ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ В
ДОО 6
1.1. Понятие педагогической культуры родителей 6
1.2. Подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи 11
1.3. Повышение педагогической культуры родителей в детском
саду 19
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЕЙ ПО
ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
>••••••••••• ^2^5
2.1. Изучение педагогической культуры родителей в ДОО 25
2.2. Формы повышения психолого-педагогической культуры
родителей в дошкольной организации 31
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ЛИТЕРАТУРА 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Повышение педагогической культуры родителей являются одним из наиболее эффективных факторов духовного и нравственного развития детей раннего и дошкольного возраста, позитивной социализации дошкольников.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и образования ребенка, формирования основ полноценной гармоничной личности необходимо укреплять и развивать тесную связь и взаимодействие детского сада и семьи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что знания, имеющиеся у родителей в области педагогической культуры, не удовлетворяют современное общество, поэтому необходимо улучшить культуру образования каждого родителя. В связи с этим необходимо изменить содержание, формы и методы сотрудничества между детским садом и семьёй.
Авторы О.Л. Зверева, Т.В. Кротова определяют педагогическую культуру «как сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам» [20, с.15].
С реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, а именно, «особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» [36].
Новые задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, включают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными учреждениями, которые помогают ему решать образовательные задачи. На современном этапе развития детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой - педагоги концентрируются на сотрудничестве и взаимодействии с родителями и другими социальными институтами.
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания нашла отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Законе «Об образовании» в ст. 44 обозначено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [37].
В работе педагога с родителями ДОО очень важно сосредоточиться на потребностях семьи и запросах родителей. Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребенка, рассмотреть его с разных сторон, увидеть в различных ситуациях, помочь понять его индивидуальные особенности, развить способности в преодолении негативных действий и поведения, сформировать ценную жизненную позицию.
Объект: повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации.
Предмет: формы взаимодействия ДОО с семьями по повышению педагогической культуры родителей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически определить и проверить на практике формы повышения педагогической культуры родителей в дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме повышения педагогической культуры родителей в условиях детской образовательной организации;
- рассмотреть основные подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи;
- осуществить диагностику педагогической культуры родителей в
ДОО;
- определить формы повышения педагогической культуры родителей в ДОО;
- осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение); эмпирические (опросы, наблюдение).
Методологической и теоретической основой исследования является положение о психологии семьи, детско-родительских отношениях (А. Адлер, В.Г. Бочарова, О.Л. Зверева, А. К. Рубченко, В.В. Селина и др.); исследования о сущности психолого-педагогической культуры родителей и профессионально-педагогической культуры (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, В.А. Сластенин), о педагогическом просвещении родителей и взаимодействии дошкольного учреждения с семьей (Е.П. Арнаутова, Е.А. Аркин, О. И. Давыдова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, П.Ф. Капетерев, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.)
Исследование осуществлялось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 76
комбинированного вида» (Нижний Тагил, Свердловская область). В исследовании принимало участие 20 родителей детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.
Важность семейного воспитания для развития детей определяет значимость взаимодействия между семьей и дошкольным образовательным учреждением. Общение между педагогом и родителями - сложный и многоаспектный процесс. Для того, чтобы создать благоприятные условия для воспитания детей, родители должны обладать определёнными педагогическими знаниями и навыками, кроме того, они должны иметь уметь использовать их в педагогической деятельности. Нами было раскрыто основное понятие исследования - «педагогическая культура родителей», которая многими учеными считается основным составляющим компонентом воспитания дошкольников. Под педагогической культурой понимается педагогическая грамотность, которая может дать положительную динамику в процессе воспитания детей.
На основании результатов анкетирования, а также данных, полученных в процессе совместной деятельности с родителями, можно сделать вывод о том, что родители имеют определенное представление о воспитательном процессе, о его значимости, но часто теоретические знания не подкрепляются практическими действиями. Несмотря на то, что на констатирующем этапе высокий уровень педагогической культуры выявился только у 10% (2 чел.) опрошенных родителей (средним уровнем педагогической культуры обладают- 35% (7 чел.); низким уровнем
обладают 55% (11 чел.)), проведённое нами исследование доказало, что совместная деятельность родителей воспитанников и педагогов детской образовательной организации позволило выявить положительную динамику в педагогической культуре родителей.
Нами была составлена сравнительная диаграмма, на которой видно, как изменились первоначальные данные и данные, полученные после проведённых мероприятий по совместной деятельности родителей и педагогов ДОО (см. Рис.5).
Таким образом, уровень взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьей стал выше посредством продуктивной совместной деятельность педагогов, родителей и детей. Мы считаем, что гипотеза доказана, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Александрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение
взаимодействия родителей и детей [Электронный ресурс] // Е.А. Александрова. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/pedagogicheskoe-
soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-protsesserazrabotki-i-realizatsii- individualnyh (дата обращения - 13.05.2018) obrazovatelnyh-
traektoriy%20(1).pdf (дата обращения - 11.05.2018).
2. Антипина, Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г.А. Антипина // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94.
3. Антонова, Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка [Текст] / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
4. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании: Воспитание ребенка в семье от года до зрелости [Текст] / Е.А. Аркин. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 340 с.
5. Арнаутова, Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
6. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей [Текст] //Управление дошкольным образовательным учреждением. - №4, 2002.
7. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С.82-92.
8. Бутырина, Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.М. Бутырина, С.Ю. Боруха, Т.Ю. Гущина и др. - Белгород : Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
9. Вершинин В. Н. Домашнее воспитание [Текст]: Книга для учителей, воспитателей, родителей [Текст] / В.Н. Вершинин. - Чебоксары, «Клио», 1998. - 200 с.
10. Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл [Текст] / Е.И. Видт // Педагогика. - 2002. - №3.
11. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей [Текст] / [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др.] - М. : Просвещение, 2005.
12. Воспитание дошкольника в семье: вопросы теории и методики [Текст] / Т.А. Маркова; под ред. Т.А. Марковой. - М., 1983.
13. Григорович, Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
14. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
15. Давыдова, О., Майер, А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С. 52 - 55.
...