Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации

Работа №97304

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2. Правовая компетенция: понятие, сущность, структура 14
1.3. Формы и методы формирования правовой компетенции у
старшеклассников в общеобразовательной организации в урочной деятельности 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой компетенции старшеклассников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Лицей №128 г. Екатеринбурга 32
2.1. Диагностика сформированности уровня правовой компетенции старшеклассников в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении Лицей №128 г. Екатеринбурга 32
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование правовой
компетенции старшеклассников на уроках обществознания 47
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения

Актуальность темы исследования: современное общество все больше осознает свою зависимость от качества сформированности правовой компетенции обучающихся, так как уровень и система юридических компетенций существенно влияют на деятельность человека в социуме.
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, образовательная программа должна отражать, гражданскую позицию обучающегося, обучающийся должен осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок, обладать чувством собственного достоинства, осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию правовой компетенции обучающихся, которая необходима каждому гражданину Российской Федерации, для того чтобы научиться отражать правовую действительность.
Работа по формированию правовой компетенции важна именно в старших классах, поскольку в этот период у обучающихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений. Для старшего подросткового возраста характерна специфическая ситуация развития, связанная с переходом от детства к взрослости, необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов.
В научной литературе над проблемой правовой компетенции активно работают такие ученые как А.Ф. Никитин, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.В. Коротун, А.Р. Ратинов и др.
Указанными выше исследователями внесен весьма существенный вклад в разработку теории и практики формирования и развития правовой компетенции обучающихся.
Актуальность проблемы формирования правовой компетенции у старшеклассников в общеобразовательной организации определяет тему исследования.
Тема исследования: «Формирование правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации».
Противоречие исследования: с одной стороны в практике работы общеобразовательной организации существует потребность формирования правовой компетенции у старшеклассников, а с другой стороны уделяется недостаточное внимание целенаправленному процессу формирования правовой компетенции в общеобразовательной организации.
В работе введено ограничение: формирование правовой компетенции будет рассмотрен на уроках обществознания.
Проблема исследования: каковы формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации на уроках обществознания.
Объект исследования: процесс формирования правовой компетенции старшеклассников.
Предмет исследования: формирование правовой компетенции у старшеклассников на уроках обществознания.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленный на формирование правовой компетенции старшеклассников на уроках обществознания.
Гипотеза исследования: вероятно формированию правовой компетенции у старшеклассников на уроках обществознания будут способствовать использование форм (словесные, практические, наглядные) и методов («попс-формула», «мозговой штурм», учебные игры, «инсёрт», синквейнов, написания эссе, лекция «со стопами», дискуссионные методы, пресс-конференция, игровые суды, анализ конкретных ситуаций).
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику старшеклассников;
2) рассмотреть сущность и структуру правовой компетенции;
3) изучить формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации на уроках обществознания;
4) выявить уровень формирования правовой компетенции старшеклассников в рамках опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 128, города Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68 источников) и 9 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование правовой компетенции старшеклассников является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально-педагогический характер, обращенной к развитию потребностей в правомерном поведении и уважительном отношении подрастающего поколения к праву.
1. Старшеклассник - это возраст, перехода от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости, этот возраст является подростковым. К достижению данного возраста старшеклассник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Вступая в жизнь выпускникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
2. Под правовой компетенцией понимается способность личности применять правовые знания и правовые умения на практике, в любых жизненных ситуациях, в том числе при решении правовых задач. Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида. В своей работе мы будем использовать структуру правовой компетенции М.А. Соболевой, которая выделяет три компонента: когнитивный, мотивационно­ценностный, поведенческий.
3. В рамках нашего исследования рассмотрены формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников общеобразовательной организации именно на уроках дисциплины «Обществознание».
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и обучающимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное и классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок, по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
Для формирования правовой компетенции старшеклассников учителю целесообразно применять различные формы и методы обучения, в меньшей степени использовать в работе традиционные методы - лекции, беседы, которые мы наблюдаем в данной общеобразовательной организации, исходя из анализа рабочей программы. К ним творческие задания, технологии «попс- формула», «мозговой штурм», учебные игры, инсёрт, синквейнов, игровые суды, анализ конкретных ситуаций, составление казусов, метод конкретизации воспоминания друга и т.д. Плюсом применения активных форм и методов для формирования правовой компетенции является то, что обучающиеся не только получают знания от педагога, но и используют их на практике, пытаясь открыть для себя новые знания и умения.
4. Проанализировав результаты эмпирической части работы можно сделать вывод, что в МАОУ Лицей №128 города Екатеринбурга необходимо проводить работу по повышению уровня сформированности правовой компетенции старшеклассников.
Основная задача работы со старшеклассниками в целях формирования правовой компетенции заключается в информировании в правовых вопросах выпускников, ознакомлении с правовыми знаниями, превращение этих знаний в личностные убеждения, формировании на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, развитии умений реализовывать свои права и обязанности, формирование правового сознания и навыков, привычек правомерного поведения, подготовке к общественной жизни и активной жизнедеятельности. Необходимо помочь старшекласснику, а главное - выпускнику образовательной организации осознать свои права и обязанности,
уметь пользоваться ими, адекватно относиться к требованиям со стороны общества, проектировать свое поведение в общепринятых правовых нормах, предусматривать последствия своих действий, быть социально адаптированным гражданином в обществе...


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 624 с.
2. Алексеев С.С.Уроки. Тяжкий путь России к праву/ С.С.Алексеев. М.: Юрист, 1997.
3. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула: ТГУ, 2002. 127 с.
4. Артамонова Л.Г. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании // Вестник образования России. 2014. № 6. 48 - 61 с.
5. Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.: Изд. «Лань». 2003. 347 с.
6. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013. 478, [2] с. (Полный комплект пособий для подготовки к единому государственному экзамену).
7. Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: АСТ: Астрель, 2003.
8. Барашкова В.И., Попова П.П. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования. Великий Новгород, 2003. 132 с.
9. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. В 2 ч. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 2.
10. Беликова С.Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения: дис. канд. пед. наук. Ставрополь,
2006. 207 с.
11. Белокопытов Ю.А. Активные методы обучения // Высшее образование в России. 2004. №4. 167 - 169 с.
12. Боголюбов Л. Н. «Обществознание»: учебник для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Москва, «Просвещение», 2008. 256 с.
13. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. «Обществознание»: Профильный уровень: уч. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2007. 302 с.
14. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И, Иванова Л.Ф. Программа общеобразовательных учреждений «Обществознание» 10-11 классы. Профильный уровень. / Москва, «Просвещение», 2009. 189 с.
15. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Международная пед. акад., 1995. 209 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ