[1]
Сегодня родители делают большую ставку на интеллектуальное развитие ребенка, причем не важно, в каком возрасте. Мы частенько забываем о том, что ребенку помимо математики, чтения и письма нужны еще и другие занятия. Это занятия спортом, музыкой, рисованием. Каждый ребенок - это отдельный мир со своими чувствами, эмоциями и впечатлениями. И чем ярче, богаче и интереснее его жизненные впечатления, тем необычнее его воображение, тем вероятнее его тяга в искусству в будущем.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.
Воображение и фантазия - важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Основной пик развития воображения и фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И очень важно нам, родителям, не упустить возможность сделать жизнь нашего ребенка ярче, богаче и интереснее.
Особенно важна связь творчества с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, занятия творчеством развивает память, внимание, мелкую моторику, учат ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря ребёнка.
Кроме того, занятия творчеством совершенствуют воображение и пространственный интеллект. Ребёнок во время занятий начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Так же и отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. Художники по-своему воспринимают, преобразуют и выражают в своих произведениях реальность. Ребёнок, наблюдая это у себя, у своих друзей и на картинах известных художников, учится видеть бесконечное количество вариантов.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.[3]
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства школы.
Проблема развития детского творчества сегодня является одной из наиболее актуальных как в теоритическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.
Объектом работы является процесс воздействия эргономичной предметно-пространственной среды класса творчества, на развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предметом работы является формирование эргономичной предметно-развивающей среды интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, создающего благоприятные условия для учебы и общения.
Целью исследования создание дизайн-проекта класса творчества для детей дошкольного возраста.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что процесс формирования личности детей дошкольного возраста, способных к проявлению своего творческого потенциала в рамках возможен, если:
- будут создаваться в образовательных учреждениях классы, кабинеты, студии с целевым, тематическим оформлением;
- будет создаваться в этих классах эргономичная предметно-пространственная среда, отличительными признаками которой станут информативность, комфортность, функциональность и безопасность;
- будет создаваться в классе творчества для детей дошкольного возраста, предметно-пространственная среда, отличающаяся от других классов наличием природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
- изучить психологические особенности младшего школьного возраста;
- проанализировать научную литературу по теме работы;
- определить содержательные характеристики, понятия «эргономичная предметно-пространственная среда современной школы и рассмотреть требования к организации предметно-пространственной среды школы;
- опираясь на изученный теоретический материал, разработать Дизайн- проект интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, для эргономичной, предметно-пространственной среды, отличающего от других классов наличием природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
В соответствии с целью и гипотезой были определены методы:
- изучение литературы и первоисточников;
- анализ аналогов;
- эвристический метод;
- метод проектов
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении теоретических и историко-педагогических основ организации предметно-пространственной среды класса творчества для детей дошкольного возраста, способствующей развитию художественно-творческих способностей младших школьников в условиях современной школы.
Практическая значимость состоит в том, что собранный материал выпускной квалификационной работы, ее выводы и рекомендации могут быть использованы педагогами и дизайнерами при проектировании класса творчества для детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа на тему: Психолого¬
педагогические основы создания дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, выполнена в полном объеме, с учетом требования к выпускным квалификационным работам.
Для достижения поставленной цели были решены следующих задачи:
- изучили психологические особенности младшего школьного возраста;
- проанализировали научную литературу по теме работы;
- определили содержательные характеристики, понятия «эргономичная предметно-пространственная среда современной школы и рассмотрели требования к организации предметно-пространственной среды школы.
Опираясь на изученный теоретический материал, разработали Дизайн- проект интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста, для эргономичной, предметно-пространственной среды, отличающего от других классов наличием природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчества.
Структура работы обусловлена целью и задачами выпускной
квалификационной работы и включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфа, выводы по главам, заключение, литературу и графические приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, цель исследования, задачи, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрывается сущность детского творчества как психолого-педагогической проблемы.
Во второй главе нами рассматриваются основные критерии функционального зонирования и цветового решения современного интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста.
Целью исследования создание дизайн-проекта класса творчества для детей дошкольного возраста.
Глава I. Теоретическое исследование, в которой изучили сущность, цели и задачи была раскрыта. Мы выявили все теоретические требования в эргономическом дизайне интерьера класса творчества.
Глава II. Практическая часть. Доказана актуальность темы и решены поставленные задачи. Создан дизайн проект по всем эргономическим требованиям для детей дошкольного возраста, а так же создана концепция по дизайнерскому решению интерьера класса творчества.
Разработанный проект: «Психолого-педагогические основы создания дизайн-проекта интерьера класса творчества для детей дошкольного возраста.»
Концепция выработана на основе точного определения потребностей, пристрастий, прочих социально-культурных обстоятельств, пожеланий учреждения, для которой ведется разработка дизайн проекта.



1. Григорьева.Г.Г Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности.1999.- 344с.
2. Большая Советская Энциклопедия. 20т. 1985 М. Изд «Сов.
Энциклопедия».
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248с
4. Дрешер Ю.Н. Креативность и интеллект.- Кн. 1: Креативное мышление. Развитие творческих и аналитических способностей. - Казань: Казанский ун-т, 2011. 106 с.
5. Кудрявцев В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева,И.Л. Кириллов. - М.: Макс Пресс, 2005. 390 с.
6. Маслова В.И. Развитие творческого потенциала одаренных детей средствами искусства. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2005. 215 с.
7. Нёльке М. Техники креативности. пер. с нем. М. Э. Рёш. - М.: Омега-Л, 20.
8. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.- М.: Педагогика, 1984.- 120 с.
9. Т. С. Комарова .Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. ©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2006.
10. Григорьева.Г.ГРазвитиедошкольникавизобразительной деятельности.Учеб.пособие для студ.выш.пед.учеб.заведений,1999-344с.
11. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е.А. Флерина -. М.: Учпедгиз, 1956. - 91 с.
12. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005 13.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. - 2-е изд. М., 1985.
14. Зеньковский В.В. Психология детства. М.,1996, 312.
15. Большой Энциклопедический Словарь. М., Изд. «Большая Российская Энциклопедия» 1999г.
16. Большая Советская Энциклопедия. 20т. 1985 М. Изд «Сов. Энциклопедия».
17. Рябцева С.Л. Диалог за партой. Просвещение, М, 1989г.
18. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: книга для учителя, М, Просвещение 1978г.
19. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. 1986г.
20. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991 21. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 1981
22. Педагогика: Большая современная энциклопедия/ сост. Е.С. Рапацевич - Мн.: «Современное слово», 2005. - с. 565 - 572
23. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного
творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и
методика дошк. образования» / Т.Г. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с
24. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на - Дону, 1983
25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961, с 181 26. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.
М., 1990. С.16 - 20.
27. Концепция дошкольного воспитания [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2005. - 54 с. Библиогр.: 53 с.
28. Правдов, М. А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / М. А. Правдов. - М.: Канон+, 2006. - 183 с. - Библиограф.: 182 с.
29. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. [Текст] / Т.А. Репина М.: Академия, 2005. - 248 с. Библиогр.: 238246 с.
30. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. М., 2006. - 200 с. Библиогр.: 195198 с.
31. Немов, Р.С. Психология. Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. [Текст] / Р.С. Немов - М.: Просвещение, 2003. - 442 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт(Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
33. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. -М.: Центр инноваций в педагогике,1995г.
34. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2001.
35. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ: автореф.дисс.. ..канд.пед.наук/Н. Д. Епачинцева.-Белгород:БГУ,2001
36. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г.
37. Основная образовательная программа МДОУ детский сад№1
38. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. - <#"justify">6. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей :-Москва, ЗАО «Элти- Кудиц» 2003г.
39. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 № 61/19-12«О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;
40. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». - 2013. - Декабрь. - № 12 (75). - С. 2-4.
41. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Новоселова, Л. Н. Павлова. 2-е изд. — М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.,
42. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников
[Текст]: методическое пособие / А. В. Калиниченко, С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — Москва:
AkademiA, 2000. — 414 c.
43. Шикорьяк И. В., Горина Ю. А. Проектирование развивающей среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 714-716.
44. Иттен, Иоханес. Основы цвета / И. Иттен. - Москва: Просвещение, 2005. - 178с.
Б)
1. Творчество дошкольников посредством ИЗО [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://kurs.ucoz.ru/board/314-1-0-555
2. Педагогические задачи развития творчества у детей [Электронный ресурс]
- Режим доступа:
http://www.art-education.ru/electronic-journal/pedagogicheskie-zadachi-razvitiya- tvorchestva-u-detey
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001 .HTM
4. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dslib.net/doshkoln- obrazovanie/formirovanie-tvorchestva-u-detej-5-7-let-v-rabote-s-raznymi- materialami.html
5. Теоритические основы изобразительного детского творчества [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mylect.ru/pedagog/common-pedagogik/5112 lect-pedagog8?showall=&start=2
6. Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //sud-rono .ru/j buchre gdeni/normativno-pravovye- dokumenty/metodicheskie-rekomendaczii/423-organizacziya-razvivayushhej- predmetno-prostranstvennoj-sredy-v-sootvetstvii-s-fgos-doshkolnogo- obrazovaniya.html
7. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды дошкольных организаций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=789886
8. Общие принципы планирования и обустройства жилища [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.uran.donetsk. ua/~masters/2006/fvti/skorobagataya/ind/part3 .htm
9. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды дошкольных организаций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b3ad79a4d53b89421216d37 0.h tml
10. «Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fraduga-
nao .ru%2Fattachments%2Farticle%2F 161 %2Fopit-raboti.doc&name=opit- raboti.doc&lang=ru&c=56ec6363141b
11. Принципы композиционного решения и функционального зонирования в дизайне общественных интерьеров [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625b3ac69a5d43b88521306c27 0.html
12. Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://text.tr200.biz/referat pedagogika/?referat=254424&page=1
13. Создание эскизного дизайн-проекта интерьера комнат [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.studfiles.rU/preview/3846060/page:2/
14. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //supermfru/view helpstud.php?id=423
15. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме определения творчества [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //supermfru/view helpstud.php?id=423
16. Развитие творческих способностей как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.bestreferat.ru/referat-208056.html
17. Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.bestreferat.ru/referat-208056.html
18. Психолого-педагогическая характеристика детского изобразительного творчества [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.blyo .ru/referaty_po_pedagogike/kursovaya_rabota_razvitie_detskogo. h tml

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ