Педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 9
1.1. Ценностное отношение к служению Родине: сущность, структура,
особенности формирования в контексте патриотического воспитания учащихся 9
1.2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к
служению Родине учащихся суворовских училищ 23
1.3 Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ СУВОРОВЦЕВ 39
2.1. Анализ сформированности ценностного отношения к служению
Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища 39
2.2. Методические рекомендации педагогическому коллективу училища
по формированию у суворовцев ценностного отношения к служению Родине 76
2.3 Выводы по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 9
1.1. Ценностное отношение к служению Родине: сущность, структура,
особенности формирования в контексте патриотического воспитания учащихся 9
1.2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к
служению Родине учащихся суворовских училищ 23
1.3 Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ СУВОРОВЦЕВ 39
2.1. Анализ сформированности ценностного отношения к служению
Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища 39
2.2. Методические рекомендации педагогическому коллективу училища
по формированию у суворовцев ценностного отношения к служению Родине 76
2.3 Выводы по 2 главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В период взросления и становления подростков как личностей, молодые люди сталкиваются с возможностями выбора различных альтернатив, предлагаемых обществом. В условиях социальных перемен этот выбор становится наиболее сложным, поэтому необходимо обогащать духовный мир личности и формировать у индивида неисчерпаемый арсенал ценностей. Ценностным ориентирам принадлежит ведущая роль в развитии структуры личности. Среди духовно-нравственных ценностей выделяется патриотизм, как основа дальнейшего развития общества и становления его национального самосознания. Новая образовательная концепция востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, направленный на формирование ценностно-патриотических ориентаций юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества. В педагогике к проблеме формирования и становления личности подростка, влиянию социального окружения на подрастающее поколение, степени его адаптированности в социокультурной среде обращались в своих работах многие отечественные педагоги. Ценен вклад в разработку этих проблем К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, С.Т Шацкого, Л.В. Занкова, В.Т. Лисовского, В.Н. Ярской и мн.др. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.Г Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Т.Г Суханская с психологических позиций в своих работах изучают аксиологическую тематику. У Томасом и Ф. Знанецким, К. Ясперсом, М. Рокичем и мн.др. внесён вклад в развитие теории ценностей и ценностных ориентаций. Так, А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов под ценностными ориентациями понимают «ось сознания», без которой не решаются проблемы жизни человека, в её орбите помыслы и чувства субъекта. Однако вопросу формирования ценностно-патриотических ориентаций молодёжи школьного возраста специализированного военно-учебного заведения в педагогической литературе уделяется недостаточно внимания.
Противоречие заключается в традиционно применяемых методах формирования ценностного отношения к служению Родине у учащихся и особенностями внутриличностной базы возникновения и развития ценностного отношения в старшем подростковом возрасте.
Соответственно проблема исследования заключается в изыскании наиболее эффективных методов формирования ценностного отношения к служению Родине, соответствующим особенностям внутриличностной базы возникновения и развития ценностного отношения в старшем подростковом возрасте.
Актуальность данной проблемы формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища в современных условиях и обусловила тему исследования.
Ценностные ориентации оказываются практически тем же самым, что и мотивы в понимании С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева. А.Г. Асмолов, В.С. Братусь, Ю.М. Забродин, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский и др. рассматривают в качестве исходного понятие «смысл» и говорят о «мотивационно-смысловых», «смысложизненных» образованиях психики. Тем самым, объединяются в целостность три феномена: ценность, смысл и мотив. Поэтому теоретической основой разработки проблемы нашего исследования был определён как наиболее состоятельный, применяемый в настоящее время к анализу социально-психологических особенностей личности ценностно-мотивационный подход, разработанный
А.Г. Асмоловым, Б.С. Братусь, Ю.М. Забродиным, Д.А. Леонтьевым, Б.А. Сосновским, Р.Х. Шакуровым, Э.С. Чугуновой, В.А. Ядовым, М.Г. Роговым и мн. др. В рамках данного подхода уже выполнен ряд работ по проблеме образования и патриотического воспитания в гражданских учебных заведениях [14, с 101; 31, с.4; 56, с.5; 76, с. 4], и в военных [13, с. 5; 60, с.78], в том числе и в области формирования ценностей кадетов и суворовцев [73, с. 242; 79, с. 89, 86, с.5]. Без мотивационного компонента в качестве объяснения причинно-следственной связи поступка и его последствий (его ценностной составляющей) формирование ценностного отношения к служению Родине не представляется возможным, ученик должен осознать эту связь.
Также теоретической основой разработки проблемы нашего исследования был определён системный подход, с позиций которого мы описываем ценностное отношение к служению Родине суворовцев как систему, в структуру которой входит ряд компонентов. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна лежит в основе отбора компонентов и их характеристик в данную структуру.
Объект: процесс формирования ценностного отношения к служению Родине Предмет: педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
Цель: разработать и апробировать эффективную методику проведения внеклассных мероприятий по формированию ценностного отношения к служению Родине суворовцев.
Гипотеза. Процесс формирования ценностного отношения к служению Родине у учащихся суворовского училища будет эффективным, если:
- уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища»;
- выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища;
- проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища;
- разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе;
- предоставить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине;
- он будет проводиться на основе его компонентов и их характеристик: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно- мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования и уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища».
2. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
3. Проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища.
4. Разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе.
5. Предоставить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине.
Методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез ведущих идей. Эмпирические методы: анкетирование, опытно-экспериментальный метод, статистическая обработка полученных результатов.
Научная новизна. Нами уточнено понятие «ценностное отношение к служению Родине обучающихся суворовского училища» на основе ценностно-мотивационного подхода к анализу социально-психологических особенностей личности и впервые оно представлено как системное образование на основе системного подхода. И его структура включает следующие компоненты и их характеристики: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно-мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация.
Практическая значимость: составлен и апробирован диагностический комплекс методик изучения ценностного отношения к служению Родине у учащихся выпускного класса суворовского училища. Разработана методика проведения внеклассных мероприятий по формированию ценностного отношения к служению Родине суворовцев. Всё это может применяться в подобных образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностное отношение к служению Родине суворовцев в рамках системного и ценностно-мотивационного подходов и на основе принципа единства сознания и деятельности является системным образованием, и его структура включает ряд компонентов и их характеристики: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно-мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация. чувство патриотизма, ценности, мотивацию в обще профессиональной деятельности и военно-профессиональную мотивацию, самоактуализацию, познавательный интерес к патриотической теме.
2. Методика диагностики ценностного отношения к служению Родине суворовцев позволяет определить уровни сформированности его компонентов и их характеристик.
3. Нами разработана методика формирования ценностного отношения к служению Родине суворовцев, этапы технологии которой соответствуют последовательной активизации следующих процессов: самоидентификация суворовца с героем Родины, самопознание, самоотношение, самоопределение, самореализация. Методика использует все три группы методов воспитания: методы формирования сознания (беседа, лекция, диспут, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (общественное мнение, приучение и упражнение в коллективной деятельности, создание воспитывающих ситуаций), методы стимулирования поведения и деятельности (игра, соревнование, поощрение, вызывающие познавательный интерес к знанию героической истории Родины и стремление к самосовершенствованию во имя ее блага).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников и литературы, приложений
Противоречие заключается в традиционно применяемых методах формирования ценностного отношения к служению Родине у учащихся и особенностями внутриличностной базы возникновения и развития ценностного отношения в старшем подростковом возрасте.
Соответственно проблема исследования заключается в изыскании наиболее эффективных методов формирования ценностного отношения к служению Родине, соответствующим особенностям внутриличностной базы возникновения и развития ценностного отношения в старшем подростковом возрасте.
Актуальность данной проблемы формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища в современных условиях и обусловила тему исследования.
Ценностные ориентации оказываются практически тем же самым, что и мотивы в понимании С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева. А.Г. Асмолов, В.С. Братусь, Ю.М. Забродин, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский и др. рассматривают в качестве исходного понятие «смысл» и говорят о «мотивационно-смысловых», «смысложизненных» образованиях психики. Тем самым, объединяются в целостность три феномена: ценность, смысл и мотив. Поэтому теоретической основой разработки проблемы нашего исследования был определён как наиболее состоятельный, применяемый в настоящее время к анализу социально-психологических особенностей личности ценностно-мотивационный подход, разработанный
А.Г. Асмоловым, Б.С. Братусь, Ю.М. Забродиным, Д.А. Леонтьевым, Б.А. Сосновским, Р.Х. Шакуровым, Э.С. Чугуновой, В.А. Ядовым, М.Г. Роговым и мн. др. В рамках данного подхода уже выполнен ряд работ по проблеме образования и патриотического воспитания в гражданских учебных заведениях [14, с 101; 31, с.4; 56, с.5; 76, с. 4], и в военных [13, с. 5; 60, с.78], в том числе и в области формирования ценностей кадетов и суворовцев [73, с. 242; 79, с. 89, 86, с.5]. Без мотивационного компонента в качестве объяснения причинно-следственной связи поступка и его последствий (его ценностной составляющей) формирование ценностного отношения к служению Родине не представляется возможным, ученик должен осознать эту связь.
Также теоретической основой разработки проблемы нашего исследования был определён системный подход, с позиций которого мы описываем ценностное отношение к служению Родине суворовцев как систему, в структуру которой входит ряд компонентов. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна лежит в основе отбора компонентов и их характеристик в данную структуру.
Объект: процесс формирования ценностного отношения к служению Родине Предмет: педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
Цель: разработать и апробировать эффективную методику проведения внеклассных мероприятий по формированию ценностного отношения к служению Родине суворовцев.
Гипотеза. Процесс формирования ценностного отношения к служению Родине у учащихся суворовского училища будет эффективным, если:
- уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища»;
- выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища;
- проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища;
- разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе;
- предоставить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине;
- он будет проводиться на основе его компонентов и их характеристик: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно- мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования и уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища».
2. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
3. Проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища.
4. Разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе.
5. Предоставить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине.
Методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ и синтез ведущих идей. Эмпирические методы: анкетирование, опытно-экспериментальный метод, статистическая обработка полученных результатов.
Научная новизна. Нами уточнено понятие «ценностное отношение к служению Родине обучающихся суворовского училища» на основе ценностно-мотивационного подхода к анализу социально-психологических особенностей личности и впервые оно представлено как системное образование на основе системного подхода. И его структура включает следующие компоненты и их характеристики: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно-мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация.
Практическая значимость: составлен и апробирован диагностический комплекс методик изучения ценностного отношения к служению Родине у учащихся выпускного класса суворовского училища. Разработана методика проведения внеклассных мероприятий по формированию ценностного отношения к служению Родине суворовцев. Всё это может применяться в подобных образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностное отношение к служению Родине суворовцев в рамках системного и ценностно-мотивационного подходов и на основе принципа единства сознания и деятельности является системным образованием, и его структура включает ряд компонентов и их характеристики: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно-мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация. чувство патриотизма, ценности, мотивацию в обще профессиональной деятельности и военно-профессиональную мотивацию, самоактуализацию, познавательный интерес к патриотической теме.
2. Методика диагностики ценностного отношения к служению Родине суворовцев позволяет определить уровни сформированности его компонентов и их характеристик.
3. Нами разработана методика формирования ценностного отношения к служению Родине суворовцев, этапы технологии которой соответствуют последовательной активизации следующих процессов: самоидентификация суворовца с героем Родины, самопознание, самоотношение, самоопределение, самореализация. Методика использует все три группы методов воспитания: методы формирования сознания (беседа, лекция, диспут, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (общественное мнение, приучение и упражнение в коллективной деятельности, создание воспитывающих ситуаций), методы стимулирования поведения и деятельности (игра, соревнование, поощрение, вызывающие познавательный интерес к знанию героической истории Родины и стремление к самосовершенствованию во имя ее блага).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников и литературы, приложений
Мы достигли поставленной нами цели нашего исследования - разработать и апробировать эффективную методику проведения внеклассных мероприятий по формированию ценностного отношения к служению Родине суворовцев.
Нами выполнены запланированные задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования и уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища».
2. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
3. Проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища.
4. Разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе.
5. Представить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине.
Объектом нашего исследования являлся процесс формирования ценностного отношения к служению Родине, а предметом - педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что у учащихся суворовского училища будет эффективным, если:
- уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища»;
- выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища;
- проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища;
- разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе;
- предоставить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине;
- он будет проводиться на основе его компонентов, включающих проявление чувства патриотизма и особенности личности - ценности, мотивацию в общем профессиональной деятельности и военно-профессиональную мотивацию, самоактуализацию, познавательный интерес к патриотической теме.
На основе полученных в опытно экспериментальным работе данных, можно сделать следующие общие выводы.
1. Ценностное отношение к служению Родине суворовцев в рамках системного и ценностно-мотивационного подходов и на основе принципа единства сознания и деятельности является системным образованием, и его структура включает ряд компонентов и их характеристики: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно-мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация. чувство патриотизма, ценности, мотивацию в обще профессиональной деятельности и военно-профессиональную мотивацию, самоактуализацию, познавательный интерес к патриотической теме.
2. Методика диагностики ценностного отношения к служению Родине суворовцев позволяет определить уровни сформированности его компонентов и их характеристик.
3. Нами разработана эффективная методика формирования ценностного отношения к служению Родине суворовцев, этапы технологии которой соответствуют последовательной активизации следующих процессов: самоидентификация суворовца с героем Родины, самопознание, самоотношение, самоопределение, самореализация. Методика использует все три группы методов воспитания: методы формирования сознания (беседа, лекция, диспут, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (общественное мнение, приучение и упражнение в коллективной деятельности, создание воспитывающих ситуаций), методы стимулирования поведения и деятельности (игра, соревнование, поощрение, вызывающие познавательный интерес к знанию героической истории Родины и стремление к самосовершенствованию во имя ее блага).
4. Важной задачей формирования ценностного отношения к служению Родине у обучающихся суворовского училища является активное вовлечение самих учащихся в подготовку и проведение мероприятий по его формированию.
5. Важный резерв эффективного формирования ценностного отношения к служению Родине у обучающихся суворовского училища заключается в целенаправленном формировании внутренней мотивации к получению знаний по теме патриотизма как проявления ценностного отношения к служению Родине.
6. Существенным значением является осознание важности знаний о патриотизме как проявления ценностного отношения к служению Родине в условиях положительного отношения юношества к теме патриотизма.
7. С целью повышения эффективности процесса формирования ценностного отношения к служению Родине педагогам нужно развивать познавательный интерес учащихся к теме патриотизма. Нужно использовать ряд инновационных технологий и стимулирования активности учащихся в процессе подготовки таких мероприятий. Такие мероприятия позитивно влияют на повышение: чувства патриотизма, познавательного интереса к теме патриотизма, духовных ценностей, ценностного отношения к служению Родине и базирующихся на них - внутренней мотивации, профессионально-военной мотивации, самоактуализации личности. Такие мероприятия формируют устойчивость этого ряда свойств человека.
8. Педагогу с помощью даже элементов использования активизации самих учащихся при подготовке и проведения мероприятий, при условии владения педагогом содержанием методов активизации и форм организации процесса патриотического воспитания, можно творчески подходить к реализации задач данного вида патриотического воспитания.
9. Исследовательская работа, проведенная нами, показала, что применение способов активизации учеников при подготовке и проведении мероприятий патриотического воспитания даже при непродолжительном времени, имеет положительное влияние на развитие патриотических чувств и познавательного интереса к теме патриотизма у учеников. В связи с этим есть насущная необходимость более активного внедрения в практику патриотического воспитания методов активизации учеников, использования наглядности и пр. в качестве наиболее способствующих росту чувств, мыслительной деятельности учеников и их творческих способностей, развитию познавательного интереса к теме патриотизма.
Таким образом, положительный эффект в дальнейшем надо укреплять. Наши данные, возможно, и не столь однозначны, но чтобы это проверить, надо провести работу на большей выборке при расширенной экспериментальной системе мероприятий по патриотическому воспитанию с активным участием самих детей. С более тщательной подборкой средств активизации детей.
Нами выполнены запланированные задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования и уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища».
2. Выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
3. Проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища.
4. Разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе.
5. Представить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине.
Объектом нашего исследования являлся процесс формирования ценностного отношения к служению Родине, а предметом - педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища.
Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что у учащихся суворовского училища будет эффективным, если:
- уточнить содержание понятий «ценностное отношение», «патриотизм», «ценностное отношение к служению Родине учащихся суворовского училища»;
- выявить педагогические условия формирования ценностного отношения к служению Родине учащихся суворовского училища;
- проанализировать в ходе опытно-поисковой работы сформированность ценностного отношения к служению Родине учащихся Екатеринбургского суворовского училища;
- разработать методику мероприятий по патриотическому воспитанию суворовцев во внеклассной работе;
- предоставить методические рекомендации педагогическому коллективу училища по формированию у суворовцев выпускного класса ценностного отношения к служению Родине;
- он будет проводиться на основе его компонентов, включающих проявление чувства патриотизма и особенности личности - ценности, мотивацию в общем профессиональной деятельности и военно-профессиональную мотивацию, самоактуализацию, познавательный интерес к патриотической теме.
На основе полученных в опытно экспериментальным работе данных, можно сделать следующие общие выводы.
1. Ценностное отношение к служению Родине суворовцев в рамках системного и ценностно-мотивационного подходов и на основе принципа единства сознания и деятельности является системным образованием, и его структура включает ряд компонентов и их характеристики: эмоционально-чувственный компонент включает характеристику чувства патриотизма; когнитивный компонент включает характеристику познавательного интереса к патриотической теме; потребностно-мотивационный компонент включает такие характеристики как ценности, мотивация вообще к профессиональной деятельности, военно-профессиональная мотивация, самоактуализация. чувство патриотизма, ценности, мотивацию в обще профессиональной деятельности и военно-профессиональную мотивацию, самоактуализацию, познавательный интерес к патриотической теме.
2. Методика диагностики ценностного отношения к служению Родине суворовцев позволяет определить уровни сформированности его компонентов и их характеристик.
3. Нами разработана эффективная методика формирования ценностного отношения к служению Родине суворовцев, этапы технологии которой соответствуют последовательной активизации следующих процессов: самоидентификация суворовца с героем Родины, самопознание, самоотношение, самоопределение, самореализация. Методика использует все три группы методов воспитания: методы формирования сознания (беседа, лекция, диспут, пример), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (общественное мнение, приучение и упражнение в коллективной деятельности, создание воспитывающих ситуаций), методы стимулирования поведения и деятельности (игра, соревнование, поощрение, вызывающие познавательный интерес к знанию героической истории Родины и стремление к самосовершенствованию во имя ее блага).
4. Важной задачей формирования ценностного отношения к служению Родине у обучающихся суворовского училища является активное вовлечение самих учащихся в подготовку и проведение мероприятий по его формированию.
5. Важный резерв эффективного формирования ценностного отношения к служению Родине у обучающихся суворовского училища заключается в целенаправленном формировании внутренней мотивации к получению знаний по теме патриотизма как проявления ценностного отношения к служению Родине.
6. Существенным значением является осознание важности знаний о патриотизме как проявления ценностного отношения к служению Родине в условиях положительного отношения юношества к теме патриотизма.
7. С целью повышения эффективности процесса формирования ценностного отношения к служению Родине педагогам нужно развивать познавательный интерес учащихся к теме патриотизма. Нужно использовать ряд инновационных технологий и стимулирования активности учащихся в процессе подготовки таких мероприятий. Такие мероприятия позитивно влияют на повышение: чувства патриотизма, познавательного интереса к теме патриотизма, духовных ценностей, ценностного отношения к служению Родине и базирующихся на них - внутренней мотивации, профессионально-военной мотивации, самоактуализации личности. Такие мероприятия формируют устойчивость этого ряда свойств человека.
8. Педагогу с помощью даже элементов использования активизации самих учащихся при подготовке и проведения мероприятий, при условии владения педагогом содержанием методов активизации и форм организации процесса патриотического воспитания, можно творчески подходить к реализации задач данного вида патриотического воспитания.
9. Исследовательская работа, проведенная нами, показала, что применение способов активизации учеников при подготовке и проведении мероприятий патриотического воспитания даже при непродолжительном времени, имеет положительное влияние на развитие патриотических чувств и познавательного интереса к теме патриотизма у учеников. В связи с этим есть насущная необходимость более активного внедрения в практику патриотического воспитания методов активизации учеников, использования наглядности и пр. в качестве наиболее способствующих росту чувств, мыслительной деятельности учеников и их творческих способностей, развитию познавательного интереса к теме патриотизма.
Таким образом, положительный эффект в дальнейшем надо укреплять. Наши данные, возможно, и не столь однозначны, но чтобы это проверить, надо провести работу на большей выборке при расширенной экспериментальной системе мероприятий по патриотическому воспитанию с активным участием самих детей. С более тщательной подборкой средств активизации детей.
Подобные работы
- Создание системы военно-патриотического воспитания обучающихся в
суворовском училище как фактор становления личности суворовца
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование отношений сотрудничества в системе обучающиеся - воспитатель
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



