Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Соединенные Штаты Америки в 1960-е гг.: проблемы изучения и преподавания

Работа №96546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНСТВА КЕННЕДИ В ОЦЕНКАХ И МНЕНИЯХ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1 Программа «Новые рубежи» 8
1.2 Карибский кризис 11
Глава 2. ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНСТВА Л. Б. ДЖОНСОНА В ОЦЕНКАХ РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 22
2.1 Программа «Великого Общества» 22
2.2 Зарождение и расцвет хиппи 25
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ БОРЬБЫ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ ЗА
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА 31
Глава 4. ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ В НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ РАБОТАХ . 40 Глава 5. КОСМИЧЕСКАЯ ГОНКА В ОЦЕНКАХ НАУЧНОЙ И УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Глава 6. ИЗБРАНИЕ Р. НИКСОНА ПРЕЗИДЕНТОМ КАК ИТОГ
ПРАВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 60
Заключение 54
Список источников и литературы 70
Приложение 74


Ведущее положение, которое Соединенные Штаты Америки занимают в современной мирополитической системе, обуславливает пристальный интерес к изучению различных сторон американского общества, в том числе - истории США. Изучение американской истории в нашей стране имеет длительную традицию, при этом наибольшее внимание отечественных исследователей привлекают два хронологических отрезка: период «холодной войны», когда СССР и США являлись главными антагонистами и их взаимоотношения определяли международную повестку дня, и начавшийся с окончанием «холодной войны» современный период, который, правда, является объектом профессионального изучения не столько историков, сколько политологов, экономистов, социологов и других специалистов, главным объектом интереса которых выступает не прошлое, но современность.
Соединенные Штаты в 1960-ые гг. - предмет сложный для преподавания и изучения, ведь с одной стороны это время подъема культуры, прогрессистских настроений в обществе, но с другой стороны это и время известных социальных потрясений, которые ощущаются до сих пор. Крайне противоречивая картина происходящего сложна для объяснения и преподавания, однако события того периода значительно повлияли на повседневность, их необходимо изучить. Теперь кино избавилось от идеализма и театральности, став более самостоятельным искусством. Мартин Лютер Кинг и Малколм Икс добились отмены расовой сегрегации в отношении черного населения, а война во Вьетнаме стала причиной, по которой американская армия впервые после 1916 года стала формироваться на добровольной основе .
В то же время - это период развития социального напряжения внутри страны. Вьетнамская война, расовая сегрегация, убийство президента Кеннеди не могли не отразиться на внутреннем состоянии и стабильности в США. Впервые за всю американскую историю ее граждане, в частности студенты, вышли с акциями протеста против действий своего государства . Расовая сегрегация, несмотря на отмену рабства, существовала к тому моменту уже около ста лет, и в глазах многих молодых людей смотрелась как минимум неуместно в XX веке. Президент Дж. Ф. Кеннеди, который предстал передовым лидером, который принес с собой надежду, был убит, не окончив правления своего президентского срока. Принявший у него эстафету вице-президент Линдон Джонсон, сначала победив на выборах с одним из самых высоких результатов в истории Америки, к концу срока столкнулся с многочисленными акциями протеста, в которых стремился обвинить спецслужбы социалистических стран.
Историография по тематике прошла и продолжает развиваться, не в узких рамках некой сложившейся исторической теории, а как животрепещущая проблема, пробивающая себе дорогу, меняющая порой направления и остроту исторических взглядов. Трудно дать оценку конкретным процессам США 1960-ых гг. Возьмем, например, космическую гонку. Специалисты во всем мире все еще спорят о том, когда она завершилась и к каким итогам привела. Одни считают, что гонка завершилась в 1969 г., когда Нил Армстронг стал первым человеком на Луне, поскольку с тех пор на передовой изучения космоса неизменно стоят Соединенные Штаты. Другие же склонны считать концом космической гонки программу «Союз-Аполлон», когда сверхдержавы перешли от соперничества в изучении космоса к сотрудничеству. Третьи вовсе отрицают влияние и значимость космической гонки как таковой, лишь упоминая в своих работах как не самый значимый этап Холодной войны. И в итоге неподготовленный человек может запросто утонуть в огромном числе самых разных оценок процессов, происходящих на протяжении данного в изучаемой литературе периода.
Не решены оценки насчет касательно Космической гонки, несмотря на изученность темы со всех сторон исследователи все еще не пришли к консенсусу: что же считать началом и концом космической гонки. Одни считают за начало космической гонки полет Юрия Гагарина в космос, а ее окончание относят к полету на Луну Нила Армстронга. Вторые полагают, что началом гонки считается запуск спутника Советским Союзом, а ее окончание программу «Союз-Аполлон», которая стала уже совместным сотрудничеством США и СССР в области изучения космоса. Хотя теме посвящены десятки работ, многие моменты в ней остаются спорными, поэтому нам следует разобраться в изучении этого момента.
Особенно ценным наше исследование представляется на фоне нарастающей политической радикализации всех сфер общества, когда казалось бы даже умные и профессиональные специалисты с большим опытом все равно поддаются искушению и строго придерживаются какого-то определенного комплекса идей абсолютно отрицая иные. Поэтому сегодня, когда множество групп людей де-факто замыкаются в себе и максимально стремятся избежать контактов с идеологическими противниками, изучение опыта рефлексии того времени, когда излишняя радикализация однажды поставила человечество на границу вымирания представляется особенно важным. Кроме того, комплекс весьма противоречивых оценок и мнений является заметным камнем преткновения в области преподавания: вопрос как интерпретировать события представляется труднодостижимым.
Неподготовленным, и даже многим профессиональным педагогам крайне трудно представить полноценный образ США 1960 -ых гг., без передергиваний, утаивания фактов и однобокости. Также, в научной сфере нет разбора научной литературы по данной теме, что может вводить в заблуждение как профессиональных педагогов и ученых, так и неподготовленных молодых специалистов. Именно поэтому работа представляется актуальной сегодня.
Объектом исследования является отечественная и зарубежная научная и учебная литература, обозревающие историю США 1960-ых гг.
Предметом исследования является тенденции изучения и преподавания основных событий истории США 1960-ых гг.
Цель работы: выявить особенности преподавания и исследования США 1960-ых гг.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи: изучить работы советских, российских и американских историков, а также российскую и американскую учебную литературу, выявить проблемы интерпретации исторических событий и явлений США 1960-ых гг., проанализировать как с ними обращаются в своих работах авторы.
Хронологические рамки определены 1960-ми гг. - настоящее время.
Территориальные рамки определены территорией современных США и бывшего СССР.
В качестве источников для ВКР были использованы работы американского историка биографа Р. Даллека, книги за авторством крупнейшего в России специалиста по субкультуре хиппи Т.Б. Щепанской, известного профессора Д. Джеймса, учебники по истории А. Уилкса, учебник по всеобщей истории для учеников школы Н. В. Загладина, доктора исторических наук Н.Н. Яковлева , трижды лауреата Пулитцеровской премии А.М. Шлезингера , историка и журналиста С. Карноу , военного историка Л. Сорли , работу историка американиста Э.А. Иваняна , исследователя молодежных бунтов 1960-ых гг. М.А. Новикова, американского историка и историографа Ф. Каверса, специалиста по космической технике и историка Д. Майндэлла, исследователей деятельности Малколма Икса Б. Пэрри и П. Голдмана, отечественного специалиста по истории ненасильственного протеста В. Киселева, работу советского экономического исследователя Кассировой Е.П., российского историка С.А. Микояна.
Для разработки темы исследования были определены следующие методы:
1) Анализ, при помощи которого раскрывалась основные тенденции в исследовании данного периода, сравнение, позволившее нам оценить, как отечественную литературу с зарубежной и наоборот, так и отдельные учебные и научные работы.
2) Проблемный метод, который позволяет рассмотреть динамику развития и особенности изучаемого периода.
3) Историко-сравнительный метод, примененный в процессе исследования, предполагает сопоставление взглядов историков на процессы происходившие в США в 1960-ые гг., чтобы дать наиболее объективную оценку для изучения и преподавания США в 1960 -ых гг.
Диплом состоит из введения, где сформулированы актуальность и цель курсовой работы, а также поставлены задачи, необходимые для решения поставленной цели; шести глав, разделенных на подпункты; заключения, где подводятся основные итоги; списка литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


История изучения США в 1960-ых гг. показывает, что в настоящее время место этих событий во всемирной истории уже не может определяться через альтернативу: или описывать события как упадок леволиберальной политики демократов, или как период преодоления Соединенными Штатами внутренних и внешних кризисов, который занимает одно из важнейших мест в истории. Не подлежит сомнению, что история США в 60-ых гг. может занять свое подлинное место во всемирно - историческом процессе, только если в дальнейшем ее исследование не пойдет по пути либерализма и «антилиберализма». Нельзя не отметить еще и другую сложность. Сам период в изучаемой литературе относится к темам, которые несут большую идеологическую нагрузку. В научных и учебных работах часто встречается понятие «тенденциозность, при этом в одних случаях это отражение характера и политической ситуации того времени, когда историк занимается темой. В других тенденциозность проявляется в виде субъективных построений исследователя, весьма свободно интерпретирующего источниковую базу.
В рамках данной выпускной квалификационной работы нами была предпринята попытка изучить историю США в 1960-ые гг. в отечественной и американской научной и учебной литературе, осуществить анализ основных американских и российских историографических традиций изучения США в 1960-ые гг. Отечественная историческая наука начала активно осмыслять эпоху еще в конце 60-х годов ХХ века. Проблематика исследований, касающихся Великобритании в период 60-ых достаточно обширна. Конечно, пожалуй, одной из самых животрепещущих тем для отечественно историографии является тема советско-американских отношений. Историки отмечают то, что после событий Карибского кризиса отношения между СССР и США стали постепенно налаживаться. Это стало особенно заметно в конце 1960-ых гг., с началом периода разрядки. Однако, конечно, 67
дипломатическое сближение было продиктовано еще и тем, что США и СССР, достигли паритета в ядерном вооружении. Тем не менее, после Карибского кризиса специалисты отмечают важность налаживания диалога между СССР и США, который привел впоследствии к подписанию договоров ОСВ-I, ОСВ-II и Хельсинских соглашений, а также программы Союз- Аполлон.
Как мы видим, история США 1960-ых гг. полна противоречивых моментов, которых можно трактовать совершенно по-разному, в зависимости от подобранного источника или взглядов исследователя. Тем более ценным представляется обращение к самым разным оценкам, для выстраивания полноценной и достоверной картины эпохи. Точки зрения настолько полярны, что внутри, казалось бы, единомышленных научных кругов порой представлены такие взгляды исследователей, которые пришли будто бы извне. Мы можем заметить, как сегодня продолжаются споры относительно подведения итогов 1960-ых гг. для Соединенных Штатов Америки, будь то это Война во Вьетнаме, программа «Великого общества» Линдона Джонсона или программа «Аполлон», но совершенно точно можно утверждать бурное внутреннее влияние изучаемого периода на традиционные социальные и политические институты. В самом деле, такие резкие перемены в обществе не могли не остаться незамеченными в истории американцев, и многие последствия 60-ых прочно закрепились в американском обществе: космическая гонка, уравнивание чернокожих в правах с белым населением, протестная пацифистская хиппи молодежь и образ молодого президента Кеннеди, не успевшего реализовать свой потенциал прочно легли в основу американской культуры, оставаясь актуальными по сей день.
Стоит отметить сходства и различия в учебной литературе, представленной учебниками Загладина и Уилкса, сравнение которых тематически отбрасывает нас к классическому труду Марка Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира», которая доказывает, что школьное историческое образование во многом диктуется прежде всего государственным и национальным спросом на различные точки зрения. И сопоставление учебников Уилкса и Загладина яркий тому пример: в данных учебниках четко прослеживается конкретный лейтмотив, принадлежащий только одному конкретному учебнику. Конкретно учебник Загладина старается приводить больше фактов, связанных с историей России, особо не вмешиваясь во внешнеполитические дела США, в то время как Уилкс в своем учебнике старается скорее увлечь учеников тем, каким был напряженным весь XX век по характеру, и отпускает юному поколению заметный пацифистский посыл.
В наше время материалы по политике США в Латинской Америке в начале 1960-х гг. появляются достаточно стабильно, что свидетельствует о неугасаемом интересе у историков этой темы. Кроме того, новые архивы и появление свежих документов в уже рассекреченных фондах дают возможность по-новому взглянуть на, казалось бы, уже известные факты, уточнить и дополнить имеющийся материал. Концепции контрповстанческих операций и предоставления внешней помощи являются актуальными составляющими североамериканской политики и сейчас. Однако о курсе Кеннеди в отношении Латинской Америке вспоминают не только историки. На слушаниях конгресса представитель демократической партии, выступая с речью в 2003г., произнес: «Президент Джон Кеннеди положил начало «Союзу ради прогресса» в Латинской Америке, всесторонней региональной стратегии с целью помочь нам самим путем помощи нашим соседям ... То, в чем нуждается Латинская Америка сегодня, - это новый «Союз ради прогресса»
В отечественной историографии посвященной истории США в 60-е годы уделяется незначительное внимание, а выводы и оценки исследователей по этому вопросу зачастую полярные. Популярным в советской историографии является мнение о том, что активизация внешней политики кабинета Кеннеди (а впоследствии Джонсона) была нацелена на стремление угодить всем слоям населения сразу, но в итоге провалился по всем фронтам. Авторитет Соединенных Штатов Америки на международной арене значительно упал. Однако некоторые историки отмечают и тот факт, что внешнеполитических успехов можно было добиться, если бы не бескомпромиссный американский империализм. Хотя с другой стороны, улучшение советско-американских отношений и начало периода разрядки отечественные историки ставят в заслугу Джонсону.
Как мы могли заметить, основной проблемой в изучении и
преподавании США 1960-ых гг. остается хорошая изученность причинно-следственных связей которая все же не позволяет однозначно
интерпретировать изучаемые события, что, на самом деле, можно сказать относительно почти всего периода двадцатого века. Возможно в будущем мы сможем преодолеть эту преграду, и надо сказать, что в этом отношении заметен ряд позитивных тенденций, но на данный момент сформировать однозначную интерпретацию процессов США 1960-ых гг. не представляется возможным.


Источники:
1. А. Шапиро «За рулем: кризис американского автомобилестроения» - М.: «Высшая школа» 1963 г. - 111 с.
2. Алан Бринкли. Ирландский принц // Джон Фицджеральд Кеннеди. - М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2013. - 582 с.
3. Байрамкулова А.А. Военно-политическая экспансия США во Вьетнаме: 1950-1975 гг. - Ставрополь: Ставролит, 2006. - 498 с.
4. В. Киселев. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-е - 60-е гг.). - СПб. Проспект Науки, 2003. - 323 с.
5. Загладин Н.В. Всеобщая история. 11 класс. Конец XIX - начало XXI века. Углубленный уровень. Учебник. - М.: Русское слово - учебник. 2016. - 447 с.
6. Иванян Э.А. Белый дом и пресса: от Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 489 с.
7. Кассирова Е.П. США: кризис социальной политики. - М.: Мысль, 1978. - 522 с.
8. Кон И.С. Студенческие волнения и теория «конфликта поколений» США: экономика, политика, идеология. 1971 г. - 310 с.
9. Леонтьева В.Н. Контркультура как явление буржуазной действительности. М.: Высшая школа. 1985. - 245 с.
10. Микоян С.А. Анатомия Карибского кризиса. СПб. - Изд. Academia, 2006 - 463 с.
11. Поправки к Конституции США. Реформы избирательного права // История государства и права зарубежных стран. URL: http ://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/72.html (дата обращения: 4.04.2019).
12. Фурсенко А. Нафтали Т. Безумный риск - секретная история Кубинского кризиса. - М.: Омега-Л, 2006. - С. 643.
13. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. - 2-е изд. - М.: ОГИ, 2004. - 475 с.
14. Яковлев Н.Н. Преступившие грань. - М.: Международные отношения, 1971. - 352 с.
15. Schlesinger Jr. A.M. A Thousand Days: John F. Kennedy in the White House. Boston: Houghton Mifflin. 2002. - 789 p.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ