Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика СССР периода холодной войны в отечественной учебной литературе

Работа №96289

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Освещение внешней политики СССР периода «холодной войны» в
отечественной историографии 11
ГЛАВА 2. Освещение вопросов внешней политики СССР периода «холодной войны» на страницах школьных учебников истории для 9 класса 26
ГЛАВА З.Освещение вопросов внешней политики СССР периода «холодной войны на страницах школьных учебниках истории для 11 класса 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 78


Актуальность исследования. После того, как закончилась Вторая мировая война, на мировой арене возникли два центра силы, с одной стороны - коммунистический СССР, с другой стороны - капиталистические США. Взаимное соперничество двух сверхдержав определило историю и развитие всего мира на протяжении второй половины XX века, вплоть до трагичных событий 1991 года и последующим за ними распад СССР. Эпоха мировых войн закончилась в 1945 году с падением Третьего Рейха, началась эра локальных конфликтов. На протяжении второй половины XX века США ввели свои войска в более чем 50 стран мира, одними из самых известных являются война во Вьетнаме (1960-1975 гг.) и Корейская война(1950-1953 гг.).. Афганский конфликт напрямую выходит из Вьетнамской войны, и это подтверждает в своем интервью Збигнев Бжезинский, являющийся тогда советником президента, журналисту издания Le Nouvel Observateur Венсан Жоверу .
Все эти события, так или иначе, серьёзно затрагиваются в процессе преподавания новейшей истории стран Запада и России в средней общеобразовательной школе. Особое значение внешней политике СССР придаётся авторами учебной литературы по истории России XX века. Сейчас в отечественной исторической и учебной литературе даются разные оценки, разные подходы к освещению внешней политики Советского Союза. Любые приводимые точки зрения, скорее всего, зависят как от личного отношения, так и от политических воззрений авторов, поэтому важно провести сравнение и анализ имеющихся точек зрения и взглядов на заданную проблему. Важно провести анализ школьных учебников по истории на предмет освещения в них внешней политики с учётом изменений в сфере образования.
Обращение к проблеме освещения внешней политики в период «холодной войны» на страницах учебников по истории для средней школы представляется важным моментом при знакомстве обучаемых с событиями второй половины XX века. В зависимости от того, как эта информация доводится до учащихся, с какими источниками они работают, зависит и то, как будет у них выстроено мировоззрение и осознание исторических процессов, происходящих сегодня. Это имеет сегодня особое значение в плане усвоения обучающимися гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
В связи с этим, важно ориентироваться во всей доступной отечественной литературе по истории, чтобы понять, как данная тема в ней освещена. Это позволит, в свою очередь, понять, с какими проблемами при преподавании данной темы может столкнуться современный учитель. Полученные материалы позволят составить рекомендации по преподаванию вопросов, связанных с внешней политикой СССР в заявленный период времени, в средней школе.
Объект исследования: отечественные школьные учебники истории второй половины XX - начала XXI вв.
Предмет исследования: освещение внешней политики СССР после периода холодной войны на страницах школьных учебников истории.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать освещение на страницах школьных учебников по истории внешней политики СССР периода холодной войны.
Задачи исследования:
- рассмотреть степень освещения в научной исторической литературе вопросов внешней политики СССР периода «холодной войны»;
- выявить и охарактеризовать освещение внешней политики советского государства на страницах учебников истории для 9 класса;
- охарактеризовать информацию по названной проблеме, представленную в учебниках по истории для 11 класса;
- разработать методические указания к проведению школьных уроков по вопросам внешней политике СССР рассматриваемого периода
Хронологические рамки исследования: исторический период от Фултонской речи У. Черчилля 1945 года и до распада СССР в 1991 г.
Целесообразно выделить вторые рамки исследования, связанные с первым упоминанием исследуемой темы в школьных учебниках истории. Первые упоминания начинаются с середины 90-х годов XX века, а последние работы вышли в 2016 году.
Территориальные рамки исследования определяются территориями, где происходили описываемые события, территорией СССР, а также Российской Федерации.
Методологическая база представлена в основном совокупностью методов, используемых в современных научных исторических исследованиях.
Принцип историзма являлся определяющим при написании данной работы. Он предполагает рассмотрение всех исторических процессов и событий исследуемой темы во взаимосвязи и взаимовлиянии, а также в системе непрерывной цепи причинно-следственных связей. В свою очередь, все исторические явления рассматриваются в их конкретном проявлении и с учетом конкретной ситуации и существовавшего определенного контекста. Все явления рассматриваются в строгой хронологической последовательности и их история хронологически детерминирована. Как следствие, принцип историзма предполагает формулирование суждений и выводов на основе всестороннего осмысления имеющихся данных использованных источников.
Большое значение при написании работы имел принцип научной объективности, согласно которому при работе с источниками принималась во внимание определенная субъективность имеющихся выводов, во избежание искажения реального положения дел. Это стало возможным благодаря сопоставлению имеющихся точек зрения на проблему, а также их сравнения.
Среди общенаучных методов, в первую очередь, были использованы методы анализа и синтеза информации, метод индукции, дедуктивный метод, метод классификации, позволивший обработать подобранные источники.
Степень изученности темы. Несмотря на актуальность проблемы освещения внешней политики СССР в период «холодной войны» самой разной проблематики, в отечественной науке отсутствуют работы, в рамках которых рассматривались бы вопросы преподавания данной темы в образовательных организациях. Также отсутствуют работы, связанные с анализом школьных учебников на предмет представленности в них соответствующего фактологического и теоретического материала по проблеме.
Для анализа взглядов и существующих проблем в изучении внешней политики СССР в период «холодная война были изучены монографии, отдельные статьи российских и зарубежных историков. Стоит отметить, что на сегодняшний день существует огромное количество публикаций по разным проблемам. Среди отечественных авторов стоит отметить: С.А. Баратынский , А.А. Галкин , М.А. Гречев , А.А. Громыко , В.А. Кременюк , А.К. Лаврентьев , В.Л. Мальков , Л.Н. Нежинский , А.С. Протопопов , О.А. Ржешевский , В.А. Рыжиков , В.Г. Трухановский , А.И. Уткин , В.М. Хвостов.
Особое значение при выполнении было отдано работам, в которых помимо исследуемой проблематики, анализировались вопросы экономической и социальной сфер жизни общества. В эту когорту входят мемуары Н.С. Хрущёва , А.И. Микояна , П.А. Судоплатова, С.Ф. Ахромеева, А.Ф. Добрынина .
Большой интерес представляет информация о прошедшей эпохе, содержащаяся в сборнике статей, вышедшем под редакцией Н.И. Егорова и A. О. Чубарьяна . В сборник вошли статьи известных авторов: И.А. Агеева ,
B. М. Зубок , А.Л. Нарочницкого , Н.И. Егоровой , Д.Г. Наджарова , А.М. Филитова , А.А. Фурсенко , В.Л. Малькова, Ю.Н. Смирнова , А.А. Улуян , И.В. Гайдук.
Источниковая база исследования. Для того чтобы прийти к пониманию, как тема освещения внешней политики СССР в период «холодной войны» представлена в отечественной учебной литературе, необходимо привлечение широкого круга источников, важное место среди которых занимают нормативно-правовые документы, в которых представлена позиция государства в вопросе преподавания тем, связанных с внешней политикой. Основой для написания это работы послужили учебники по новейшей истории России рассматриваемого период времени.
Классифицируя имеющиеся источники, выделим группу, в которую входят федеральные нормативно-правовые документы (государственные стандарты, приказы 30 31 32 ) в соответствии с которыми осуществляется образовательный процесс. Во вторую группу входят школьные учебники для 9-х и 11-х классов по истории России.
Структура работы обусловлена поставленными задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, приложения, списка использованных источников и литературы. Первая глава предполагает обзорный анализ современной отечественной историографии в хронологическом ключе. Во второй главе представлен анализ школьных учебников истории для 9 класса по исследуемой проблеме. В основе анализа лежит хронологический подход, который поможет установить особенности эволюции материалов по проблеме в источниках. В третьей главе представлен анализ школьных учебников истории для 11 класса по исследуемой проблеме. В конце основной части находится приложение, которое содержит разработанные рекомендации по изучению внешней политики СССР в период «холодной войны» на современном этапе в рамках общеобразовательной школы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы определили то, как представлена тема освещения Внешней политики в период «холодной войны» в историографической литературе и на страницах школьных учебников. Какие существуют подходы, мнения, концепции, как разрабатывался стандарт, и разработали методические рекомендации по заданной теме.
Провели анализ школьных учебников по истории для 9 класса, проделали подобную процедуру с учебниками 11 класса. Были составлены таблицы, в которых проведены линии сравнения по количеству материала, качеству подачи, подходам, иллюстративному материалу, концепциям и сделаны соответствующие выводы.
Подводя итог, мы можем подчеркнуть тот факт, что освещение внешней политики СССР на современном этапе в отечественной учебной литературе проходит некоторую эволюцию. Оттолкнувшись от современных событий, мы можем предположить, что некоторая однобокость будет преодолена со временем. Это нам позволит представить эту тему более цельно и последовательно.



Источники
1. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Вестник образования. - 1998 . - №8. - С. 27-32.
2. Государственные образовательные стандарты // «История». - Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1996 . -№ 42-43.
3. Закон Российской Федерации «Об Образовании»: текст с изм. И доп. На 1992 год. - М.: Эксмо, 1992.
4. Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе // Документы - приложение к газете «Первое сентября». - 1999 . - №2.
5. Прохоров А.П. Государственные стандарты: каковы итоги? // Преподавание истории в школе. - 1997. -№1. - С . 13-15.
6. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях // Справочник преподавателя общественных дисциплин. - М., 2000.
9 класс.
1. Волобуев О.В. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010. - 318 с.: ил.
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.,1995. - 366с.: карт.
3. Данилов А.А. История России. XX - начало XXI века: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - М., 2003. - 400 с.: ил., карт.
4. Данилов А.А. История. Россия в XX - в начале XXI века. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2011. - 224 с.: ил.
5. Данилов Д.Д. История России. XX - начало XXI века: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2012. - 384 с.: ил.
6. Данилов А.А. История России. XX - начало XXI века. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2013. - 383.: ил.
7. Данилов Д.Д. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2015. - 384 с.: ил.
8. Загладин Н.В., Минаков С.Т. История России. XX век: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М., 2007. - 400 с.: ил.
9. Загладин Н.В., Минаков С.Т. История России. XX - начало XXI века: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2013. - 328 с.: ил.
10. Измозик В.С. История России: 9 класс: Учеб для общеобразоват. учреждений. - М., 2012. - 352 с.: ил.
11. Киселев А.Ф. История России. XX - начало XXI века. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2013. - 304 с.: ил., карт.
12. Рыбаков Б.А. История отечества. Учебник для общеобразоват. учреждений. - М., 1997. - 303 с.: ил.
13. Пашков Б.Г. История России. XX век. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2002. - 416 с.: ил.
14. Шестаков В.А. История России: XX - начало XXI века. 9класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2011. - 351с.: ил.
15. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XIV-XVIII вв.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 1995. - 317 с.: ил.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ