Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения (Томский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43078

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Экспериментальная работа по нравственно-эстетическому развитию младших школьников проводилась на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области. В качестве экспериментального был выбран 4 «А класс (22 человека) и контрольного 4 «Б» класс (24 человека). Всего учавствовали 46 учащихся.
Есть приложения (Анкета «Оцени поступок» и результаты исследования).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
1 Нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения. Теоретический аспект. 5
1.1Сущность нравственно-эстетического развития личности 5
1.2 Особенности нравственно-эстетического развития личности в младшем школьном возрасте 10
1.3 Литературное чтение как средство нравственно-эстетического развития личности младшего школьника 13
Выводы по первой главе 21
2 Опытно-экспериментальная деятельность по нравственно-эстетическому развитию на уроках литературного чтения 22
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственно-эстетических качеств. Констатирующий этап эксперимента 22
2.2 Формирующий этап эксперимента 24
2.3 Контрольный этап. Результаты нравственно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения 29
Выводы по второй главе 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение 1 39
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Приложение 5 43


Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся сегодня обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах как одно из ключевых направлений деятельности современной школы. Актуальность данной проблемы очень высока, поэтому современная школа должна сформировать нравственную и гражданскую позиции учеников. В проекте модернизации российского образования подчеркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».
В соответствии со стандартом, на ступени начального образования происходит процесс становления гражданской позиции, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Стандартом предусмотрено принятие учениками моральных норм, нравственных установок и ценностей. Нравственное развитие учеников начального звена обеспечивается единством урочной и внеурочной деятельности, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям, общечеловеческим ценностям.
Еще одной немаловажной задачей, стоящей перед современной школой является воспитание культурной, творческой личности. В этой связи актуальным становится теория и практика эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности , средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
На основании изложенного можно сделать вывод об актуальности темы исследования.
Цель данной работы: изучение процесса нравственно-эстетического развития личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Определить сущность нравственно-эстетического развития личности;
2. Выделить особенности нравственно-эстетического развития младшего
школьного возраста;
3. Рассмотреть литературное чтение как средство нравственно-
эстетического развитии личности;
4. Определить исходный уровень сформированности нравственно-
эстетических качеств школьников;
5. Провести формирующий этап эксперимента;
6. Провести контрольный этап эксперимента
Объект исследования – нравственно-эстетическое развитие личности детей младшего школьного возраста.
Предмет – нравственно-эстетическое развитие личности на уроках литературного чтения.
Экспериментальное исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области.
Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Применялись также общенаучные методы: теоретико-методологический анализ, опрос, анкетирование, обобщение полученных результатов и т.д.
В процессе написания работы были изучены различные источники: нормативные документы, монографии, публикации в научных журналах и сети Интернет. Нужно отметить достаточное количество материалов по нравственному воспитанию, однако нравственно-эстетическое развитие представлено лишь в немногочисленных публикациях. В этой связи нужно отметить таких авторов, как Б.А. Жекибеева, Р.В. Овчарова, Б.В. Сергеева. Л.В. Ясинских. Урокам литературного чтения как средству формирования нравственных качеств посвящены работы Е.А. Жесковой, П.С. Симоновой, С.В. Трофимовой, В.А. Хопренковой.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Совершенствование системы образования неразрывно связано с решением ряда проблем социально-философского характера. особое значение приобретает нравственно-эстетическое развитие личности как способ духовно-практического освоения действительности и как условие становления внутреннего мира человека.
Анализ философской, культурологической и педагогической литературы показал, что проблема взаимосвязи нравственного и эстетического находится в центре внимания представителей различных областей научного знания. Изучение различных источников позволило сделать вывод о том, что нравственно-эстетическое развитие личности включает в себя два компонента: нравственное и эстетическое развитие.
Педагогика объединила оба эти понятия в нравственно-эстетическое развитие личности. Такое единство обеспечивает развитие духовного мира ребенка, наиболее ярко проявляется в произведениях литературы и искусства.
Нравственно-эстетическое развитие личности начинается еще в детстве и наиболее подходящим является младший школьный возраст. Детьми успешно
усваиваются моральные нормы и общечеловеческие нравственные идеалы.
В воспитательной работе со школьниками необходимо учитывать особенности психического и физического развития школьника.
Лучше всего нравственные нормы в этом возрасте усваиваются в процессе чтения детской литературы, просмотра мультфильмов и кино.
Произведения художественной литературы являются эффективным средством нравственно-эстетического воспитания.
В учебном плане школы закреплен такой предмет, как литературное чтение, на котором школьники учатся добру, семейным ценностям, красоте и гармонии, гражданственности, свободе. Усвоение нравственных ценностей происходит в результате применения различных педагогических методов и приемов: рассказ, разъяснение, этическая беседа, пример, рассматривание иллюстраций.
Изучение эффективности литературного чтения как эффективного средства нравственно-эстетического развития, проводилось на базе школы МБОУ СОШ села Ягодного Асиновского района Томской области. В исследовании участвовали 46 учеников четвертых классов, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
На констатирующем этапе была проведена диагностика исходного уровня нравственных ориентиров в обеих группах. В качестве диагностических методов применялись: фрагмент диагностики по методике М.И. Шиловой «Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)» и анкета «Оцени поступок» (Е.А. Курганова и О.А. Карабанова). Результаты констатирующего этапа показали, что в обоих классах примерно одинаковый уровень сформированности нравственных ориентиров. Большинство учеников показали средние результаты.
Формирующий этап эксперимента состоял в активном применении на уроках литературного чтения методов словесно-эмоционального воздействия. На каждом занятии педагог задавал детям наводящие вопросы по прочитанным произведениям. Вопросы были направлены на формирование у них нравственно-эстетических качеств личности. Данный этап исследования продлился два месяца.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. по результатам повторного исследования был сделан вывод о том, что в обоих классов повысился уровень сформированности нравственных ориентиров. Однако, в экспериментальном классе эти показатели значительно выше.
Таким образом, проведенное исследование можно считать успешным и доказывающим целесообразность и эффективность комплекса методов и приемов, направленного на уровень формирования нравственных ориентиров младшими школьниками подтвержденным.
В итоге можно констатировать, что поставленные задачи были выполнены и цель исследования достигнута.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.01.2019).
2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портал Российское образование.- URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.01.2019)
3. Аничков, Е.В. Эстетика / Е.В. Аничков. - Санкт-Петербург : Лань,
2017. 51 с. .
4. Анохина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста: учебно-методическое пособие/ А.Ю. Анохина.- М.: Флинта, 2015.- 210 с.
5. Дмитриева А.Е. Дидактика начальной школы: учебник и практикум
для СПО / А.Е. Дмитренко, Ю.А. Дмитриев. – 2-е изд. испр., и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 253 с.
6. Жекибаева Б.А. О факторах нравственно-эстетического развития
личности школьников/ Б.А. Жекибаева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 2-2. – С. 291-294;
7. Жесткова Е.А., Духовно-нравственное развитие младших школьников
на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки/ Е.А. Жесткова, А.С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 126-129
8. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших
школьников: учебник и практикум для СПО / Е. Н. Землянская. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 507 с.
9. Краткий словарь по эстетике [Электронный ресурс].- Режим доступа:
https://dic.academic.ru/book.nsf/60768261/Краткий%20словарь%20по%20эстетике, свободный.- (дата обращения 25.01.2019)
10. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста:
Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Ю. Кулагина. – М.: Юрайт, 2016. – 291 с.
11. Кульчицкая И.Ю. Роль педагогики в современном образовании / И.Ю.
Кульчицкая // Мир науки, культуры и образования. – 2014. – 2(45). – С. 12-13.
12. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников/ Б.Т.
Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – с. 175
13. Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших
школьников : учебник и практикум для СПО / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 206 с.
14. Мотырева А. Н. Развитие эстетических чувств у младших школьников
/ А.Н. Мотырева // Школьная педагогика. - 2015. - №2. - С. 4
15. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к
отрочеству/ Р.В. Овчарова//Теория и практика общественного развития .- 2013.- № 11.- С. 56
16. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и
практикум для академического бакалавриата / под общ. Ред. А.С. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 424 с.
17. Светловская Н. Н., Наука становления личности
средствами чтения-общения: словарь-справочник./ Н. Н. Светловская.- М., 2011. - 79 с.
18. Сергеева Б.В., Средства нравственного воспитания младших
школьников на уроках художественно-эстетического цикла / Б.В. Сергеева, А.Е. Шерстюк // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.- С. 34
19. Симонова П. С. Художественно-эстетическое развитие младших
школьников на уроках литературного чтения/ П.С. Симонова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 85
20. Топилина Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени/ Н.В. Топилина// Международный научный журнал «Инновационная наука».- 2015.- №4.- С.67
21. Трофимова С. В. Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся/ С.В. Трофимова/ Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 162
22. Философский словарь: энциклопедия философский терминов онлайн
[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/, свободный.- (дата обращения 25.01.2019)
23. Хопренинова В.А. Эстетическое переживание как условие
художественного восприятия поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе/ В.А. Хопренинова // Наука и школа.- 2013.- №12.- С. 78
24. Чернышева Л.Н. Чтение как компонент духовно-нравственного
развития подрастающего поколения / Л.Н. Чернышова //Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.- 2012.- №4.- С. 76
25. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников
: учеб. пособие для СПО / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 113 с.
26. Ясинских Л. В. , Нравственно-эстетическое развитие младших
школьников в художественной деятельности/ Л.В. Ясинских//Педагогическое образование в России.- 2017. - № 12.- С. 67


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ