ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА КОНЦЕПТА 6
1.1. Концепт и его типы 8
1.2. Структура концепта и способы его моделирования 23
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА “AMERICAN DREAM” В ПРОИЗВЕДЕНИИ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА «АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ» 35
2.1. Концептуальные признаки исследуемого концепта 38
2.2. Моделирование исследуемого концепта в произведении Теодора
Драйзера 53
Заключение 59
ХХ век - эпоха политических, социальных, экономических, демографических изменений во всем мире. Прогресс во всех сферах человеческой жизни принёс вместе с собой трудности и вызовы, с которым человечество не всегда было способно справиться. На фоне этих изменений происходит переоценка главных человеческих ценностей, прежде всего в американском обществе, как авангарде новой жизни. Влияние этих изменений на жизнь человека отражено, в том числе, в произведении Теодора Драйзера «American Tragedy».
В это время США становится богатой страной капиталистического мира. В американской жизни происходят изменения, которые затрагивают не только социальные стороны существования американцев, но и трансформируют личности.
Актуальность данной работы определяется тем, что в романе «American Tragedy» отразилось американское общество в целом, его настроения и целеустремления. Роман представляет собой своеобразный срез происходящего в обществе, общественные мечты и разочарования. Впрочем, не меньше, чем о социальных идеях, он говорит о взгляде автора на американскую мечту», точнее на крах мечты, который происходит при столкновении иллюзии с реальностью. В этом произведении Теодор Драйзер создал систему образов, с помощью которых проанализировал различные стороны личности, особенности ее сознания и подсознания. Перед нами период биржевого роста, который предшествовал Великой депрессии. Это было время возможностей, когда американская мечта воспринималась как нечто возможное. Но это было время и краха мечты - реальность не всегда давала возможность развития, а достигнув своего, сложно было удержать легкие деньги. Это время культа потребления, который начал только зарождаться, время вещей, которые отражали человека. Этот переломный момент определил во многом современное сознание. Как следствие, рассмотрение ситуации, отраженной в романе - это еще и способ осмыслить современную реальность.
Роман «American Tragedy» — вершина творчества Т. Драйзера. В центре романа судьба молодого человека, поглощенного погоней за успехом, ради достижения которого он не останавливается перед преступлением. Его мечта - это мечта большинства американцев, но он не проходит испытание мечтой, что приводит к преступлению, за которое автор обвиняет не только героя, но и все американское общество.
Цель работы: проанализировать реализацию концепта «American Dream» в романе Т. Драйзера «American Tragedy».
В данной работе решаются следующие теоретические и практические задачи:
1) изучить типологию концепта и способы его моделирования;
2) выявить концептуальные признаки концепта «American Dream», отражённые в исследуемом материале;
3) смоделировать исследуемый концепт в соответствии с выявленными концептуальными признаками;
4) провести семантический анализ полученной модели и выявить особенности реализации данного концепта в контексте как раннего капиталистического, так и современного американского общества.
Объектом данного исследования является концепт «American Dream» реализованный в произведении Т. Драйзера «Американская Трагедия»
Предмет исследования - структурные и семантические особенности исследуемого концепта.
Результаты исследования возможно применить в преподавании следующих дисциплин: филологический анализ текста, зарубежная
литература, когнитивная лингвистика .
Среди методов исследования уместно выделить доминирующей метод концептуального анализа художественного текста и дополнительные
методы метод структурного анализа, семантический анализ, метод моделирования.
Структура работы включает в себя введение, теоретическую главу, практическую главу, заключение, библиографический список.
Концепт — это очень глубокое понятие. Он является основным понятием для когнитивной лингвистики. В настоящее время этот термин очень распространен. В лингвистике концепт не имеет единой теории, многие филологи занимались исследованием концепта, каждый из них дал свое определение этому термину. Этим занимались А.П Бабушкин, Г.Г.Слышкин, З.Д.Попова, И.А.Стернин, Н.Н.Болдыреви.т.д.
В первой главе рассмотрены концепт и его типы. Концепт -это содержание слова. Это термин объединяет в себе не только предметную отнесенность, но и всю коммуникативную информацию. Анализ различных моделей концепта позволил выбрать для данного исследования методику моделирования по принципу ядра и периферии.
Концепты являются оперативными единицами сознания человека, поэтому могут отличными у каждого человека. Концепты рождаются естественным путем, как и слово.
Таким образом, концепт — явление, которое помогает связать сознание человека, его язык и общества воедино. Концепт, несомненно, является важным элементом языкознания.
Во второй главе была предпринята попытка практического анализа концепта « American Dream» реализованного в романе «American Tragedy». В результате анализа было выявлено наличие таких концептуальных признаков как «money» (151), «winter»(21), «the camera»(18), «dothes»(217), «jewelry»(50). Данные концептуальные признаки показывают, что для прототипического американца, представленного в романе «Американская трагедия» воплощением мечты является внешний облик, респектабельность, карьерный рост. Также анализ материала показал, что описание американской мечты приводится в темных, чёрных красках, и сопровождается такими символами как зима, вороны, чёрный цвет.
Ярким образцом очерченной мысли есть вариация реплики об «американской мечте», перерождающейся в «американскую трагедию. Она используется писателем одновременно как характеристика главного, его ипостаси, так и оценки всего происходящего.
Далее, полеченный материал был обобщен в виде модели. Полученная модель показала наличие в исследуемом концепте ядра и периферии. В ядро концепта вошли такие признаки как «clothes», «money», «jewelry». Эти признаки свидетельствует, что для прототипического американца воплощением мечты является деньги и карьерный рост.
В периферии концепта вошли такие признаки как «love», «crime». Эти признаки свидетельствует , что даже для воплощенные мечты главный герой идет на преступление. Главный герой, реализуя концепт American Dream приходит к отчуждению, которое предполагает состояние отделения или отчуждения от более тесных связей, включая членов семьи и любимого человека, также из религиозных учреждений или даже от Бога. Ситуация с испытанием американской мечтой и гибелью от нее становится средством высветления человека, выделения его реальных черт на фоне гибели всех жителей.
Таким образом поставленная цель исследования достигнута посредствам решения поставленных задач.
1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. Учебник. — М.: Академия, 2004. — 368 с.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика: 2-е и зд., испр. и доп. - М.: Ш кола «Языки русской культуры», И здательская фирма «Восточная литература» РА Н , 1995. - VIII с., 472 с
3. Аскольдов (Алексеев) С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1928. — С. 267-279.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. 104 с.
5. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.
6. Ван Дейк, Т.А. Стратегии понимания связного текста / Т.А. Ван Дейк, В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1988. - Вып. 23. - С. 153-211.
7. Виноград, Т. К процессуальному пониманию семантики / Т. Виноград // Новое в зарубежной лигвистике. - М., 1983. - Вып. 12. - С. 123-171.
8. Воркачев С. Г. Методологические основания лингвоконцептологии //
Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты
метакоммуникативной деятельности. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 79-95.
9. Гийом, Г. Принципы теоретической лингвистики / Г. Гийом. - М., 1992. - 218 с.
10. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: сб. ст. в честь академика Н.Ю. Шведовой / отв. ред. М.В. Ляпон. - М., 2007. - С. 606-622.
11.Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 36-45.
12. Карасик В. И. Культурные доминанты в язык // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград, Архангельск: Перемена, 1996. С. 3-16.
13. Карасик В.И. Введение в когнитивную лингвистику. — М.: Флинта. — 293 с.
14. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 720 с.
15. Концептуальное пространство языка: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Е. С. Кубряковой. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. 492 с.
...