ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 7
1.2. Сущность нравственного воспитания в начальном общем
образовании 10
1.3. Особенности формирования нравственных ориентиров у детей
младшего школьного возраста 14
1.4. Анализ учебных хрестоматий по литературному чтению в аспекте
формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения 21
1.5. Анализ опыта учителей-практиков в аспекте формирования
нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения 23
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 30
2.1. Диагностика сформированности нравственных ориентиров младших
школьников на уроках литературного чтения 30
2.2. Программа формирования нравственных ориентиров младших
школьников на уроках литературного чтения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 84
В условиях современного общества особо остро поднимается вопрос о нравственности и нравственном воспитании. Без внимания не остается и смена нравственных ориентиров среди обучающихся. Актуальность проблемы формирования нравственного облика обучающегося опирается на социальные требования, предъявляемые обществом к общеобразовательным организациям, а также необходимостью прививать школьникам гуманистические качества и нравственные нормы.
Фундамент нравственных ориентиров закладывается в младшем школьном возрасте. В этот период у детей развиваются высшие моральные чувства: чуткость, сострадание, милосердие, дети познают себя, а через себя - окружающих и взаимоотношения между ними.
Задача начального общего образования по формированию нравственных ориентиров стала особо актуальна с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО направлен на обеспечение нравственного воспитания обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных установок, национальных ценностей и нравственных ориентиров и предъявляет требования по формированию нравственных ориентиров. Литературное чтение предоставляет широкие возможности для формирования у детей младшего школьного возраста нравственных ориентиров посредством обсуждения личностного восприятия произведений.
Исследуемая нами проблема нравственного воспитания младшего школьника не является абсолютно новой и находит отражение в работах таких научных деятелей как, Ю. К. Бабанский, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, и др.
Несмотря на определенную разработанность данного вопроса, в практической деятельности учителю на уроках литературного чтения не всегда хватает времени для целенаправленного формирования нравственных качеств обучающихся. Таким образом, становится очевидным противоречие между социальным заказом на формирование нравственности в сознании младших школьников, и недостаточным количеством заданий на уроках литературного чтения, направленных на формирование нравственных ориентиров.
Цель исследования: теоретически обосновать необходимость формирования нравственных ориентиров у младших школьников, разработать программу формирования нравственных ориентиров младших школьников в литературном образовании.
Объект исследования: процесс формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: программа формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения в педагогической теории и практике;
- проанализировать современные программы и учебные хрестоматии по литературному чтению в свете исследуемой проблемы, изучить опыт учителей-практиков;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию нравственных ориентиров младших школьников;
- выявить критерии и показатели сформированности нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения;
- на базе начальной диагностики спроектировать программу формирования нравственных ориентиров младших школьников в литературном образовании.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ и учебных хрестоматий начального общего образования;
- частные эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности, работ обучающихся;
- статистические методы обработки результатов.
База исследования: г. Екатеринбург, ул. Заводская 36Б, МАОУ СОШ №163, 2 «а» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа приняла участие в XX Областном конкурсе научно-исследовательских работ «Научный Олимп», оценена дипломом I степени по направлению «Гуманитарные науки», результаты исследования нашли отражение в одной публикации автора:
Методические основы формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук: сборник тезисов научных работ призеров XX Областного конкурса научных работ студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» по направлению «Гуманитарные науки» / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017 (сборник в печати).
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, пяти приложений.
Проанализировав особенности развития психических познавательных процессов младших школьников и содержание нравственного воспитания в начальном общем образовании, мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования у детей нравственности и ведущим в последующем развитии личности. Основа содержания нравственного воспитания в начальной школе - это формирование гуманистических отношений. Именно в начальной школе есть большая возможность последовательно и систематически воспитывать нравственность у младших школьников. Выяснили, что формирование нравственных ориентиров в ключе нравственного воспитания является основой для целостного развития личности младшего школьника. Данная проблема является социальным заказом и стандартизирована образованием РФ, соответственно, она является одной из ведущих целей педагогов в их практической деятельности.
Изучив педагогическую и методическую литературу, мы проанализировали состояние проблемы формирования нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста. Стоит отметить, что методический потенциал предмета «Литературное чтение» в формировании нравственных ориентиров гораздо выше, чем возможности других предметных областей начального общего образования. Так же мы выявили особенности формирования нравственных ориентиров у младших школьников, определили перечень формируемых понятий и рассмотрели наиболее рациональные методы и приемы формирования нравственных ориентиров на уроках литературного чтения.
Огромную роль в становлении личности младшего школьника и его обучении играет формирование нравственных ориентиров. Уроки литературного чтения формируют не только классическое понятие нравственности у детей (например, что хорошо, что плохо), но и так же прививают любовь к мировой и отечественной литературе, что повышает и образовательный и нравственный потенциал обучающихся.
При анализе учебных хрестоматий по литературному чтению было выявлено, что материал для анализа художественных произведений чаще всего не направлен на формирование нравственных ориентиров у обучающихся младшего школьного возраста. Соответственно, необходимо расширить потенциал художественных произведений, входящих в перечень изучаемой литературы посредством разработки системы дополнительных заданий.
Изучаемая нами проблема не только теоретически обоснована, но и также находит свое отражение в деятельности учителей-практиков. Методическая работа педагогов направлена на то, чтобы помочь обучающимся продвигаться от элементарных навыков поведения в социуме к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
При проведении нашего исследования была составлена и проведена диагностика во втором классе на уроке литературного чтения. Диагностика представлена в виде анкетирования Материал анкеты был отобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, целью и задачами исследования. По итогам диагностики были определены уровни: низкий, средний, высокий. В классе преобладает средний уровень сформированности нравственных ориентиров: обучающиеся правильно определяют нравственные ориентиры, но не предполагают решение нравственных проблем, т.к. не видят их в произведении.
По результатам проведенной диагностики мы разработали программу формирования нравственных ориентиров и рабочую тетрадь по литературному чтению «Страна ковтупсоп».
В своей дальнейшей работе по проблеме исследования мы предполагаем внедрить предложенную программу в образовательный процесс и проверить ее эффективность.
1) Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова,
О.С. Богдановой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975.
320 с.
2) Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1998. 479 с.
3) Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1988. 560 с.
4) Богданова О.Ю., Теория и методика обучения литературе: Учеб. для студ. пед. вузов / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов / под. ред. О.Ю. Богдановой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.
5) Боровая Г.И. и др. / ред.-сост. Г.В. Сенько. Младший школьный возраст. М.: Просвещение, 1989. 86 с.
6) Васютина И.А., Махотина А.В. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература: Прил. к газ. «Первое сент.». 2005. №3. С. 27-29.
7) Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
8) Газизова Л.М. Психолого-акмеологические аспекты нравственного развития личности профессионала // Наука и современность. 2012: сборник материалов ХУТ Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под. общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. С. 210-215.
9) Германова В.А. Педагогические условия нравственного воспитания // Начальная школа: До и После. 2015. №2. С. 29-32
10) Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа «Чтение и литература» // Начальная школа. 1994. № 9. С. 98-101.
11) Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №9. С. 166-170
12) Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. М.: Академия, 2003. 210 с.
13) Загашев И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, С.И. Муштавинская. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 192 с.
14) Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 223 с.
15) Кац Э.Э. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч 1. М.: АСТ, 2016. 174 с. с.: ил. (Планета знаний)
16) Кац Э.Э. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч 2. М.: АСТ, 2016. 174 с. с.: ил. (Планета знаний)
...