Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №117948

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы воспитания нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1 Воспитание нравственных качеств младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Условия воспитания нравственных качеств младших школьников 13
Выводы по 1 главе 16
Глава II. Экспериментальное исследование воспитания нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения 17
2.1 Диагностика уровня воспитания нравственных качеств младших
школьников 17
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по воспитанию нравственных
качеств младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 30
Выводы по 2 главе 39
Заключение 40
Список используемой литературы и 42
Приложения 46

Образованию отводится ключевая роль нравственного общероссийского объединения, его сплочение строится на повышении доверия граждан к России, обществу, государству, политике, настоящему и будущему своей страны.
В современном обществе очень актуальна тема духовно - нравственного воспитания. Все наши мысли и поступки чаще всего напрямую идут из детства. Именно поэтому большое значение нравственному воспитанию нужно уделять именно в младшем школьном возрасте.
Нравственные качества - это отражение тех связей, которые принято указывать моралью общества к другим людям, работе, отчизне.
Во многом воспитание нравственных качеств зависит от семьи и от школы, от классного руководителя. Именно учитель помогает и направляет учеников как лучше поступить в той или иной ситуации, связанной не только со школой, но и с жизнью в целом. Семья и школа, взаимодействуя вместе, могут воспитать в ребенке именно те качества, которые будут способствовать ему и помогать выбирать правильный путь и принимать верные решения. Гражданина, который будет в ответе за свои действия, слова, поступки.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
В современном обществе главной задачей государственной политики Российской Федерации является нравственное развитие и воспитание личности. Законопослушный, добрый, отзывчивый, порядочный гражданин - вот к чему стремится современное государство. Данный процесс воспитания является очень сложным, так как оно проходит на протяжении длительно периода времени. Данный процесс воспитания нравственных качеств проходит на протяжении всей жизни, но основу нужно закладывать с раннего возраста.
Перед общеобразовательным учреждением ставится задача воспитания гражданина, который будет способен самостоятельно принимать решения, которые соответствуют нравственным нормам и правилам. Для того, чтобы эта проблема решалась, вводится такое понятие как духовно-нравственные свойства личности школьника [40].
Проблема, которую мы исследуем, нашла отражение в работах И.А. Мартьяновой [25], Н.И. Болдырева [10], А.С. Макаренко [24], И.Ф. Харламова [41] и др.
Целью данной работы является разработать и проверить эффективность комплекса уроков, направленных на воспитание нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: на уроках литературного чтения воспитание нравственных качеств детей будет эффективным, если:
- в содержание уроков литературного чтения будут включены нравственные нормы;
- будут созданы педагогические условия, способствующие развитию нравственных качеств младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме воспитания нравственных качеств младших школьников.
2. Определить условия воспитания нравственных качеств младших школьников.
3. Провести опытно - экспериментальную работу по воспитанию нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической и специальной литературы, обобщение и систематизация материала, экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный этап)
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования комплекса уроков литературного чтения в работе по воспитанию нравственных качеств у младших школьников.
База исследования: Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ СОШ с. Выселки, Ставропольского района Самарской обл.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенное исследование показало не только суть воспитания нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения, но и продиагностировало в педагогическом процессе воспитание нравственных качеств отзывчивости, справедливости, гуманности, честности, ответственности.
В процессе исследования была проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме воспитания нравственных качеств. В итоге исследования, было выявлено, что понятие «нравственные качества» известные педагоги трактуют и рассматривают с разных сторон, но в общем понимании это совокупность моральных норм и правил, ценностей, законов нравственности, которые определяют человека, его установки, определяют процесс нравственного становления, играют основную роль в процессе становления личности.
Кроме вышеперечисленного, были выявлены и описаны условия воспитания нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. Был сделан вывод о том, что процесс воспитания нравственных качеств особенно эффективен в том случае, когда работа осуществляется во взаимодействии педагога и воспитанников.
Так же были исследованы условия воспитания нравственных качеств. Описано и обосновано благоприятное воздействия коллектива на данное воспитание, важность взаимосвязи трех критериев: когнитивный, эмоционально - ценностный, поведенческий. Были выделены нравственные качества, которым было уделено много внимания. Отмечена важная роль литературных средств и произведений на воспитание нравственных качеств.
Переходя к исследованию воспитания нравственных качеств на уроках литературного чтения, был выявлен уровень воспитания нравственных качеств у младших школьников в двух параллельных классах. Уровень был выявлен с помощью трёх методик, соответственно по трем критериям
воспитания нравственных качеств: когнитивному, эмоционально - ценностному, поведенческому. У младших школьников из одного класса показатели выявлены несколько ниже, чем показатели другого класса, что стало целью исследования - оказание влияния на повышение уровня определённых нравственных качеств. В следствии был разработан и внедрен комплекс уроков на уроках литературного чтения. В процессе воспитания были использованы различные уроки литературного чтения - пословицы, поговорки, стихи, сказки и т.п. Основной упор был отведен воспитанию нравственных качеств по трем критериям - когнитивному, эмоционально - ценностному и поведенческому. Данным компонентом было уделено внимание таким образом, чтобы все три получили своё развитие. В завершении была проведена диагностика по всем трем критериям в двух классах повторно для того, чтобы выявить динамику показателей уровня воспитания нравственных качеств и получить доказательство эффективности комплекса проведённых уроков.
Диагностика динамики показателей одного класса, а также сравнение с динамикой другого класса доказали эффективность использования комплекса уроков литературного чтения на воспитание нравственных качеств у младших школьников.
Итак, на основании проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что все цели и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза исследования нашла своё подтверждение.



1. Аверина Н. Г. О нравственном воспитании младших
школьников // Начальная школа. 2015. №1. С. 68-71.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. М. : Издательство казанского университета, 2000. 567 с.
3. Аникин В. П. Русская народная сказка. М. : Худ. лит., 2014. 175 с.
4. Аплетаев М. Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / Омск. гос. пед. ун-т. М. : ОмГПУ, 1998. 253 с.
5. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: сборник народных сказок. М. : Изд-во Команда А, 2013. 320 с.
6. Бибко Н. С. Обучение первоклассников умению читать сказки // Начальная школа. 2012. №4. С. 17-21.
7. Божович Л. И., Конникова Т. Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: учеб. пособие для студентов педвузов М. : Москва. 2013. 352 с. (Высшее образование).
8. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М. : Просвещение, 2005. 467 с.
9. Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. 2014. №9. С. 458-460.
10. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М. : Педагогика, 2009. 224 с.
11. Бондырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М. : Просвещение, 2001. 356 с.
12. Васев Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности // Воспитание школьников. 2012. №10. С.18-21.
13. Васильев Г. Г. Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеев. М. : РГ Пресс, 2013. 496 с.
14. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2014. № 10. С. 38 - 47.
15. Гусев Д. А. От народных ремесел - к духовным идеалам культурного наследия // Высшее образование сегодня. 2014. № 1. С. 80¬83.
16. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : СПб. 2004, 814 с.
17. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. М. :
Просвещение, 2001. 563 с.
18. Дьячкова М. А. О роли педагога в духовно-нравственном
воспитании школьников // Вестник развития науки и образования. 2009. № 6. С. 101-105
19. Зимина А. И. Организация работы по направлению «Нравственность» // Классный руководитель. 2013. №6. С. 6.
20. Ковалев Н. Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. М. : Просвещение, 2007. 386 с.
21. Колдунов Я. И. Нравственное воспитание личности школьника. М.: Калуга, 2007. 197 с.
22. Лузина Л. М. Социальное и духовное в воспитании человека // НМЖ зам. Директора по ВР. 2005. №3. С. 125-129.
23. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. М. : Рус. Яз., 1998. 832 с.
24. Макаренко А. С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 156 с.
25. Мартьянова А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. 2007. №7. С. 21-29.
26. Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке. М. : Челябинск: Юж. Урал. 2015. 27 с.
27. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников : учеб. пособие. М. : Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1996. 295 с.
28. Н. Е. Богуславская Методика «Закончи предложение» // Диагностика духовно-нравственного развития: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М. : СПб., 2013. С. 114.
29. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995. 900 с.
30. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. М. : СПб, 2000. 386 с.
31. Резодубов С.П. Обучение грамоте. Руководство для учителей начальной школы. М. : Учпедгиз, 2004. 144 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М.: Питер, 2006. 652 с.
33. Сироткина Е. Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении // Начальная школа. 2013. №8. С. 29 - 32.
34. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Школа-пресс, 2002. 743 с.
35. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии : учеб. метод. пособие для педагогов и студентов. М. : ВГИПК РО, 2004. 160 с.
36. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Просвещение, 1980. 258 с.
37. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование
нравственное // Сельская школа. 2002. № 1. С. 47 - 48.
38. Трофимова Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 2007. №6. С. 56-57.
39. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. М. : Педагогика, 1998. - Т. 2. - С. 27
40. Федеральный Государственный Образовательный
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=985
41. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. М. :
Просвещение, 2000. 267 с.
42. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М. : Педагогика, 2010. 151 с.
43. Юрченко А.Ж. Современный опыт гражданского
воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание
школьников. 2013. № 4. С. 24-31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ