Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ

Работа №96236

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена депрессивное состояние 6
1.1 История депрессивного состояния и причины вызывающее
депрессию 6
1.2 Классификации депрессивных состояний у подростков 14
1.3 Маски подростковых депрессий 17
1.4 Подросток и суицид 22
1.5 Роль семьи в профилактике депрессивных состояний у подростка 24
1.6 Информирование родителей об опасностях и способах преодоления
депрессии у подростков 30
Глава 2. Эмпирическое исследование профилактики депрессивных состояний у подростков в условиях семьи 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Разработка программы профилактики депрессивных состояний у
подростков в условиях семьи 36
2.3 Анализ научного исследования 38
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 1 48
Приложение 2 49

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К. Э., Павлов И. П., Сеченов И. М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка — один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия — депрессивные состояния.
В настоящее время феномен депрессии является наиболее часто встречаемым психологическим расстройством на планете.
Распространенность подростковой депрессии уже превысило 40% и продолжает расти. Так же во многих работах подчеркивается частота аффективных расстройств в данном возрасте и наибольшее количество суицидов. В современном мире подросток подвергается воздействию различных негативных факторов оказывающих пагубное воздействие на мироощущение подростка.
Депрессия ложится объемным грузом не только на подростка, но и на его семью, близких, друзей и учителей, обществом в целом. Так же нельзя забывать что и сама депрессия может оказывать значительное влияние на жизнь подростка, а не только факторы ее вызывающие. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния.
Профилактика депрессивных состояний играет важную роль в создании благоприятной учебной обстановки и комфортной атмосферы дома и в семье. Работа должна проводится на протяжении всего учебного процесса и объединять в себе членов семьи, учителей и ребенка.
Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наше время наиболее частой проблемой является проблема депрессивных расстройств. А особенно это касается детей в подростковом возрасте.
Методы исследования:
- теоретические (изучение психологической, педагогической, методической, специальной и т.д. литературы);
- эмпирические (наблюдение, эксперимент, анкетирование,
изучение документов и т.д.);
- статистические.
Объект исследования: депрессивное состояние у подростков
Предмет исследования: профилактическая работа
Цель исследования: изучения влияния профилактики депрессивных состояний в условиях семьи на подростка
Задачи исследования:
1. рассмотреть понятие «феномен депрессии» в научной литературе
2. рассмотреть причины возникновения депрессивного состояния у подростков
3. изучить существующие классификации депрессивных состояний
Гипотеза исследования состоит в том, что профилактика депрессивного состояния у подростков в условиях семьи является эффективным методом борьбы с депрессивными состояниями у подростков, а том числе по средствам информирования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психическое неблагополучие подростков касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной работы было определено следующей гипотезой: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.
Проведенный в первой главе данной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие "депрессия" до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым именно взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков. При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально -типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.
Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.
На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной работы.
Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.
В практической части данной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной профилактической работы.
Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она ярко выражена лишь у 29% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания.
В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход - это совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекции, семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной работе.
Изменения, произошедшие в ходе профилактики, показали, что процесс психологических изменений депрессивных состояний у подростков осуществлялся в не полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная диагностика. С помощью Т- критерий Вилкоксона были статистически подтверждены результаты проведенной профилактической работы с депрессивными состояниями. Гипотеза о том, что информирование, как метод профилактической работы с депрессивными состояниями у подростков в условиях семьи не достаточно. Следовательно, программа, разработанная нами, оказалась не достаточно эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования гипотеза данной работы не подтвердилась, что говорит о том, что одного информирования в профилактической работе не достаточно для получения положительной динамики.



1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000. - 224 с.
2. Баярд, Р. Волнение беспокойного подростка [Текст] / Р. Баярд, Д. Баярд. - М.: Просвещение, 1978. - 315 с.
3. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь [Текст] /В.В. Бойко. - СПб.: Союз, 2012. - 160 с.
4. Бунькова К.М. Депрессии и неврозы: руководство для психолога. - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2011. - 176с.
5. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] /Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2002. - 174 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - Т.4.
7. Голант, М. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе - помоги другому [Текст] /М. Голант, С. Голант. - М.: Изд-во института психотерапии. - 2001. - 175 с.
8. Депрессия // Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., Мир, 2000. - 215 с.
9. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] /И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1997. - 315 с.
10. Зиновьев, С.В. Наследство Ниобы. Лики депрессии [Текст] /С.В. Зиновьев. - СПб.: Питер, 2002. - 128 с.
11. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] /К.Э. Изард. - СПб.: изд- во Питер, 1999. - 464 с.
12. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, 2001. - 144 с.
13. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы [Текст] / Б. Колодзин. - М.: Геодезия, 1992. - 186 с.
14. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 267 с.
15. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] /И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 324 с.
16. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности [Текст] /Л.М. Костина. - СПб.: Питер, 2002. - 198 с.
17. Кочубей, Б. Как лечить депрессию [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. - 1988. - №8. - с.18-24
18. Крайг, Г. Психология развития [Текст] /Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
19. Курпатов, А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности [Текст] / А.В. Курпатов. - СПб.: Питер, 2012. - 256 с.
20. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1969. - №1. - с.24-28.
21. Лоуэн, А. Депрессия и тело [Текст] / А. Лоуэн. - М.:
Просвещение, 2002. - 384 с.
22. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия [Текст] /Л. Мафсон, Д. Моро. - М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с.
23. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. - М.: Класс, 2001. - 384с.
24. Немов, Р.С. Психология. Кн. №2 [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение Владос, 1995.
25. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Просвещение, 1995. - 342 с.
26. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности [Текст] / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, П. Хейманс. - СПб.: Питер, 2004. - 202 с.
27. Покрасс, М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски [Текст] /М.Л. Покрасс. - Самара, 2001. - 320 с.
28. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчик О.И. и др. - СПб.: Питер, 2002. - 304 с.
29. Психологический словарь. / Общ. ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского, - М.: Просвещение, 1990. - 890 с.
30. Психология индивидуальных различий. Тексты Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.288-318.
31. Райли, Дуглас Подростковая депрессия: Почему многие дети оказываются в этом состоянии и что сделать родителям, что бы оно не закончилось трагедией [Текст] пер. с анг. Е. Лисовской. - Екатеринбург: Рама Паблишинг,2014г - 256 с.
32. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 1996. - 546 с.
33. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии [Текст] /С.П. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
34. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред.С.Ю. Головин.
- Минск: Харвест, 1997. - 897 с.
35. Снегирева, Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками [Текст] /Т.В. Снегирева // Вопросы психологии. - 1985. - № 5. - с.13-17
36. Соловьева С.Л., Успенский Ю.П., Балукова Е.В. Депрессия в терапевтической клинике(патопсихологические, психотерапевтические и психофармакотерапевтические аспекты) : руководство для врачей - СПб. : ИнформМед, 2008. - 204с.
37. Трикетт, Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги [Текст] / Ш. Трикетт. - М.: ЭКСМО, 2002. - 160 с.
38. Ханин, Ю.Л. Исследование депрессии [Текст] / Ю.Л. Ханин // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - с.34-36.
39. Холл, К. Теории личности [Текст] / К. Холл, Г. Линдсей. - М.: Просвещение, 1993. - 876 с.
40. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни. - СПб. Питер, 2002. - 224 с.
41. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон.
- М.: Просвещение, 1996. - 435 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ