Повышение педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В
ДОО 6
1.1. Понятие педагогической культуры родителей 6
1.2. Подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи 11
1.3. Повышение педагогической культуры родителей в детском
саду 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЕЙ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
>••••••••••• ^2^5
2.1. Изучение педагогической культуры родителей в ДОО 25
2.2. Формы повышения психолого-педагогической культуры
родителей в дошкольной организации 31
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В
ДОО 6
1.1. Понятие педагогической культуры родителей 6
1.2. Подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи 11
1.3. Повышение педагогической культуры родителей в детском
саду 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЕЙ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
>••••••••••• ^2^5
2.1. Изучение педагогической культуры родителей в ДОО 25
2.2. Формы повышения психолого-педагогической культуры
родителей в дошкольной организации 31
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Повышение педагогической культуры родителей являются одним из наиболее эффективных факторов духовного и нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста, позитивной социализации дошкольников.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и образования ребенка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укреплять и развивать тесную связь и взаимодействие детского сада и семьи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что знания, имеющиеся у родителей в области педагогической культуры, не удовлетворяют современное общество, поэтому необходимо улучшить культуру образования каждого родителя. В связи с этим необходимо изменить содержание, формы и методы сотрудничества между детским садом и семьёй.
Авторы О.Л. Зверева, Т.В. Кротова определяют педагогическую культуру «как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам» [20, с.15].
С реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, а именно, «особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» [36].
Новые задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, включают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными учреждениями, которые помогают ему решать образовательные задачи. На современном этапе развития детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой - педагоги концентрируются на сотрудничестве и взаимодействии с родителями и другими социальными институтами.
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Законе «Об образовании» в ст. 44 обозначено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [37].
В работе педагога с родителями ДОО очень важно сосредоточиться на потребностях семьи и запросах родителей. Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребенка, рассмотреть его с разных сторон, увидеть в различных ситуациях, помочь понять его индивидуальные особенности, развить способности в преодолении негативных действий и поведения, сформировать ценную жизненную позицию.
Объект: повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации.
Предмет: формы взаимодействия ДОО с семьями по повышению педагогической культуры родителей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически определить и проверить на практике формы повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме повышения педагогической культуры родителей в условиях детской образовательной организации;
- рассмотреть основные подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи;
- осуществить диагностику педагогической культуры родителей в
ДОО;
- определить формы повышения педагогической культуры родителей в ДОО;
- осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (опросы, наблюдение).
Методологической и теоретической основой исследования является положение о психологии семьи, детско-родительских отношениях (А. Адлер, В.Г. Бочарова, О.Л. Зверева, А. К. Рубченко, В.В. Селина и др.); исследования о сущности психолого-педагогической культуры родителей и профессионально-педагогической культуры (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, В.А. Сластенин), о педагогическом просвещении родителей и взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Е.П. Арнаутова, Е.А. Аркин, О. И. Давыдова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, П.Ф. Капетерев, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.)
Исследование осуществлялось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 76
комбинированного вида» (Нижний Тагил, Свердловская область). В исследовании принимало участие 20 родителей детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и образования ребенка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укреплять и развивать тесную связь и взаимодействие детского сада и семьи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что знания, имеющиеся у родителей в области педагогической культуры, не удовлетворяют современное общество, поэтому необходимо улучшить культуру образования каждого родителя. В связи с этим необходимо изменить содержание, формы и методы сотрудничества между детским садом и семьёй.
Авторы О.Л. Зверева, Т.В. Кротова определяют педагогическую культуру «как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам» [20, с.15].
С реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, а именно, «особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» [36].
Новые задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, включают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными учреждениями, которые помогают ему решать образовательные задачи. На современном этапе развития детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой - педагоги концентрируются на сотрудничестве и взаимодействии с родителями и другими социальными институтами.
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Законе «Об образовании» в ст. 44 обозначено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [37].
В работе педагога с родителями ДОО очень важно сосредоточиться на потребностях семьи и запросах родителей. Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребенка, рассмотреть его с разных сторон, увидеть в различных ситуациях, помочь понять его индивидуальные особенности, развить способности в преодолении негативных действий и поведения, сформировать ценную жизненную позицию.
Объект: повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации.
Предмет: формы взаимодействия ДОО с семьями по повышению педагогической культуры родителей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически определить и проверить на практике формы повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме повышения педагогической культуры родителей в условиях детской образовательной организации;
- рассмотреть основные подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи;
- осуществить диагностику педагогической культуры родителей в
ДОО;
- определить формы повышения педагогической культуры родителей в ДОО;
- осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (опросы, наблюдение).
Методологической и теоретической основой исследования является положение о психологии семьи, детско-родительских отношениях (А. Адлер, В.Г. Бочарова, О.Л. Зверева, А. К. Рубченко, В.В. Селина и др.); исследования о сущности психолого-педагогической культуры родителей и профессионально-педагогической культуры (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, В.А. Сластенин), о педагогическом просвещении родителей и взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Е.П. Арнаутова, Е.А. Аркин, О. И. Давыдова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, П.Ф. Капетерев, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.)
Исследование осуществлялось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 76
комбинированного вида» (Нижний Тагил, Свердловская область). В исследовании принимало участие 20 родителей детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Важность семейного воспитания для развития детей определяет значимость взаимодействия между семьей и дошкольным образовательным учреждением. Общение между педагогом и родителями - сложный и многоаспектный процесс. Для того, чтобы создать благоприятные условия для воспитания детей, родители должны обладать определёнными педагогическими знаниями и навыками, кроме того, они должны иметь уметь использовать их в педагогической деятельности. Нами было раскрыто основное понятие исследования - «педагогическая культура родителей», которая многими учеными считается основным составляющим компонентом воспитания дошкольников. Под педагогической культурой понимается педагогическая грамотность, которая может дать положительную динамику в процессе воспитания детей.
На основании результатов анкетирования, а также данных, полученных в процессе совместной деятельности с родителями, можно сделать вывод о том, что родители имеют определенное представление о воспитательном процессе, о его значимости, но часто теоретические знания не подкрепляются практическими действиями. Несмотря на то, что на констатирующем этапе высокий уровень педагогической культуры выявился только у 10% (2 чел.) опрошенных родителей (средним уровнем педагогической культуры обладают- 35% (7 чел.); низким уровнем
обладают 55% (11 чел.)), проведённое нами исследование доказало, что совместная деятельность родителей воспитанников и педагогов детской образовательной организации позволило выявить положительную динамику в педагогической культуре родителей.
Нами была составлена сравнительная диаграмма, на которой видно, как изменились первоначальные данные и данные, полученные после проведённых мероприятий по совместной деятельности родителей и педагогов ДОО (см. Рис.5).
Таким образом, уровень взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей стал выше посредством продуктивной совместной деятельность педагогов, родителей и детей. Мы считаем, что гипотеза доказана, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
На основании результатов анкетирования, а также данных, полученных в процессе совместной деятельности с родителями, можно сделать вывод о том, что родители имеют определенное представление о воспитательном процессе, о его значимости, но часто теоретические знания не подкрепляются практическими действиями. Несмотря на то, что на констатирующем этапе высокий уровень педагогической культуры выявился только у 10% (2 чел.) опрошенных родителей (средним уровнем педагогической культуры обладают- 35% (7 чел.); низким уровнем
обладают 55% (11 чел.)), проведённое нами исследование доказало, что совместная деятельность родителей воспитанников и педагогов детской образовательной организации позволило выявить положительную динамику в педагогической культуре родителей.
Нами была составлена сравнительная диаграмма, на которой видно, как изменились первоначальные данные и данные, полученные после проведённых мероприятий по совместной деятельности родителей и педагогов ДОО (см. Рис.5).
Таким образом, уровень взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей стал выше посредством продуктивной совместной деятельность педагогов, родителей и детей. Мы считаем, что гипотеза доказана, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Подобные работы
- Развитие партнерского взаимодействия с родителями в дошкольных образовательных организациях
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Развитие правовой компетентности родителей воспитанников дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Формы взаимодействия ДОО с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей как условие повышения педагогической культуры родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - Повышение педагогической культуры родителей воспитанников ДОО в процессе использования нестандартных форм взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017





