Введение 10
1 Обзор литературы 12
2 Объект и методы исследования 15
3 Расчеты и аналитика 16
3.1 Основные сведения о бюджетировании как инструменте финансового
планирования и контроля 16
3.2 Контроль в системе бюджетирования 38
3.3 Общая характеристика ООО «Газпромнефть-Восток» 41
3.4 Анализ существующей системы бюджетирования в ООО «Газпромнефть-
Восток» 43
4 Результаты проведенного исследования 72
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 76
6 Социальная ответственность 79
6.1 Описание рабочего места 79
6.2 Анализ выявленных вредных факторов проектируемой производственной
среды 81
6.3 Анализ выявленных опасных факторов проектируемой произведенной
среды 91
6.4 Охрана окружающей среды 92
6.5 Защита в чрезвычайных ситуациях 93
6.6 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности 95
6.7 Заключение по разделу «Социальная ответственность» 96
Заключение 97
Список использованных источников 101
Приложение А - Фрагмент графика бурения ООО «Газпромнефть-Восток» 105 Приложение Б - Сводный бюджет ООО «Газпромнефть-Восток» (итоговый
сценарий) 106
Приложение В - Сводный бюджет ООО «Газпромнефть-Восток»
(первоначальный сценарий) 111
Планирование - это процесс принятия решений относительно будущих событий. Руководство компании за несколько месяцев или за год до их наступления решает, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленных целей.
Многие предприятия строят бюджетный учет на основе бухгалтерского учета и пытаются свести его к равенству бюджетного и бухгалтерского учета, изменяя только формы представления информации. Такой подход нельзя назвать корректным. Для принятия управленческих решений необходимо рассматривать ситуацию многосторонне, оценивать ее с разных уровней. В этом должна помочь система бюджетирования, которая позволяет посмотреть на те же данные, что и бухгалтерский учет, но под другим углом. Таким образом, создается необходимая база для принятия правильных и
своевременных решений. Бюджетирование необходимо любой компании, независимо от размеров и отраслевой принадлежности. При этом методы бюджетирования существенно различаются в зависимости от масштабов организации и отраслевой специфики. По существу, бюджет - это структурированный комплексный план деятельности компании на
определенный промежуток времени, а бюджетирование - управление бизнесом, основанное на планировании.
Нефтегазовая отрасль России в новейших экономических условиях находится в тяжелом состоянии. С каждым годом запасы нефтяных и газовых запасов исчерпываются, продуктивные горизонты становятся более глубокими, существенно усложняются условия их добычи. Отличительной особенностью нефтедобывающей отрасли с финансовой точки зрения является то, что цена на нефть устанавливается посредством биржевых торгов. На котировки нефти влияет как внутренняя, так и мировая экономическая и политическая
обстановка. На предприятия нефтедобычи оказывает влияние и высокое налоговое бремя.
Предметом исследования является бюджетирование как инструмент финансового планирования и контроля.
Целью работы является изучение системы бюджетирования, действующей в ООО «Газпромнефть-Восток» с точки зрения финансового планирования и контроля.
В соответствии с целью исследования были установлены следующие
задачи:
- дать общую характеристику деятельности ООО «Газпромнефть- Восток»;
- изучить финансовую структуру ООО «Газпромнефть-Восток»;
- изучить систему бюджетирования, применяемую в ООО «Г азпромнефть-Восток»;
- провести анализ используемой системы бюджетирования, выявить ее недостатки, предложить способы их устранения;
Практическая значимость работы заключается в том, что изучение системы бюджетирования в нефтегазодобывающей отрасли поможет определить слабые места в финансовом планировании и контроле ООО «Газпромнефть-Восток».
Источниками информации для выполнения работы послужили: работы авторов в части бюджетирования, финансового планирования и контроля, данные бюджетных форм, внутренних нормативных и методических документов по организации процесса бюджетирования и расчету показателей бюджетов.
Управляющее воздействие на финансы необходимо для достижения финансовой устойчивости, стратегических и тактических целей предприятия. Таким образом, достижение и поддержание финансовой устойчивости - главная задача финансового управления.
Бюджетирование как инструмент финансового планирования и контроля позволяет решать основные управленческие задачи:
- составить прогноз производственной деятельности;
- составить прогноз финансового состояния организации;
- провести сравнительный анализ плановых и фактических данных;
- оценить и проанализировать выявленные отклонения.
Основные компоненты системы бюджетирования:
1 Бюджетный комитет - основная функция состоит в управлении процессом формирования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Председателем бюджетного комитета является генеральный директор, который координирует процесс, разрешает спорные ситуации и утверждает принятые решения.
2 Регламенты бюджетирования - свод документов, определяющих процесс бюджетирования, состав и полномочия бюджетного комитета, финансовую структуру, состав и структуру бюджетов. Регламенты определяют, кто, что, в какие сроки выполняет и какую ответственность несет, а также взаимодействие подразделений.
3 Финансовая структура - иерархическая система центров финансовой ответственности предприятия, которая определяет вложенность и экономическую соподчиненность подразделений и их виды: центры затрат, центры дохода, центры прибыли, центры инвестиций;
4 Структура бюджетов - перечень необходимых бюджетов, позволяющий проработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия и впоследствии проконтролировать исполнение принятых бюджетов. Итоговыми (финансовыми) бюджетами являются бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и бюджет по балансовому листу.
Если предприятие планирует развитие и расширение, то бюджетирование в полном объеме будет способствовать более эффективному управлению таким предприятием. Это обеспечивается за счет:
- ликвидности предприятия (БДДС, ББЛ);
- рентабельности предприятия (БДР);
- деловой активности предприятия (БДР, ББЛ);
- финансовой устойчивости (БДР, ББЛ).
Основные задачи, стоящие перед финансовым управлением ООО «Газпромнефть-Восток», определяются под влиянием ряда факторов: необходимости постоянного технологического совершенствования, потребности в капитальных вложениях, меняющегося налогового законодательства, мировой конъюнктуры, информационных тенденций, изменений процентных ставок.
В ходе проведенного анализа действующей в ООО «Газпромнефть- Восток» системы бюджетирования были выявлены следующие недостатки:
1 В состав бюджетного комитета не включен генеральный директор. Его функция в процессе бюджетирования состоит только в представлении и согласовании бюджета в головной организации. Также в бюджетный комитет не входят ответственные по ЦФО.
2 Недостаточно проработаны регламенты бюджетирования. К регламентам в данной организации относятся приказ о начале планирования, поступающий и ГО и приказ руководителям ЦФО о предоставлении данных для планирования. Весь процесс бюджетирования сосредоточен в плановобюджетном управлении.
3 Финансовыми бюджетами в ООО «Газпромнефть-Восток» являются бюджет доходов и расходов и сводный бюджет, объединяющий в себе БДР и некоторые элементы БДДС. Бюджет по балансовому листу не составляется. Такой подход не позволяет провести оценку ликвидности, деловой активности и финансовой устойчивости в периоде планирования.
Для решения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия:
1 Расширить состав бюджетного комитета, включив него ответственных по ЦФО и генерального директора. Это позволит ответственным по ЦФО лучше понимать стратегические цели предприятия, более ответственно относиться к выполнению планов. Со стороны генерального директора будет исключено дистанцирование от процесса бюджетирования, что повысит значимость бюджетирования для коллектива и эффективность решения спорных ситуаций.
2 Проработать основные регламенты бюджетирования:
- Положение о бюджетировании - описывает цели, участников процесса бюджетирования, объекты бюджетирования и форматы бюджетов, периоды и сроки бюджетирования, ответственность за исполнение положения о бюджетировании.
- Положение о бюджетном комитете - описывает процесс согласования и утверждения плановых и фактических бюджетов, результатов план-фактного анализа, процедуры проведения коллективных обсуждений и принятия бюджетов.
- Положение о финансовой структуре - содержит структуру ЦФО и их классификацию, горизонтальные взаимосвязи между ЦФО и входящими в них подразделениями, ответственных за исполнение бюджетных показателей.
3 Рассмотреть возможность формирования финансовых бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ) для проведения комплексного анализа финансового состояния предприятия в планируемых периодах.
4 Рассмотреть возможность использования в процессе бюджетирования альтернативных подходов, например, технологию процессно-ориентированного бюджетирования. На данный момент ООО «Газпромнефть-Восток» имеет ряд предпосылок для этого: узкая сфера деятельности, в которой четко выделяются процессы; производство представляет собой неразрывный технологический процесс; четко определены МВЗ. Внедрение такого подхода позволит включить в процесс бюджетирования каждого сотрудника путем делегирования полномочий и использования системы мотивации. Это приведет к более качественному исполнению обязанностей, снижению затрат ввиду непосредственной заинтересованности исполнителей, уменьшению инертности в системе управления. Управление затратами будет осуществляться по месту их возникновения. Качество результата проверяется его потребителем - следующим элементом процессной цепочки.
С учетом влияния внешних факторов на деятельность
ООО «Газпромнефть-Восток», действующая на данный момент система бюджетирования, позволяет решать основные задачи текущего финансового планирования и контроля.
1 Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. - 544 с.
2 Добровольский Е.Ю, Карабанов Б.М, Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. - СПб.: Питер, 2013. - 480 с.
3 Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования / А. Е. Карпов. Кн. 1: Бюджетирование как инструмент управления. - 3-е изд. - М.: Результат и качество, 2006. - 400 с.
4 Щегловская Ю.А. Бюджетирование как инструмент финансового анализа. // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 1.
5 Большая Энциклопедия Нефти Газа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ngpedia.ru/id406022p3.html
6 Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования / А. Е. Карпов. Кн. 2: Регламент системы бюджетирования. - Москва: Результат и качество, 2008. - 452 с.
7 Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования / А. Е. Карпов. Кн. 3: Финансовая модель бюджетирования. - М.: Результат и качество, - 2006. - 528 с.
8 Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования / А. Е. Карпов. Кн. 4: Финансовая структура компании. - М.: Результат и качество. - 2006. - 352 с.
9 Карпов А.Е. 100% практического бюджетирования / А. Е. Карпов. Кн. 7: Бюджетный комитет компании. - М.: Результат и качество, - 2007. - 183 с.
10 Левушкина Н. В., Макарова Л. М. Сравнительная характеристика методик бюджетирования деятельности предприятий // Молодой ученый. - 2013. - № 4. - с. 253-257.
11 Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2011. - 504 с.
12 Романовский М.В. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / под ред., А.И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. _ СПб.: Питер, 2011. - 592 с.
13 Наумова Н.В. Бюджетирование в деятельности предприятия: Учебное пособие / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 112 с.
14 Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практ. пособие / О.С. Красова - 3-е изд., - М.: Омега-Л, 2008. - с.169.
15 Виткалова А.П. Внутрифирменное бюджетирование: учебное пособие / А. П. Виткалова. - Москва: Дашков и К, 2013. - 127 с.
16 Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с.272.
17 Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование: учебник / В. В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2003. - 368 с.
18 Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. - 655 с.
19 Карпов А. Budgeting Technology. Все для бюджетирования и
управленческого учета. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www.bud-tech. ru/index.html.
20 Водолазов А.Н. О бюджетировании: коротко и понятно.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bud-
tech.ru/budgeting_briefly.html
21 Шкарин Д. Совершенствование системы бюджетирования и
управленческого учета как инструмент повышения эффективности работы бурового предприятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://neftegaz.ru/science/view/1115
22 Кандалинцев В. Бюджетирование: с чего начать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bud-tech.ru/budgeting_start.html.
23 Мошкина Д. Финансовая структура и центры финансовой ответственности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.cfin.ru/ias/frc.shtml
24 Гришагин М.В., Фарберов В.Я. Расчеты по обеспечению комфорта и безопасности: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. - 155 с.
25 Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая), ред. от 29.06.2015.
26 Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
27 ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».
28 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»
29 СанПиН2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
30 ГОСТ 12.1.005 - 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
31 ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности»
32 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
33 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы»
34 ГОСТ Р 50948-96 «Общие эргономические требования и требования безопасности»
35 ГОСТ 12.2.032-78 «Рабочее место при выполнении работ сидя»
36 ГОСТ 21889-76 «Система «Человек-машина» Кресло человека- оператора»
37 ГОСТ 12.1.038-82 «Электробезопасность»
38 ГОСТ 30247.0-94 «Методы испытаний на огнестойкость. Общие положения»
39 СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях».
40 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
41 Федеральный закон РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления».