Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации

Работа №98166

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Теоретические подходы к организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации и семьи 8
1.2. Направления взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьями детей дошкольного возраста 17
1.3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЕЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 29
2.1. Изучение психолого-педагогической компетентности родителей в
дошкольной образовательной организации 29
2.2. Формы повышения психолого-педагогической компетентности
родителей в дошкольной образовательной организации 36
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности», говорил В.А. Сухомлинский.
В течение всей нашей жизни мы взаимодействуем с окружающим нас миром. Это и другие люди, и сообщества людей, и всевозможные государственные структуры, то живая и неживая природа и многое другое.
Взаимодействие предполагает общение между людьми, обмен какими- то чувствами, мыслями, переживаниями. Термин «взаимодействие» появился сравнительно недавно и появился в работах Т.А. Марковой. Она рассматривала его как единую линию воспитания семейного, строящегося на основе взаимного понимания.
При взаимодействии ДОУ и семьи предполагается сотрудничество между педагогами и родителями, при котором позиции партнёров равны, они с уважением относятся друг к другу, а также учитываются индивидуальные способности и возможности. Само слово «взаимодействие» говорит не только о каких-то взаимных действиях, но и о взаимоуважении, взаимопонимании, взаимопознании, взаимодоверии и, наконец, взаимовлиянии. Сегодня семейное воспитание является ведущим, об этом говорится в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». По этому закону именно родители это первые педагоги в жизни маленького человека, и именно они должным образом обязаны воспитать физически, интеллектуально и нравственно крепкого ребёнка. С успехом осуществить такую большую и ответственную работу без семьи и вне семьи невозможно.
Сохранить и укрепить физическое и духовное здоровье ребёнка, способствовать его интеллектуальному и творческому развитию, обеспечить условия для его гармоничного и личностного роста это главная задача в 3
работе ДОУ. Чтобы достичь высоких результатов в воспитательно-педагогическом процессе, необходима совместная работа с родителями ребёнка.
Сегодня всё так же остро стоит проблема взаимодействия ДОУ и семьи, обостряясь, время от времени. Это может быть связано с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Поэтому необходимы нововведения в сотрудничестве с родителями. Надо разрабатывать и внедрять систему работы, при которой родители активно включаются в жизнь ДОО. Таким образом, взаимодействие с родителями это одна из проблем деятельности ДОО при работе по модернизации системы образования.
Поиск и осуществление современных форм работы дошкольного учреждения с семьёй это один из самых актуальных на сегодняшний день. Формы взаимодействия детского сада с родителями это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй это установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединив их в одну команду и воспитывая потребность обмениваться друг с другом своими проблемами для совместного их решения.
Роль родителей и педагогов как двух мощных сил в деле воспитания каждого маленького человека невозможно недооценить. Большое значение имеет взаимодействие родителей и педагогов, а также их взаимодополнение, взаимопонимание в деле воспитания и образования маленьких граждан. Но для этого отношения родителей и педагогов должны строиться на доверии.
По словам Т.А. Данилиной, «успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада».
Если семья и ДОУ осознали, что необходимо целенаправленно воздействовать на ребёнка, а также доверяют друг другу, то отношения между ними складываются наиболее оптимально. Родители должны быть уверены, что педагог к их ребёнку относится хорошо. Педагог должен вырабатывать «добрый взгляд» на своего воспитанника, не только видеть положительные черты в развитии его личности, но и способствовать их проявлению и упрочению, а также привлекать к ним родительское внимание. Здесь важно понимание того, что педагогическая деятельность это управленческий разряд, вызывающий у партнёра ответную реакцию: слова, переживания, какие-то действия.
Чтобы полноценно обучать, воспитывать и формировать личность ребёнка, надо создать соответствующий микроклимат во взаимоотношениях ДОО и семьи, родителей и педагогов, педагогов и детей, а также сверстниками и воспитанниками.
Самый идеальный вариант воспитательной работы это дружеское и равноправное взаимодействие всех трёх сторон: воспитателей, родителей и ребёнка.
Взаимодействие с родителями будет успешным, если их будут вовлекать в учебно-воспитательный процесс.
Заботясь об индивидуальном развитии каждого ребёнка, и организуют работу с родителями. Необходимо создать в семье благоприятные условия, семейное воспитание должно быть в гармонии с системой дошкольного воспитания, а воспитательные результаты семьёй не должны стираться. Также семья и ДОО не должны находиться в педагогическом противостоянии, ведь от этого страдает прежде всего сам ребёнок, а также его развитие. Сотрудничество родителей и ДОО становится все более актуальным и востребованным. В своей работе предлагаю рассмотреть формы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие определило проблему исследования, состоящую в поиске форм повышения психолого - педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике форм повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации.
Объектом исследования выступает психолого-педагогическая компетентность родителей детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и родителей по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы повышения психолого-педагогической компетентности родителей в ДОО.
2. Рассмотреть теоретические подходы к организации взаимодействия ДОО и семьи и направления взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать повышение психолого-педагогической
компетентности родителей в дошкольной образовательной организации.
4. Практически изучить психолого-педагогической компетентности родителей в ДОО и формы взаимодействия повышения психолого-педагогической компетентности родителей в ДОО.
5. Дать сравнительный анализ результатов исследования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методик исследования: системно-структурный анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании результатов будет совершенствоваться процесс формирования психолого-педагогической компетентности родителей, на практике разработана соответствующая специализированная программа, а также создано к ней методическое обеспечение, которое позволит диагностировать и прогнозировать уровень развития педагогической компетентности родителей. По результатам исследования будет решаться задача повышения качества психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развитию детей» Муниципального образования города Алапаевска Свердловской области. На разных этапах исследования было охвачено 6 педагогов МБДОУ.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений, иллюстрирована таблицами. Материал изложен на 70 страницах печатного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование возможно решению одной из важнейших проблем современности, связанной с поиском форм и средств оказания помощи родителям в ДОО на пути становления их педагогической компетентности, готовности к полноценному выполнению своей родительской роли.
Анализ психолого-педагогических источников позволил установить, что «психолого-педагогическая компетентность» представляет собой многомерный и многогранный феномен. Большинство авторы в понятие «психолого-педагогическая компетентность родителей» включают совокупность личностно - деятельностных характеристик, которые проявляются в готовности и способности взрослого принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, использовать разнообразные способы сотрудничества с малышом в предметной деятельности, что позволяют успешно выполнять функции его социализации в процессе семейного воспитания. Структуру педагогической компетентности составляют эмоционально-ценностный, когнитивный и коммуникативно - деятельностный компоненты.
Исследования, посвященные изучению психолого-педагогической компетентности родителей, показали необходимость повышения педагогической компетентности взрослых, а также зависимость результативности данного процесса от характера методов взаимодействия ДОО и семьи, качества мероприятий, проводимых педагогами в условиях детского сада.
Каждая форма взаимодействия педагогов с родителями имеет определённые цели и задачи. Среди них особую роль играет семейный клуб, предусматривающий регулярные встречи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных методов ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, обогащению и систематизации их знаний об особенностях развития и воспитания детей, овладению навыками игрового взаимодействия с ними, таким образом, повышению педагогической компетентности родителей.
На констатирующем этапе была модифицирована диагностическая методика и с ее помощью проведено исследование уровня сформированности педагогической компетентности родителей воспитанников по выделенным компонентам. Анализ полученных данных позволил констатировать недостаточный уровень сформированности педагогической компетентности у большинства родителей.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование родителей, которое выявило наличие значительной позитивной динамики в уровне сформированности у родителей психолого-педагогической компетентности в целом и по каждому из компонентов в отдельности. На этом основании задачи исследования можно считать выполненными, цель - достигнутой.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.
2. Агавелян, М. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] / М. Агавелян. - М. : Сфера, 2009. - 128 с.
3. Арнаутова, Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С. 58.
4. Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи: учеб.- методическое пособие [Текст] / Л. В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
5. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям [Текст] /
Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 1. - С. 82¬92.
6. Богославец, Л. Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. Г. Богославец. - Барнаул, 1999. - 55 с.
7. Веденькина, М. В. Актуальные вопросы современного образования и воспитания: в семье, дошкольном образовательном учреждении, школе [Текст] / М. В. Веденькина // Школьное образование: проблемы и перспективы от А до Я : сб. науч.-практ. и метод. ст. Вып. 4 / под ред. М. В. Веденькиной. - Астрахань, 2013. - 169 с.
8. Винникотт, Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя [Текст] / Д. В. Винникотт. - Екатеринбург, 2004.
9. Воронова, Т. Н. Вместе с семьей [Текст] / Т. Н. Воронова. - М., 2005.
10. Воронова, Т. Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка. Координация усилий семьи и детского сада [Текст] / Т. Н. Воронова, А. Е. Жичкина. - М., 2006.
11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1995.
12. Гладкова, Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 103-110.
13. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. -СПб.: Питер, 2014. - 427 с.
14. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: энтопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 27 с.
15. Данилина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005.
- №1. - С.41-49.
16. Досаева, Р. Н. Особенности психологического консультирования семьи ребенка с эмоциональными нарушениями [Текст] // Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции / отв. ред. Б. В. Кайгородов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - С. 76-80.
17. Доронова, Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод. рук. для работников ДОУ [Текст] // Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. М.: Линка-Пресс, 2001.
- С. 25-26.
18. Дошкольная педагогика: конспект лекций [Текст] / авт.-сост. В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.
19. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: руководство практического психолога [Текст] / И. В. Дубровина, Т. В. Вохмянина. - Екатеринбург, 2000. - 160 с.
20. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. пособие [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - Москва: Академия, 2000.
21. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М., 2005. - 13 с.
22. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия [Текст] // И. А. Зимняя. Тренинг методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2005. - С. 18¬34.
23. Каракозова, Н.Ю. Семейные клубы в дошкольном учреждении как форма социализации ребёнка: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н. Ю. Каракозова, А. И. Мязина, А. А. Кудрина. - Тольятти: Кассандра, 2012. - 116 с.
24. Кащенко, В. П. Воспитание - обучение трудных детей: пособие для родителей и педагогов [Текст] / В. П. Кащенко. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 64 с.
25. Купецкова, Е. Ф. Семьеведение: метод. пособие. - Пенза: ГАОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», 2012 . - 88 с.
26. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений[Текст]. - М.: ИЦ «Академия»,
1999. - 232 с.
27. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. [Текст] / Т. А. Куликова - 2-е изд. - М.,2000.
28. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг [Текст]. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 112 с.
29. Лобанок, Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. С. Лобанок. - М.: Белый Ветер, 2011.
30. Ляшко, Т. Нас объединяют дети [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1998. - N 10. - С. 54-59.
31. Минина, А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста [Текст] // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 2 (28). - С. 93-98.
32. Минина, А. В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей [Текст] // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С. 97-100.
33. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 240 с.
34. Павлова, Л. О. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 8. - С. 8-13.
35. Петрущенко, Н. А. Детский сад и семья: взаимодействие и
сотрудничество [Текст] / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 9. - С. 35.
36. Пиюкова, С. С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: автореф. дисс. канд. пед. наук / С. С. Пиюкова. - Самара, 2002.
37. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / под ред. Е. Г. Силяевой. - М., 2002. - 322 с.
38. Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Д. Равен. - М., 2002.
39. Райгородский ,Д. Я. Психология семьи: учеб. пособие [Текст] / Д. Я. Райгородский. - Самара, 2002. - (Сер. «Психология семенных отношений»)
40. Рылеева, Е. Учимся сотрудничать с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С. 57.
41. Селина, В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении : авто- реф. дисс. канд. пед. наук [Текст] / В. В. Селина. - Великий Новгород, 2009.
42. Семенова, М. Л. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в исследовательской деятельности [Текст] // Воспитатель ДОУ. - 2007. - № 6 - С. 103.
43. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ [Текст] / О. В. Солодянкина. - М.: АРТИ, 2004. - 4 с.
44. Субратова, М. Посиделки вместо доклада: родительский день в детском саду. Детский сад со всех сторон [Текст] / М. Субратова. - М., 2007. - 193 с.
45. Сластенин, В. А. Общая педагогика: в 2 ч. Ч.1 [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2002.
46. Татаринцева, Н. Е. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с молодой семьей как условие воспитания мальчиков и девочек [Текст] // Современная семья и ее ценности: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Р. М. Чумичевой, А. А. Раджабова. - Махачкала: Овчинников, 2009. - С. 181-216.
47. Тюрина, Н. Ш. Социально-педагогические условия формирования реабилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста[Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Ш. Тюрина. - М., 2008.
48. Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Н. Ю. Шведова, С. И. Ожегов. - М., 2010.
49. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. - Ростов-на-Дону, 2010.
50. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание [Текст] / Н. Е. Щуркова. - М.,
2000.
51. Хрусталькова, Н. А. Педагогическая компетентность у родителей в профессионально-замещающей семье: содержание, структура, критерии и уровни сформированности [Текст] / Н. А. Хрусталькова // Известия высших учебных заведений. Поволжский Регион. Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 3. - С. 108-115.
52. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и
предметных компетенций [Текст] / А. В. Хуторской [электронный ресурс] // Электронный журнал Эйдос. - URL:
http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm(дата обращения: 12.07.2017).
53. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: концепция, направления и перспективы [Текст] / Ю. Хямяляйнен. - М.: Просвещение, 1993. - 112с.
54. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
55. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова; ред. и введ. Е. Г. Юдиной. - М.: Просвещение, 2005.
56. Я - компетентный родитель: программа для поставщиков услуг родителям, имеющим детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения [Текст] / под ред. Л. В. Коломийченко. - Пермь, 2009. - 108 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ